i>2.1 Конкурсное производствоКонкурсное производство - процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов (п. 13 ст. 2 Федерального закона от 26.10.2002. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 43. - Ст. 4190.), не является новой для российского законодательства. Начальным моментом открытия конкурсного производства является принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом. Данное решение может быть вынесено только при условии установления признаков банкротства, предусмотренных статьей 3 Закона.Одним из важных моментов нового закона является законодательное закрепление продолжительности срока (ст. 124 Закона) проведения конкурсного производства: основного - 1 год и дополнительного - 6 месяцев. Данная статья не допускает продления срока конкурсного производства более чем на шесть месяцев. Тем самым изменяется характер правового регулирования, поскольку в соответствии с Законом 1998 г. продление срока конкурсного производства допускалось и за пределами 18 месяцев.Думается, что невозможность увеличения срока конкурсного производства приведет к сложным последствиям. Рассмотрим практическую ситуацию. По окончании конкурсного производства, срок которого уже был продлен, вдруг оказалась реализованной безнадежная кредиторская задолженность, либо заявил свои требования кредитор, либо обнаружилось имущество должника, находящееся у третьих лиц без должных оснований, что требует обращения в суд с виндикационным (или иным) иском. Очевидно, единственный выход в подобных ситуациях - продление конкурсного производства, ибо ликвидировать юридическое лицо при названных обстоятельствах невозможно. Поэтому представляется неизбежной корректировка норм данной статьи.Решение арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства должно содержать информацию о назначении конкурсного управляющего. Конкурсный управляющий является одной из ключевых фигур, действующих с момента назначения до завершения конкурсного производства.Конкурсный управляющий - арбитражный управляющий, функционирующий на стадии конкурсного производства. Кандидатура конкурсного управляющего выдвигается и утверждается судом по общим правилам, установленным для всех арбитражных управляющих, в соответствии со ст. 45 Закона.Утверждая кандидатуру конкурсного управляющего, арбитражный суд выносит определение, в котором указывается размер вознаграждения управляющего. Вознаграждение конкурсному управляющему выплачивается за счет средств должника.Так, решением арбитражного суда от 24.06.03 муниципальное унитарное предприятие было признано несостоятельным, в отношении его открыто конкурсное производство сроком на три месяца, конкурсным управляющим назначен Н. с выплатой вознаграждения в размере 10000 руб. в месяц. Позднее срок конкурсного производства продлен на 6 месяцев, конкурсное производство завершено 15.03.04.В связи с отсутствием у должника имущества вознаграждение арбитражному управляющему не выплачивалось. Полагая, что поскольку заявление о ликвидации МУПа подано на основании решения комитета по управлению городским имуществом, то у последнего возникла обязанность по выплате арбитражному управляющему вознаграждения, Н. как предприниматель обратился в арбитражный суд с иском о взыскании 85000 руб., составляющих вознаграждение арбитражного управляющего Н.Первоначально иск был заявлен к администрации города, комитету по управлению городским имуществом, затем в порядке уточнения - только к комитету по управлению городским имуществом. В окончательном виде истец просил обязать ответчика исполнить обязательства по выплате ему вознаграждения, ссылаясь на п. п. 1, 3 ст. 59, п. 2 ст. 224 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", ст. ст. 113, 114 ГК РФ.Решением от 21.10.04 в иске отказано, постановлением апелляционной инстанции от 18.01.05 решение оставлено без изменений.В соответствии с п. 1 ст. 59 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" расходы на выплату вознаграждения арбитражному управляющему относятся к судебным расходам.Взыскание в исковом порядке судебных расходов, вопрос о распределении которых не разрешен при принятии решения о признании должника банкротом, противоречит нормам АПК РФ (ст. ст. 170, 178) и ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (ст. 59).Пункт 4 ст. 59 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" предусматривает, что порядок расчетов на выплату вознаграждения арбитражных управляющих должен быть установлен в решении или определении арбитражного суда по результатам рассмотрения дела о несостоятельности (банкротстве).Довод заявителя о нарушении ст. 63 ГК РФ был отвергнут в связи с тем, что истец не является кредитором, а ликвидированное предприятие - не казенное и не является учреждением.