реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Договор об оказании услуг

реферат

Договор об оказании услуг

Министерство внутренних дел Российской Федерации

Белгородский юридический институт

Кафедра гражданско-правовых дисциплин

Дисциплина «Гражданское право»

Реферат

На Тему: «Договор об оказании услуг»

Подготовил: Слушатель 345 группы

Конев П.Л.

Проверил: Преподаватель кафедры

Стеклов И.А.

Белгород 2008

§ 1. Обязательства по оказанию услуг

Среди известных типов гражданско-правовых обязательств менее всех разработаны в ГК как основном отраслевом акте обязательства по оказанию услуг. Во-первых, расположение в Кодексе отдельных глав об услугах не подчинено каким-либо определенным критериям. Во-вторых, игнорируются договорные отношения по безвозмездному оказанию услуг, так как в Кодексе отсутствуют даже общие положения о договорах такого вида и содержания. В-третьих, не урегулирован ряд договорных отношений в сфере связи, аудита, охраны, образования, здравоохранения, туризма и др., которые закреплены в других федеральных законах, что подвергает сомнению правовую природу этих отношений и умаляет их значение.

Прежде чем приступить к анализу отдельных договоров, дадим общую характеристику обязательствам по оказанию услуг.

По основаниям возникновения традиционно выделение договорных и внедоговорных обязательств. Обязательства по оказанию услуг составляют самостоятельный договорный тип.

Объектом такого обязательства являются действия по оказанию услуги и действия по принятию услуги.

Легальное определение услуги приведено в ст. 38 НК: услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе этой деятельности. Таким образом, услуга - объект гражданского права (ст. 128 ГК), определенное действие, результат которого не имеет вещественного воплощения и неотделим от личности исполнителя. Вместе с тем услуга имеет результат - удовлетворение имущественных, культурных, эстетических, информационных потребностей, обеспечение состояния здоровья, безопасности, приобретение навыков, опыта, образцов поведения.

Существуют многочисленные классификации услуг. Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93 (ОКУН) выделяет 13 групп услуг: бытовые; услуги пассажирского транспорта; услуги связи; жилищно-коммунальные; услуги учреждений культуры; туристские и экскурсионные; услуги физической культуры и спорта; медицинские, санаторно-оздоровительные, ветеринарные; услуги правового характера; услуги банков; в системе образования; услуги торговли и общественного питания, рынков; прочие услуги населению.

Указанная система услуг не может быть взята за основу, так как касается только граждан - услугополучателей. Кроме того, эта классификация включает не только услуги, но и работы (ремонт и пошив обуви, изготовление мебели и проч.) и действия по передаче вещей (розничная торговля, аренда частных легковых автомобилей и проч.) в целях обслуживания граждан.

В юридической литературе предлагалось разделить обязательства на три группы: направленные на оказание фактических услуг (хранение и др.); направленные на оказание услуг юридического порядка (поручение, комиссия и др.); сочетающие услуги юридические и фактические (экспедиция и др.). Такая классификация обращает внимание на характер совершаемых действий услугодателем.

По субъектному составу можно выделить обязательства, оказываемые коммерческой организацией потребителю, и обязательства с другими участниками. Эта классификация объясняется тем, что обязательства первой группы дополнительно регулируются законодательством о защите прав потребителей.

Обязательства по оказанию услуг образуют систему в зависимости от характера и сферы деятельности услугодателя: перевозка, транспортная экспедиция, банковские операции, доверительное управление, хранение, охрана, связь, лечение, образование, воспитание, культура, информация, туризм, юриспруденция.

В зависимости от того, что является объектом воздействия услугодателя, выделяются: обязательства, в которых действия услугодателя направлены на вещь (доверительное управление, перевозка груза); обязательства, в которых объект воздействия - человек (лечение, обучение); обязательства, в которых действия услугодателя направлены на организацию отношений услугополучателя и третьих лиц (комиссия, телефонная связь). В обязательствах первой группы услуга представляет деятельность по поводу какой-либо вещи (например, охрана имущества). Однако в этом случае вещь (охраняемое имущество) - не результат работы, а объект воздействия, которое не предполагает уничтожение, изменение, иное преобразование вещи.

