реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Административные взыскания и их виды

реферат
p align="left">.

Иностранный гражданин и лицо без гражданства вправе обжало-вать по-становление о его выдворении из пределов Российской Федера-ции в вышестоя-щий орган (вышестоящему должностному лицу), после чего жалоба может быть подана в районный суд, решение которого яв-ляется окончательным.

Многими нормативными актами предусмотрено такое взыска-ние, как отзыв лицензии, квалификационного аттестата (аттес-таты выда-ются только индивидуальным субъектам). Такие доку-менты выдаются в порядке разрешительной системы и на опреде-ленный срок. Лицензия, квалификационный аттестат предоставляет право заниматься опреде-ленной деятельностью, а их отзыв лишает такого права. Поэтому на-званная мера - это тоже лишение спе-циального права. Рассматриваемое административное взыскание применяется за совершение лицензиатами нарушений, связанных с деятельностью, предусмотренной лицензией (квалификационным аттестатом).

Чем отличается отзыв лицензии от лишения прав? Во-пер-вых, по-следняя мера применяется только к. гражданам. А отзыв лицензии ис-пользуется как мера воздействия и на юридических лиц. Во-вторых, лишение прав производится на срок до трех лет. А лицензия, квалифи-кационный аттестат отзываются навсегда. Это не означает, что лицо уже никогда не будет иметь такого раз-решения. Оно может вновь получить лицензию, но это будет новая лицензия, для получения которой необхо-димо выполнение установленных требований: представление докумен-тов, уплата сбо-ров и др. В некоторых случаях повторное заявление о выдаче лицензии может быть рассмотрено только по истечении установ-ленного срока.

Взыскание стоимости товаров или транспортных средств со-стоит в принудительном изъятии денежной суммы, составляющей сво-бодную (рыночную) цену таких товаров и транспортных средств на день обна-ружения нарушения (ст. 245 ТК РФ). В размере до 300 МРОТ на основе норм ТК РФ может быть взыскана стоимость товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами нарушения тамо-женных правил, а также со специально изготовленными тайниками. Одно из существенных отличий этого взыскания от штрафа в том, что оно может быть основным и допол-нительным.

3. Общие принципы наложения административных взысканий

Глава 4 КоАП РСФСР называется «Наложение админист-ративного взыскания». Заголовок начинающей эту главу ст. 33 КоАП РСФСР та-кой: «Общие правила наложения взыскания за админи-стративное пра-вонарушение». В ней и в последующих статьях этой главы содержатся материально-правовые нормы, устанавливающие правила - принципы наложения административных взысканий, а не процессуальные нормы.

Можно сказать, что глава 4 КоАП РСФСР закрепляет следу-ющие общие правила (принципы) карательного воздействия:

* законность;

* целесообразность;

* своевременность, оперативность воздействия;

* сложение взысканий, налагаемых за совокупность нарушений (наложение взысканий за каждое нарушение в отдельности). Хотя и в разных формах, эти вопросы решаются и в налоговом праве, и актах трудового, уголовного, административного права, регла-ментирующих дисциплинарную ответственность.

Есть достаточные основания для вывода о том, что названные об-щие правила являются принципами применения любых каратель-ных санкций.

3.1. Законность и целесообразность применения админист-ративных взысканий

Законность - важнейший принцип юрисдикционной деятель-но-сти. Его проявления многообразны: противоправность как основа-ние привлечения к ответственности, правильная квалификация дей-ствий, компетентность органа (должностного лица), принимающего решение по делу, назначение взыскания в пределах, установленных санкцией той статьи, по которой квалифицированы действия и т. д.

Взыскание может быть наложено только тогда, когда в деянии лица установлен состав конкретного проступка. Иными словами, если нормой права предусмотрена ответственность за деяние, а в противо-правных действиях выявлены все предусмотренные правом при-знаки нарушения, деликвент может быть привлечен к ответственности по со-ответствующей статье.

Орган (должностное лицо) вправе рассматривать лишь те дела, ко-торые ему подведомственны. Он может налагать взыскание в пре-делах санкции той статьи, по которой квалифицированы действия лица, изби-рать вид и размер взыскания в рамках предоставленных ему полномо-чий.

