реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Экологические правонарушения и преступления

реферат
p align="left"> Следует различать субъектов правонару-шения и субъектов ответственности. Административным, гражданским, трудовым законодательством, например, пре-дусмотрена ответственность третьих лиц за действия или события, к которым они объективно не причастны. Так, адми-нистративная ответственность может быть возложена на ро-дителя за действия несовершеннолетних детей, гражданско-правовая -- на перевозчика грузов или владельца источника повышенной опасности, дисциплинарная -- на начальника за действия подчиненного.

Субъектом уголовной, дисциплинарной, материальной ответственности по действующему законодательству могут быть только физические лица.

Субъектом административной и гражданско-правовой ответственности -- как физические, так и юридические лица.

Действующим законодательством предусмотрено, что административная и уголовная ответственность физических лиц за экологические правонарушения наступает с 16-летнего возраста.

В порядке гражданского судопроизводства они несут с 15 до 18 лет ограниченную ответственность, а с 18 лет -- полную, т.к. с этого возраста лицо становится полностью дееспособным.

Каких-либо возрастных ограничений относительно воз-можности возложений дисциплинарной и материальной ответ-ственности на лиц, находящихся в трудовых отношениях с ра-ботодателем, не предусмотрено.

Статья 88 Закона «Об охране окружающей природной сре-ды», учитывая положения гражданского законодательства, предусматривает исключение из общего правила о виновной ответственности. Оно относится к тем случаям, когда вред при-чиняется источником повышенной опасности. Обязанность воз-мещения вреда возлагается на владельца данного источника независимо от наличия вины. Ущерб подлежит возмещению в силу самого факта его причинения, если не будет доказано, что он произошел вследствие непреодолимой силы или умысла по-терпевшего.

На практике достаточно трудным является вопрос о раз-граничении преступлений и проступков, так как около 63% со-держащихся в УК РФ норм экологического характера сходны с кормами административного законодательства.

Объективные признаки и преступления, и проступка в них одинаковы и состоят в нарушении одних и тех же правил: ры-боловства, охоты, заготовки древесины, разработки недр, соблю-дения пожарной безопасности в лесах, сохранения чистоты водного и воздушного бассейнов и др. Поэтому при решении дан-ной проблемы органы дознания, следствия и суды зачастую до-пускают ошибки. Так, М. сетью отловил пять, а Г. и У. девять осетров, относящихся к рыбам ценных пород. К тому же каж-дым браконьером был причинен крупный ущерб. Несмотря на наличие в их деяниях признаков квалифицированного состава преступления, в возбуждении уголовного дела было отказано по тем основаниям, что виновные ранее не были судимы, имеют постоянное место жительства и работу, а ущерб возмещен.

В то же время имеются факты, когда за незначительные нарушения правил охраны природы виновные привлекаются к уголовной ответственности. Например, Т. был осужден за неза-конную добычу рыбы при отягчающих обстоятельствах, посколь-ку черпаком выловил рыбу ценной породы на незначительную сумму. Он исключительно положительно характеризовался по месту работы, имелось ходатайство трудового коллектива о передаче его на поруки. При таких обстоятельствах осуждение Т. было нецелесообразным (ст. 14 ч. 2 УК).

В связи с изложенным, большое значение приобретает разработка научно обоснованных критериев разграничения преступных и непреступных видов правонарушений в сфере экологии.

В теории преобладает позиция, согласно которой преступ-ления и проступки разграничиваются по степени общественной опасности («вредности»). Однако критерии определения этой степени, как в качественном, так и в количественном отноше-нии отсутствуют и в литературе, и в законе и сделать это не пред-ставляется возможным, поскольку математически точными, четко определенными численными показателями сущность преступления и проступка выразить нельзя.

Представляется, что общественная опасность -- совокуп-ное свойство объективных и субъективных признаков правона-рушения, которые все вместе определяют характеристику дея-ния и оцениваться могут только во взаимосвязи с другими при-знаками. Данная позиция основана на законе. В конструкции состава преступления отражаются и количественные (повторность, неоднократность, систематичность, рецидив и т.д.), и ка-чественные (место, время, способ, форма вины, наличие груп-пы, особенности субъекта и т.д.) категории.

