реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Анализ некоторых аспектов авторского права в Украине

реферат

2. Коллективное управление авторскими правами

Коллективное управление - это осуществление авторского права и смежных прав организациями, действующими в интересах и от имени правообладателей.

Коллективное управление авторскими и смежными правами -- существующий в большинстве развитых стран мира порядок практической реализации авторских и смежных прав через систему организаций по управлению авторскими и смежными правами на коллективной основе.

Применяется в случаях, когда осуществление авторских и смежных прав авторами, исполнителями, изготовителями фонограмм и их правопреемниками в индивидуальном порядке затруднено или когда законом допускается использование объектов авторских и смежных прав без согласия правообладателей, но с выплатой им вознаграждения.

Первые объединения авторов в авторские общества возникли именно в сфере публичного исполнения драматических и музыкально-драматических произведений. Однако о полноценной системе коллективного управления авторскими правами можно говорить только в том случае, если она охватывает еще и сферу публичного исполнения музыкальных недраматических произведений.

Во Франции к 1850 г. были заложены основы создания Центрального агентства по защите прав авторов и композиторов, которое 28 февраля 1851 г. преобразовалось в общество по коллективному управлению авторскими правами - организацию авторов, композиторов и музыкальных издателей (SACEM). Эта организация существует и по сей день, являясь одним из крупнейших обществ по коллективному управлению авторскими правами в мире. Созданию этой организации предшествовала череда судебных процессов, в которых авторы отстаивали свое право на получение справедливого вознаграждения за использование их произведений.

Вслед за Францией такие организации были созданы почти во всех европейских и некоторых других странах мира. Процесс становления системы коллективного управления авторскими правами в мире начался в первой половине XIX века, что связано, прежде всего, с появлением новой техники, создающей возможность использования произведений в массовом порядке, и завершился впервые десятилетия XX века.

Дореволюционный период.

До 2-й половины XIX века в России любой владелец театра (или антрепренер) мог ставить пьесу и не платить за нее авторское вознаграждение (за исключением императорских театров, которые выплачивали авторам гонорары).

28 ноября 1870 года на квартире переводчика В.И. Родиславского в г. Москве состоялось первое заседание драматургов. На этом заседании было решено не позволять ставить в театрах пьесы без согласия авторов или лиц, уполномоченных авторами. Одновременно было учреждено "Собрание русских драматических писателей".

На его основе 21 октября 1874 года создано "Общество русских драматических писателей", ставшее первым в истории России авторско-правовым обществом. Председателем Общества был избран А.Н. Островский. В момент основания в Общество входил 81 член, в т.ч. А.К. Толстой, И.С. Тургенев и Н.С. Лесков.

21 октября 1874 года состоялось собрание учредителей Общества русских драматических писателей (г. Москва). Согласно его уставу основной целью деятельности Общества стала охрана принадлежащего по закону русским драматическим писателям и переводчикам права самим разрешать публичное исполнение своих произведений. Каждый новый член этой организации обязан был передать Обществу право выдавать разрешения на исполнение своих пьес. Охрана предоставлялась только оригинальным и переводным драматическим произведениям.

С 21 октября 1875 года в члены Общества стали приниматься композиторы, авторы опер и балетов. В название Общества вносится изменение -- теперь оно именуется Обществом русских драматических писателей и оперных композиторов (ОРДП и ОК).

Во всех городах, где существовали театры, собрания, клубы, назначались агенты Общества из числа образованных людей вне зависимости от их специальности. С каждым плательщиком авторского гонорара (владельцем театра, собрания, клуба) агент Общества заключал соглашение, в соответствии с которым устроитель спектаклей давал подписку об исправной выплате авторского гонорара. Если антрепренер переставал платить авторский гонорар, агент имел право через нотариуса запретить ему постановку пьес, принадлежащих членам Общества.

Общество собирало авторский гонорар за исполнение пьес и опер его членов, организовывало работу по их распространению, проводило судебные дела, укреплявшие его правовые позиции. Начисление авторских гонораров за концертные программы Уставом организации не предусматривалось и не осуществлялось.

В 1904 году из-за возникших противоречий Общество разделилось на Московское общество драматических писателей и композиторов (МОДПИК) и Союз драматических и музыкальных писателей (ДРАМСОЮЗ) с центром в Санкт-Петербурге.

