реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Авторское право в республике Беларусь

реферат
роме того, некоторые меры принимаются по усмотрению суда. Суд вправе взыскать штраф в размере 10 процентов от суммы, присужденной судом в пользу истца. Кроме того, контрафактные экземпляры произведений или фонограмм могут быть конфискованы по решению суда или судьи единолично, а также по решению арбитражного суда. Конфискованные контрафактные экземпляры произведений или фонограмм подлежат уничтожению, за исключением случаев их передачи обладателю авторских или смежных прав по его просьбе.

Доказательствами нарушения прав на программы для ЭВМ могут служить, во-первых, доказательства наличия указанных прав у правообладателя, и, во-вторых, сведения, подтверждающие нарушение авторских прав.

К числу первых относятся сведения о факте создания программного продукта, в силу которого возникает авторское право, а также договоры о передаче авторских прав. В силу Закона "Об авторском праве и смежных правах" при отсутствии доказательств иного автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения. Для возникновения авторского права не требуется регистрации произведения, однако программа для ЭВМ может быть зарегистрирована в Агентстве по правовой охране программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем (БелАПО).

В тех случаях, когда истцом является иностранное юридическое лицо, применяется Закон РБ "Об авторском праве и смежных правах", согласно которой при предоставлении на территории РБ охраны произведению в соответствии с международными договорами автор произведения определяется по закону государства, на территории которого имел место юридический факт, послуживший основанием для обладания авторским правом".

Ко второй группе доказательств прежде всего относятся контрафактные экземпляры программных продуктов, изготовление или использование которых влечет за собой нарушение авторского права. Наряду с контрафактными экземплярами (например, выпущенных без разрешения правообладателя компакт-дисков), к исковому заявлению могут быть приложены рекламные материалы и другие доказательства, свидетельствующие о факте нарушения авторских прав.

При выборе способа защиты нарушенного права (из числа перечисленных в законе) нельзя не учитывать сложность процесса доказывания убытков, связанную, в частности, с затруднительностью определения доходов правонарушителей. В связи с этим законом предусмотрена такая мера ответственности, как выплата компенсации. Однако ее применение возможно лишь в случаях нарушения с целью извлечения прибыли.

Следует также иметь в виду, что законодательство об авторском праве предусматривает целый ряд специальных способов обеспечения иска, каждый из которых может быть применен судом по делам, связанным с правовой защитой программных продуктов. В их числе

· запрещение ответчику совершать определенные действия (изготовление, воспроизведение, продажа, сдача в прокат, импорт или иное использование, а также транспортировка, хранение или владение с целью выпуска в гражданский оборот экземпляров произведений, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными);

· наложение ареста и изъятие таких экземпляров произведений, а также материалов и оборудования, предназначенных для их изготовления и воспроизведения.

Принятие мер для обеспечения исполнения судебного решения имеет важное значение еще и потому, что суд или арбитражный суд может не ограничиться удовлетворением требований истца. Законодательство предусматривает возможность применения такой меры, как вынесение решения о конфискации контрафактных экземпляров программ для ЭВМ или баз данных, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и об их уничтожении либо о передаче в доход бюджета либо истцу по его просьбе в счет возмещения убытков.

Правовая природа выплаты компенсации отлична от возмещения убытков и представляет собой особый вид ответственности, введенной законодателем с учетом трудности доказывания потерь от этих правонарушений. Целью введения этой нормы явилось обеспечение более эффективной защиты соответствующих прав в тех случаях, когда их обладатель не имеет возможности точно определить свои убытки. В результате научного толкования указанного положения одним из разработчиков законопроектов о защите интеллектуальной собственности сделан вывод о том, что "компенсация может быть взыскана с нарушителя даже в тех случаях, когда правообладатель не понес убытков или не смог доказать их размер, а также если нарушитель не получил доходов в результате правонарушения или хотя и получил доходы, но их размер невозможно установить”.

