реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Допрос подозреваемого

реферат

Допрос подозреваемого

4

Допрос подозреваемого

Содержание

Введение 3

1. Понятие подозреваемого в уголовном процессе 5

1.1 Общее понятие участников уголовного процесса 5

1.2 Понятие подозреваемого 7

2. Понятие следственного действия допрос подозреваемого 11

Заключение 25

Список использованных источников 27

Введение

Досудебное производство по уголовному делу, имея своим назначением не только защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, но и защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод, и в своей определенной законодателем и получившей толкование в судебных решениях процессуальной форме закрепляя ряд процессуальных действий, именует процесс получения уполномоченным должностным лицом правоохранительных органов той информации об обстоятельствах, имеющих значение для расследования уголовного дела и потому подлежащих установления допросом.

Такое процессуальное действие как допрос, имея своим предметом информацию о тех или иных обстоятельствах, обладающих уголовно-правовым значением, и представляющее собой беседу следователя, иного должностного лица органов правопорядка, с одной стороны, и лица, обладающего такой информации, с другой, в определенной законодателем уголовно-процессуальной форме, занимает в иерархии следственных действий свое, первейшее место. Сформировавшись на протяжении сотен лет эта уголовная процедура не находит себе равных в получении информации, имеющей доказательственное значение по делу, дополняя, используясь в комплексе иных следственных действий, имея своим назначением эффективное расследование уголовного дела.

Такая юридическая процедура, доказав свою эффективность, получила воплощение в нормах не только уголовно-процессуального законодательства, но также и в нормах административного процесса.

Необходимость фиксации в протоколе следственного действия, в приложениях к протоколу информации в виде схем, аудио-, кино-, видеозаписи и удостоверение идентичности зафиксированной информации и той, которая была сообщена допрошенным, а также иные требования к процессу осуществления такого рода мероприятий как раз и позволяет достичь баланса интересов общества, государства и граждан в вопросах, связанных с подчас существенным ограничением прав и свобод граждан, и возникающих в процессе уголовного судопроизводства.

Целью представленной курсовой работы является исследование непосредственно процедуры производства такого следственного действия как допрос, его специфики.

Во исполнение указанной цели перед нами поставлены следующие задачи:

- определение понятия подозреваемого в уголовном процессе;

- определение понятия такого следственного действия как допрос подозреваемого;

Нормативной базой исследования стал Уголовно-процессуальный Кодекс Республики Беларусь (УПК РБ). Теоретической базой работы послужили монография, учебные и методические материалы, комментарии.

Теоретическое и практическое значение исследования заключается в обобщении нормативного материала и теории в вопросе порядка производства допроса подозреваемого по уголовным делам.

1. Понятие подозреваемого в уголовном процессе

1.1 Общее понятие участников уголовного процесса

Участники уголовного процесса - это государственные органы, должностные лица, граждане, юридические лица, участвующие в уголовном процессе и наделенные определенными правами и обязанностями.

В зависимости от стоящих перед ними задач, интересов и осуществляемых функций участники уголовного процесса могут быть классифицированы следующим образом:

1) государственные органы и должностные лица, осуществляющие производство по уголовному делу. К ним относятся суд, прокурор, следователь, дознаватель, орган дознания [3].

Суд занимает особое место среди участников уголовного судопроизводства, поскольку только суду предоставлено право осуществлять правосудие, в том числе путем рассмотрения уголовных дел, реализуя при этом функцию разрешения уголовного дела.

Прокурор, следователь, начальник следственного подразделения, орган дознания и дознаватель отстаивают в деле публичные интересы и обладают властными полномочиями. Они решают вопросы о начале процесса, о производстве тех или иных следственных и судебных действий, о признании (привлечении к участию в уголовном деле) конкретных лиц в качестве участников процесса. Закон наделяет их правом осуществлять собирание доказательств путем производства следственных и иных процессуальных действий предусмотренных УПК РБ, обязывает быстро и полно раскрыть преступление, изобличить виновных и обеспечить правильное применение закона с тем, чтобы каждый, кто совершил преступление, был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден.