Обязательства по оказанию услуг можно разделить на возмездные и безвозмездные. В возмездном обязательстве предоставляемая услуга сопровождается встречным действием услугополучателя имущественного характера. Часть обязательств могут быть как возмездными, так и безвозмездными (хранение, поручение).

Спорным в науке остается вопрос о квалификации природы неимущественных обязательств. Согласно одной точке зрения, неимущественные обязательства выведены из предмета гражданско-правового регулирования, поскольку санкции, направленные на понуждение должника исполнить обязательство, явились бы серьезным ограничением его свободы, не оправданным достаточно вескими основаниями. К этой позиции примыкает высказывание о признании существования только тех неимущественных гражданско-правовых обязательств, которые снабжены обязанностью должника уплатить неустойку в случае ненадлежащего оказания услуги. Предлагается также включать в содержание обязательства совершение любого правомерного действия (не только имущественного характера, но "имеющего серьезный характер, нуждающегося в защите и заслуживающего защиты...").

Утверждение некоторых авторов, что гражданско-правовое обязательство по оказанию услуг может иметь только товарно-денежный характер, не основано на законе. Ни ст. 307 ГК, ни другие нормы не ограничивают содержание гражданского обязательства признаком имущественного характера. О природе обязательства следует судить по его позитивному содержанию и объекту, а не по виду используемых санкций. Само по себе применение ответственности за ненадлежащее исполнение любого (имущественного и неимущественного) обязательства нельзя рассматривать как неоправданное ограничение свободы должника. Неблагоприятные последствия оправданно возлагаются на виновного нарушителя, и тем самым реализуется штрафная функция гражданской ответственности. Что же касается признания неимущественного обязательства только при условии его "серьезного характера", то частный интерес и не должен по уровню соответствовать государственному или общественному интересам; достаточно, чтобы обязательство имело значение для его участников и нуждалось в защите.

Услуга осуществляется, как правило, с использованием услугодателем материалов, оборудования (вещи). Например, при оказании зрелищных услуг театр обязан предоставить зрителю место, указанное в билете, в зале, технологически оснащенном (звуко -, светоаппаратурой, кондиционерами) для восприятия спектакля. При оказании образовательных услуг для демонстрации опытов при изучении прикладных дисциплин используются специальное оборудование, реактивы и проч.

В некоторых случаях при оказании медицинских услуг изготавливаются определенные вещи (предметы) - зубные протезы, искусственные водители ритма сердца, нитиноловые эндопротезы желчных протоков и проч. Поскольку такой овеществленный результат неразрывно связан с медицинским обследованием и лечением и составляет с ним единое целое, то считается, что такая медицинская услуга к подрядным отношениям не относится. Добавим, что созданные вещи (предметы) являются индивидуально-определенными по размеру, физическим, химическим и иным параметрам и не могут быть использованы по назначению не только другим гражданином, но и управомоченным услугополучателем (кому они предназначались) в отрыве от его личности.

Таким образом, в неимущественном обязательстве по оказанию услуг услугополучатель стремится удовлетворить свой нематериальный интерес. Возникающие имущественные интересы являются сопутствующими, они подчинены неимущественным и не могут определять природу обязательства.

Для некоторых обязательств по оказанию услуг характерно, что по окончании срока услугополучателю передается документ, в котором отражен достигнутый результат, и иногда указываются основные совершенные услугодателем действия. Например, завершение высшего профессионального образования удостоверяется выдачей диплома бакалавра, специалиста с высшим профессиональным образованием, магистра или диплома о неполном высшем образовании или справки о незаконченном высшем образовании; с выпиской пациента из больницы ему выдается заключение о состоянии здоровья; по итогам проверки аудитор предоставляет аудиторское заключение.