Решение вопроса о разграничении экологических преступ-лений и проступков упрощается, когда факторы, влияющие на степень общественной опасности правонарушений, учитываются законодателем непосредственно в диспозициях правовых норм. Чаще всего в ней указываются последствия деяния, их размер, повторность преступных нарушений правил, способ действия, форма вины.

Например, незаконная охота без отягчающих обстоятельств (ч. 1 ст. 166 ранее действовавшего УК РСФСР) признавалась пре-ступной лишь в том случае, если ранее за аналогичное правона-рушение лицо подвергалось мерам административного воздей-ствия.

Часть 1 ст. 169 УК РСФСР признавала преступной неза-конную порубку леса независимо от размера причиненного вре-да и группы лесов, в которых она произведена, если порубка была совершена повторно. Единичная порубка леса, повлекшая ущерб меньший, чем указывалось в ст. 169, наказывалась в ад-министративном порядке по ст. 62--66 КАП РСФСР в зависи-мости от вида правонарушения (в УК РФ, введенном в действие с 1 января 1997 г., подобная конструкция норм устра-нена, поскольку «накопление» проступков сколько бы их ни было, не может превратить дея-ние в новое качество -- преступление).

Нарушение ветеринарных правил и правил борьбы с болез-нями и вредителями растений (ст. 249 нового УК РФ) влечет уголовную ответственность при наличии тяжких последствий, а при отсутствии таковых --административную (ст. 97,98,101 КАП РСФСР) или дисциплинарную.

Уголовная ответственность за загрязнение водоемов возни-кает, если загрязнение причинило вред здоровью людей, рыб-ным запасам, животному или растительному миру, лесному или сельскому хозяйству (ст. 250 нового УК РФ).

Загрязнение вод, не повлекшее указанных в ст. 250 УК РФ последствий, влечет административную ответственность (ст. 57 КАП РСФСР) либо дисциплинарную.

Анализируя правонарушения, следует иметь в виду, что наличие в деянии признаков преступления является достаточ-ным основанием для привлечения виновного к уголовной ответ-ственности. Так, если незаконной охотой причинен крупный ущерб либо она произведена с применением механических транспортных средств или на птиц и зверей, на которых охо-титься полностью запрещено, либо на территории государствен-ного заповедника, содеянное следует квалифицировать по ст. 258 УК РФ, хотя бы эти действия были совершены в первый раз и виновный ранее не привлекался к административной ответственности.

Сложно, а порой невозможно разграничить преступление и проступок, когда в уголовном и административном законода-тельстве их признаки описаны одинаково либо указывается лишь вид нарушения (при так называемых «простых» диспо-зициях). Хотя в части 2-й ст. 10 КАП РСФСР установлено, что «административная ответственность за правонарушения, пре-дусмотренные настоящим кодексом, наступает, если эти нару-шения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности », далеко не всегда видно, чем одно правонарушение отличается от другого, а указанное основание разграничения выглядит чис-то декларативным.

По ст. 76 КАП РСФСР наказуемо «уничтожение или по-вреждение леса в результате поджога или небрежного обраще-ния с огнем, а также нарушение требований противопожарной безопасности в лесах, повлекшее возникновение лесного пожа-ра либо распространение его на значительной площади». Сопо-ставление ее со ст. 261 УК РФ не позволяет с достаточной чет-костью отличить преступление от проступка. На наш взгляд, позволило бы это сделать указание в ст. 261 УК РФ на причине-ние пожаром существенного по размеру вреда.

Явная коллизия закона наблюдается при сопоставлении норм административного и уголовного законодательства, уста-навливающих ответственность за загрязнение атмосферы.

В ст. 77--79 КАП РСФСР предусмотрена ответственность за превышение нормативов ПДК выбросов загрязняющих ве-ществ в атмосферу, нарушение правил эксплуатации сооруже-ний и оборудования для очистки воздуха, ввод в эксплуатацию предприятий без соблюдения требований по охране атмосфер-ного воздуха. Частью 1 ст. 251 УК РФ за загрязнение воздуха или изменение его природных свойств, предусмотрена уголов-ная ответственность. По смыслу закона она наступает незави-симо от степени превышения ПДК загрязняющих веществ, на-ступления или создания реальной возможности наступления опасных последствий, в частности, за сам факт загрязнения воз-духа без превышения ПДК.

Те же действия, причинившие вред здоровью человека, наказываются по ч. 2 ст. 251 УК, а повлекшие смерть человека -- по ч. 3 данной статьи.

