p align="left">На страницах книги "Лунь юй" высказана мысль о том, что необходимость в государственном управлении отпадет вообще, если правила ритуала будут всеми соблюдаться. Вместе с тем Конфуций не отвергал полностью зна-чения законодательства, хотя, судя по всему, последнему он уделял лишь вспомогательную роль. Существенную социально-политическую и регулятивную нагрузку в учении Конфуция несет принцип "исправ-ления имен" (чжэ мин). Цель "исправления имен" -- при-вести "имена" (т.е. обозначения социальных, политичес-ких и правовых статусов различных лиц и групп населе-ния в иерархической системе общества и государства) в соответствие с реальностью, обозначить место и ранг каж-дого в социальной системе, дать каждому соответствую-щее ему имя, чтобы государь был государем, сановник -- сановником, отец -- отцом, сын -- сыном, простолюдин -- простолюдином, подданный -- подданным. Политическая программа раннего конфуцианства в целом являлась консервативной, хотя в ней содержались и прогрессивные идеи. Проведенная на практике, она спо-собствовала закреплению патриархальных отношений, ут-верждению господства наследственной аристократии. Вместе с тем отдельные положения доктрины, как было сказано, имели прогрессивное значение. К ним следует отнести, прежде всего, идеи распространения мо-ральных знаний и обучения людей независимо от их со-словной принадлежности. Просветительская деятель-ность Конфуция и его учеников сыграла громадную роль в развитии китайской культуры. Уже вскоре после своего возникновения конфуциан-ство стало влиятельным течением этической и политичес-кой мысли в Китае, а во II в. до н. э. было признано в Китае официальной идеологией и стало играть роль государственной религии. в) Моизм Основатель моизма Мо-цзы (479-400 гг. до н.э)-основатель школы моистов, раз-вивал идею естественного равенства всех людей и высту-пил с обоснованием договорной концепции возникновения государства, в основе которой лежит идея принадлежнос-ти народу верховной власти. Его учение изложе-но последователями в книге "Мо-цзы". поисках "единого образца справедливости" Мо-цзы выдвинул идею договорного происхождения государства и управления. Эта идея единой для всех справедливости и единой законодательной власти своим острием была направлена против произвола местных властей и сановников, против "больших людей -- ванов, гунов", устанавливающих свои порядки, прибегающих к жестоким наказаниям и насилию, что, по смыслу договорной концепции Мо-цзы, противо-речит всеобщему соглашению о верховной власти и ее прерогативе устанавливать единый и общеобязательный "образец справедливости". Моизм выражал интересы мелких собственников -- свободных земледельцев, ремесленников, торговцев, низших чинов в государственном аппарате, социальное положение которых было неустойчиво и противоречиво. С одной стороны, они были близки к трудящимся мас-сам и в известной степени восприняли их убеждения, а с другой, -- добившись определенного положения в обще-стве, стремились приблизиться к правящей верхушке, требовали для себя привилегий высших сословий. Таки-ми же противоречиями было пронизано учение моистов. Воспроизводя некоторые представления социальных низов, моисты осуждали замещение государственных должностей по принципам происхождения и родства. Они доказывали, что все люди равны перед божественным небом: "Небо не различает малых и больших, знатных и подлых; все люди -- слуги неба". На государственную службу следует выдвигать наиболее мудрых независимо от происхождения. С этих позиций ими подвергалась крити-ке и примиренческая доктрина конфуцианцев, которая до-пускала врожденные знания у наследственных аристокра-тов и ограничивала выдвижение мудрых своего рода цен-зом образования. Источником мудрости, указывал Мо-цзы, являются не врожденные добродетели и не чтение книг, а знания, почерпнутые из жизни простого народа. Управление государством не требует обучения. Способ-ности человека к государственному управлению определя-ются его деловыми качествами -- желанием служить про-столюдинам, усердием в делах и т. п. "Если человек имеет способности, то его нужно выдвигать, хотя бы он был про-стым земледельцем или ремесленником". В подтверждение этого вывода Мо-цзы ссылался на пример древних. Первым правителем, согласно концеп-ции, люди избрали самого достойного. Получив от неба и духов право на управление Поднебесной, он стал госу-дарем -- "сыном неба". Древние правители, утверждал Мо-цзы, приносили