Существует несколько вариантов ответственности за нарушение авторского права:

1. Уголовная ответственность

Обращение в суд - не единственный способ защиты авторских прав на программы на ЭВМ. Согласно Закону РБ "Об авторском праве и смежных правах" обладатели исключительных авторских прав вправе также обратиться в органы дознания и предварительного следствия в соответствии с их компетенцией. Здесь имеется в виду возможность привлечения нарушителей авторских прав к уголовной ответственности.

Уголовная ответственность за компьютерное пиратство наступает при наличии крупного ущерба, причиненного правообладателю. Судебная практика по определению того, какой ущерб считать крупным, еще не сложилась. Следственные органы исходят из того, что крупным является ущерб, превышающий десятикратный размер минимальной заработной платы.

2. Административная ответственность

В соответствии с законом об административных правонарушениях и Закон РБ "Об авторском праве и смежных правах" дополнен статьей, предусматривающей административную ответственность в виде штрафа и конфискации контрафактных экземпляров за продажу или иное незаконное использование в коммерческих целях таких экземпляров произведений, являющихся объектом авторских и смежных прав.

К мерам административной ответственности прежде всего привлекаются лица, торгующие пиратскими компакт-дисками на так называемых "радио-рынках".

3. Ответственность по таможенному законодательству

Поскольку в большинстве случаев пиратские программные продукты ввозятся в нашу страну из-за рубежа, важная роль в борьбе с компьютерным пиратством принадлежит таможенным органам. Одной из функций этих органов согласно Таможенному кодексу признается пресечение незаконного ввоза объектов интеллектуальной собственности. В связи с данным кодексом предусмотрена возможность запрета ввоза товаров, исходя из соображений защиты права собственности на объекты интеллектуальной собственности. Указанные товары подлежат немедленному вывозу за пределы территории РБ, "если не предусмотрена конфискация этих товаров".

Наложение штрафов с возможной конфискацией объектов правонарушений может быть применено в случаях недекларирования или недостоверного декларирования товаров, а также перемещения товаров через таможенную границу с обманным использованием документов или средств идентификации. Но даже если таких нарушений не допущено, таможенный орган вправе, принять меры к аресту экземпляров произведений, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными, включая в необходимых случаях их изъятие и передачу на ответственное хранение.

Роль антимонопольных органов в борьбе с компьютерным пиратством

Законом РБ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" предусмотрена ответственность за такую форму недобросовестной конкуренции, как продажа товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг.

Продажа программных продуктов при отсутствии разрешения правообладателя (нелицензионная продажа) полностью охватывается составом правонарушения, предусмотренного данной нормой, лишь в том случае, если действия правонарушителя носят характер недобросовестной конкуренции по отношению к заявителю, т.е.

· противоречат закону или обычаям делового оборота,

· направлены на приобретение преимуществ в хозяйственной деятельности,

· способны причинить убытки конкурентам или нанести ущерб их деловой репутации.

Антимонопольный орган принимает во внимание следующие доказательства:

· доказательства наличия указанных прав у правообладателя (сведения о факте создания программного продукта, в силу которого возникает авторское право, а также договоры о передаче авторских прав);

· сведения, подтверждающие нарушение авторских прав - контрафактные экземпляры программных продуктов, изготовление или использование которых влечет за собой нарушение авторского права, а также рекламные материалы и другие доказательства, свидетельствующие о факте нарушения авторских прав;

· доказательства, подтверждающие, что допущенные нарушения носят характер недобросовестной конкуренции (например, сведения о том, что продажа программных продуктов низкого качества наносит ущерб деловой репутации правообладателя, либо торговля ими по ценам значительно ниже уровня цен на законно распространяемые аналогичные продукты приводит к снижению их конкурентоспособности на российском рынке).

По результатам рассмотрения подобных правонарушений антимонопольный орган вправе давать хозяйствующим субъектам обязательные предписания не только о прекращении нарушений антимонопольного законодательства, но и о расторжении противоречащих ему договоров, перечислении в федеральный бюджет прибыли, полученной в результате нарушения.

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано нарушителем в суд, и в этом случае исполнение указанного решения приостанавливается. С другой стороны, заявитель, в пользу которого решен спор, также вправе в последующем обратиться в суд с целью взыскания причиненных ему убытков либо получения предусмотренной законом компенсации. В качестве одного из доказательств им может быть использовано соответствующее решение антимонопольного органа. Правда, следует иметь в виду, что такое решение не будет иметь для суда преюдициального значения - решение антимонопольного органа оценивается судом наряду с другими доказательствами.

