p align="left">Также к внешнему элементу правовой основы относятся другие общеобязательные законы и нормативно - правовые акты в той части, в которой они затрагивают права и законные интересы юридических и физических лиц, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность. Помимо внешнего элемента правовой основы Закона РФ "О частной детективной и охранной деятельности" следует выделить внутренний элемент. К внутреннему элементу относятся нормативно - правовые акты регулятивного, регламентирующего, распорядительного и рекомендательного характера. В частности, к данному элементу можно отнести следующие нормативно - правовые акты: постановления Правительства РФ, приказы министерств и ведомств, а также указания, распоряжения и письма государственных органов, чья компетенция затрагивает вопросы, касающиеся частной детективной и охранной деятельности (Постановление Правительства РФ от 14 августа 1992г. N 587 "Вопросы частной детективной и охранной деятельности"; Приказ МВД РФ от 2 декабря 1992г. N 442 "О некоторых мерах по обеспечению исполнения органами внутренних дел законодательства о частной детективной и охранной деятельности"; письмо Министерства финансов РФ от 23 октября 1992г. N 99 "О порядке и размерах платежей при выдаче лицензий на осуществление частной детективной и охранной деятельности"). Фундаментом правовой системы обеспечения деятельности органов внутренних дел в сфере лицензирования и контроля за негосударственной (частной) охранной деятельностью являются нормы административного права, поскольку государство в целом и его отдельные органы (прежде всего, милиция как функциональная часть правоохранительной системы) при осуществлении нормативно-правового регулирования играют решающую роль в формировании и функционировании данной деятельности. Частная детективная и охранная деятельность отличается от правоохранительной деятельности, осуществляемой государственными органами по следующим признакам: а) по своему характеру частная детективная и охранная деятельность, осуществляется на договорной основе и рассчитана на получение прибыли; б) частная детективная и охранная деятельность базируется на договорных отношениях, где четко определены пределы и время возникновения и прекращения этих отношений; в) лица, осуществляющие частную сыскную деятельность, не наделены полномочиями должностных лиц правоохранительных органов и в случае нарушения своих обязанностей, несут ответственность в ином порядке, нежели должностные лица государственных правоохранительных органов; г) государственная правоохранительная деятельность регулируется уголовным, уголовно-процессуальным, административным, уголовно-исполнительным, оперативно-розыскным законодательством, а негосударственная уголовным, административным и гражданским законодательством, что накладывает определенный отпечаток на основополагающие принципы деятельности этих структур в целом; д) частная детективная и охранная деятельность носит в основном превентивный характер. Компетенция данных структур заканчивается (переходит к государственным правоохранительным органам) в случае совершения преступных действий в отношении клиента. Солнышкова О.В. Соотношение частной охранной и детективной и правоохранительной деятельности //"Журнал российского права", N 9, сентябрь 2001 г. Таким образом, на основании вышеизложенного представляется возможным сформулировать следующее определение частной детективной и охранной деятельности в РФ: Частная детективная и охранная деятельность - это деятельность, по защите прав и законных интересов физических и юридических лиц, а также по оказанию им иных услуг специально созданными для этих целей негосударственными предприятиями, действующими на договорной возмездной основе, использующими специальные силы, средства и методы в соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного порядка. Отсутствие выработанной государством единой правовой концепции цивилизованного функционирования негосударственных (частных) охранных структур, их взаимодействия с иными субъектами правоохранительной деятельности и жесткого контроля со стороны государственных органов привело к тому, что многие положения Закона РФ от 11 марта 1992г. «О частной детективной и охранной деятельности в РФ», а также ряда подзаконных нормативных правовых актов перестали соответствовать сложившимся общественным отношениям, что привело к проявлению в данной сфере тенденции получения экономических преимуществ посредством использования реального и потенциального насилия и стало одной из причин криминализации рынка охранных услуг. Практика применения закона, более поздних подзаконных, в том числе ведомственных, нормативных актов МВД России, регулирующих частную детективную и охранную деятельность, выявила факторы, затрудняющие нормальное становление этого института. Дальнейший рост числа частных детективных и охранных предприятий создал предпосылки появления новых, как положительных, так и отрицательных, тенденций в этой сфере. Появилась, следовательно, необходимость дальнейшего правового регулирования и совершенствования контроля органов внутренних дел за частной детективной и охранной деятельностью. 15 января 2003 года вступил в силу Федеральный Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РФ и в связи с принятием Федерального Закона «О лицензировании отдельных видов деятельности». Данный закон вносит изменения и дополнения в Федеральные законы «О милиции», «О частной детективной и охранной деятельности», «Об оружии». Изменения в Федеральном Законе РФ «О частной детективной и охранной деятельности» носят весьма значимый характер. Так, например, исключены положения, регламентирующие продление срока действия и аннулирование лицензий на частную детективную и охранную деятельность. Таким образом, вопросы аннулирования лицензии должны решаться только в судебном порядке. Исключены требования получения персональных лицензий руководителями частных охранных предприятий и охранниками. Более того, формально сняты ограничения к физическим лицам, занимающимся охранной деятельностью, в результате исключения отсылочной нормы, устанавливавшей требования к охранникам, аналогичные требованиям к детективам. 