пользу всему народу. Среди них многие были выходцами из низших сословий: один сначала лепил горшки, другой был рабом, третий -- камен-щиком Причиной нынешних неурядиц и хаоса является то, что правители отвергли заветы старины, предаются алчности, ведут из-за этого нескончаемые войны, повер-гают простолюдинов в нищету. Учение моизма о выдви-жении мудрых содержало в зародыше идею равенства, обосновывало возможность передачи верховной власти представителям трудового народа. Противоречия в учении моистов начинались тогда, когда они переходили от критики существующих поряд-ков к изложению принципов и методов управления в идеальном государстве. В противовес конфуцианскому принципу человеко-любия Мо цзы выдвинул принцип всеобщей любви. Конфуцианское человеколюбие, говорил он, представля-ет собой корыстную любовь, основанную на привязан-ности по крови и приоритете родственных связей. Но такая любовь еще не является настоящей любовью. Ис-тинное человеколюбие подразумевает одинаково спра-ведливые отношения ко всем людям без различия родст-ва или сословий. Мо-цзы мечтал о том, чтобы "люди по-могали друг другу, чтобы сильный помогал слабому, чтобы люди учили друг друга, чтобы знающий учил не-знающего, делили бы имущество друг с другом". В этой части концепция опиралась на бытовавшие в общинах представления о взаимовыручке и имущественных пере-делах. Идеальной организацией власти Мо-цзы считал госу-дарство с мудрым правителем во главе и отлаженной ис-полнительской службой. В единообразном исполнении чиновниками воли государя он видел залог и основу прочности власти. Для установления же полного единст-ва государства предлагалось насаждать единомыслие, ис-коренять вредные учения и поощрять доносы "Услышав о хорошем или плохом, каждый должен сообщить об этом вышестоящему, и то, что вышестоящий находит правильным, все должны признать правильным, а то, что вышестоящий находит неправильным, все должны признать неправильным" Поддерживать данный порядок следовало при помощи наказаний и наград, соразмерных совершаемым поступкам. Таким образом, в концепции моизма идеи равенства были фактически отброшены; концепция завершалась восхвалением деспотически-бюрократического государ-ства, исключавшего всякую возможность не только учас-тия народа в управлении, но и обсуждения им государст-венных дел. Взгляды Мо-цзы на государственное единст-во приближались к идее централизации власти. В истории китайской политической мысли учение Мо-цзы занимает промежуточную ступень между конфу-цианством, выдержанным в духе патриархальной морали, и практико-прикладной теорией легистов (законников). Моизм отражал результаты перерастания патриархальной общины в территориальную, развития отношений, по-строенных на расчете и соображениях выгоды, но вос-производил идеологию слоев, которые не способны были преодолеть общинные связи. В политической про-грамме моизма просматриваются как прогрессивные, так и консервативные тенденции. г) Легизм Интересы имущественной и служилой знати отстаи-вали легисты, или законники. Крупнейший представи-тель раннего легизма Шан Ян (ок. 390--338 гг до н. э), инициатор знаменитых реформ, узаконивших в стране частную собственность на землю, один из основателей школы “законников”. Составленные им про-екты реформ и указов вошли в трактат "Шан цзюнь шу" ("Книга правителя области Шан"). Учение легизма существенно отличалось от предшест-вующих концепций. Шан Ян выступил с обоснованием управления, опи-рающегося на законы (фа) и суровые наказания. Критикуя распространенные в его время и влиятельные конфуци-анские представления и идеалы в сфере управления (при-верженность старым обычаям и ритуалам, устоявшимся законам и традиционной этике и т. д.), Шан Ян замечает, что люди, придерживающиеся подобных взглядов, могут "лишь занимать должности и блюсти законы, однако они не способны обсуждать (вопросы), выходящие за рамки старых законов". В целом вся концепция управления, предлагаемая Шан Яном, пронизана враждебностью к людям, крайне низкой оценкой их качеств и уверенностью, что посредством на-сильственных мер (или, что для него то же самое, -- жестоких законов) их можно подчинить желательному "порядку. Другую особенность легизма составили элементы исто-рического подхода к общественным явлениям. Поскольку частнособственнические интересы новой аристократии противоречили архаическим устоям общинной жизни, по-стольку ее идеологам приходилось апеллировать не к авто-ритету