реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Авторское право и библиотеки

реферат
p align="left">Вернемся в Россию. Через два года после принятия Цензурного Устава, в 1830 году было утверждено новое Положение о правах сочинителей, переводчиков и издателей, которое значительно дополнило существовавшие правила, решив вопросы об охране статей в журналах, частных писем, хрестоматий и т. д.

В дальнейшем законодательство пошло по пути расширения авторских правомочий, признаваемых законом. В 1845 г. авторство было признано на музыкальную, а в 1848 г. - и на художественную собственность. С 1857 года срок защиты авторского права был увеличен до 50 лет, что по существу опережало соответствующие законодательные нормы ряда стран Европы [51, с. 20].

Первый специальный закон в сфере авторского права в России был принят 20 марта 1911 г. и назывался «Положение об авторском праве». Оно содержало Общую часть, в которой раскрывались основные понятия - круг охраняемых объектов, срок действия авторского права, вопросы правопреемства, возможные нарушения авторских прав и средства защиты, а так же отдельные главы посвященные авторским правам на литературные, музыкальные, драматические, художественные, фотографические произведения [64, с. 36].

После Октябрьской революции в 1917 г. Положение об авторском праве 1911 г. было отменено. Кроме того, был принят ряд декретов ЦИК и СНК, многие из которых были направлены на установление государственной монополии на произведения науки, литературы и искусства.

С середины 20-х годов вплоть до 1962 г важную роль в регулировании отношений в области авторского права играли Основы авторского права 1925 и 1928 гг., а также Закон РСФСР «Об авторском праве» 1928 г., одной из особенностей которого являлось наличие норм, вводящих государственное регулирование отрасли, а так же то, что устанавливалась возможность принудительного выкупа авторского права на произведение правительством Союза ССР.

Совершенно новый этап развития советского авторского права начался с внесения изменений в 1973 г. в Основы гражданского законодательства, а в 1974 г. - в ГК РСФСР и в гражданские кодексы других союзных республик. Эти изменения были связаны с тем, что СССР присоединился с 27 мая 1973 г. к Всемирной конвенции об авторском праве, а потому потребовалось увеличить срок охраны авторских прав (до 25 лет, считая с года смерти автора), ввести охрану права на перевод, несколько сузить сферу свободного использования произведений.

В СССР было создано Всесоюзное агентство по авторским правам (ВААП), которое не только являлось посредником при заключении договоров о приобретении прав иностранных авторов для использования в СССР и о продаже за рубеж прав советских авторов, но и занималось сбором и распределением авторского вознаграждения за публичное исполнение произведений в СССР, а также общими вопросами защиты авторских прав в СССР [51, с. 41-42].

В 80 гг. законодательство об авторском праве было представлено Основами гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, типовыми авторскими договорами, разделами «Авторское право», содержащимися в Гражданских кодексах союзных республик, многочисленными республиканскими постановлениями об авторском гонораре. Это законодательство было излишне зарегламентировано и содержало значительные изъятия из сферы авторских прав. Вместе с тем, оно неплохо обслуживало административно-командную систему, существовавшую в СССР.

К началу 90-х гг. в Российской Федерации начинается постепенная смена законодательства. Так 3 августа 1992 года на территории России были введены в действие Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик. Раздел IV Основ («Авторское право»), предусматривал новую регламентацию авторских прав, а также вводил правовую охрану смежных прав. Однако он действовал на территории России недолго, всего один год. С 3 августа 1993 г. вступил в силу Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах», который приобрел ключевое отраслевое значение. Указанный Закон состоял из 5 разделов: общие положения, авторское право, смежные права, коллективное управление имущественными правами, защита авторских и смежных прав [68]. Позже в закон вносились поправки. Последние изменения Закон претерпел в 2004 г.

Рассмотрим более подробно данный Закон, так как он лег в основу современного законодательства в сфере авторских и смежных прав.

Начнем с того, что авторские права на произведения науки, литературы и искусства возникают в силу факта их создания (ст. 6) Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения или какого-то другого специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей.

Как следует из ст. 6, п. 1 Закона, произведение - это результат творческой деятельности. Творческая деятельность есть мыслительный процесс создания нового, ранее неизвестного, оригинального.

Творческая деятельность дает не материальный, а идеальный, интеллектуальный результат, поэтому само произведение является не материальным, а интеллектуальным объектом.

Вместе с тем, охрана по авторскому праву возникает лишь с того момента, когда этот идеальный результат будет выражен в какой-либо объективной (материальной) форме. Наиболее типичные формы выражения произведений указаны в ст. 6 п. 2 закона. Это следующие формы существования произведений:

- письменная (рукопись, машинопись и т, д.);

- устная (публичное произнесение, публичное исполнение и т. д.);

- звуко- или видеозапись (механическая, магнитная, цифровая, оптическая и т, д.);

- изображение (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео- или фотокадр и т, п.);

- объемно-пространственная (скульптура, модель, макет, сооружение и т. д.);

- другие формы.

Эта же статья свидетельствует, что авторское право на произведение не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено. В том случае, если будет осуществлена передача права собственности на материальный объект или права владения на материальный объект передачи каких-либо авторских прав может и не произойти.