Советский период.

В 1930 году Московское общество драматических писателей и композиторов (МОДПИК) и Союз драматических и музыкальных писателей (ДРАМСОЮЗ) объединились во Всероссийское общество драматургов и композиторов, которое в 1933 г. было переименовано в Управление по охране авторских прав при Союзе писателей.

В 1938 году оно стало Всесоюзным управлением по охране авторских прав (ВУОАП), так как в него влились организации Белоруссии, Украины, Закавказья и Средней Азии. В 1934 году образовалось Управление по охране авторских прав Союза художников СССР (УОАП).

В 1973 году в СССР на базе ВУОАП и УОАП создано Всесоюзное агентство по авторским правам (ВААП), предложение, о создании которого было одобрено постановлением Совета Министров СССР N 588 от 16 августа 1973 г. Учредителями ВААП выступили 13 организаций, в число которых вошли практически все творческие союзы авторов, некоторые министерства и ведомства и ряд организаций-пользователей произведений авторов. ВААП представляло собой общественную организацию, конференция учредителей которой состоялась 20 сентября 1973 года. Однако фактически эта организация выполняла функции органа государственного управления в сфере реализации авторских прав.

В конце 80-х годов в связи с изменениями в государстве и действующем законодательстве по вопросам интеллектуальной собственности возникла необходимость преобразования ВААП. 14 мая 1991 года Постановлением Кабинета Министров СССР N 242 принято предложение ВААП о преобразовании этой организации в Государственное агентство СССР по авторским и смежным правам (ГААСП), на которое было возложено обеспечение соблюдения прав и законных интересов обладателей авторских и смежных прав.

Современный период.

З А К О Н УКРАИНЫ "ОБ АВТОРСКОМ ПРАВЕ И СМЕЖНЫХ ПРАВАХ" № 2627-III от 11 июля 2001 г. (Этот Закон изложен в новой редакции на основании Закона Украины №2627-III от 11 июля 2001)

Настоящий Закон охраняет личные неимущественные права и имущественные права авторов и их правопреемников, связанные с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства - авторское право, и права исполнителей, производителей фонограмм и видеограмм и организаций вещания - смежные права.

Раздел IV. УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫМИ ПРАВАМИ СУБЪЕКТОВ АВТОРСКОГО ПРАВА И СМЕЖНЫХ ПРАВ.

Статья 45. Способы управления имущественными правами субъектов авторского права и смежных прав.

Субъекты авторского права и смежных прав могут управлять своими правами:

а) лично;

б) через своего поверенного;

в) через организацию коллективного управления.

Статья 46. Управление имущественными правами через поверенного.

Субъект авторского права и (или) смежных прав может поручить управление своими имущественными правами поверенному на основании заключенного с ним договора-поручения. Осуществляя управление имущественными правами, это лицо действует в пределах полномочий, переданных ему субъектом авторского права и (или) смежных прав.

Статья 47. Обеспечение коллективного управления имущественными правами.

1. Субъекты авторского права и (или) смежных прав могут поручать управление своими имущественными правами организациям коллективного управления.

2. Организации коллективного управления создаются субъектами авторского права и (или) смежных прав и имеют статус юридического лица согласно закону.

3. Допускается образование отдельных организаций, управляющих определенными категориями имущественных прав определенных категорий субъектов авторского права и (или) смежных прав, или организаций, управляющих разными имущественными правами в интересах разных категорий субъектов авторского права и (или) смежных прав.

4. Лица, использующие произведения, исполнения, программы вещания, экземпляры фонограмм (видеограмм), обязаны представлять организациям коллективного управления точный перечень использованных произведений, исполнений, экземпляров фонограмм (видеограмм), программ вещания вместе с документально подтвержденными данными о полученных прибылях от их использования и должны выплачивать организациям коллективного управления вознаграждение в предусмотренный срок и в обусловленном размере.

5. Субъекты авторского права и (или) смежных прав могут также поручать управление своими имущественными правами на коллективной основе соответствующим государственным организациям, учредительные документы которых предусматривают осуществление таких функций.

Статья 48. Деятельность организаций коллективного управления.

1. Организация коллективного управления после ее государственной регистрации обязана в течение 30 дней стать на учет в Учреждении. Об учете организаций коллективного управления Учреждение осуществляет публикацию в своем официальном бюллетене.

