p align="left">Решение о заключение мирового соглашения от имени должника принимается в период наблюдения руководителем должника, в период управления - внешним управляющим, а в период конкурсного производства - конкурсным управляющим. Решение о заключение мирового соглашения от имени конкурсных кредиторов принимается собранием кредиторов. Указанное решение считается принятым при одновременном соблюдении двух условий: во-первых, оно должно быть принято большинством голосов от общего числа конкурсных кредиторов и, во-вторых - единогласное принятие решения со стороны кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом. Необходимо дать ответ на вопрос: «Кто же участвует в собрании кредиторов при вынесении данного решения?» Поскольку мировое соглашение в соответствии со статьей 123 закона может быть заключено только после полного погашения задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди, что соответственно прекращает обязательства должника, то кредиторы первой и второй очереди перестают быть кредиторами по денежным обязательствам и их участие в собрании недопустимо. Что же касается кредиторов четвертой очереди, то они, также как и кредиторы первой очереди, в силу статьи 12 закона о банкротстве не являются участниками собрания кредиторов с правом голоса (за исключением первого собрания в период наблюдения) и, соответственно, не принимают участия в собрании. Стоит упомянуть, что в соответствии со статьей 58 Конституции РФ уплата установленных законом налогов и сборов является конституционной обязанностью каждого, и предметом мирового соглашения не могут быть какие-либо условия, допускающие полный отказ от исполнения этой обязанности. Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что в собрании кредиторов при решении вопроса о заключении мирового соглашения участвуют только кредиторы третьей и пятой очередей. Новый закон, как и предыдущий, предусматривает обязательное утверждение мирового соглашения арбитражным судом. Для утверждения мирового соглашения необходимо соблюдение ряда требований и условий. Во-первых, это соблюдение требований, предъявляемых к форме и содержанию мирового соглашения. Мировое соглашение должно быть совершено в письменной форме и подписано его сторонами. Поскольку мировое соглашение представляет собой сделку между должником и кредиторами, ее условия должны содержать положения о размерах, порядке и сроках исполнения обязательств должника. При составлении мирового соглашения стороны могут использовать любые предусмотренные гражданским законодательством способы прекращения обязательств: отступное, новация, прощение долга. Соглашение может также содержать условия: об отсрочке или рассрочке исполнения обязательств должника; об уступке права требования; об исполнении обязательств должника третьими лицами; о скидке с долга; об обмене требований на акции; об удовлетворении требований кредиторов иными способами. Во-вторых, это погашение задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очередей. Более того, уже на момент проведения собрания кредиторов, созванного для принятия решения о заключении мирового соглашения, должник обязан полностью исполнить обязанность по погашению задолженности перед указанными лицами. Следует обратить внимание, что новый закон устранил имевшее место практически непреодолимое препятствие в виде обязательного удовлетворения требований кредиторов в размере не менее 35 процентов суммы долга в течение двух недель со дня утверждения мирового соглашения арбитражным судом, что, несомненно, сковывало действия сторон. В-третьих, это обязательное приложение к заявлению об утверждении мирового соглашения, подаваемого должником, внешним или конкурсным управляющим в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения, определенных документов: текста мирового соглашения; протокола собрания кредиторов; списка всех конкурсных кредиторов с указанием их адресов и сумм задолженности; документы, подтверждающие погашение задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди; письменные возражения конкурсных кредиторов, которые не принимали участия в голосовании по вопросу о заключении мирового соглашения или голосовали против заключения мирового соглашения. «В целях защиты прав конкурсных кредиторов, не принимавших участия в голосовании, а также голосовавших против заключения мирового соглашения, статья 122 закона устанавливает императивную норму, согласно которой содержащиеся в мировом соглашении условия удовлетворения требований конкурсных кредиторов должны быть равными для каждой очереди вне зависимости от выраженного в голосовании отношения к мировому соглашению». О дате рассмотрения мирового соглашения арбитражный суд извещает стороны. Однако неявка надлежаще извещенных лиц не