Так, за совершение мелкого хулиганства виновный может быть подвергнут штрафу, исправительным работам и административному аресту. Начальник ОВД вправе рассматривать такие дела, но он может только оштрафовать виновного. Если же он считает целесооб-разным применение иного взыскания, то должен направить дело су-дье.

Важнейший принцип применения ответственности - целесо-образ-ность. Его главные проявления: индивидуализация кары и эко-номия ре-прессии. Законодатель обязывает правоприменителя при выборе меры воздействия учитывать как обстоятельства, при кото-рых было совер-шено деяние, так и обстоятельства, характеризующие нарушителя, его имущественное положение, степень его вины. В зна-чительной степени эти требования конкретизированы в перечнях, смягчающих и отягчаю-щих ответственность обстоятельств (ст. 34, 35 КоАП РСФСР).

Обстоятельствами, смягчающими ответственность, признаются:

* чистосердечное раскаяние виновного;

* предотвращение виновным вредных последствий правонаруше-ния, добровольное возмещение ущерба или устранение причи-ненного вреда;

* совершение правонарушения под влиянием сильного душевного волнения либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоя-тельств;

* совершение правонарушения несовершеннолетним, беременной женщиной или женщиной, имеющей ребенка в возрасте до од-ного года.

Этот перечень является открытым: законодательством и право-применителями могут быть признаны смягчающими и иные обстоя-тель-ства. А перечень обстоятельств, отягчающих ответственность, зак-ры-тый. Поскольку он закреплен законом, то и изменить его может только акт такой же юридической силы. Отягчающими обстоятель-ствами при-знаны:

* продолжение противоправного поведения, несмотря на требова-ние прекратить его уполномоченных на то лиц;

* повторное в течение года совершение однородного правонару-шения, за которое лицо уже подвергалось административному взыска-нию, совершение правонарушения лицом, ранее совершив-шим преступ-ление;

* вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение;

* совершение правонарушения группой лиц;

* совершения правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

* совершение правонарушения в состоянии опьянения. Но право-применитель с учетом конкретных данных может не признать

последнее обстоятельство отягчающим.

Хочется отметить, что если признак включен в состав, он не может в то же самое время быть смягчающим или отягчающим вину обстоя-тельством. Так, повторность, нетрезвое состояние являются конструк-тивными признаками состава, закрепленного ч. 2 ст. 117 КоАП РСФСР, и не могут быть отягчающими обстоятельствами при привлечении к от-ветственности за этот состав.

Последовательное обеспечение целесообразности карательного воздействия обеспечивается и нормами, предоставляющими право-при-менителю возможность или прямо обязывающие его заменить взыска-ние иными мерами воздействия. КоАП РСФСР закрепляет несколько альтернатив административной ответственности. Их применение означает смягчение или вообще отказ от применения ка-рательных мер.

Альтернатива первая (ст. 22 КоАП РСФСР): при малозначи-тельно-сти совершенного правонарушения орган (должностное лицо), уполно-моченный решать дело, может освободить виновного от ответ-ственно-сти и ограничиться устным замечанием.

Альтернатива вторая (ст. 21 КоАП РСФСР): лицо освобож-дается от ответственности с передачей материалов на рассмотрение общест-венности, если с учетом обстоятельств дела и личности нару-шителя к нему целесообразно применить меру общественного воздей-ствия.

Альтернатива третья (ст. 16 КоАП РСФСР): передача мате-риалов об административных правонарушениях военнослужащих, ра-ботников ОВД и других лиц, на которых распространяется действие дисципли-нарных уставов, их командирам (начальникам) для привле-чения их к дисциплинарной ответственности. Расширительно толкуя ст. 16, дела о проступках студентов, учащихся тоже часто направляют руководителям учебных заведений.

Альтернатива четвертая (ст. 14, 201 КоАП РСФСР): матери-алы об административных правонарушениях лиц, не достигших 18-летнего возраста, направляются в комиссии по делам несовершен-нолетних.

Две первые альтернативы основаны на дискреционных полно-мо-чиях правоприменитель, а две последние для него обязательны.

3.2. Срок давности наложения административных взыска-ний

Эффективность деятельности исполнительной власти государ-ст-венной администрации зависит и от последовательности осуществ-ления принципа оперативности, своевременности ее действий. Одно из прояв-лений этого принципа - установление нормами права сро-ков соверше-ния действий субъектами административно-правовых отношений.