Ссылка заявителя на п. 63 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15.12.04 № 29 несостоятельна, так как касается также распределения судебных расходов в рамках дела о банкротстве, а не в исковом порядке.В связи с изложенным решение и постановление оставлены без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.Вознаграждение арбитражного управляющего как судебные расходы подлежит взысканию в рамках дела о банкротстве Ткаченко О. Обзор Судебной Практики. Вознаграждение арбитражного управляющего (аналитический обзор арбитражной практики за июль 2004 г. - март 2005 г.) // Арбитражный и гражданский процесс. - 2005. - № 6. - С. 13..Данное определение может быть обжаловано, что не препятствует его немедленному исполнению. Характер осуществляемых функций и возложенных задач определяет и полномочия конкурсного управляющего.С момента назначения конкурсного управляющего к нему переходят все права и обязанности руководителя должника.Так, к конкурсному управляющему переходят все права по распоряжению имуществом должника. В случае возникновения в ходе конкурсного производства обстоятельств, в связи с которыми требуется внесение изменений в порядок, сроки и условия продажи имущества должника, конкурсный управляющий обязан предоставить собранию кредиторов (комитету кредиторов) соответствующие предложения об изменениях порядка, сроков и условий продажи имущества должника для утверждения в течение месяца с момента возникновения указанных обстоятельств (п. 3 ст. 139 Закона) Ермолова Г. Реализация имущества должника // ЭЖ-Юрист. - 2006. - № 1. - С. 12.. Не исчерпывающий перечень прав и обязанностей конкурсного управляющего, указаны в статьи 129 закона, к которым в частности относятся:1. Проведение инвентаризации и оценки имущества должника. «Анализ финансового состояния необходим для формирования конкурсной массы, что в свою очередь решает в значительной мере судьбу имущественных интересов кредиторов» Никитина О. Конкурсное производство. // Бизнес-адвокат. - 2004. - № 15. - С. 5.. Для осуществления указанной деятельности конкурсный управляющий вправе привлекать оценщиков и иных специалистов с оплатой их услуг за счет имущества должника. 2. Анализ финансового состояния должника. 3. Предъявление к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требований о ее взыскании. С этой целью конкурсный управляющий предъявляет иски в судебные органы. Также конкурсному управляющему предоставлено право предъявлять требования к третьим лицам, которые в соответствии с законодательством РФ несут субсидиарную ответственность по обязательствам должника в связи с доведением его до банкротства. 4. Направление уведомления работникам должника о предстоящем увольнении в соответствии с требованиями Кодекса законов о труде.5. Заявление в установленном порядке возражения по предъявляемым к должнику требованиям кредиторов.6. Заявление отказа от исполнения договоров должника, но не позднее чем в трехмесячный срок с момента своего назначения.7. Принятие мер, направленных на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц. 8. Передача на хранение в уполномоченные органы документов должника, подлежащих обязательному хранению.При осуществлении своих прав и обязанностей конкурсный управляющий должен действовать разумно и добросовестно с учетом интересов должника и его кредиторов. Для пресечения возможных злоупотреблений со стороны конкурсного управляющего, контроль за его деятельностью возложен на собрание или комитет кредиторов Каюмов И. Должник отводит управляющего // Бизнес-адвокат. - 2006. - № 2. - С. 33.. Новый закон, учитывая опыт применения предыдущего закона о банкротстве, вводит норму, устанавливающую механизм контроля. Не реже одного раза в месяц, если более длительный срок не установлен собранием кредиторов, управляющий представляет органу контроля отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе, а также иную информацию. Стоит также отметить, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения конкурсным управляющим возложенных на него обязанностей арбитражный суд по ходатайству собрания или комитета кредиторов может отстранить управляющего от исполнения им своих обязанностей и назначить нового. Механизму контроля посвящена ст. 143 Закона.