Глава 2. Особенности правовой основы РБ

С 19 августа 1998 г. вступил в силу Закон Республики Беларусь "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "Об авторском праве и смежных правах", в соответствии с которым закон "Об авторском праве и смежных правах" от 16 мая 1996 г. был изложен в новой редакции.
Чем же была вызвана необходимость изменять не так давно принятый закон?
В первых, Закон Республики Беларусь "Об авторском праве и смежных правах" 1996 г., в свое время попросту переписанный с одноименного Закона Российской Федерации 1993 г., был далек от совершенства и многие его положения вызывали справедливую критику ввиду своей двусмысленности, а иногда и откровенной абсурдности и требовали изменения.

Во-вторых, за время, прошедшее с момента принятия закона ";Об авторском праве и смежных правах" Республика Беларусь присоединилась к ряду международных договоров в области авторского права и смежных прав -- Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений (ред. 1971 г.), Договору ВОИС по авторскому праву (1996 г.), Договору ВОИС по исполнениям и фонограммам (1996 г.). В отличие от Всемирной конвенции об авторском праве (1952 г.), участницей которой Беларусь является с 1973 г., указанные выше международные договоры содержат ряд материально -- правовых норм, обязательных для применения при предоставлении охраны на их основании, в частности, определяющих объем предоставляемых прав, допускаемые ограничения этих прав и т.п. При этом между нормами международных договоров и законом "Об авторском праве и смежных правах" 1996 г. существовали определенные расхождения, что создавало бы определенные трудности для правоприменительной практики даже не смотря на коллизионную норму ст. 42 закона 1996 г. прямо предусматривавшей приоритет норм международного договора над нормами указанного закона.

Изменился подход законодателя в определении сферы действия авторского права. Если закон "Об авторском праве и смежных права" 1996 г. признавал авторское право за гражданами Республики Беларусь независимо от местонахождения необнародованного произведения или его опубликования, а за иностранцами -- в случаях нахождения необнародованного произведения на территории Беларуси, первого опубликования произведения именно в Беларуси, а также в случаях, предусмотренных международными договорами Республики Беларусь, то в соответствии с новой редакцией закона его положения применяются к "...произведениям, впервые опубликованным или находящимся на территории Республики Беларусь, независимо от гражданства автора" (абз.2 п.2. ст.5). Тем самым, в соответствии с белорусским законом наравне с произведениями национальных авторов авторским правом охраняется любое произведение любого иностранного автора. Впрочем, вряд ли стоит винить разработчиков новой редакции закона "Об авторском праве и смежных правах&", поскольку аналогичная норма предусмотрена ст.991 нового Гражданского кодекса Республики Беларусь. Упоминая о новом ГК, нельзя не сказать о том, что белорусские законодатели избрали достаточно разумную схему, отказавшись от регламентации всех положений авторского права и смежных прав в Гражданском кодексе, оставив в нем только наиболее общие, существенные положения и оставив конкретизацию для специального закона. Возвращаясь к вопросу о сфере действия авторского права можно сказать, что Беларусь на основании своих международных договоров предоставляет охрану произведениям авторов более чем 150 государств и, поэтому, распространение охраны на все произведения всех иностранных авторов не увеличит радикальным образом количество охраняемых произведений, в то же время избавит правоприменительные органы от необходимости решать вопрос о том, охраняется ли данное произведение данного иностранного автора.

Круг охраняемых авторским правом произведений в соответствии с новой редакцией закона остался неизменным за небольшим исключением. Критерием охраноспособности составных произведений (сборников, антологий и т.п.) по новой редакции закона признаются являющиеся результатом творческого труда подбор и расположение материалов, в то время как закон "Об авторском праве и смежных правах" 1996 г. считал подбор материала и его расположение самостоятельными критериями для предоставления охраны. Кроме того, из числа произведений, не являющихся объектами авторского права, были исключены одиозные "сообщения информационного характера о событиях и фактах".

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.