реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Древнейшие политико-правовые учения

реферат
p align="left">На страницах книги "Лунь юй" высказана мысль о том, что необходимость в государственном управлении отпадет вообще, если правила ритуала будут всеми соблюдаться. Вместе с тем Конфуций не отвергал полностью зна-чения законодательства, хотя, судя по всему, последнему он уделял лишь вспомогательную роль.

Существенную социально-политическую и регулятивную нагрузку в учении Конфуция несет принцип "исправ-ления имен" (чжэ мин). Цель "исправления имен" -- при-вести "имена" (т.е. обозначения социальных, политичес-ких и правовых статусов различных лиц и групп населе-ния в иерархической системе общества и государства) в соответствие с реальностью, обозначить место и ранг каж-дого в социальной системе, дать каждому соответствую-щее ему имя, чтобы государь был государем, сановник -- сановником, отец -- отцом, сын -- сыном, простолюдин -- простолюдином, подданный -- подданным.

Политическая программа раннего конфуцианства в целом являлась консервативной, хотя в ней содержались и прогрессивные идеи. Проведенная на практике, она спо-собствовала закреплению патриархальных отношений, ут-верждению господства наследственной аристократии.

Вместе с тем отдельные положения доктрины, как было сказано, имели прогрессивное значение. К ним следует отнести, прежде всего, идеи распространения мо-ральных знаний и обучения людей независимо от их со-словной принадлежности. Просветительская деятель-ность Конфуция и его учеников сыграла громадную роль в развитии китайской культуры.

Уже вскоре после своего возникновения конфуциан-ство стало влиятельным течением этической и политичес-кой мысли в Китае, а во II в. до н. э. было признано в Китае официальной идеологией и стало играть роль государственной религии.

в) Моизм

Основатель моизма Мо-цзы (479-400 гг. до н.э)-основатель школы моистов, раз-вивал идею естественного равенства всех людей и высту-пил с обоснованием договорной концепции возникновения государства, в основе которой лежит идея принадлежнос-ти народу верховной власти. Его учение изложе-но последователями в книге "Мо-цзы". поисках "единого образца справедливости" Мо-цзы выдвинул идею договорного происхождения государства и управления.

Эта идея единой для всех справедливости и единой законодательной власти своим острием была направлена против произвола местных властей и сановников, против "больших людей -- ванов, гунов", устанавливающих свои порядки, прибегающих к жестоким наказаниям и насилию, что, по смыслу договорной концепции Мо-цзы, противо-речит всеобщему соглашению о верховной власти и ее прерогативе устанавливать единый и общеобязательный "образец справедливости".

Моизм выражал интересы мелких собственников -- свободных земледельцев, ремесленников, торговцев, низших чинов в государственном аппарате, социальное положение которых было неустойчиво и противоречиво. С одной стороны, они были близки к трудящимся мас-сам и в известной степени восприняли их убеждения, а с другой, -- добившись определенного положения в обще-стве, стремились приблизиться к правящей верхушке, требовали для себя привилегий высших сословий. Таки-ми же противоречиями было пронизано учение моистов.

Воспроизводя некоторые представления социальных низов, моисты осуждали замещение государственных должностей по принципам происхождения и родства. Они доказывали, что все люди равны перед божественным небом: "Небо не различает малых и больших, знатных и подлых; все люди -- слуги неба". На государственную службу следует выдвигать наиболее мудрых независимо от происхождения. С этих позиций ими подвергалась крити-ке и примиренческая доктрина конфуцианцев, которая до-пускала врожденные знания у наследственных аристокра-тов и ограничивала выдвижение мудрых своего рода цен-зом образования. Источником мудрости, указывал Мо-цзы, являются не врожденные добродетели и не чтение книг, а знания, почерпнутые из жизни простого народа. Управление государством не требует обучения. Способ-ности человека к государственному управлению определя-ются его деловыми качествами -- желанием служить про-столюдинам, усердием в делах и т. п. "Если человек имеет способности, то его нужно выдвигать, хотя бы он был про-стым земледельцем или ремесленником".