препятствует рассмотрению дела. Со дня утверждения арбитражным судом мирового соглашения оно вступает в силу для должника, конкурсных кредиторов, а также для третьих лиц, участвующих в мировом соглашении. В зависимости от того, на какой стадии банкротства утверждено мировое соглашение, закон определяет различные последствия: - если мировое соглашение утверждается в ходе наблюдения или внешнего управления, то это является основанием для прекращения производства по делу; - утверждение мирового соглашения в ходе внешнего управления является основанием для прекращения моратория на удовлетворение требований кредиторов; - если же мировое соглашение утверждено в ходе конкурсного производства, то решение арбитражного суда о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства не подлежит исполнению. Так же с момента утверждения данного документа прекращаются полномочия временного, внешнего и конкурсного управляющих, но исполнение обязанностей руководителя должника указанные лица осуществляют вплоть до момента назначения руководителя должника. Сторонам мирового соглашения арбитражным судом может быть оказано в утверждении мирового соглашения, что не препятствует заключению нового мирового соглашения. Основания перечислены в статье 125 закона: - в случае неисполнения обязанности по погашению задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди; - нарушения порядка заключения мирового соглашения, установленного Законом о банкротстве; - несоблюдения формы мирового соглашения; - противоречия условий мирового соглашения федеральным законам и иным правовым актам. Поскольку мировое соглашение представляет собой разновидность гражданско-правовой сделки между должником и кредиторами, то закон, в случаях, если мировое соглашение содержит условия, предусматривающие преимущества для отдельных кредиторов или ущемления прав и законных интересов отдельных кредиторов, а также, если исполнение мирового соглашения может привести должника к банкротству, предусматривает возможность подачи в арбитражный суд должником, кредитором или прокурором заявления о признании мирового соглашения недействительным. Помимо, оснований для признания мирового соглашения недействительной, перечисленных законом о банкротстве, соглашение может быть также признано недействительным по общим основаниям, установленным гражданским законодательством, в частности главой 9 Гражданского Кодекса РФ. Однако последствия признания мирового соглашения недействительным в рамках процедуры банкротства существенно отличаются от последствий, предусмотренных Гражданским Кодексом для гражданско-правовых сделок. Основным последствием принятия арбитражным судом решения о признании мирового соглашения недействительным является возобновление производства по делу на той стадии, на которой оно было прекращено. Признание мирового соглашения недействительным не влечет обязанность кредиторов первой и второй очереди возвратить должнику полученное ими в счет погашения задолженности. Требования кредиторов, с которыми произведены расчеты на условиях мирового соглашения, не противоречащих Закону, считаются погашенными. Кредиторы, чьи требования были удовлетворены в соответствии с условиями мирового соглашения, предусматривающими их преимущества или ущемление прав и законных интересов других кредиторов, обязаны возвратить все полученное в порядке исполнения мирового соглашения. Перечисленные последствия наступают и в случае расторжения мирового соглашения арбитражным судом при неисполнения должником условий мирового соглашения в отношении не менее трети требований кредиторов. Расторжение мирового соглашения, утвержденного арбитражным судом, по соглашению между отдельными кредиторами и должником не допускается. Расторжение мирового соглашения по решению арбитражного суда в отношении отдельного кредитора не влечет расторжения мирового соглашения в отношении остальных кредиторов. В случае неисполнения мирового соглашения должником кредиторы вправе предъявить свои требования в объеме, предусмотренном соглашением. Заключение Законодательство о банкротстве действует в России с 1 марта 1993 года и накопленный опыт пока не велик. Поэтому при разработке ныне действующего закона законодателям пришлось не только учитывать имеющийся российский опыт, но и восполнять существующие пробелы за счет опыта ряда зарубежных стран, в которых институт банкротства занимает одно из важнейшим мест в правовом регулировании хозяйственного оборота. Закон 1998г. более четко определил понятие несостоятельности, избрав из существующих различных законодательных подходов к определению несостоятельности, критерий неплатежеспособности. Юридическое лицо может быть признано банкротом в случае неспособности удовлетворить требования кредиторов по обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения. Прежний закон использовал в качестве критерия несостоятельности - неоплатность, что без сомнения затрудняло проведение процедуры банкротства. Несомненным достоинством закона является более детальная и тщательная регламентация процедур банкротства: внешнего управления; конкурсного производства, заключение мирового соглашения, а также введение совершенно новой для российского законодательства процедуры наблюдения. Указанная процедура вводится арбитражным судом в течение 3 месяцев с момента принятия заявления о банкротстве с целью обеспечения сохранности имущества должника и решения вопроса о возможности восстановления платежеспособности должника на основе финансового анализа его состояния. Процедуре внешнего управления в новом законе посвящено 27 статей. Здесь бы хотелось отметить, что восстановлению платежеспособности должника будет способствовать введение моратория на удовлетворения требований кредиторов, означающего не только приостановление исполнения всех судебных решений и иных исполнительных документов, но и прекращение начисления всевозможных пеней, штрафов и экономических санкций. Конкурсное производство - процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях удовлетворения требований кредиторов. С момента принятия решения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства срок исполнения всех денежных обязательств, а также отсроченных обязательных платежей считается наступившим; прекращается начисление неустоек (штрафов, пени), процентов и иных финансовых (экономических) санкций по всем видам задолженности; снимаются ранее наложенные аресты имущества должника, введение новых арестов и иных ограничений по распоряжению имуществом не допускается; все требования к должнику могут быть предъявлены только в рамках конкурсного производства. Целью формирования конкурсной массы и проведения инвентаризации имущества является его продажа на открытых торгах, и как результат проведение расчетов с кредиторами в порядке и очередности, установленной статьей Закона о банкротстве. При удовлетворении требований кредиторов необходимо отметить социальную направленность нового закона, поскольку требования работников должника о выплате им заработной платы превалируют над требованиями кредиторов, по обязательствам обеспеченным залогом и требованиям кредиторов по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды. Такие внесудебные процедуры как санация и мировое соглашение также претерпели существенные изменения. Так санация выведена из -под контроля арбитражного суда. В законе отсутствует положения регламентирующие порядок, сроки, ответственность участников. В связи с чем сами участники процедуры определяют все на их взгляд существенные положения для проведения мер по восстановлению платежеспособности должника. Мировое соглашение может быть заключено на любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве. При достижении договоренности между должником и кредиторами относительно отсрочки или рассрочки платежей оформляется мировое соглашение. Единственным существенным условием для его заключения является удовлетворение требований кредиторов первой и второй очереди. При осуществлении всех процедур банкротства основные полномочия возложены на арбитражных управляющих и собрание кредиторов. Существенное расширение полномочий собрания кредиторов в процедуре банкротства позволяет играть ему решающую роль в определении дальнейшей судьбы должника. Арбитражный управляющий - в это понятие законом объединены временный управляющий, внешний управляющий и конкурсный управляющий. Наконец-то в законе прописан их статус, общие и специальные полномочия, решен вопрос о выплате вознаграждения. В отличие от Закона о банкротстве 1992 года в новом законе конкретизированы временные сроки проведения процедуры банкротства. Хотя вопрос об особенностях банкротства отдельных категорий должников не был предметом изучения в данном дипломе, необходимо отметить, что новый закон, в отличие от ранее действовавшего, учитывает специфику таких организаций как градостроительных, сельскохозяйственных, кредитных, страховых и профессиональных участников рынка ценных бумаг. Проведенный в данной дипломной работе сравнительный анализ действующего Закона РФ «О несостоятельности (банкротстве)» от 1 января 1998 гола и Закона РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий от 19 ноября 1992 года позволяет однозначно сделать вывод, что и сегодняшнее законодательство несовершенно. Библиографический список 1. Европейская конвенция 1990 г. «О некоторых международных аспектах банкротства».- М., 1993 2. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. - М., Юридическая литература, 1993 3. Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. //Сборник федеральных и конституционных законов, 1995 , № 2. 4. 4. Гражданский кодекс Российской Федерации часть вторая от 26 января 1996 г. г. // СЗ РФ, 1996 г., № 5, ст.410. 5. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 5 апреля 1995 г. // Сборник федеральных и конституционных законов, 1995 г., № 10. 6. Гражданский процессуальный кодекс РСФСР от 11 июня 1964 г. с изменениями и дополнениями.-М., 1985 7. Закон Российской Федерации от 19 ноября 1992 № 3929-1 “О несостоятельности (банкротстве) предприятий” //Российская газета от 30.12. 92 8. Федеральный закон от 8.02.98г. №6-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)” //“Российская газета” от 20.01.98 г., № 10 9. Федеральный закон Российской Федерации от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» с изменениями и дополнениями от 13 июня 1996 г. //СЗ Российской Федерации 1996 г., № 25, ст. 2957. 10. Федеральной закон от 19 июля 1997 г.№ 105-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О государственной пошлине» // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 1997 г. № 9. 11. Постановление Правительства РФ от 1 июня 1998 г. № 537 «О Федеральной службе России по делам о несостоятельности и усилению контроля за деятельностью предприятий, подпадающих под действие законодательных актов о несостоятельности (банкротстве)» // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 1998 г., № 9. 12. Постановление Правительства РФ от 22 мая 1998 г. № 476 «О мерах по повышению эффективности применения процедур банкротства». // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ., 1998 г., № 9. 13. Постановление Правительства РФ от 17 февраля 1998 г. № 202 «О государственном органе по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению». // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 1998 г. №3 14. Постановление Правительства РФ от 8 июля 1997 г. № 848 «Вопросы Федерального службы России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению». // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 1997 г., № 9. 15. Приказ Минфина РФ и ФСДН РФ от 19, 22 июня 1998 г. № 28н, 83 «Об утверждении Порядке осуществления Федеральной службой России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению прав кредитора по выделяемым ссудам и иным средствам при решении вопросов о несостоятельности (банкротстве) организаций». 16. Письмо Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) от 17 июня 1997 г. № ГТ -03/961 «Об очередности уплаты обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды при открытии конкурсного производства». 17. Письмо Госналогслужбы РФ от 12 января 1998 г. № 10-3-04/23 «О начислении пени по налогам в период моратория». 18. Распоряжение ФСДН РФ от 14 мая 1998 г. № 7 - р «Об утверждении Типового положения о территориальных органов Федеральной службы России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению». 19. Письмо ФСДН РФ от 14 мая 1998 г. № ГТ -05/905 О полномочиях ФСДН РФ обращаться от имени государства как собственника имущества государственных унитарных предприятий в арбитражный суд с заявлениями о признании государственного унитарного предприятия несостоятельным (банкротом)». 20. Письмо Высшего Арбитражного суда РФ от 25 апреля 1995 года № С1-7/ОП -237 по обзору практики, применения Арбитражными судами Законодательства о несостоятельности (банкротства). // Вестник Арбитражного Суда РФ. 1995, № 7. 21. Обзор применения арбитражными судами законодательства о несостоятельности (банкротстве) //Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации» 1997 г.,№10. 22. Баренбойм П. Правовые основы банкротства - М., 1995 г. 23. Добровольский А. А. Свод общеимперских положений о торговой и неторговой несостоятельности. М.,1914. с.156. 24. Малышев К. И. Исторический очерк конкурсного процесса. С-Пб., 1871.с. 238. 25. Российское законодательство X-XX веков. В девяти томах. т.1 Законодательство Древней Руси. - М: 1984. с.68. 26. Попондопуло В.Ф. Конкурсное право: Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) предпринимателей : Учебное пособие - СПб., 1995 г. 27. Жилинский С. Э. Правовая основа предпринимательской деятельности (предпринимательское право). Курс лекций. - М., Норма-Инфра, 1998 г 28. Гражданское право, часть 1: Учебник /Под ред. Сергеева А.П. и Толстого Ю. К. - М., Проспект, 1998 г. 29. Гражданское право, часть 2: Учебник /Под ред. Сергеева А.П. и Толстого Ю. К. - М., Проспект, 1998 г. 30. Коммерческое право. Учебник /Под ред. Попондопуло В., и Яковлевой В.Ф. - СПб., 1997г. 31. Хозяйственное право в 2 - х томах. Учебник /Под ред. Мартемиянова В. С. - М., 1994 г 32. Комментарий к гражданскому кодексу Российской Федерации части первой (постатейный) (По ред. Садикова О. Н. - М., 1997 г. 33. Комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» //Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 1998 г. № 4-9. 