реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Демократия: недостатки и пороки

реферат

Демократия: недостатки и пороки

40

Демократия: недостатки и пороки

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ДЕМОКРАТИИ

1.1 Демократия

1.2 Участие в демократическом осуществлении власти

1.3 Основные принципы демократии

ГЛАВА II. НЕДОСТАТКИ И ПОРОКИ ДЕМОКРАТИИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Демократия - означает народовластие, власть народа. Однако так ли это на самом деле? Очевидно, что демократия обладает внутренне присущим ей механизмами и инструментами, обеспечивающими ее жизнеспособность и эффективность. Важнейшим из этих механизмов является правовой характер демократического государства.

Безусловно, демократия на сегодняшний день является самым распространенным государственным режимом во всем мире. Однако, наряду с очевидными достоинствами демократического режима, демократия всё же обладает своими недостатками и пороками.

И, как было сказано выше, раз уж демократия преобладает в большинстве стран мира, то и актуальность выбранной автором темы курсовой работы налицо. Во-первых, недостатки демократии не нужно пытаться скрывать, о них нужно говорить. Во-вторых, любой недостаток можно устранить путем консолидации определенных усилий (в нашем случае путем консолидации усилий общества и государства).

Проблемы демократии на сегодняшний день, являются одной из острейших проблем, как в науке теории государства и права, так и в политологии, социологии, юриспруденции и т. п.

Предметом исследования в настоящей работе будет являться демократия, как способ управления обществом и государством, а также недостатки и пороки данного способа управления.

Целью курсовой работы является изучение демократического режима и его недостатков.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) раскрыть понятие, сущность демократии;

2) раскрыть основные принципы осуществления демократии;

3) рассмотреть основные характеристики демократического режима;

4) выявить недостатки и пороки демократии.

Для раскрытия темы выбранной курсовой работы автор считает необходимым посвятить первую главу определению демократии, принципов осуществления демократии. В противном случае невозможно будет говорить о достоинствах или недостатках предмета не поняв его сути.

Эта тема на протяжении многих десятилетий поднималась и рассматривалась многими ведущими российскими теоретиками в области права - Денисовым А.И., Петровым В.С., Лазаревым В.В., Алексеевым С.С., Липень С.В., Лаврененко В.Н., Марченко М.Н. и т.д. Однако же степень изученности данной темы относительно невелика, что объясняется тем, что российской демократии нет ещё и двух десятков лет.

Основным приемом исследования автор выбирает системный анализ имеющейся информации по выбранной теме курсовой работы. В работе представлены личное видение автором некоторых вопросов, отличное от общепринятой научной концепции.

При написании данной курсовой работы использовались учебники по теории государства и права, научные статьи из периодических изданий, нормативно-правовые акты с соответствующим содержанием.

ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ДЕМОКРАТИИ

1.1 Демократия

Демократия (от греч. demos - «народ» и kratos - «власть») - народовластие - означает широкий объем политических и гражданских прав человека, активное участие граждан в формировании и деятельности органов государственной власти, признание воли народа единственным источником государственной власти См. Абдулаев М. И.Теория государства и права: учебник для высших учебных заведений / М. И. Абдулаев - М. : Магистр-Пресс, 2008. - 124 с..

Демократия имеет длительную историю, и ее можно рассматривать как результат развития западной цивилизации, особенно греческого и римского наследия, с одной стороны, и иудео-христианской традиции - с другой.

По мнению автора одно из самых точных и полных определений демократии дал немецкий философ и публицист Артур Мюллер ван ден Брук. Оно таково: «...демократия есть соучастие народа в своей собственной судьбе». Именно эта формула, быть может, точнее всего определяет дух демократии, который не сводится (ни исторически, ни теоретически) ни к организации референдумов, ни к парламентаризму, ни к системе выборов.

Там, где есть истинная демократия, народ во всей полноте ощущает свою вовлеченность в решение важнейших политических и социальных задач, там он видит, что на вершине власти проблемы ставятся точно так же, как и во всех слоях общества, там он полностью испытывает на себе все благородное бремя политической ответственности, и любой выбор для него сопряжен с душевным и физическим риском (что наделяет подлинно демократическое общество живым, активным и полноценным существованием) См. Комарова В. В. Демократия - конституционный императив / В. В. Комарова // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 22..

В настоящее время термин демократия используется в нескольких значениях:

1) форма правления, при котором политические решения принимают непосредственно все без исключения граждане, действующие в соответствии с правилами правления большинства, называется прямой демократией или демократией участия.

2) форма правления, при котором граждане осуществляют свое право принятия решения не лично, а через своих представителей, избранных ими и ответственных перед ними, называется представительной или плюралистической демократией.

3) форма правления, при котором власть большинства реализуется в рамках конституционных ограничений, имеющих своей целью гарантировать меньшинству условия для осуществления определенных индивидуальных или коллективных прав, таких, например, как свобода слова, вероисповедания и т. д., называется либеральной или конституционной демократией.

4) форма правления, при котором любая политическая или социальная система независимо от того, является ли она действительно демократической или нет, ставит своей целью свести к минимуму социальные и экономические различия, в особенности вызванные неравным распределением частной собственности, называется социальной демократией, крайним выражением которой является социалистическая демократия.

Древнегреческий мыслитель Платон (427--347 гг. до н.э.) в своих трудах оставил интересные наблюдения о формах государственного устройства. Проблемам государства посвящены его трактаты «Государство», «Законы», диалог «Политик». Платон выделяет четыре формы государства: тимократию, олигархию, демократию и тиранию. Демократия - власть большинства - усиливает и закрепляет раскол и насилие в обществе. Зависть и злоба бедняков - бывших богачей приводит к восстаниям и делению власти между победившим большинством.