Согласно информационному письму Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 сентября 1999 г. N 48 "О некоторых вопросах судебной практики, возникающих при рассмотрении споров, связанных с договорами на оказание правовых услуг" обязанности исполнителя по договору возмездного оказания услуг "могут включать в себя не только совершение определенных действий (деятельности), но и предоставление заказчику результата действий исполнителя (письменные консультации и разъяснения по юридическим вопросам; проекты договоров, заявлений..." (п. 1). В таких договорах выдаваемый документ только закрепляет (подтверждает) в письменной форме достигнутый результат, но сам результат не получает вещественного воплощения, так как состоит в приобретенном объеме знаний (по договору о подготовке специалиста с высшим профессиональным образованием), изменении состояния здоровья (по договору об оказании возмездных медицинских услуг), информации об оценке ведения бухгалтерского учета и финансовой отчетности (по договору об оказании аудиторских услуг).

§ 2. Договоры об оказании возмездных услуг

Модель договора возмездного оказания услуг. Классическое римское право выделяло договор найма услуг (locatio-conductio operarum), согласно которому нанявший (locator) принимал на себя обязательство исполнить в пользу нанимателя (conductor) определенные услуги, а наниматель - платить за эти услуги условленное вознаграждение. Договор найма услуг не имел большого распространения, так как для выполнения услуг использовался труд рабов, иногда вольноотпущенников.

В дореволюционной России Свод законов гражданских выделял главу "О личном найме" (ст. 2201 - 2290 ч. 1 т. X Свода законов Российской империи). Закон не давал определения договора, а выделял виды личного найма для: а) домашних услуг, б) отправления земледельческих, ремесленных, фабричных и заводских работ, торговых и прочих промыслов, в) отправления всякого рода работ и должностей, не воспрещенных законом. Договор личного найма предполагал временное пользование чужим трудом (как физическим, так и умственным). В отдельной главе были раскрыты особенности договора поклажи (ст. 2100 - 2125).

ГК 1922 г. закрепил нормы, регулирующие договор поручения (гл. IX). ГК 1964 г. ввел главы, посвященные договору перевозки (гл. 32), договорам в области расчетных отношений (гл. 34), договору поручения (гл. 35), договору комиссии (гл. 36), договору хранения (гл. 37). Общие нормы о договорах услуг эти акты советского периода не предусматривали.

Введение гл. 39 "Возмездное оказание услуг" в ГК позволяет говорить о том, что законодателем была предложена модель договора возмездного оказания услуг. Эта модель составлена из общих норм, применимых для всех уже известных или появляющихся только в будущем договоров услуг. К договору возмездного оказания услуг также субсидиарно применяются общие положения о подряде (§ 1 гл. 37 ГК) и положения о бытовом подряде (§ 2 гл. 37 ГК). Если исполнитель осуществляет предпринимательскую деятельность, а заказчик-гражданин получает услуги для удовлетворения личных потребностей, то отношения между ними регулируются Законом "О защите прав потребителей". Специфика правового регулирования отдельных видов договоров услуг отражена в специальных нормах федеральных законов и актов Правительства РФ.

Правила гл. 39 ГК не применяются к договорам перевозки, транспортной экспедиции, банковского вклада, банковского счета, хранения, поручения, комиссии, агентирования, доверительного управления имуществом. Специальные нормы, регулирующие отношения по проводу оказания услуг в этих договорах, содержатся в отдельных соответствующих главах ГК, законах и подзаконных актах.

По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги, а заказчик - оплатить эти услуги.

Договор возмездного оказания услуг является консенсуальным, двусторонне обязывающим, возмездным. Некоторые договоры возмездного оказания услуг публичные - договор перевозки транспортом общего пользования, договор на оказание возмездных медицинских услуг коммерческой лечебно-профилактической организацией, договор об оказании туристских услуг, договор об оказании услуг телефонной связи и др.

Стороны договора возмездного оказания услуг - исполнитель (услугодатель) и заказчик (услугополучатель).

Исполнитель обязан оказать услуги лично, если иное не предусмотрено договором. Для оказания отдельных видов услуг устанавливаются специальные требования к исполнителю: лицензирование деятельности, наличие специального образования и соответствующего диплома (сертификата), стажа работы, состояние здоровья работников исполнителя.

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.