реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Авторский договор

реферат
p align="left">- договор о передаче прав на аудиовизуальное произведение - подробный анализ договора смотрите в соответствующем разделе сайта, особенностью которого является его субъектный состав;

- издательский лицензионный договор - договор об издании произведения, характеризующийся соответствующем набором видов использования произведения, условием о количестве экземпляров минимального и максимального тиражей, условий о дополнительных тиражах, а также условия о качестве бумаги, печати и иных условиях. В обязанность издателя также входит начать использование произведение в течение определенного договором срока, либо в течение обычного времени, в течение которого обычно необходимо начать использование. В случае задержки начала использования произведения автор вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке;

- договор авторского заказа - договор, по которому автор обязуется создать произведение в соответствии с условиями договора и передать его заказчику. Автор по условиям такого договора может предоставить право на использование произведения заказчику либо произвести отчуждение исключительного права на произведение в пользу заказчика.

Авторский договор может быть заключен с передачей исключительных прав другому лицу (по такому договору лицо может использовать произведение в установленном порядке определенными способами, а также имеет право запрещать подобное использование другим лицам) или на основе передачи неисключительных прав (использование произведения лицом допускается наравне с другими пользователями таким же способом) Грудцына Л. Ю., Спектор А. А., Гражданское право России: Учебник для вузов.- М.: ЗАО Юстицинформ, 2008. с. 321.

Если в договоре прямо не указывается, на какой основе передаются права, то они считаются переданными на неисключительной основе. В свою очередь, лицо, получившее по договору право на использование имущественных прав автора, может передать их другому лицу, но только если это прямо предусмотрено в авторском договоре.

3. Содержание авторского договора

Содержание любого гражданско-правового договора вообще и авторского в частности составляют права и обязанности сторон Моргунова Е. А., Авторское право: Учебное пособие.- М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2008. с. 234.

Авторский договор является взаимным, то есть обе стороны наделяются правами и несут корреспондирующие им обязанности. Содержание отдельных видов авторских договоров различно. К примеру, объем прав и обязанностей в договоре заказа отличается от объема прав и обязанностей в договоре по поводу использования готового произведения. Но это не исключает возможности рассмотрения содержания авторского договора в обобщенном виде. При этом сразу следует отметить, что действующее законодательство фактически не регулирует содержание авторских договоров, оставляя данный вопрос полностью на усмотрение сторон. В связи с этим, рассматривая права и обязанности сторон, приходится опираться на сложившуюся практику заключения авторских договоров, которая с успехом может применяться сегодня.

Наиболее значимым понятием при характеристике авторского договора является понятие существенных условий авторского договора.

Согласно нормам четвертой части Гражданского Кодекса РФ к ним относятся следующие условия.

В первую очередь авторский договор должен содержать конкретный перечень произведений, имущественные авторские права на которые передаются.

Вторым условием авторского договора является наличие перечня конкретных имущественных прав и способов, которыми могут использоваться произведения, права на которые передаются.

Все права на использование произведения, прямо не переданные по авторскому договору, считаются не переданными.

Третьим необходимым условием является характер имущественных авторских прав, передаваемых по авторскому договору. Имущественные авторские права могут иметь исключительный либо неисключительный характер. Права, передаваемые по авторскому договору, считаются неисключительными, если в договоре прямо не предусмотрено иное.

Четвертым условием является срок, на который передается право на использование произведения. Предусмотренный договором срок использования произведения может равняться всему сроку действия авторского права на произведение (по общему правилу - 70 годам со дня смерти автора или последнего из авторов при соавторстве) либо иному сроку/

При отсутствии в авторском договоре условия о сроке, на который передается право, договор может быть расторгнут автором по истечении пяти лет с даты его заключения, если Правопреемник будет письменно уведомлен об этом за шесть месяцев до расторжения договора.

Пятым условием авторского договора является территория, на которой распространяются полномочия по использованию произведения. В качестве территории действия авторского договора может быть указана территория отдельной страны, нескольких стран или всего мира. При отсутствии в авторском договоре условия о территории, на которую передается право, действие передаваемого по договору права ограничивается территорией Российской Федерации.

Шестым условием является право на дальнейшую передачу имущественных авторских прав лицом, которому права были переданы.