2. Обязанности и права частных детективов и охранной деятельностиЗаконом «О частной детективной и охранной деятельности» (далее Закон) предусмотрено два вида частной детективной и охранной деятельности: сыск и охрана. В целях сыска разрешается предоставление следующих видов услуг (ст. 3):1) сбор сведений по гражданским делам на договорной основе с участниками процесса;2) изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров;3) установление обстоятельств неправомерного использования в предпринимательской деятельности фирменных знаков и наименований, недобросовестной конкуренции, а также разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну;4) выяснение биографических и других характеризующих личность данных об отдельных гражданах (с их письменного согласия) при заключении ими трудовых и иных контрактов;5) поиск без вести пропавших граждан;6) поиск утраченного гражданами или предприятиями, учреждениями, организациями имущества;7) сбор сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса. В течение суток с момента заключения контракта с клиентом на сбор таких сведений частный детектив обязан письменно уведомить об этом лицо, производящее дознание, следователя, прокурора или суд, в чьем производстве находится уголовное дело. Немаловажным является факт указания того, что граждане, занимающиеся частной детективной и охранной деятельностью, «не вправе осуществлять какие-либо оперативно-розыскные действия, отнесенные законом к исключительной компетенции органов дознания; действие законов, закрепляющих правовой статус работников правоохранительных органов, на лиц, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, не распространяется» ФЗ РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» .Согласно Закону сыскная деятельность должна быть основным видом занятости частного детектива, таким образом, законодатель приближает частного детектива к работнику правоохранительных органов, так же лишенному права совмещать службу с иными способами заработка.Исчерпывающий перечень сыскных действий, путем выполнения которых может вести расследование частный детектив, определен в ст. 5 Закона. Согласно этой статье в ходе частной сыскной деятельности допускаются устный опрос граждан и должностных лиц (с их согласия), наведение справок, изучение предметов и документов (с письменного согласия их владельцев), внешний осмотр строений, помещений и других объектов, наблюдение для получения необходимой информации в целях оказания детективных услуг, перечисленных в ст. 3 Закона. Допускается использование видео- и аудиозаписи, кино- и фотосъемки, технических и иных средств, а также средств оперативной радио- и телефонной связи, однако в данном случае для осуществления этих действий существует определенное ограничение: частным детективам запрещается осуществлять видео- и аудиозапись, фото- и киносъемку в служебных и иных помещениях без письменного согласия на то соответствующих должностных или частных лиц. Нельзя не отметить важность оговорок о согласии лиц, на которых направлена частная детективная деятельность, что, соответствует положениям Конституции РФ, в частности ее п. 1 ст. 23: «Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну…». Наконец, ст. 7 Закона установлен целый ряд прямых ограничений в сфере частной детективной деятельности. Частным детективам запрещается: 1) скрывать от правоохранительных органов ставшие им известными факты готовящихся или совершенных преступлений. В данном случае ограничение предписывает совершение определенных действий частными детективами. В случае если частному детективу стали известны факты готовящихся или совершенных преступлений, он обязан незамедлительно сообщить об этом в ближайший орган внутренних дел. Также прямой обязанностью частного детектива является оказание помощи и содействие следственным органам внутренних дел в установлении фактов совершения преступления и его раскрытии; 2) выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов. Выдающий себя за сотрудника правоохранительных органов частный детектив может понести ответственность лишь в том случае, если это действие совершено им в корыстных целях, а также если при совершении этого действия был причинен вред жизни, здоровью и имуществу граждан; 3) собирать сведения, связанные с личной жизнью, с политическими и религиозными убеждениями отдельных лиц; 4) осуществлять видео- и аудиозапись, фото- и киносъемку в служебных или иных помещениях без письменного согласия на то соответствующих должностных или частных лиц; 5) прибегать к действиям, посягающим на права и свободы граждан, а именно: - нарушать и препятствовать гражданину в осуществлении прав и свобод, связанных с полом, расой, национальностью, языком, происхождением, имущественным или должностным положением, местом жительства, отношением к религии и т.д. (Конституция РФ); - производить арест, заключать под стражу и содержать под стражей гражданина. Данные меры пресечения допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов (ст. 22 Конституции РФ); - вмешиваться в частную жизнь граждан, а также нарушать их права на неприкосновенность личной, семейной тайны и на защиту своей чести и доброго имени (ст. 23 Конституции РФ); - нарушать тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений; - собирать, хранить, использовать и распространять информацию о частной жизни лица без его согласия (ч. 1 ст. 24 Конституции РФ); - проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, предусмотренных федеральным законом или на основании судебного решения (ст. 25 Конституции РФ); 6) совершать действия, ставящие под угрозу жизнь, здоровье, честь, достоинство и имущество граждан; 7) фальсифицировать материалы или вводить в заблуждение клиента; 8) разглашать собранную информацию, использовать ее в каких-либо целях вопреки интересам своего клиента или в интересах третьих лиц; 9) передавать свою лицензию для использования ее другими лицами. Таким образом, законодателем установлены, с одной стороны, самостоятельность и независимость (автономность) частной детективной деятельности, а с другой - обязательность осуществления этого вида деятельности в рамках действующего законодательства. Частный детектив вправе вести расследование только на основании письменного договора об оказании детективных услуг. Такой договор должен обязательно содержать сведения о договаривающихся сторонах, в том числе номер и дату выдачи частному детективному предприятию (объединению) лицензии на осуществление детективной деятельности, содержание поручения, срок его выполнения, ориентировочную сумму денежных расходов и гонорара за услуги, меры ответственности сторон, дату заключения договора. В договоре также обязательно должна быть предусмотрена обязанность частного детективного предприятия (объединения) предоставить клиенту письменный отчет о результатах проделанной работы, к которому прилагается уточненный расчет гонорара и расходов частного детективного предприятия (объединения).
Страницы: 1, 2, 3
|