Открытие конкурсного производства в отношении должника - банкрота означает, что: - срок исполнения всех денежных обязательств, а также отсроченных обязательных платежей считается наступившим; - прекращается начисление неустоек (штрафов, пени), процентов и иных финансовых (экономических) санкций по всем видам задолженности;- сведения о финансовом состоянии должника прекращаются относиться к категории сведений, носящих конфиденциальный характер либо являющихся коммерческой тайной; - снимаются ранее наложенные аресты имущества должника, введение новых арестов и иных ограничений по распоряжению имуществом не допускается;- совершение сделок, связанных с отчуждением имущества должника допускается с ограничениями предусмотренными главой 6 закона о банкротстве;- все требования к должнику могут быть предъявлены только в рамках конкурсного производства. Необходимо помнить, что после опубликования конкурсным управляющим сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в «Вестнике Высшего Арбитражного Суда РФ» и в официальном издании органа по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению, требования кредиторов могут быть предъявлены только путем обращения в установленный срок к конкурсному управляющему, но никак не путем обращения в суд. «Надо иметь в виду, что под предъявленными требованиями кредиторов понимаются требования всех кредиторов, предъявленные к должнику в деле о банкротстве с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, в том числе и на стадии внешнего управления и конкурсного производства. При этом требования, предъявленные в процедурах наблюдения или внешнего управления, не должны повторно предъявляться во внешнем управлении или в конкурсном производстве. Видимо, предъявленными можно признать также требования граждан, по которым арбитражным судам направлены судебными приставами-исполнителями исполнительные листы» Никитина О. Конкурсное производство. // Бизнес-адвокат. - 2004. - № 15. - С. 5.. Введение каких-либо иных последствий, связанных с открытием конкурсного производства, для должника законом не допускается. Сведения о принятии арбитражным судом решения об объявлении должника банкротом и об открытии конкурсного производства, должны быть направлены конкурсным управляющим в «Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации» и в официальное издание государственного органа по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению. Публикация производится за счет средств должника. Публикация имеет целью известить всех кредиторов о ликвидации предприятия для предъявления должнику имеющихся у них претензий и поэтому должна содержать: наименование арбитражного суда, рассматривающего дело о несостоятельности предприятия-должника, наименование и место нахождения предприятия-должника, дату принятия решения арбитражным судом, обращение к кредиторам с предложением предъявить имеющиеся у них претензии, срок предъявления претензий (два месяца со дня публикации), сведения о конкурсном управляющем.В практике возникал вопрос, с какого момента начинается течение двухмесячного срока (со дня выпуска сигнального экземпляра журнала, со дня поступления в почтовое отделение в регионы, в день отправки журнала из типографии в регионы). Практика идет по пути исчисления срока с даты, указанной в «Вестнике» перед подборкой объявлений о несостоятельности. Никитина О.А. Банкротство предприятий. Отдельные вопросы // Юридический мир. - 2003. - № 4. - С. 9.Одним из важных моментов в процессе осуществления ликвидационных процедур является формирование конкурсной массы. Закон определяет указанное понятие, как все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, на которое может быть обращено взыскание. Следует обратить внимание, что из имущества должника, составляющего конкурсную массу, исключаются имущество, изъятое из оборота, имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на разрешении (лицензии) на осуществление определенных видов деятельности. Новый закон о банкротстве, как и предыдущий, предусматривает, что в конкурсную массу не включаются объекты социальной и коммунальной сферы, жизненно необходимые для региона: жилищный фонд социального использования, детские дошкольные учреждения и объекты коммунальной инфрастуктуры. Они должны быть приняты на баланс соответствующего муниципального образования, в лице уполномоченных органов местного самоуправления. Поскольку ранее конкурсные управляющие сталкивались с неправомерными действиями, заключающимися в том, что органы местного самоуправления отказывались принимать на свой баланс жизненно важные объекты, законодатель однозначно урегулировал имеющийся конфликт, указав, что обязанность по содержанию и обеспечению функционирования объектов в соответствии с их целевым назначением возлагается на указанные органы по истечении месяца с момента получения уведомления от конкурсного управляющего Научно-практический комментарий к Гражданскому Кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный) / Под ред. Мозолина В.П., Малеиной М.Н. - М. Норма. 2004. - С. 65..
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|