p align="left">Если указанные действия совершаются только ответчиком, арбитражный суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено (ст. 131 АПК РФ). Резолютивная часть, по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение, имеет свою специфику. В решении такого дела должен быть изложен установленный факт (ст.133 АПК РФ), установление факта, имеющего юридическое значение, служит основанием для регистрации такого факта или для оформления прав, которые возникают в связи с установленным фактом, соответствующими органами. Огласив резолютивную часть решения, председательствующий должен объявить, когда лица, участвующие в деле могут ознакомиться с мотивированным решением (ч.1. ст.134). Согласно ч.1 ст. 135 АПК РФ момент вступления решения в законную силу определяется по-разному, в зависимости от, того какой арбитражный суд вынес решение. Если решение было принять Высшим арбитражным судом Российской Федерации, то оно вступает в законную силу немедленно, то есть с момента его принятия. Если же решение принято Арбитражным судом республики в составе Российской Федерации, то момент вступления его в законную силу определяется в зависимости от того, было ли оно обжаловано в апелляционном порядке. В случае подачи жалобы, если решение не отменено, с момента вынесения постановления апелляционной инстанции. Не обжалованные решения вступают в законную силу по истечении срока после их принятия. Течение срока начинается на следующий день после принятия арбитражным судом решения по делу. Правовое действие вступившего в законную силу решения арбитражного суда проявляется в следующих правовых последствиях: неопровержимости; исключительности; обязательности; преюдицициальности; исполнимости. Исполнению решения арбитражного суда, в законную силу посвящена ч.2 ст.135 АПК РФ. В ней говорится, что решение арбитражного суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу. Из этого правила имеются исключения, предусматривающие немедленное его исполнение (ч. 3 ст. 135). Немедленному исполнению подлежат решения о признании недействительными актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, а также определения об утверждении мирового соглашения. Закрепленная в ст. 136 АПК РФ правовая норма, регулирующая отношения, возникающие при обеспечении исполнения решения, введена впервые с целью закрепления гарантий реального исполнения решения. Она определяет, кто может ставить вопрос о принятии мер по обеспечению решения, кем и в каком порядке он рассматривается. Заявление об обеспечении исполнения решений может быть подано лицами, участвующими в деле, как до, так и после вступления решения в законную силу. Статья 138 АПК РФ посвящена дополнительному решению. Здесь введены новые основания и порядок принятия дополнительного решения. В главе 18 АПК РФ обособлены правовые нормы, регулирующие содержание и порядок вынесения арбитражным судом определений. Выделяется две группы: а) определения, которые выносятся судом в виде отдельного акта; б) определения, которые обеспечиваются устно и заносятся в протокол судебного заседания (ст. 140). К первой группе относятся определения об отложении рассмотрения дела, приостановлении, прекращении производства по делу, оставление иска без рассмотрения. Для вынесения такого определения суд должен удалиться в отдельную комнату, излагаться в письменной форме, подписываться всеми судьями и оглашается в судебном заседании. Определение может быть обжаловано и это также должно быть указано в нем. В ч. 3 ст. 140 сформулировано правило, предоставляющее арбитражному суду выносить определения без оформления их в виде отдельного акта. Они выносятся только по вопросам, требующим разрешения в ходе судебного разбирательства. Они объявляются председательствующим устно и заносятся в протокол судебного заседания. Определения, выносимые устно, без оформления в виде отдельного акта, обжалованию не подлежат. 4. ???????? ?????????? ? ?????????????? ??????? (???????????) ???????????? ????Впервые в арбитражном процессе новым законодательством предусмотрена стадия проверки законности и обоснованности решений (определений) арбитражного суда в суде апелляционной инстанции (гл. 20 АПК). Ранее в деятельности государственного арбитража и арбитражных судов такой стадии не существовало и решения пересматривались только в порядке надзора. В новом Арбитражно-процессуальном кодексе существуют четыре самостоятельных института по пересмотру решений: 1) производство в апелляционной инстанции; 2) производство в кассационной инстанции; 3) производство в порядке надзора; 4) пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам судебных актов арбитражного суда, вступившихся в законную силу. Каждый институт является самостоятельным структурным подразделением арбитражного процессуального права, имеет свою целевую направленность, предмет регулирования и обособлен в отдельной главе АПК РФ. Вместе с тем все они регулируют процессуальные отношения, имеющие ряд общих существенных признаков: а) процессуальные отношения предназначены здесь в основном для проверки правильности актов арбитражного суда; б) отмена или изменение судебных актов может иметь место только в случаях, прямо указанных в законе; в) проверять судебные акты вправе только те судьи, которые уполномочены на это законом; г) при проверке судебных актов могут присутствовать лица, участвующие в деле. В новом Кодексе кассационное производство, предназначенное по ранее действующему законодательству для проверки законности и обоснованности не вступивших в законную силу решений и определений арбитражного суда первой инстанции, заменено производством в апелляционной инстанции (гл. 20). Арбитражный суд апелляционной инстанции, установив, что не вступившее в законную силу решение является необоснованным либо незаконным, обязан сам, не передавая дело на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции, исследовать вновь представленные доказательства, оценить их совокупность с имеющимися в деле, и с учетом установленных им обстоятельств вынести новое решение. Учитывая, что судебные составы, рассматривающие дела в апелляционной инстанции, находится в тех же арбитражных судах, что и составы, рассматривающие дела по первой инстанции, законодатель посчитал нецелесообразным и неоправданным с точки зрения судебной этики предоставлять суду апелляционной инстанции право возвращать дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Такая конструкция института апелляционного производства позволяет оперативно и при меньших издержках средств и труда