Из всех четырех форм государства Платон считал наиболее приемлемой демократию, хотя далеко не идеальной.

Принципиально отличными были взгляды на политику у Аристотеля (384-322 гг. до н.э.), человека, донесшего до нас в своих сочинениях все интеллектуальное и нравственное богатство своего времени См. Кириленко Г. Г. Философия: учебник для вузов / Г. Г. Кириленко - М. : Проспект. 2003. - с. 60..

Он выделял правильные и неправильные режимы. Среди правильных, т.е. отвечающих интересам общества, он рассматривал монархию (власть одного), аристократию и политию. К неправильным он относил тиранию, олигархию и демократию. По мнению Аристотеля, возникновение неправильных форм связано с вырождением правильных. Таким образом, писал Аристотель, монархия вырождается в тиранию, аристократия - в олигархию, а полития - в демократию.

Формы:

Правители

Один

Несколько

Множество

Правильные

Монархия

Аристократия

Полития

Неправильные (или коррумпированные).

Тирания

Олигархия

Демократия

Основными характеристиками демократического режима являются следующие См. Матузов Н. И. Теория государства и права: курс лекций, 2-е изд., перераб. и доп. / Н. И. Матузов, А. В. Малько - М.: Юристъ, 2007. - 49 с.:

1) провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина;

2) решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства;

предполагается существование правового государства и гражданского общества;

3) выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям;

4) силовые структуры (вооруженные силы, полиция, органы безопасности и т.п.) находятся под демократическим контролем общества;

5) доминируют методы убеждения, компромисса;

6) политический плюрализм, в том числе многопартийность, соревнование политических партий, существование на законных основаниях политической оппозиции;

7) гласность - средства массовой информации свободны от цензуры;

8) реальное осуществление принципа разделения властей на законодательную (призванную принимать законы, формировать стратегию развития общества), исполнительную (призванную осуществлять принятые законы, претворять их в жизнь, проводить повседневную политику государства) и судебную (призванную выступать арбитром в случаях конфликтов, различного рода правонарушений);

9) многообразие форм собственности;

10) свобода экономической и предпринимательской деятельности;

11) верховенство права, независимость правосудия (суда);

12) идеологическое многообразие, политический плюрализм, в том числе многопартийность;

13) принцип: «Разрешено все, что не запрещено законом».

Различают демократическую теорию и демократические институты. Начиная с античности, демократия претерпела существенные изменения. В средние века возрос интерес к вопросам, касающимся разработки принципов наиболее совершенных по представлениям того периода форм правления. Высказывались утверждения, что совершенной может быть лишь та форма правления, которая служит общему благу и основана на согласии всех членов сообщества. Но вместе с тем в средние века большинство мыслителей, озабоченных проблемой достижения единства общества, не рассматривали монархию, то есть единоличное правление, как лучшую форму, пригодную для обеспечения этого единства. Однако в Новое время в контексте формирования идей свободы личности, гражданского общества, народного суверенитета, национального государства, взамен феодальных хартий и вольностей возникают законодательные механизмы ограничения единоличной власти монархов. Так, в XVII в. в Великобритании в ходе борьбы между парламентом и короной были приняты «Петиция о правах» (1628 г.), «Хабеас корпус акт» (1679 г.), «Билль о правах» (1689 г.), в которых были зафиксированы писаные юридические правовые гарантии, устанавливающие более или менее точно очерченные пределы власти. Эта тенденция получила дальнейшее развитие в «Декларации независимости» и Конституции США, в «Декларации прав человека и гражданина» Великой французской революции конца XVIII в.

Основополагающее значение для формирования и утверждения демократии имела возникшая в Новое время идея о прирожденных, неотчуждаемых правах каждого человека на жизнь, свободу и частную собственность. Неразрывная взаимосвязь этой триады выражается в убеждении, что частная собственность - основа индивидуальной свободы, которая в свою очередь рассматривается в качестве необходимого условия самореализации отдельного индивида, выполнения главного предназначения его жизни См. Гаджиев К. С. Основные принципы и установки демократии / К. С. Гаджиев - М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. - 325 с..

Несомненно, необходимым условием демократии в любых ее формах является политическая свобода. Но она не может быть соответствующим образом реализована там, где нет реального выбора в социальной и экономической сферах, где велико социальное неравенство. Свобода как идеал в условиях демократии всегда соотносится с принципом справедливости. Там, где социальное неравенство способствует подрыву принципа справедливости, необходима та или иная система перераспределения материальных благ. Как показывает мировой опыт, рыночная система и свободная конкуренция обеспечивают наилучшие условия и возможности для роста производительности и стимулирования индивидуальной инициативы. Но при этом неудачливые и непривилегированные также должны пользоваться материальными благами, они не должны оставаться на обочине общественной жизни. С этой точки зрения противоречие между требованиями социальной справедливости и императивами экономической эффективности остается как бы неразрешимой дилеммой современного индустриального общества. Но, тем не менее, по мере развития капитализма в конце XIX-XX вв. принципы индивидуализма, свободного рынка значительно модифицировались, роль государства в жизни общества возросла. Основополагающее значение, начиная с Великого экономического кризиса 30-х годов, получила система кейнсианства, построенная на постулате об идеологической, политической и социально-экономической недостаточности индивидуализма, свободной конкуренции, свободного рынка и т.д. и необходимости усиления роли государства в важнейших сферах жизни общества.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.