В подтверждение этого вывода Мо-цзы ссылался на пример древних. Первым правителем, согласно концеп-ции, люди избрали самого достойного. Получив от неба и духов право на управление Поднебесной, он стал госу-дарем -- "сыном неба". Древние правители, утверждал Мо-цзы, приносили пользу всему народу. Среди них многие были выходцами из низших сословий: один сначала лепил горшки, другой был рабом, третий -- камен-щиком Причиной нынешних неурядиц и хаоса является то, что правители отвергли заветы старины, предаются алчности, ведут из-за этого нескончаемые войны, повер-гают простолюдинов в нищету. Учение моизма о выдви-жении мудрых содержало в зародыше идею равенства, обосновывало возможность передачи верховной власти представителям трудового народа.

Противоречия в учении моистов начинались тогда, когда они переходили от критики существующих поряд-ков к изложению принципов и методов управления в идеальном государстве.

В противовес конфуцианскому принципу человеко-любия Мо цзы выдвинул принцип всеобщей любви. Конфуцианское человеколюбие, говорил он, представля-ет собой корыстную любовь, основанную на привязан-ности по крови и приоритете родственных связей. Но такая любовь еще не является настоящей любовью. Ис-тинное человеколюбие подразумевает одинаково спра-ведливые отношения ко всем людям без различия родст-ва или сословий. Мо-цзы мечтал о том, чтобы "люди по-могали друг другу, чтобы сильный помогал слабому, чтобы люди учили друг друга, чтобы знающий учил не-знающего, делили бы имущество друг с другом". В этой части концепция опиралась на бытовавшие в общинах представления о взаимовыручке и имущественных пере-делах.

Идеальной организацией власти Мо-цзы считал госу-дарство с мудрым правителем во главе и отлаженной ис-полнительской службой. В единообразном исполнении чиновниками воли государя он видел залог и основу прочности власти. Для установления же полного единст-ва государства предлагалось насаждать единомыслие, ис-коренять вредные учения и поощрять доносы "Услышав о хорошем или плохом, каждый должен сообщить об этом вышестоящему, и то, что вышестоящий находит правильным, все должны признать правильным, а то, что вышестоящий находит неправильным, все должны признать неправильным" Поддерживать данный порядок следовало при помощи наказаний и наград, соразмерных совершаемым поступкам.

Таким образом, в концепции моизма идеи равенства были фактически отброшены; концепция завершалась восхвалением деспотически-бюрократического государ-ства, исключавшего всякую возможность не только учас-тия народа в управлении, но и обсуждения им государст-венных дел. Взгляды Мо-цзы на государственное единст-во приближались к идее централизации власти.

В истории китайской политической мысли учение Мо-цзы занимает промежуточную ступень между конфу-цианством, выдержанным в духе патриархальной морали, и практико-прикладной теорией легистов (законников). Моизм отражал результаты перерастания патриархальной общины в территориальную, развития отношений, по-строенных на расчете и соображениях выгоды, но вос-производил идеологию слоев, которые не способны были преодолеть общинные связи. В политической про-грамме моизма просматриваются как прогрессивные, так и консервативные тенденции.

г) Легизм

Интересы имущественной и служилой знати отстаи-вали легисты, или законники. Крупнейший представи-тель раннего легизма Шан Ян (ок. 390--338 гг до н. э), инициатор знаменитых реформ, узаконивших в стране частную собственность на землю, один из основателей школы “законников”. Составленные им про-екты реформ и указов вошли в трактат "Шан цзюнь шу" ("Книга правителя области Шан"). Учение легизма существенно отличалось от предшест-вующих концепций.

Шан Ян выступил с обоснованием управления, опи-рающегося на законы (фа) и суровые наказания. Критикуя распространенные в его время и влиятельные конфуци-анские представления и идеалы в сфере управления (при-верженность старым обычаям и ритуалам, устоявшимся законам и традиционной этике и т. д.), Шан Ян замечает, что люди, придерживающиеся подобных взглядов, могут "лишь занимать должности и блюсти законы, однако они не способны обсуждать (вопросы), выходящие за рамки старых законов".

В целом вся концепция управления, предлагаемая Шан Яном, пронизана враждебностью к людям, крайне низкой оценкой их качеств и уверенностью, что посредством на-сильственных мер (или, что для него то же самое, -- жестоких законов) их можно подчинить желательному "порядку.