Единственным основанием осуществлять дальнейшую передачу имущественных авторских прав является прямое указание на такую возможность в авторском договоре. В случае отсутствия такого условия (разрешения далее передавать права) правопреемник по авторскому договору не имеет права осуществлять дальнейшую передачу имущественных авторских прав.

Седьмым условием договора является вознаграждение, которое по общему правилу определяется в авторском договоре в виде процента от дохода за соответствующий способ использования произведения или, если это невозможно осуществить в связи с характером произведения или особенностями его использования, в виде зафиксированной в договоре суммы либо иным образом.

Восьмым условием авторского договора может быть предусмотрен особый порядок вступления такого договора в силу. Например: договор считается заключенным с момента исключения правообладателем имущественных авторских прав из коллективного управления соответствующей организации по коллективному управлению имущественными авторскими правами.

При реализации своих прав автор претерпевает и ряд некоторых ограничений, которые выражаются в праве третьих лиц использовать произведения без согласия авторов и без выплаты им вознаграждения Грудцына Л. Ю., Спектор А. А., Гражданское право России: Учебник для вузов.- М.: ЗАО Юстицинформ, 2008. с. 323.

В ряде случаев при таком использовании обязательным условием являются указание имени автора, использование только части произведения.

В законодательстве выделяются следующие способы свободного использования произведений авторского права.

Воспроизведение произведения в личных целях без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения: допускается свободное воспроизведение обнародованного произведения без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения исключительно в личных целях.

Исключением является произведения архитектуры (здания, сооружения), базы данных, программы для ЭВМ (за некоторыми исключениями), репродуцирование книг (полностью) и нотных текстов.

Использование произведения без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения: допускаются следующие виды использования произведений с обязательным указанием имени автора: цитирование в оригинале и в переводе в научных, исследовательских, критических и информационных целях; использование в качестве иллюстраций в изданиях, в радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера; воспроизведение в газетах, передача в эфир ранее опубликованных статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам; воспроизведение в газетах, передача в эфир публично произнесенных политических речей обращений, докладов и других аналогичных произведений; воспроизведение произведений для слепых специальными способами (рельефно-точечным шрифтом) без извлечения прибыли Грудцына Л. Ю., Спектор А. А., Гражданское право России: Учебник для вузов.- М.: ЗАО Юстицинформ, 2008. с. 324.

Использование произведений путем репродуцирования: допускается репродуцирование в единичном экземпляре без извлечения прибыли с обязательным указанием имени автора и источника заимствования: библиотеками и архивами для восстановления и замены утраченных или испорченных экземпляров; отдельных статей и малообъемных произведений библиотеками и архивами по запросам физических лиц в учебных и исследовательских целях; отдельных статей и малообъемных произведений образовательными учреждениями для аудиторных занятий

Свободное использование произведений, постоянно расположенных в местах, открытых для свободного посещения: в отношении произведений, расположенных в местах открытых для свободного посещения (в музеях, выставках), допускается их свободное воспроизведение и передача в эфир, за исключением использования их в коммерческих целях.

Свободное публичное исполнение: допускается свободное исполнение музыкальных произведений в оправданном объеме во время официальных и религиозных церемоний, а также на похоронах.

Свободное воспроизведение для судебных целей: в целях судебного производства допускается использование произведений без согласия автора.

Свободная запись краткосрочного пользования, производимая организациями эфирного вещания: при получении права на передачу эфир произведения организация эфирного вещания имеет право без согласия автора перезаписывать данное произведение для собственных передач.

По истечении 6 месяцев организация должна уничтожить такую запись, если иное не согласовано с автором Грудцына Л. Ю., Спектор А. А., Гражданское право России: Учебник для вузов.- М.: ЗАО Юстицинформ, 2008. с. 324.

Письменная форма авторского договора является обязательной в силу прямого указания на это факт норм Гражданского законодательства.

Отсутствие письменной формы сделает крайне затруднительной доказуемость перехода имущественных авторских прав (например, при обмене e-mail сообщениями переход имущественных авторских прав доказать будет очень затруднительно, даже если такие сообщения содержат все необходимые условия авторского договора. Использование ЭЦП на сегодняшний день не получило широкого применения в России и предпочтение следует отдавать обычной письменной форме договора).