Законодательство предоставляет перечень произведений, которые могут быть объектами авторского права (ст. 7, п. 1):

- литературные произведения (включая программы для ЭВМ);

- драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;

- хореографические произведения и пантомимы;

- музыкальные произведения с текстом или без текста;

- аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения);

- произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

- произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;

- произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;

- фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

- географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и другим наукам;

- другие произведения.

Говоря об объектах авторского права, необходимо указать на возможность различной «природы» их создания, в соответствии со ст. 7, п. 3 Закона произведения могут быть самостоятельными и несамостоятельными, это зависит от того, были ли при создании произведения использованы какие-либо другие произведения (не всегда - других авторов). Произведение считается самостоятельным в том случае, если его форма - оригинальна, а содержание (полностью или частично) - заимствовано.

К объектам авторского права закон относит производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры и другие переработки произведений науки, литературы искусства) и сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие составные произведения, представляющие собой по подбору и расположению материалов результат творческого труда. Законом установлено, что производные произведения и составные произведения охраняются авторским правом независимо от того, являются ли объектами авторского права произведения, на которых они основаны или которые они включают (ст. 7, п. 3). Эти документально-информационные формы выражения других, ранее изданных произведений, являются производными произведениями, если в них использованы элементы формы этих других произведений. Однако краткие аннотации, рефераты, резюме, обзоры часто бывают самостоятельными по форме, и тогда они не являются производными (зависимыми) произведениями.

Таким образом, вся интеллектуальная продукция библиотеки (в том числе, каталоги и картотеки на различных носителях информации, библиографические указатели, аннотированные списки литературы, текстовые обзоры, рефераты, научно-практические пособия, сценарии праздников, вечеров и т. п.) логически вписываются в основные формулировки закона.

Как уже отмечалось, для возникновения авторского права регистрации не требуется, однако для оповещения о существовании исключительных авторских прав их обладатель (автор или иной законный владелец авторского права) вправе испрашивать специальный знак охраны авторского права, этот знак помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из трех элементов (ст. 9, п. 1):

- латинской буквы «C», в окружности;

- имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав;

- года первой публикации произведения,

В соответствии со ст.6, п. 4 авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты.

По российскому законодательству не все произведения охраняются авторским правом. Не получают охраны следующие объекты (ст. 8):

- официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы;

- государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и иные государственные символы и знаки);

- произведения народного творчества;

- сообщения о событиях и фактах, имеющих информационный характер.

Официальные документы не охраняются авторским правом с даты вступления в силу (а зачастую и с даты их принятия), что объясняется масштабностью их использования.

Произведения народного творчества не являются объектом авторского права ввиду отсутствия субъекта права. Сообщения информационного характера в основной своей массе не являются результатом творческой деятельности, т, е. не оригинальны.

Не охраняются законом также произведения, срок действия авторского права на которые истек (ст. 27).

Помимо этого в Российской Федерации не охраняются произведения автора страны, не участвующей во Всемирной (Женевской) конвенции по авторскому праву и не заключившей о Россией двустороннего соглашения в отношении охраны объектов авторского права, при условии опубликования произведения в этой стране. Кроме того, учитывая, что Всемирная (Женевская) конвенция по авторскому праву вступила в СССР в силу 27 мая 1973 года, в Российской Федерации не охраняются опубликованные до этой даты произведения автора, являющегося гражданином страны, участвующей во Всемирной конвенции, или произведения, опубликованные после этой даты, но до присоединения той или иной страны к Конвенции.

Субъекты (носители) авторских прав подразделяются на первоначальные и производные.

Автор произведения, физическое лицо, интеллектуальным трудом которого оно создано, является главным субъектом авторского права.

В соответствии с Законом у юридических лиц (в том числе библиотек) может возникнешь право только на часть авторских прав (право на использование), что свидетельствует о производном статусе этих владельцев авторских прав [24, с. 199].

Рассматривая вопрос о субъектах авторского права, необходимо кратко остановиться на вопросах соавторства, а также авторах несамостоятельных и служебных произведений, поскольку именно эти случаи наиболее часто встречаются в практике работы российских библиотек.

Авторское право на произведение, созданное совместным творческим трудом двух или более лиц (соавторство), принадлежит соавторам совместно. При этом не имеет значения, является ли произведение целостным (неделимым) или оно состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение, Закон установил, что часть произведения может быть использована независимо от других частей произведения (ст. 10).

Самостоятельная часть произведения может использоваться создавшим ее автором по своему усмотрению, если иное не было предусмотрено соглашением между ними.

В случае если произведение является неделимым, право на его использование принадлежит соавторам совместно. Закон содержит указание на возможность заключения соглашения между соавторами, которое будет регулировать отношения по использованию произведения, включая распределение вознаграждения. Закон содержит обязательное условие совместного использования - «если произведение соавторов образует одно неразрывное целое, то ни один из соавторов не вправе без достаточных к тому оснований запретить использование произведения» (ст. 10, п. 2).

В соответствии со ст. 11, п. 1 авторское право на осуществленный подбор или расположение материалов, представляющих результат творческого труда, принадлежит автору сборника (составителю). При этом составитель обязан соблюдать права авторов каждого из произведений, включенных в составное произведение. В свою очередь авторы включенных произведений, вправе использовать свои произведения независимо от составного произведения, если авторским договором не предусмотрено иное.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.