Другую особенность легизма составили элементы исто-рического подхода к общественным явлениям. Поскольку частнособственнические интересы новой аристократии противоречили архаическим устоям общинной жизни, по-стольку ее идеологам приходилось апеллировать не к авто-ритету традиций, а к изменению социальных условий по сравнению с прошлым. В противоположность даосам, конфуцианцам и монетам, призывавшим восстановить древние порядки, легисты доказывали невозможность воз-врата к старине "Для того чтобы принести пользу государ-ству, не обязательно подражать древности". Хотя легисты были далеки от изучения действительных исторических процессов и, как правило, ограничивались простым про-тивопоставлением современности прошлому, их истори-ческие взгляды способствовали преодолению традициона-листских воззрений, расшатывали религиозные предрас-судки и подготавливали тем самым условия для создания светской политической теории.

Идеологи легизма намечали провести обширный ком-плекс экономических и политических реформ. В области управления предлагалось сосредоточить всю полноту власти в руках верховного правителя, лишить наместни-ков властных полномочий и превратить их в обыкновен-ных чиновников. Умный правитель, говорится в трактате "Шан цзюнь шу", "не потворствует смуте, а берет власть в свои руки, устанавливает закон и с помощью законов наводит порядок".

Намечалось также упразднить переда-чу должностей по наследству. На административные посты Шан Ян рекомендовал выдвигать в первую оче-редь тех, кто доказал свою преданность государю на службе в войске. Чтобы обеспечить представительство зажиточных слоев в государственном аппарате, предус-матривалась продажа чиновничьих должностей. Деловые качества при этом не учитывались. Шан Ян предъявлял к чиновникам лишь одно требование -- слепо повиноваться государю.

Легисты считали необходимым ограничить общинное самоуправление, подчинить семейные кланы и патрони-мии местной администрации. Не отрицая общинного самоуправления в принципе, Шан Ян выступал с проекта-ми реформ (районирования страны, службы чиновничест-ва на местах и др.), которые преследовали цель поставить граждан под непосредственный контроль государственной власти. Реализация этих проектов положила начало терри-ториальному подразделению граждан в Китае.

Предлагалось также установить единые для всего го-сударства законы. Как и другие ранние легисты, Шан Ян не помышлял еще о полной замене обычного права за-конодательством. Под законом он понимал репрессив-ную политику (уголовный закон) и административные распоряжения правительства.

Отношения между властью и народом Шан Ян рассмат-ривал как противоборство враждующих сторон. В образцовом государстве власть правителя опирается на силу и никаким законом не связана. Шан Яну не известны представления о правах граждан, их законных гарантиях и т.п. Закон выступает у него средством устрашающего пре-вентивного террора. За малейший проступок, убеждал Шан Ян, следует карать смертной казнью. Эту каратель-ную практику должна была дополнить политика, искоре-няющая инакомыслие и оглупляющая народ.

Высшей целью деятельности государя Шан Ян считал создание могущественной власти, способной объединить Китай путем захватнических войн.

Легизм содержал наиболее полную программу центра-лизации государства, и его рекомендации были использо-ваны при объединении страны под властью императора Цинь Шихуана (III в. до н.э.). Официальное признание учения в то же время имело крайне негативные последст-вия. Практическое применение легистских концепций со-провождалось усилением деспотизма, эксплуатации наро-да, внедрением в сознание подданных животного страха перед правителем и всеобщей подозрительности. Учиты-вая недовольство широких масс легистскими порядками, последователи Шан Яна отказались от наиболее одиозных положений и, наполняя легизм моральным содержанием, сближали его с даосизмом либо конфуцианством. Легистские воззрения, кроме Шан Яна, разделяли и развивали многие видные представители влиятельной школы фацзя (Цзын Чань, Шэнь Бу-хай, Хань Фэй и др.).

В рамках легистской доктрины Хавь Фэй (III в. до н. э.) выступал за дополнение законов искусством управления. Это, по существу, означало признание недостаточности одних лишь тяжких наказаний в качестве средства управ-ления. Отсюда и его частичная критика в адрес легистов Шан Яна и Шэнь Бу-хая: "Эти двое не совсем тщательно отработали законы и искусство управления".

В 11--1 вв. до н.э. конфуцианство, дополненное идеями легизма, утверждается в качестве государственной религии Китая. Школа моистов постепенно отмирает. Даосизм, переплетаясь с буддизмом и местными верованиями, при-обретает черты магии и со временем утрачивает влияние на развитие политической идеологии.