Организации коллективного управления действуют на основе уставов, которые утверждаются в установленном порядке и в пределах полномочий, полученных от субъектов авторского права и (или) смежных прав.

2. Организации коллективного управления не имеют права заниматься коммерческой деятельностью или использовать любым способом объекты авторского права и (или) смежных прав, порученных им для управления. На деятельность таких организаций не распространяются ограничения, предусмотренные антимонопольным законодательством.

3. Полномочия на коллективное управление имущественными правами передаются организациям коллективного управления авторами и другими субъектами авторского права и (или) смежных прав на основе договоров, заключенных в письменной форме.

4. Организации коллективного управления могут управлять на территории Украины имущественными правами иностранных субъектов авторского права и (или) смежных прав на основе договоров с аналогичными иностранными организациями, в том числе и о взаимном представительстве интересов.

Организации коллективного управления могут поручать на основе договоров с аналогичными иностранными организациями управлять на коллективной основе за границей имущественными правами украинских субъектов авторского права и (или) смежных прав, в том числе и о взаимном представительстве интересов.

5. На основе полученных полномочий организации коллективного управления предоставляют любым лицам путем заключения с ними договоров неисключительные права на использование объектов авторского права и (или) смежных прав.

6. Организация коллективного управления имеет право требовать от лиц, использующих объекты авторского права и смежных прав, предоставления им документов, которые содержат точные сведения об использовании указанных объектов, необходимые для сбора и распределения вознаграждения.

7. Организация коллективного управления обязана представлять Учреждению следующую информацию:

а) об изменениях, которые вносятся в устав организации;

б) о заключении двухсторонних или многосторонних договоров с другими организациями коллективного управления, в том числе иностранными;

в) об управлении имущественными правами лиц, которые не передали организации полномочий в соответствии с частью третьей настоящей статьи;

г) о решениях общего собрания членов организации, касающихся договоров управления правами субъектов авторского права и (или) смежных прав;

д) о годовом балансе, годовом отчете, результатах аудиторских проверок;

е) о лицах, уполномоченных представлять организацию.

Статья 49. Функции организаций коллективного управления.

1. Организации коллективного управления должны выполнять от имени субъектов авторского права и (или) смежных прав и на основе полученных от них полномочий следующие функции:

а) согласовывать с лицами, использующими объекты авторского права и (или) смежных прав, размер вознаграждения при заключении договора;

б) заключать договоры об использовании прав, переданных в управление. Условия этих договоров должны отвечать положениям статей 31 - 33 настоящего Закона;

в) собирать вознаграждение за использование объектов авторского права и (или) смежных прав в случаях и на основаниях, предусмотренных настоящим Законом;

г) распределять и выплачивать собранное вознаграждение субъектам авторского права и (или) смежных прав, правами которых она управляет, а также другим субъектам прав в соответствии с настоящим Законом;

д) осуществлять иные действия, предусмотренные действующим законодательством, необходимые для охраны прав, управление которыми осуществляет организация.

2. Субъекты авторского права и (или) смежных прав, не передавшие организациям коллективного управления полномочий на управление своими правами, в том числе в отношении сбора вознаграждения, имеют право требовать от организаций коллективного управления, которые такое вознаграждение за использование их произведений и объектов, смежных прав собрали, выплаты этого вознаграждения, а также требовать изъятия своих произведений и объектов, смежных прав из разрешений на использование, которые предоставляются организациями коллективного управления путем заключения договоров с лицами, использующими эти объекты.

3. Организации коллективного управления имеют право резервировать на своем счету суммы невостребованного вознаграждения, поступившего им от лиц, использующих объекты авторского права и (или) смежных прав. После трех лет со дня поступления на счет организации коллективного управления соответствующих сумм суммы невостребованного вознаграждения могут быть использованы для очередных выплат субъектам авторского права и (или) смежных прав или направлены на иные цели, предусмотренные их уставами, в интересах субъектов авторского права и смежных прав.