Органы государства, защищая в процессе своей деятельности публичные интересы, действуют строго в пределах своих полномочий и в соответствии с действующим законодательством [1].

2) лица, интересы которых затрагиваются в уголовном процессе (заинтересованные в исходе дела): обвиняемый, подозреваемый, потерпевший, частный обвинитель, гражданский истец, гражданский ответчик. Данные участники отстаивают в деле личные интересы.

3)лица, представляющие или защищающие в уголовном процессе интересы других его участников. К ним относятся защитник, законные представители потерпевшего, гражданского истца, подозреваемого, обвиняемого, представители потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика.

4) иные лица, участвующие в уголовном процессе [3]. Данную группу участников уголовного судопроизводства составляют лица, которые не имеют в уголовном деле самостоятельного интереса, не осуществляют некоторые процессуальные функции, и приговор (постановление, определение о прекращении дела) не влечет для них правовых последствий.

Это свидетели, эксперты, понятые, специалисты, переводчики. В уголовный процесс они привлекаются в связи с доказыванием - собиранием, проверкой и оценкой доказательств. Так, свидетели и эксперты сообщают сведения о фактах, имеющих доказательственное значение. Понятые присутствуют при производстве следственных действий, в ходе которых осуществляется собирание доказательств, исследуются и фиксируются обстоятельства их обнаружения. Специалисты оказывают содействие органам расследования и суда в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и документов, имеющих значение для дела, при производстве обыска, осмотра, следственного эксперимента и других следственных действий. Участие переводчика необходимо как средство общения суда, следователя, дознавателя, прокурора лицами, не владеющими языком судопроизводства, позволяющее воспринимать доказательственную информацию.

Следует отметить, что в главе 6 УПК вторая и третья группы участников уголовного процесса объединены в одну группу, что, по нашему мнению, не совсем логично, поскольку у этих участников разное процессуальное положение [1].

1.2 Понятие подозреваемого

Подозреваемый - это физическое лицо, которое задержано в порядке ст. 108 УПК, или в отношении которого применена мера пресечения до предъявления обвинения, или которое признано постановлением следователя или дознавателя подозреваемым, или в отношении которого возбуждено уголовное дело.

Вместе с тем, считать лицо подозреваемым в процессуальном смысле слова можно только тогда, когда в деле появятся указанные к этому в законе предпосылки, наличие которых предопределяет официальный статус лица в качестве подозреваемого. Действующий УПК впервые закрепил понятие подозреваемого и его правовое положение.

Подозреваемый - физическое лицо:

1. задержанное по подозрению в совершении преступления;

2. в отношении которого органом уголовного преследования возбуждено уголовное дело;

3. в отношении которого применена мера пресечения до вынесения постановления о привлечении в качестве обвиняемого;

4. в отношении которого вынесено постановление о признании его подозреваемым.

Закон устанавливает четыре обстоятельства, в связи с которыми в уголовном процессе появляется подозреваемый.

Причем только в одном из указанных случаев требуется вынесение постановления о признании подозреваемым, а в остальных случаях лицо обретает статус подозреваемого автоматически в связи с выполнением таких процессуальных действий, как задержание подозреваемого по непосредственно возникшему подозрению, применение меры пресечения до привлечения в качестве обвиняемого, возбуждение уголовного дела в отношении данного лица.

Это временный участник уголовного процесса, проявляющийся, как правило, только на стадии предварительного расследования. Однако в связи с тем, что действующим законом разрешено задержание лица по непосредственно возникшему подозрению в совершении преступления до возбуждения уголовного дела, то одновременно с данным действием на стадии возбуждения уголовного дела появляется и подозреваемый со всеми вытекающими из данного факта процессуальными последствиями. Закон обязывает в данном случае возбудить уголовное дело не позднее 12 часов с момента фактического задержания лица или освободить задержанного (ч.2 ст. 108 УПК). Это самый минимальный срок, в течение которого лицо может быть подозреваемым. Но если уголовное дело будет возбуждено, то как и в остальных случаях задержания подозреваемого, срок его не может быть более 72 часов с момента фактического задержания. И только при задержании по подозрению в совершении особо тяжкого и тяжкого преступлений, указанных в ч. 4 ст. 108 УПК лицо может быть в качестве подозреваемого по истечение не более 10 суток с момента его фактического задержания.