рассматривать и разрешать дела, "не гоняя" их из одной инстанции в другую. Для решения задач, поставленных законом перед апелляционной инстанцией, она наделена соответствующими полномочиями. Деятельность суда апелляционной инстанции в АПК РФ урегулирована полно и подробно: определены лица, имеющие право на подачу, основания для возвращения жалобы без рассмотрения и порядок рассмотрения жалобы и др. Институт "Производство в кассационной инстанции", закрепленный в гл. 21 АПК РФ, введен в Кодекс впервые, его нормы регулируют совершенно новые, неизвестные ранее арбитражному судопроизводству отношения, образующие самостоятельную стадию арбитражного процесса. Как самостоятельная и новая стадия процесса производство в кассационной инстанции имеет свои цели, объект, субъективный состав, свои предпосылки возникновения и содержание. Главными задачами производства в кассационной инстанции являются проверка законности решений арбитражного суда, вступивших в законную силу, и постановлений апелляционной инстанции, а также создание надежных гарантий защиты прав в арбитражном процессе. Право кассационного обжалования решения арбитражного суда, вступившего в законную силу, и постановления апелляционной инстанции имеют лица участвующие в деле (ст. 161), а также лица не привлеченные в деле. если арбитражный суд принял решение или постановления об их правах и обязанностях (п. 5, ч. 3, ст. 176). Объектом кассационного обжалования могут быть только выступившие в законную силу решения арбитражных судов и постановления апелляционной инстанции (ст. 161). Определения арбитражного суда могут быть обжалованы в кассационном порядке только в случаях, предусмотренных законом (ст. 179). Решения, вынесенные по первой инстанции Высшим Арбитражным Судом РФ, окончательны и не могут быть обжалованы ни в апелляционном, ни кассационном порядке. Это следует из содержания ст. 135 и 162 АПК РФ. Однако, чтобы по данному вопросу не было никаких сомнений, приведенное выше положение лучше было бы прямо сформулировать в Кодексе путем введения в ст. 161 исключительного правила. Процессуальный закон детально регламентирует содержание, порядок и сроки подачи кассационной жалобы. Кассационное производство введено в арбитражный процесс вовсе не для того, чтобы дублировать апелляционное. Оно имеет свои задачи, которые верно сформулированы в законе -- проверять законность решений и постановлений, принятых арбитражными судами субъектов Российской Федерации в первой и апелляционной инстанциях (ст. 162). Для выполнения этих задач суд кассационной инстанции должен наделяться соответствующими полномочиями. Статьи 180 АПК РФ устанавливает круг судебных актов, которые могут быть объектом пересмотра в порядке надзора, процессуальные средства возбуждения деятельности суда надзорной инстанции. Объектом пересмотра в порядке надзора могут быть не только вступившие в законную силу решения суда первой инстанции, но и постановления, вынесенные апелляционной и кассационной инстанциями. В порядке надзора пересматриваются как вступившие в законную силу решения, вынесенные арбитражными судами субъектов Российской Федерации, так и решения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, вынесенные по первой инстанции. Не могут быть предметом судебно-надзорного органа, а является лишь поводом для истребования должностным лицом дела для решения вопроса о наличии (отсутствии) оснований для принесения протеста в порядке надзора. В ст. 181 АПК РФ указаны перечень и компетенция лиц, имеющих право на принесение протеста в порядке надзора на вступившие в законную силу акты арбитражного суда. По новому АПК РФ право приостанавливать исполнение решения, постановления предоставлено не только Председателю Арбитражного Суда Российской Федерации, но и его заместителям (ст. 182). Суд же, рассматривающий дело в порядке надзора, такого права не имеет. Каждое из указанных выше должностных лиц может приостановить исполнение лишь тех судебных актов, на которых ему предоставлено право принести протест. Вместе с тем они не вправе приостановить исполнение решения, постановления, которое суд обратил к немедленному исполнению в соответствии со ст. 135 АПК РФ. В порядке надзора могут быть опротестованы не только решения и постановления, но и вступившее в законную силу определения арбитражных судов (ст. 191). Их исполнение тоже может быть приостановлено по ст. 182 АПК РФ. По действующему закону в системе арбитражных судов функционирует только один судебно-надзорный орган -- Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ действует в составе Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ, заместителей Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ и председателей судебных составов Высшего Арбитражного Суда РФ. По решению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ в состав Президиума могут быть введены судьи Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (ст. 15 Федерального конституционного закона РФ "Об арбитражных судах в РФ" от 12 апреля 1995 г.). Президиум созывается по мере необходимости. Он правомочен решать вопросы при наличии большинства членов Президиума. В ст. 184 АПК РФ содержится новое правило об истребовании дел. При наличии оснований для принесения протеста в порядке надзора дело истребуется из соответствующего арбитражного суда должностными лицами, перечисленными в ст. 181 АПК РФ, и не может быть направлено для проверки в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации без их распоряжения. Поводом для истребования дела из соответствующего суда являются заявления сторон, других лиц, участвующих в деле, граждан и организаций, не являющихся лицами, участвующими в деле на права которых повлияло вынесенное решение или постановление и др. Действующее арбитражное процессуальное законодательство не запрещает должностному лицу, имеющему право на принесение протеста, истребовать дело из соответствующего суда и по собственной инициативе. При отсутствие оснований для истребования дела и принесения протеста лицу, подавшему заявление, должен быть дан мотивированный ответ. В ст. 185 АПК РФ введена новелла, ограничивающая право организаций и граждан на подачу заявления о принесении протеста: оно теперь может быть подано только после рассмотрения дела в апелляционной и кассационной инстанциях. Заявление о принесении протеста по делу, которое не было предметом рассмотрения ни в одной из этих инстанций, по смыслу закона не подлежит рассмотрению и возвращается лицу, подавшему его.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|