Закон не предусматривает обязательное нотариальное удостоверение авторского договора: простая письменная форма является достаточным основанием для признания договора заключенным, однако стороны вправе заверить его подписание у нотариуса, в частности, во избежание возможности в дальнейшем для одной из сторон отрицать факт подписания данного договора.

Лицами, уполномоченными передавать имущественные авторские права по авторскому договору являются авторы и иные правообладатели:

1) авторы, но только в том случае, если такие права ими уже не были переданы на исключительной основе третьим лицам. При соавторстве необходимо заключение отдельного авторского договора с каждым из соавторов либо одного авторского договора со всеми соавторами. В случае возникновения споров они должны разрешаться в судебном порядке.

2) наследники авторов, но также только в том случае, если соответствующие права не были переданы ранее на исключительной основе третьим лицам самими авторами или их наследниками Документом, подтверждающим обладание имущественными авторскими правами для наследников является Свидетельство о праве на наследство (по закону либо по завещанию). Эти документы должны прямо предусматривать, что к наследникам переходят имущественные авторские права на все или некоторые произведения автора, либо что к наследникам переходит все наследство, в том числе авторские права, или доля наследства (если между наследниками не был осуществлен раздел наследства). Отдельно следует учитывать, что при существовании нескольких наследников, которые обладают имущественными авторскими правами, необходимо заключение договора с каждым из них.

3) иные правообладатели - юридические и физические лица, обладающие правами на основе авторского договора в отношении соответствующих прав или по иным предусмотренным законодательством основаниям. В случае приобретения имущественных авторских прав у лиц данной группы необходимо анализировать основание обладания имущественными авторскими правами такими лицами.

Выделяется 2 наиболее часто встречающихся случая:

а) прямой авторский договор с автором;

б) ряд договоров, по которым осуществлялась передача имущественных авторских прав, начиная с автора (наследника) до конечного правообладателя.

Во втором случае необходим анализ всей «цепочки» договоров. Такие договоры в первую очередь должны содержать условия, перечисленные ниже, во-вторых, полномочие на дальнейшую передачу полученных от предшествующего правообладателя прав.

В любом случае условия передачи имущественных авторских прав по каждому последующему договору не могут быть шире предыдущего, например:

1) если территория действия предыдущего авторского договора в отношении одних прав составляла территорию Российской Федерации, то в соответствии с последующим авторским договором в отношении тех же прав такая территория не может быть расширена;

2) если по предыдущему авторскому договору были переданы имущественные авторские права на воспроизведение произведения путем записи произведения в память ЭВМ и сообщение произведения для всеобщего сведения по кабелю, то в соответствии с последующим авторским договором соответствующее произведение может быть использовано только в части воспроизведения путем записи произведения в память ЭВМ и сообщения произведения для всеобщего сведения по кабелю.

Таким образом, можно сделать ряд следующих выводов. В основе авторского договора, как и любого другого гражданско-правового договора лежит определенный набор прав и обязанностей, как автора, так и заказчика.

Заключение

Авторский договор является важнейшим, хотя и не единственно возможным способом передачи прав на использование творческого произведения.

Авторские договора в целом похожи на иные виды договоров, но носят более конкретный характер, и имеют более значительное количество обязательных условий.

Таким образом, рассмотрев особенности регулирования положений авторского договора можно сделать ряд следующих выводов.

В тексте части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации законодатель отказался от термина «авторский договор», что, по нашему мнению, является недостатком нового нормативного акта. С нашей точки зрения, в законе передача авторских прав по договору должна быть урегулирована должным образом, в том числе посредством закрепления четкого и понятного определения авторского договора.

Отказавшись от термина «авторский договор», закон использует понятия договора об отчуждении исключительного права на произведение, лицензионного договора, договора авторского заказа, которые предусмотрены ст.ст. 1285-1288 ГК РФ.

От того, насколько детально и грамотно с правовой точки зрения стороны авторского договора согласуют его условия, зависит дальнейшая судьба их правовых отношений. Надлежащее согласование данных условий является эффективным средством обеспечения авторских прав. Путем такого согласования стороны авторского договора имеют возможность обезопасить себя от неблагоприятных последствий в будущем, следовательно, обеспечить свои права Погуляев В. В., Четвертая часть Гражданского кодекса - проблемы и новеллы// Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии.- 2008.- №9. с. 18.