традиций, а к изменению социальных условий по сравнению с прошлым. В противоположность даосам, конфуцианцам и монетам, призывавшим восстановить древние порядки, легисты доказывали невозможность воз-врата к старине "Для того чтобы принести пользу государ-ству, не обязательно подражать древности". Хотя легисты были далеки от изучения действительных исторических процессов и, как правило, ограничивались простым про-тивопоставлением современности прошлому, их истори-ческие взгляды способствовали преодолению традициона-листских воззрений, расшатывали религиозные предрас-судки и подготавливали тем самым условия для создания светской политической теории. Идеологи легизма намечали провести обширный ком-плекс экономических и политических реформ. В области управления предлагалось сосредоточить всю полноту власти в руках верховного правителя, лишить наместни-ков властных полномочий и превратить их в обыкновен-ных чиновников. Умный правитель, говорится в трактате "Шан цзюнь шу", "не потворствует смуте, а берет власть в свои руки, устанавливает закон и с помощью законов наводит порядок". Намечалось также упразднить переда-чу должностей по наследству. На административные посты Шан Ян рекомендовал выдвигать в первую оче-редь тех, кто доказал свою преданность государю на службе в войске. Чтобы обеспечить представительство зажиточных слоев в государственном аппарате, предус-матривалась продажа чиновничьих должностей. Деловые качества при этом не учитывались. Шан Ян предъявлял к чиновникам лишь одно требование -- слепо повиноваться государю. Легисты считали необходимым ограничить общинное самоуправление, подчинить семейные кланы и патрони-мии местной администрации. Не отрицая общинного самоуправления в принципе, Шан Ян выступал с проекта-ми реформ (районирования страны, службы чиновничест-ва на местах и др.), которые преследовали цель поставить граждан под непосредственный контроль государственной власти. Реализация этих проектов положила начало терри-ториальному подразделению граждан в Китае. Предлагалось также установить единые для всего го-сударства законы. Как и другие ранние легисты, Шан Ян не помышлял еще о полной замене обычного права за-конодательством. Под законом он понимал репрессив-ную политику (уголовный закон) и административные распоряжения правительства. Отношения между властью и народом Шан Ян рассмат-ривал как противоборство враждующих сторон. В образцовом государстве власть правителя опирается на силу и никаким законом не связана. Шан Яну не известны представления о правах граждан, их законных гарантиях и т.п. Закон выступает у него средством устрашающего пре-вентивного террора. За малейший проступок, убеждал Шан Ян, следует карать смертной казнью. Эту каратель-ную практику должна была дополнить политика, искоре-няющая инакомыслие и оглупляющая народ. Высшей целью деятельности государя Шан Ян считал создание могущественной власти, способной объединить Китай путем захватнических войн. Легизм содержал наиболее полную программу центра-лизации государства, и его рекомендации были использо-ваны при объединении страны под властью императора Цинь Шихуана (III в. до н.э.). Официальное признание учения в то же время имело крайне негативные последст-вия. Практическое применение легистских концепций со-провождалось усилением деспотизма, эксплуатации наро-да, внедрением в сознание подданных животного страха перед правителем и всеобщей подозрительности. Учиты-вая недовольство широких масс легистскими порядками, последователи Шан Яна отказались от наиболее одиозных положений и, наполняя легизм моральным содержанием, сближали его с даосизмом либо конфуцианством. Легистские воззрения, кроме Шан Яна, разделяли и развивали многие видные представители влиятельной школы фацзя (Цзын Чань, Шэнь Бу-хай, Хань Фэй и др.). В рамках легистской доктрины Хавь Фэй (III в. до н. э.) выступал за дополнение законов искусством управления. Это, по существу, означало признание недостаточности одних лишь тяжких наказаний в качестве средства управ-ления. Отсюда и его частичная критика в адрес легистов Шан Яна и Шэнь Бу-хая: "Эти двое не совсем тщательно отработали законы и искусство управления". В 11--1 вв. до н.э. конфуцианство, дополненное идеями легизма, утверждается в качестве государственной религии Китая. Школа моистов постепенно отмирает. Даосизм, переплетаясь с буддизмом и местными верованиями, при-обретает черты магии и со временем утрачивает влияние на развитие политической идеологии. Официальным учением императорского Китая конфу-цианство оставалось вплоть до Синхайской революции 1911-1913 гг. Заключение В результате всех этих усилий уже ко 2 в. до н.