Применение части 1 ст. 251 УК РФ в строгом соответствии с ее буквальным содержанием означало бы практически полную остановку всех промышленных предприятий, существенное осложнение политической ситуации в стране, особенно в усло-виях кризиса экономики, привлечение к уголовной ответствен-ности за деяния, по сути являющиеся административным про-ступком, и искажение уголовной политики в области охраны окружающей природной среды. Аналогичную конструкцию имела и ст. 223 в прежнем УК РСФСР.

С учетом таких обстоятельств, Пленум Верховного Суда СССР в п. 6 постановления от 7 июля 1983 г. «О практике при-менения судами законодательства об охране природы» подверг ч. 1 ст. 223 УК РСФСР ограничительному толкованию и разъ-яснил, что (как и при загрязнении водоемов) загрязнение воз-духа может быть признано преступлением только тогда, когда в результате превышения установленных нормативов выбросов причинен вред или создана реальная опасность причинения вре-да здоровью людей, рыбным запасам, животному или раститель-ному миру, сельхозпроизводству. Очевидно, в таком же смысле следует понимать и ч. 1 ст. 251 УК РФ.

Указанные рекомендации Пленума Верховного Суда СССР, хотя и служат делу совершенствования законодательства, но не снимают проблемы законодательного разграничения преступ-лений и проступков.

Верховный суд РФ (как и Верховный суд бывшего СССР) не наделен правотворческой функцией. Хотя в постановлени-ях его, по сути, зачастую дается нормативное предписание, не предусмотренное законом, они применяются лишь при рас-смотрении конкретных уголовных дел и ограничиваются сфе-рой правосудия. К тому же не по всем вопросам разграниче-ния экологических преступлений и проступков такие разъяс-нения даны. Представляется, что несовершенство закона может быть устранено только введением в соответствующие статьи УК РФ более четких критериев криминализации, а не подобными методами судебного расширительного или ограни-чительного толкования, которые фактически подменяют ре-шения законодательного органа.

Заключение

В заключение необходимо отметить, что с каждым годом число экологических правонарушений увеличивается. Они все больше влияют на состояние общественной безопасности, в ряде регионов выступают фактором политической дестабилизации, причиняют вред не только экономике страны, но и подрывают сами биологические основы существования человека.

Всё это диктует необходимость наращивать усилия всех государственных, в том числе и правоохранительных органов, в охране и восстановлении естественной среды обитания человека. Повседневная практика свидетельствует о том, что только силами природоохранных и контролирующих органов остановить разрушительный экологический беспредел невозможно.

Эти органы снизу доверху замыкаются на исполнительную власть, принимающую окончательные экономические и экологические решения. В силу зависимого положения они часто вынуждены идти на компромиссы, потакать местническим и ведомственным интересам, а принципиальная позиция отдельных контролеров нередко властями просто игнорируется. В самих этих органах в последнее время происходит процесс коммерциализации, сращивания с теневой экономикой, укрытия злоупотреблений должностных лиц.

В сложившихся экстремальных условиях с охраной природы крайне негативно следует расценивать любые шаги, направленные на ослабление прокурорского надзора в сфере экологии. Обобщение опыта работы природоохранных прокуратур позволяет сделать вывод о необходимости дальнейшего совершенствования их деятельности, укреплении высококвалифицированными кадрами, владеющими экологическими, правовыми и экономическими знаниями, о надлежащем техническом оснащении.

Одним из путей комплексного подхода в организации природоохранной деятельности является принятие межведомственных нормативных актов, охватывающих смежные вопросы охраны окружающей среды.

Необходимо поднимать роль природоохранных прокуратур и создавать новые структуры, прообразом которых может стать экологическая милиция, так как от этого зависит не только наше здоровье но и здоровье наших потомков.

Список литературы

1. Петров В.В Экологической право в России. М.: БЕК, 1998.

2. Желваков Э.Н. Экологические правонарушения и ответственность. М.: ЭАО Бизнес-

школа "Интел-Синтез", 1997.

3. Боголюбов С.А. Экологическое право. М., 1998.

4. Экологическое право России. Учебник. Под. Ред. Ермакова В.Д. Сухарева А.Я. М.:

Институт международного права и экономики. М.: "Триада, ЛТД", 1997.

5. Уголовный кодекс РФ. М., 2002.

Страницы: 1, 2


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.