Экологические права и обязанности граждан
3 СОДЕРЖАНИЕ Введение 1 Понятие и общая характеристика экологических прав граждан 1.1 Права граждан в области охраны окружающей среды 2 Экологические обязанности граждан и их объединений 3 Экологические правомочия общественных и иных некоммерческих объединений Заключение Библиографический список ВВЕДЕНИЕ Экологические права граждан - это закрепленные в законе и гарантированные системой права возможности в сфере охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, использования естественной среды. Обеспечение экологических прав является основой экологической политики государства и целью ее осуществления. Экологические права обусловлены жизненными потребностями человека, необходимостью гарантировать экологически безопасные условия жизни человека как наивысшей социальной ценности. Экологические права граждан установлены в Законе «Об охране окружающей среды». Они связаны с правом на благоприятную экологически безопасную окружающую среду, поскольку в опасной, неблагоприятной окружающей среде нарушается право на жизнь, взрываются его естественные условия. Вопрос об экологических правах человека и гражданина является центральным в национальном и международном экологическом праве. Оно тесно связано с правом на жизнь и здравоохранение населения. 1 ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВ ГРАЖДАН Основным правом каждого человека является право на жизнь. Это положение закреплено в Конституции Российской Федерации в ч.1 ст. 20.3 Право это основано на положениях Хартии о правах человека Всемирной декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948г., Декларацией прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991г. Это право закреплено в Стокгольмской декларации, принятой на конференции ООН по охране окружающей среды (1972) и в последующих документах. Статья 42 Конституции РФ закрепляет три, по существу, самостоятельных, но тесно связанных между собой экологических права человека: 1) право на благоприятную окружающую среду; 2) право на достоверную информацию о ее состоянии; 3) право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Содержание экологических прав граждан состоит из трех частей: 1) возможность действовать определенным образом в своих интересах; 2) право требовать от субъектов исполнения их юридических обязанностей (совершать те или иные действия или воздерживаться от их совершения; 3) обращаться за защитой нарушенного права к государственным органам. Конституция впервые наделила понятие права на благоприятную окружающую среду высшей конституционной легитимностью. Право на благоприятную окружающую среду конкретизировано в ст.11 Закона РФ от 10 января 2002г. " Об охране окружающей среды". Окружающая среда является благоприятной, если ее состояние соответствует нормативам, касающимся ее чистоты, ресурсоемкости, неистощимости, экологической устойчивости, видового разнообразия и эстетического богатства. Конституцией РФ также предусмотрено право граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Достоверной является заведомо неискаженная информация об окружающей среде, которой располагают специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей среды. Уровень достоверности информации зависит от уровня развития экологической науки и техники в сфере мониторинга и контроля. Третье экологическое право, закрепленное в ст.42 Конституции РФ,- право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В Законе "Об охране окружающей среды", который занимает центральное место в системе экологического законодательства РФ, приняты основные положения следующего содержания: Статья 11 Закона провозглашает права и обязанности граждан в области охраны окружающей среды: 1. Каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. 2. Граждане имеют право: - создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды; - направлять обращения в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах проживания, мерах по ее охране; - принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иные непротиворечащие законодательству РФ акциях; - выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке; - оказывать содействие органам государственной власти РФ, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды; - обращаться в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы; - предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде; - осуществлять другие предусмотренные законодательством права. 3. Граждане обязаны: -сохранять природу и окружающую среду; -бережно относиться к природе и природным богатствам; -соблюдать иные требования законодательства. Статья 12 Права и обязанности общественных и иных некоммерческих объединений, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды, Общественные и иные некоммерческие объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, имеют право: - разрабатывать, пропагандировать и реализовать в установленном порядке программы в области охраны окружающей среды, защищать права и законные интересы граждан в области охраны окружающей среды, привлекать на добровольной основе граждан к осуществлению деятельности в области охраны окружающей среды; - за счет общественных и привлеченных средств осуществлять и пропагандировать деятельность в области охраны окружающей среды, воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности; - оказывать содействие органам государственной власти РФ, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды; - организовывать собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование, сбор подписей под петициями и принимать участие в указанных мероприятиях, в соответствии с законодательством РФ, вносить предложения о проведении референдумов по вопросам охраны окружающей среды и об обслуживании проектов, касающихся охраны окружающей среды; - обращаться в органы государственной власти РФ и местного