Вывод

В Украине защита прав интеллектуальной собственности - это предусмотренная законодательством деятельность уполномоченных государством органов исполнительной и судебной власти по признанию, возобновлению и устранению препятствий, которые мешают субъектам права интеллектуальной собственности реализации их прав и законных интересов. В первую очередь хотел бы остановиться на законодательстве, которое регулирует правоотношения в сфере защиты прав интеллектуальной собственности и предоставить короткий обзор норм гражданского, административного, криминального, таможенного законодательства и специальных законов в сфере интеллектуальной собственности, которые предусматривают судебный и административный способы защиты прав интеллектуальной собственности, а также устанавливают гражданскую, административную и криминальную ответственность за нарушение этих прав.

Судебная защита прав интеллектуальной собственности осуществляется судами общей юрисдикции, хозяйственными судами Украины, а в сфере публично-правовых отношений - административными судами, система которых сегодня формируется и в которой уже активно работает Высший административный суд Украины.

Вопрос о применении тех или других гражданско-правовых способов защиты прав интеллектуальной собственности и интересов, которые охраняются законом, в соответствии со статьей 16 Гражданского кодекса Украины решается, прежде всего, в зависимости от характера нарушенного права.

Ответственность за правонарушение в сфере ведения хозяйства определена в Хозяйственном кодексе Украины, в соответствии с которым применяются такие виды - хозяйственных санкций:

- возмещение ущерба;

- штрафные санкции;

- оперативно-хозяйственные санкции.

В специальном законодательстве Украины по вопросам интеллектуальной собственности также определено достаточно много способов защиты прав интеллектуальной собственности. Как правило, владелец нарушенных прав интеллектуальной собственности может воспользоваться не любым, а каким-то конкретным способом защиты этих прав. Чаще всего он прямо определен специальной нормой закона или следует из характера совершенного правонарушения. Чаще, однако, владельцу прав интеллектуальной собственности предоставляется возможность выбора способа его защиты.

Криминальным кодексом Украины установлена криминальная ответственность за нарушение прав интеллектуальной собственности в виде штрафа, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, исправительных работ, конфискации имущества, ограничения или лишения свободы на определенный срок.

В феврале в 2006 г. внесены изменения в Криминальный кодекс и значительно усилена ответственность за преступления против прав интеллектуальной собственности, которая позволит обеспечить надежный правовой механизм защиты этих прав в соответствии с требованиями Соглашения ТРИПС, согласно которому страны - члены Мировой организации торговли - должны обеспечить криминальную ответственность, которая бы служила средством сдерживания от нарушений прав интеллектуальной собственности. Госдепартаментом интеллектуальной собственности постоянно осуществляется сотрудничество с судебной ветвью власти, которая направлена на совершенствование механизмов защиты прав интеллектуальной собственности в судебном порядке. Важным результатом такого сотрудничества можно считать образование в системе хозяйственных судов специализированных коллегий судей, судебной палаты Высшего хозяйственного суда Украины из рассмотрения дел, связанных с защитой прав интеллектуальной собственности, а также внедрения соответствующей специализации судей. Ввиду того, что рассмотрение определенной категории споров, связанных с правами интеллектуальной собственности, отнесено к компетенции общих судов, необходимо обеспечить специализацию судей таких судов, а возможно, создать коллегии в судах, которые рассматривают значительное количество таких споров.

Административная ответственность за нарушение прав интеллектуальной собственности, предусмотренная Кодексом Украины об административных правонарушениях, применяется, в частности, при:

- нарушении прав интеллектуальной собственности;

- осуществлении действий, которые составляют акты недобросовестной конкуренции;

- незаконном распространении экземпляров аудиовизуальных произведений, фонограмм, видеоигр, компьютерных программ, баз данных;

- нарушении законодательства, которое регулирует производство, экспорт, импорт дисков для лазерных систем считывания, экспорт, импорт оборудования или сырья для их производства.

Список используемой литературы

1. Закон Украины «Про авторское право и смежные права» от 23 декабря 1993 года // Ведомости Верховной Рады Украины.- 1994. № 13.-С.64 (правка № 2627-III от 11 июля 2001 г. (Этот Закон изложен в новой редакции на основании Закона Украины №2627-III от 11 июля 2001)

2. Законодательство Украины про интеллектуальную собственность: Сборник нормативно-правовых актов.- Харьков. 2007.-248с.

3. Бабыця И.А. Авторское, изобретательское право, право на открытие и международная защита авторских прав. - К., 1997. - 107с.

4. http://ru.wikipedia.org/wiki/

Страницы: 1, 2


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.