К средствам обеспечения авторских прав можно отнести и такое средство, как повышение авторско-правовой культуры. К сожалению, сегодня с целью извлечения прибыли некоторые пользователи произведений, охраняемых авторским правом, допускают незаконное их использование для получения систематического дохода.

Охрана авторских прав в последнее время приобретает все большее значение. И авторский договор, закрепляя взаимные права и обязанности сторон, является важным средством защиты, как прав автора, или его правопреемника, так и прав пользователя.

Список используемой литературы

1. Конституция РФ от 12 декабря 1993. Официальный текст.- М.: Юстицинформ. 2006. - 47 с.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть четвертая от 18.12. 2006 № 230 - ФЗ. Принят Государственной Думой 24.11.2006 г., одобрен Советом Федерации 08.12.2006 г. (в ред. ФЗ от 01.12.2007 г. № 318-ФЗ).

3. Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г. (пересмотрена в Париже 24 июля 1971 г. и изменена 2 октября 1979 г.)//Авторское право в Российской Федерации. Сборник нормативных документов.- М.: Вершина, 2006.- 255 с.

4. Близнец И.А. Нужны работающие механизмы защиты авторских прав//Бухгалтерский учет.- 2008 - № 10.- с. 17-20.

5. Близнец И.А. Изменение правового регулирования вопросов авторских и смежных прав//Закон. 2007.- № 10.- с. 23-29.

6. Вайпан В.А., Любимов А.П. Новое регулирование охраны прав на результаты интеллектуальной деятельности//Право и экономика.- 2008.- № 1. - с. 25-30

7. Всемирная конвенция об авторском праве от 6 сентября 1952 г. (пересмотрено в Париже 24 июля 1971 г.)//Авторское право в Российской Федерации. Сборник нормативных документов.- М.: Вершина, 2007.- 255 с.

8. Гришаев С.П. Правовая охрана произведений науки, литературы и искусства как объектов авторского права по новому законодательству Российской Федерации. - М.: Издательский гуманитарный центр ВЛАДОС, 2007.- 170с.

9. Грудцына Л. Ю., Спектор А. А., Гражданское право России: Учебник для вузов.- М.: ЗАО Юстицинформ, 2008.- 560с.

10. Дворянкин О.А. Защита авторских и смежных прав. Ответственность за их нарушение: Научно-практическое пособие.- М.: Весь мир, 2008.- 464 с.

11. Директива Европейского совета от 25 октября 1993 г. «О согласовании сроков защиты авторских прав»//Право Европейского Союза. Документы и комментарии. - М.: Терра, 2006. - 890 с.

12. Иванкин В. Н., Гражданское право: Конспект лекций.- 3-е ищд. Испр. И доп. - М.: Юрайт - Издат, 2009.- 223с.

13. Моргунова Е. А., Авторское право: Учебное пособие.- М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2008.- 239с.

14. Погуляев В.В., Четвертая часть Гражданского кодекса - проблемы и новеллы// Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии.- 2008.- №9.- с. 18-22.

15. Санников Н.Л. Об ответственности в праве интеллектуальной собственности//Российский судья.- 2008.- № 2.- с. 54-59

16. Свечникова И. В., Авторское право: Учебное пособие.- М.: Издательский дом «Дашков и К0», 2009.- 270с.

17. Соглашение стран СНГ от 24 сентября 1993 г. «О сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав»//Авторское право в Российской Федерации. Сборник нормативных документов.- М.: Вершина, 2007. -255 с.

18. Стремецкая Н.Л. Взаимосвязь авторского права и смежных прав как институтов гражданского права//Законодательство.- 2008.- № 8.- с. 15-22.

19. Туркин А.В., Подшибихин Л. И., Леонтьев К. Б., Проблемы лицензирования деятельности по коллективному управлению имущественными авторскими и смежными правами//www.copyright.ru/ru/lib

20. Яковлев В.Ф., Маковский А.Л. О четвертой части Гражданского кодекса России//Журнал российского права. - 2007. - № 2. - с. 32-34

Страницы: 1, 2


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.