Важное положение о сроке давности наложения администра-тив-ного взыскания содержится в ст. 38 КоАП РСФСР. Речь идет о времени, в течение которого нарушитель может быть привлечен к администра-тивной ответственности. По истечении этого срока про-изводство по делу не может быть начато, а начатое подлежит прекра-щению («поезд ушел»).

Нарушения как особый вид юридических фактов порождают охра-нительные правоотношения, в которых одна сторона обязана претерпе-вать меры принуждения, а другая сторона имеет право их применять. Если своевременно будет вынесено постановление о на-ложении взыска-ния, охранительное правоотношение вступит в новый этап своего разви-тия - этап ответственности. Но если в течение давностного срока юрис-дикционный акт не будет принят, факт совер-шения проступка утратит за давностью юридическое значение, а порож-денное им правоотноше-ние прекратится, не достигнув этапа ответ-ственности. В подобных слу-чаях противоправное деяние порождает, а событие прекращает правоот-ношение.

Для того чтобы правильно исчислять сроки давности и иные уста-новленные правом сроки, необходимо руководствоваться прави-лом «РОКИ».

Считая сроки, нужно знать:

Р - размер срока;

О - откуда считать;

К - конечный момент срока;

И - имеющиеся изъятия из срока.

Иными словами, чтобы юридически грамотно решить вопрос о сроке, нужно учитывать четыре юридически значимых обстоятель-ства: во-первых, установленный законом размер срока; во-вторых, когда, с какого юридического факта он начинает исчисляться; в-третьих, когда, какой юридический факт прекращает его исчисление или пре-рывает его; в-четвертых, какое время закон не включает (включает) в исчисляемый срок. Фактическое течение срока и его юридическое исчисление имеют ряд различий.

Статья 38 КоАП РСФСР устанавливает, что административ-ное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совер-шения правонарушения. По общему правилу срок давности при-влечения к административной ответственности равняется двум ка-лендарным ме-сяцам. Датой начала исчисления срока является день, следующий за днем, в который было совершено правонарушение. Юридически днем окончания срока считается день, когда было вы-несено постановление о наложении взыскания, а фактически - фак-тическое окончание срока. Никаких изъятий в течение рассматрива-емого срока давности законода-тельство не знает.

Из этого общего правила ст. 38 КоАП РСФСР предусматри-вает два исключения. Во-первых, при фактически неоконченном для-щемся на-рушении срок исчисляется со дня его обнаружения. Во-вторых, в случае отказа в возбуждении уголовного дела или при прекраще-нии уголовного дела, но при наличии в действиях виновного призна-ков проступка ад-министративное взыскание может быть наложено не позднее одного ме-сяца со дня принятия постановления об отказе в возбуждении или пре-кращении уголовного дела. Этот срок начинает исчисляться со дня, сле-дующего за днем принятия постановления, и равняется не двум, а од-ному месяцу.

Таким образом, в ст. 38 КоАП РСФСР названы три варианта опре-деления старта срока давности: день совершения проступка, день обна-ружения и день вынесения постановления о прекращении уго-ловного дела.

Срок давности, установленный ст. 38 КоАП РСФСР, как и весь Кодекс, действует только при привлечении к ответственности индиви-дуальных субъектов. Кроме того, он является общим прави-лом, которое применяется, если специальной нормой не предусмотрено иное. Специ-альная норма содержится, например, в ст. 247 ТК РФ. Ею установлено, что за нарушение таможенных правил такие взыс-кания, как предупреж-дение, штраф, отзыв квалификационного аттес-тата «могут быть нало-жены на физических или должностных лиц не позднее двух месяцев со дня обнаружения нарушения». В этой же статье сказано, что, если лицо совершит новое нарушение, течение срока прерывается, и его исчисле-ние начи-нается с момента обнаружения нового нарушения.

В действующем законодательстве нет общих норм о сроке дав-но-сти наложения административных взысканий на коллективных субъек-тов. Статьей 247 ТК РФ установлено, что на организации и лиц, зани-мающихся предпринимательской деятельностью без образо-вания юри-дического лица, такие взыскания, как предупреждение, штраф, отзыв лицензии могут быть наложены не позднее шести месяцев со дня обна-ружения нарушения.