самоуправления по вопросам о получении своевременной полной информации о состоянии окружающей среды, а также с жалобами и заявлении по вопросам негативного воздействия на окружающую среду; - организовывать и проводить в установленном порядке слушания и экологическую экспертизу по вопросам проектирования, размещения объектов, хозяйственная деятельность которых может нанести вред окружающей среде; Подавать в органы государственной власти РФ, суд и иные органы обращения об отмене решений о проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, об эксплуатации объектов, хозяйственная деятельность которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду; предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде. Статья 13 п.3 указывает на то, что должностные лица, препятствующие гражданам, общественным и иным некоммерческим объединениям в осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды, привлекаются к ответственности в установленном порядке. Статьи 11 и 12 Закона затрагивают важный элемент правового статуса гражданина России - его экологические права и обязанности. Часть из них закреплена именно в этих статьях Закона. Но некоторые экологические права и обязанности составляют содержание других законов РФ: Земельного кодекса РФ, Лесного кодекса РФ, Закона "О недрах" и других, посвященных отдельным природным ресурсам. 1.1 Права граждан в области охраны окружающей среды Право на благоприятную окружающую среду является разновидностью субъективных прав граждан, которому корреспондируют обязанности органов публичной власти по поддержанию окружающей среды в благоприятном состоянии, а также про ведению различных мероприятий по устранению отрицательных воздействий неблагоприятной среды на жизнь и здоровье людей. Субъективное право - это гарантированная государством мера возможного (дозволенного) поведения личности, важнейший элемент ее конституционного статуса. Носитель субъективного права всегда имеет выбор: действовать определенным образом или воздержаться от действий (например, требовать или не требовать от компетентных органов предоставления экологически значимой информации) Мисник, Г. А. Субъективные экологические права / г. А. Мис-ник / / Государство и право. - 2004. - № 12.. В юридической науке достаточно четко сформулированы основные различия между категориями «права человека» и «права гражданина». Суть их сводится к следующему. Права человека могут существовать независимо от их государственного признания и законодательного закрепления, вне связи их носителя с тем или иным государством. Это, таким образом, естественные неотчуждаемые права, принадлежащие каждому от рождения. Права гражданина находятся под защитой того государства, к которому принадлежит данное лицо. Таким образом, права гражданина - форма опосредования прав человека, которые признаны государством и поставлены под его защиту. При этом нельзя забывать, что множество людей в мире вообще не имеют статуса гражданина (апатриды) и, следовательно, они формально являются обладателями прав человека, но не имеют прав гражданина. Поэтому право человека и право гражданина на благоприятную окружающую среду различаются по своему объекту и субъекту. Если объектом права человека является состояние биосферы Земли в целом, благоприятное качество которой определяет здоровье всего населения планеты, то объектом права гражданина является определенное качественное состояние биосферы только Российской Федерации, как одной из частей международного сообщества. Следовательно, различными будут и субъекты данного права Бринчук, М. М. Теоретические основы экологических прав человека / М. М. Бринчук / / Государство и право. - 2004. - № 5. . Субъектами права человека являются все люди планеты, независимо от национальности, расы, гражданства, места нахождения и Т.д., а субъектами права гражданина будут являться только граждане Российской Федерации и лица, находящиеся на ее территории (иностранные граждане, апатриды). Права человека и гражданина на благоприятную окружающую среду принципиально различаются и по средствам защиты. Если право граждан на благоприятную окружающую среду защищается в судебном или административном порядке при помощи системы правоохранительных органов РФ, то для защиты права человека существует не только эта система, но и довольно сложная система международных органов по защите прав человека, включающая как региональные, так и универсальные органы. Наконец, в отличие от права человека, закрепленного главным образом в Декларациях и иных международных документах, право гражданина на благоприятную окружающую среду закреплено в Конституции и конкретизировано в отраслевом экологическом законодательстве РФ и субъектов РФ. Следует отметить, что параллельно с развитием международного сотрудничества в области экологических прав человека, на внутригосударственном уровне осуществлялась научная разработка понятия и содержания данного права. Еще до принятия действующей Конституции во многих научных работах отмечалось формирование «права на благоприятную окружающую среду». Другие ученые говорили о «праве человека и гражданина на здоровую (безопасную) окружающую среду». Однако в последнем случае, мы полагаем, что авторы обращали внимание лишь на один, хотя и важнейший элемент благоприятного качества окружающей среды - ее соответствие санитарно-гигиеническим нормативам. Существенным для определения содержания права на благоприятную окружающую среду является вопрос о содержании понятия «благоприятной окружающей среды». Закон об охране окружающей среды дает определение «благоприятной окружающей среды» в узком смысле, понимая под ней такую окружающую среду, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов. Ранее действовавший Закон об охране окружающей природной среды 1991 г., равно как и ряд действующих федеральных законов, используют термин «окружающая природная среда».
Страницы: 1, 2, 3
|