Не менее строго закон определяет сроки нахождения лица в статусе подозреваемого в связи с применением меры пресечения до вынесения постановления о привлечении в качестве обвиняемого. В данном случае до истечения 10 суток должно быть предъявлено обвинение, а в отношении подозреваемых в совершении особо тяжкого и тяжкого преступлений, указанных в ст. 108 УПК,- в течение 20 суток с момента применения меры пресечения.

Наряду с этим закон не определяет вообще сроков нахождения лица в качестве подозреваемого в случаях возбуждения в отношении него уголовного дела и в связи с вынесением постановления о признании подозреваемым. Но здесь следует исходить из норм, обязывающих орган уголовного преследования при доказанности совершения преступления незамедлительно привлечь лицо в качестве обвиняемого. Любое запоздалое принятие данного решения отражается на реализации обвиняемым права на защиту.

С момента обретения статуса подозреваемого лицо наделяется правом на защиту, гарантированным комплексом предоставленных ему процессуальных прав. Орган уголовного преследования обязан письменно уведомить подозреваемого об этих правах, о чем составляется протокол с перечнем в нем всех прав подозреваемого. Копия протокола вручается подозреваемому под расписку.

Кроме вышеперечисленных общих для заинтересованных участников процесса прав подозреваемый наделяется специфическими, присущими только ему правами:

1. он вправе знать, в чем он подозревается. Об этом ему объявляется при задержании по непосредственно возникшему подозрению в совершении преступления, равно как и при возбуждении уголовного дела в отношении его, а также применении меры пресечения или вынесении постановления о признании подозреваемым. Копии всех этих постановлений вручаются подозреваемому.

Пункт 3 ч. 2 ст. 41 УПК говорит, что подозреваемый имеет право получить копию протокола или постановления о задержании, что представляется не совсем правильным. Думается, что он вправе получить копии обоих указанных документов. Во-первых, они составляются в разное время, во-вторых, - разными органами, в-третьих, закон не говорит, что следователь, дознаватель обязаны после составления протокола задержания вынести постановление о задержании. Это зависит от наличия оснований для данного решения. Что же касается ст. 110 УПК, регламентирующей порядок задержания, то в ч. 1 говорится об объявлении протокола задержания, а в ч. 2, где речь идет о постановлении, вообще не упоминается о доведении его до сведения задержанного;

2. давать показания по основаниям его задержания или применения меры пресечения, а также по поводу иных, известных ему обстоятельств по делу. Он вправе отказаться от дачи показаний и при этом не несет уголовной ответственности, равно как и в случае дачи им ложных показаний;

3. уведомить через орган уголовного преследования членов семьи или близких родственников о месте своего содержания под стражей;

4. в случае задержания или применения меры пресечения в виде заключения под стражу получить до начала первого допроса в качестве подозреваемого бесплатную юридическую консультацию адвоката. Если же подозреваемый является несовершеннолетним, то хотя закон и не говорит прямо об этом, но исходя из п.2 ч.1 ст.45 УПК орган расследования обязан предоставить возможность получения такой консультации;

5. с момента обретения статуса подозреваемого лицо вправе иметь защитника или нескольких защитников, отказаться от защитника и защищать себя самого самостоятельно, прекратить полномочия своего защитника, отозвать поданную им или защитником жалобу. Отказ от защитника, равно как и прекращение его полномочий, заявленные несовершеннолетним подозреваемым, не являются обязательным для органа уголовного преследования. Это следует из ст.45 и ч.2 ст.434 УПК, которые подчеркивают обязательность защитника в случаях, если подозреваемый является несовершеннолетним;

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.