Официальным учением императорского Китая конфу-цианство оставалось вплоть до Синхайской революции 1911-1913 гг.

Заключение

В результате всех этих усилий уже ко 2 в. до н.э. официальная государственная идеология в Древнем Китае совмещала в себе положения как легизма, так и конфуцианства, причем последнему нередко, по существу, отводилась роль привлекательного фасада и прикрытия. Подобный идейнотеоретический симбиоз различных концепций управления и правопонимания сыграл значительную роль во всем последующем развитии государства права в Китае.

Изучение политико-правовой мысли Древнего Восто-ка имеет не только познавательное, но и теоретическое значение. Документы и памятники литературы, дошед-шие до нас от древнейших цивилизаций Египта, Месо-потамии, Палестины, Индии и Китая, позволяют про-следить формирование политических и правовых идей на самых ранних этапах становления классового общества.

Некоторые течения общественной мысли, зародив-шиеся в глубокой древности, переживают сегодня пери-од своеобразного возрождения. Например, в Китае после окончания пресловутой "культурной революции" вновь получило официальное признание конфуцианство. В ряде государств Юго-Восточной Азии политико-право-вая идеология развивается под воздействием концепций "буддистского социализма". С этими процессами до из-вестной степени связано и распространение восточных религиозных культов в промышленно развитых странах, включая Россию, где за последние годы появилось нема-ло почитателей кришнаизма и других течений.

Современное содержание религиозных и морально-политических доктрин, возникших в государствах Древ-него Востока, расходится с их первоначальным смыслом. Было бы поэтому серьезным просчетом отыскивать в них общечеловеческие ценности, вечные начала справед-ливости и т.п. В частности, конфуцианские принципы человеколюбия первоначально относились только к ки-тайцам и сочетались с представлением о том, что Китай -- это центр Поднебесной, которому должны под-чиниться все остальные народы. Исторически адекватное освещение политико-правовых концепций прошлого требует учитывать обстановку, в которой они зароди-лись, и не допускает их модернизации.

Методологическое значение истории Востока опреде-ляется также тем, что несмотря на многочисленные ис-следования, проведенные за последние десятилетия, об-щественная мысль народов Востока остается менее изу-ченной, чем социальные доктрины, получившие распро-странение в Западной Европе.

В настоящее время интерес к идейному наследию Древнего Востока заметно возрос. Его стимулировало национально-освободительное движение в Индии, Китае, Египте и других странах, входивших в состав древневосточного региона. Образование независимых го-сударств с древней и самобытной культурой усилило ин-терес к их историческому прошлому. Немаловажную роль при этом сыграло пробуждение национального самосознания народов Востока, стремление молодых го-сударств сохранить (или воссоздать) традиции, унаследо-ванные от предшествующих эпох.

Современное содержание религиозных и морально-политических доктрин, возникших в государствах Древ-него Востока, расходится с их первоначальным смыслом. Было бы поэтому серьезным просчетом отыскивать в них общечеловеческие ценности, вечные начала справед-ливости и т.п. В частности, конфуцианские принципы человеколюбия первоначально относились только к ки-тайцам и сочетались с представлением о том, что Китай -- это центр Поднебесной, которому должны под-чиниться все остальные народы. Исторически адекватное освещение политико-правовых концепций прошлого требует учитывать обстановку, в которой они зароди-лись, и не допускает их модернизации.

Список литературы:

1. “История политических и правовых учений”. Учебник для вузов.Под общей редакцией члена-корреспондента РАН, доктора юридических наук, профессора В.С.Нерсесянца. Издательство НОРМА, 1999г.

2. “История политических и правовых учений”. Краткий учебный курс. Под общей редакцией члена-корреспондента РАН, доктора юридических наук, профессора В.С.Нерсесянца. Издательство НОРМА, Москва, 2001 г.

3. “История политических и правовых учений”. Учебник для вузов. Под редакцией О.Э. Лейста. Издательство “Юридическая литература”, 1997г.

4. “История политических и правовых учений”. Учебник для юридических вузов. Под редакцией О.Э. Лейста. Издательство “Зерцало”, 1999 г.

5. «Всеобщая история права и государства». Учебник для вузов. Издательство НОРМА, Москва, 2001 г.

Страницы: 1, 2


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.