34. Куртис Б. Мастерс, Эдвин В. Паксол. Принципиальные различия законов о банкротстве США и Российской Федерации //Бизнес - Ревью, 1993 г., № 7. 35. Справочный материал Арбитражного суда //Вестник Высшего Арбитражного суда РФ. 1998 №2. 36. Об итогах работы арбитражных судов РФ в 1997 г. // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 1998. № 4. с. 7. 37. Постановление Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 24 марта 1998 г. дело № 2702/96 //Вестник Высшего Арбитражного суда РФ. 1998 г. № 5. 38. Андреева Т. О подведомственности дел арбитражным судам //Хозяйство и право 1997г., № 8, № 9. 39. 39. Баренбойм П. Банкротство-94: арбитражная практика требует изменения законодательства // Российская юстиция, № 3, 1995 г. 40. Бунич П. Новый Закон о банкротстве: шансов для спасения больше //Экономика и жизнь. Январь, 1998 г.№ 4. 41. Весенева Н. Знакомьтесь - Закон о банкротстве //Экономика и жизнь. Январь. 1998 г. № 5. 42. Весенева Н. Кто последний в очереди кредиторов. //Бизнес -адвокат, 1998 г., №18. 43. Весенва Н. Слушается дело о банкротстве. //Бизнес - адвокат, 1998 г., № 3 44. Весенева Н., Безнадежному банкроту помочь невозможно. // Бизнес - адвокат. 1998 г. № 13. 45. Витрянский В.В. Банкротство: ожидание и реальность //Экономика и жизнь, 1994 г. № 49. 46. Витрянский В.В. Реформа законодательства о несостоятельности (банкротстве) //Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, 1998 г., № 2. 47. Витрянский В. Характеристика основных положение проекта закона о несостоятельности (банкротстве). //Экономика и жизнь, 1997 г. №12. 48. Викторов И. Надзор за исполнением законодательства о несостоятельности (банкротстве) //Законность, 1998 г. № 1. 49. Грось Л. Мировое соглашение в гражданском производстве //Российская юстиция, 1996 г. № 12. 50. Ершов А. Дело о первом банкротстве в России // Закон 1994 г., № 2. 51. Зинченко С., Лапач В., Газарьян Б. Банкротство: Законодательство и правоприменительная практика //Хозяйство и право, 1996 г. № 5 52. Иванов А. Стратегию определяет закон. Единую практику избирают профессионалы. Сообща. //Арбитражные споры, 1998 г. № 1-2. 53. Лившиц Н. Г. Разбирательство дел о банкротстве в арбитражном суде. //Специальное приложение к Вестнику Высшего Арбитражного суда РФ. 1998 г. № 2. 54. Никитина О. Банкротство под наблюдением //Бизнес - адвокат, 1998 г. № 14. 55. Никитина О. Банкротство по упрощенной схеме: процесс пошел… //Бизнес - адвокат, 1998 г. № 13. 56. Никитина О. Конкурсное производство. //Бизнес - адвокат, 1998 г., № 15,16. 57. Никитина О. Банкротство предприятий. Отдельные вопросы // Юридический мир. 1997. апрель. 58. Никитина О.А. Процедура наблюдения// Специальное приложение к Вестнику Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 1998 г. № 2. 59. Малышев А. Семинар посвященный Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» в Иркутске. //Вестник Высшего Арбитражного суда РФ, 1998 г. 3 9. 60. Москолева О., Золотухин Е. Претензии кредиторов приняты. Время пошло. //Бизнес - адвокат, 1998 г. № 11. 61. Петрова В. Новый закон о банкротстве и несостоятельности //Бизнес - адвокат, 1998 г. № 4. 62. Петрова С. Пути совершенствования законодательства о банкротстве //Хозяйство и право № 1996 № 10. 63. Попов В. Недоимщику дан шанс и на прощение рассчитывать не приходится //Экономика и жизнь, 1998 г. Март. 64. Предеин С. И дольше века длится банкротство //Восточно-Сибирская правда, 1998 г. № 72. 65. Попов В. Недоимщику дан шанс и на прощение рассчитывать не приходится. //Экономика и жизнь, 1998 г., №10. 66. Решетников Ф. Банкротство в дореволюционной России и на Западе. // Закон, 1993 г., № 7. 67. Свит Ю. Восстановительные процедуры - способ предотвращения банкротства //Российская юстиция, 1998 г., № 3. 68. Таль Г. Эффективный собственники сменит несостоятельного //Экономика и жизнь, 1998 г. № 10. 69. Телюкина М. Развитие законодательства о несостоятельности и банкротстве //Юрист, 1997, № 11. 70. Телюкина М. Соотношение понятий “несостоятельности” и “банкротства” // Юрист, 1997, № 12. 71. Щенникова Л. Банкротство в гражданском праве России: традиции и перспективы //Российская юстиция, 1998 г. № 10. 72. Ярков В. обращение взыскания на имущество должника //Хозяйство и право, 1998 г., № 6. 73. Дубинин А. Недействительность сделок должника в законодательстве о банкротстве.// «Хозяйство и право» №5, 1999. 74. Зайцева В. Банкротство кредитных организаций.// «Законность» №2, 2000. 75. Колиниченко Е.А. Признаки банкротства в Великобритании, США, Германии, Франции и России.// «Вестник ВАС РФ» №8, 2000.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|