В отношении иных взысканий (конфискация, взыскание сто-имости товаров), применяемых таможнями и к индивидуальным, и к коллектив-ным субъектам, сроки давности не действуют.

3.3. Наложение взысканий за множественность админист-ративных проступков

Множественность административных проступков - это вы-полне-ние одним лицом нескольких составов, не утративших юриди-ческого значения на день решения вопроса об ответственности ви-новного.

Первым признаком множественности проступков является на-ли-чие нескольких самостоятельных составов правонарушений. Здесь имеет значение не количество действий, а количество составов. Вто-рой признак множественности - все противоправные деяния совер-шаются одним лицом, которое одновременно или разновременно вы-полняет не-сколько самостоятельных составов нарушений. Третий признак состоит в том, что каждый из образующих ее составов сохра-няет свою юридиче-скую значимость на момент рассмотрения дела о нескольких или о по-следнем деликте. Иными словами, если отсут-ствуют обстоятельства, препятствующие привлечению деликвента к ответственности за не-сколько нарушений сразу или за рецидив.

Самый существенный критерий классификации множественно-сти административных проступков - совершение нового нарушения до или после привлечения к ответственности за предыдущее нару-шение. Соот-ветственно выделяются совокупность и рецидив.

Под совокупностью понимается совершение одним лицом не-скольких нарушений до привлечения к ответственности. Она может быть идеальной и реальной.

Идеальная совокупность - это одновременное выполнение одним действием (действиями) нескольких составов нарушений. Например, порча телефонов-автоматов с целью хищения (ст. 49 и 140 КоАП РСФСР).

Реальная совокупность представляет собой систему составов, вы-полненных разными действиями, а значит, разновременно (напри-мер, нарушение правил дорожного движения, а затем рыбной ловли). Разно-временность их совершения высвечивает еще одну характерную черту данной системы - связь со сроком давности.

Реальная совокупность может быть совокупностью разнород-ных, однородных, тождественных антиобщественных действий. Если в дей-ствиях -деликвента имеется реальная совокупность противоправ-ных деяний, то он привлекается за каждое из них. В ст. 36 КоАП РСФСР сказано, что взыскание налагается на каждое нарушение в отдельности. Иными словами, фактически установлен принцип сло-жения взыска-ний. А поглощение менее строгого взыскания более строгим допуска-ется ч. 2 ст. 36 КоАП РСФСР как исключение при наличии двух обстоя-тельств: если дела рассматриваются одним и тем же органом (должно-стным лицом) и притом одновременно.

Статьями 238 и 454 ТК РФ установлено: при совершении одним лицом нескольких нарушений, предусмотренных ТК РФ, взыс-кание все-гда налагается за каждое нарушение в отдельности без поглощения ме-нее строгого наказания более строгим.

Рецидив проступка - это совершение нового нарушения пос-ле привлечения к ответственности за предыдущее. При рецидиве лицо на-казывается за новое деяние, так как за предыдущее оно уже понесло от-ветственность. Если первое и второе деяние тождествен-ны, рецидив на-зывается специальным. Признак специального реци-дива является ква-лифицирующим признаком десятков составов ад-министративных про-ступков. Ст. 96, 117, 1573, 162, 1661 и др. КоАП РСФСР устанавливают более суровую ответственность, если деяние совершено после привле-чения к ответственности за такое же деяние, то есть за специальный ре-цидив.

Так, в ст. 117 КоАП РСФСР сказано:

Управление транспортными средствами водителями, находящи-мися в состоянии опьянения, а равно передача управления транспорт-ным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения, -

влечет наложение штрафа в размере от восьми до двенадцати мини-мальных размеров оплаты труда или лишение водителей права управления транспортными средствами на срок один год.

Те же действия, совершенные повторно в течение года, -

влекут наложение штрафа в размере от десяти до пятнадцати мини-мальных размеров оплаты труда или лишение права управления транспорт-ными средствами на срок от одного до трех лет.

При решении вопроса об ответственности за специальный реци-див очень важен вопрос о сроке действия первого взыскания. Ины-ми сло-вами, в течение какого срока гражданин считается привлекав-шимся к административной ответственности. Ответ дан в ст. 39 КоАП РСФСР: «Если лицо, подвергнутое административному взысканию, в течение года со дня окончания исполнения взыскания не соверши-ло нового ад-министративного правонарушения, то это лицо считается не подвергав-шимся административному взысканию».