э. официальная государственная идеология в Древнем Китае совмещала в себе положения как легизма, так и конфуцианства, причем последнему нередко, по существу, отводилась роль привлекательного фасада и прикрытия. Подобный идейнотеоретический симбиоз различных концепций управления и правопонимания сыграл значительную роль во всем последующем развитии государства права в Китае. Изучение политико-правовой мысли Древнего Восто-ка имеет не только познавательное, но и теоретическое значение. Документы и памятники литературы, дошед-шие до нас от древнейших цивилизаций Египта, Месо-потамии, Палестины, Индии и Китая, позволяют про-следить формирование политических и правовых идей на самых ранних этапах становления классового общества. Некоторые течения общественной мысли, зародив-шиеся в глубокой древности, переживают сегодня пери-од своеобразного возрождения. Например, в Китае после окончания пресловутой "культурной революции" вновь получило официальное признание конфуцианство. В ряде государств Юго-Восточной Азии политико-право-вая идеология развивается под воздействием концепций "буддистского социализма". С этими процессами до из-вестной степени связано и распространение восточных религиозных культов в промышленно развитых странах, включая Россию, где за последние годы появилось нема-ло почитателей кришнаизма и других течений. Современное содержание религиозных и морально-политических доктрин, возникших в государствах Древ-него Востока, расходится с их первоначальным смыслом. Было бы поэтому серьезным просчетом отыскивать в них общечеловеческие ценности, вечные начала справед-ливости и т.п. В частности, конфуцианские принципы человеколюбия первоначально относились только к ки-тайцам и сочетались с представлением о том, что Китай -- это центр Поднебесной, которому должны под-чиниться все остальные народы. Исторически адекватное освещение политико-правовых концепций прошлого требует учитывать обстановку, в которой они зароди-лись, и не допускает их модернизации. Методологическое значение истории Востока опреде-ляется также тем, что несмотря на многочисленные ис-следования, проведенные за последние десятилетия, об-щественная мысль народов Востока остается менее изу-ченной, чем социальные доктрины, получившие распро-странение в Западной Европе. В настоящее время интерес к идейному наследию Древнего Востока заметно возрос. Его стимулировало национально-освободительное движение в Индии, Китае, Египте и других странах, входивших в состав древневосточного региона. Образование независимых го-сударств с древней и самобытной культурой усилило ин-терес к их историческому прошлому. Немаловажную роль при этом сыграло пробуждение национального самосознания народов Востока, стремление молодых го-сударств сохранить (или воссоздать) традиции, унаследо-ванные от предшествующих эпох. Современное содержание религиозных и морально-политических доктрин, возникших в государствах Древ-него Востока, расходится с их первоначальным смыслом. Было бы поэтому серьезным просчетом отыскивать в них общечеловеческие ценности, вечные начала справед-ливости и т.п. В частности, конфуцианские принципы человеколюбия первоначально относились только к ки-тайцам и сочетались с представлением о том, что Китай -- это центр Поднебесной, которому должны под-чиниться все остальные народы. Исторически адекватное освещение политико-правовых концепций прошлого требует учитывать обстановку, в которой они зароди-лись, и не допускает их модернизации. Список литературы: 1. “История политических и правовых учений”. Учебник для вузов.Под общей редакцией члена-корреспондента РАН, доктора юридических наук, профессора В.С.Нерсесянца. Издательство НОРМА, 1999г. 2. “История политических и правовых учений”. Краткий учебный курс. Под общей редакцией члена-корреспондента РАН, доктора юридических наук, профессора В.С.Нерсесянца. Издательство НОРМА, Москва, 2001 г. 3. “История политических и правовых учений”. Учебник для вузов. Под редакцией О.Э. Лейста. Издательство “Юридическая литература”, 1997г. 4. “История политических и правовых учений”. Учебник для юридических вузов. Под редакцией О.Э. Лейста. Издательство “Зерцало”, 1999 г. 5. «Всеобщая история права и государства». Учебник для вузов. Издательство НОРМА, Москва, 2001 г.
Страницы: 1, 2
|