Эта норма закрепляет давность погашения взыскания, которая равна одному году. По общему правилу годичный срок начинает течь со дня окончания исполнения взыскания (например, окончания сро-ка ли-шения прав). Но многими нормами КоАП и других законов для отдель-ных проступков закрепляются исключения из общего пра-вила: годич-ный срок исчисляется со дня вынесения постановления. Так, в ч. 2 ст. 162 КоАП РСФСР сказано: «Те же действия, совершенные повторно в течение года после применения мер адми-нистративного взыскания...».

Заключение

Итак, КоАП закрепляет следующие виды административных взы-сканий:

1) предупреждение;

2) штраф;

3) возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совер-шения или непосредственным объектом административного пра-вонарушения;

4) конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонару-шения;

5) лишение специального права, предоставленного данному граж-данину (права управления транспортным средством, права охоты);

6) исправительные работы;

7) административный арест;

8) выдворение.

Со времени принятия КоАП данный перечень взысканий остался неизменным, изменения и дополнения - притом иногда значительные - коснулись лишь той или иной меры взыскания в отдельности.

Какие функции возложены на административное взыскание в структуре административной ответственности?

Административное взыскание, во-первых, обозначает, под-твер-ждает факт административной ответственности поскольку, как говори-лось выше, без взыскания нет и самой ответственнос-ти) и, во-вторых, административное взыскание определяет вид ответственности, что она в данном случае административная, а не какая-либо иная.

Административные взыскания применяются в качестве мер основ-ных и дополнительных. Возмездное изъятие и конфискация предметов могут применяться в качестве как основных, так и дополнительных ад-министративных взысканий; другие админи-стративные взыскания, ука-занные в статье 24, могут применяться в качестве только основных. За одно административное правона-рушение может быть наложено основ-ное либо основное и допол-нительное взыскание, например, статьей 86 КоАП предусмотрены штраф и конфискация за нарушение правил охоты и рыболовства, а также правил осуществления других видов пользования живот-ным миром.

Административные взыскания следует делить на абсолютно опре-деленные и относительно определенные.

По ряду правонарушений предусмотрено примене-ние одного из нескольких мер административных взысканий, например, по статье 158 за мелкое хулиганство назначается одно из следующих взысканий: штраф, исправительные работы, адми-нистративный арест. В этом слу-чае меры считаются альтернатив-ными.

Библиография

1. А. П. Алехин, А. А. Кармолицкий, Ю. М. Козлов. Административное право Российской Федерации. М.: «Зерцало», ТЕИС,1996.

2. Бахрах Д.Н. Административное право России. Учебник для вузов. - М.: НОРМА-ИНФРА·М, 2000. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О конку-ренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» // СЗ РФ.1995. № 22. Ст. 1977.

3. Ведомости РФ. 1992. № 34. Ст. 1970.

4. Закон от 24 июня 1981 г. "О правовом положении иностранных граждан в СССР" // ВВС СССР, 1981, № 26, ст. 836.

5. Закон РФ от 1 апреля 1993 г. "О Государственной границе Российской Федерации", с изменениями и дополнениями от 10 августа 1994 г. и 29 ноября 1996 г.

6. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях. - М.: Проспект, 1996.

7. Комментарий к Кодексу об административных правонарушениях / Под ред. И.И. Веремеенко, Н.Г. Салищевой, М.С. Студеникиной.- М.: ООО «Издательство ПРОСПЕКТ», 1997.

8. Комментарий к Конституции Российской Федерации./ Общ. ред. Ю.В. Кудрявцева. - М: Фонд «Правовая культура», 1996.

9. Конституция Российской Федерации. М.: НОРМА-ИНФРА·М, 1996.

10. Манохин В.М., Адушкин Ю.С., Багишаев З.А. Российское административное право: Учебник. - М.: Юристъ, 1996.

11. Овсянко Д. М. Административное право. Учебное пособие для студентов юридических ВУЗов, факультетов и институтов. / Отв. ред. проф. Г. А. Туманов. - М., Юристъ, 1995.

12. СЗ РФ, 1995, № 50, ст. 4873.

13. СЗ РФ. 1998. № 12. Ст. 1458.

14. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 5 апреля 1989 г. - ВВС РСФСР, 1989, № 15, cт. 369.

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.