p align="left">- негосударственной (частной) охранной деятельности; - негосударственной (частной) сыскной деятельности; - торговли оружием и основными частями огнестрельного оружия; торговли патронами к оружию; - экспонирования оружия, основных частей огнестрельного оружия, патронов к оружию; - коллекционирования оружия, основных частей огнестрельного оружия, патронов к оружию. ФМС России осуществляет лицензирование деятельности, связанной с трудоустройством граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации. В рамках разрешительной системы органы внутренних дел (милиция) реализуют ряд административных процедур. В соответствии с действующим законодательством органы внутренних дел выдают разрешения на хранение или хранение и ношение гражданского и служебного оружия, транспортирование, ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз из Российской Федерации указанного оружия и патронов к нему. Органы внутренних дел выдают разрешение на хранение и использование отдельных типов и моделей боевого ручного стрелкового оружия, полученного во временное пользование в органах внутренних дел, разрешения на хранение и перевозку автомобильным транспортом взрывчатых материалов промышленного применения; контролируют соблюдение установленных федеральным законом правил оборота служебного и гражданского оружия. Как уже указывалось, переход России к новым экономическим отношениям потребовал приведения законодательства, в том числе административного, в соответствие с этими отношениями. Конституция Российской Федерации провозгласила многообразие форм собственности, на первое место поставив частную собственность. Человек, его права и свободы были провозглашены как высшая ценность. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства. В механизме признания права институт регистрации играет важную роль. За последние годы сфера применения института регистрации расширилась, что привело к значительному росту количества правоотношений, обслуживаемых этим институтом. Во времена существования Советского Союза государственная регистрация участников правовых отношений не была заметным явлением. Сугубо централизованное управление и явное преобладание государственной собственности нивелировали их особенности. Сейчас, в условиях развивающейся рыночной экономики, появляется множество самостоятельно действующих хозяйствующих субъектов Ионова Ж.А. Государственная регистрация и лицензирование предпринимательства: сходства и различия // Тезисы докладов на теоретической конференции аспирантов и соискателей института государства и права РАН. М., 1996. С. 36.. Активное применение этого института государственной регистрации в сфере внутренних дел обусловливает совершенствование его административно-правового механизма. В рамках регистрационной системы органы внутренних дел реализуют следующие административные процедуры. Регистрация - акт официального признания законности соответствующих действий, который служит целям обеспечения законности совершаемых в сфере государственного управления определенных действий, представляющих значительный публично-правовой интерес, и одновременно целям гарантирования прав и законных интересов физических и юридических лиц, а также различного рода негосударственных образований Административное право / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. М., 2000. С. 398.. Д.Н. Бахрах говорит о том, что регистрация состоит в проверке законности фактов, их официальном признании и последующем учете Бахрах Д.Н. Административное право России. М., 2000. С. 337.. Органы внутренних дел вправе производить регистрацию, фотографирование, звукозапись, кино и видеосъемку, дактилоскопирование лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, подвергнутых административному аресту, а также лиц, в отношении которых имеется повод к возбуждению дела об административном правонарушении, при невозможности установления их личности и иных лиц, в отношении которых в соответствии с федеральным законом предусмотрена обязательная дактилоскопическая регистрация. Органы внутренних дел осуществляют государственную дактилоскопическую регистрацию в соответствии с законодательством Российской Федерации; производят регистрацию автомототранспортных средств и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования; осуществляют контроль за соблюдением гражданами и должностными лицами установленных правил регистрационного учета граждан Российской Федерации, а также за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных для них правил въезда в Российскую Федерацию, выезда из Российской Федерации, пребывания в Российской Федерации и транзитного проезда через территорию Российской Федерации. Органы внутренних дел осуществляют контрольно-надзорные процедуры. Характеризуя административные процедуры, С.Д. Хазанов говорит о том, что "придание контрольно-надзорной деятельности процессуальной формы повлекло за собой обязанность административных органов соблюдать процессуальные права контролируемых лиц, в частности, на участие в проведении мероприятий по контролю, дачу объяснений, получение информации, на ознакомление с материалами проверки. Не меньшее значение имеют ограничения для контролирующих органов в выборе средств контроля, его периодичности и использование результатов в рамках других административных процедур Хазанов С.Д. Административные процедуры: определение и систематизация // Российский юридический журнал. 2003. N 1. С. 58.. Так, должностные лица органов внутренних дел вправе участвовать в налоговых проверках по запросу налоговых органов; проверять у физических и юридических лиц разрешения (лицензии) на совершение определенных действий или занятие определенной деятельностью, контроль за которыми возложен на милицию в соответствии с законодательством Российской Федерации; контролировать соблюдение установленных федеральным законом правил частной детективной и охранной деятельности; контролировать в пределах своей компетенции соблюдение лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них в соответствии с законом ограничений; участвовать в предусмотренных законом случаях в контроле за поведением осужденных, которым назначены виды наказания, не связанные с лишением свободы, либо наказание назначено условно; осуществлять контроль за соблюдением гражданами и должностными лицами установленных правил регистрационного учета граждан Российской Федерации и миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства; осуществлять государственный контроль и надзор за соблюдением правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения и др. Информатизация правоохранительной системы обуславливает необходимость широкого внедрения в деятельность органов внутренних дел процедур учета и отчетности, а также процедуры предоставления информации. Основным условием успешной реализации административных процедур учета и отчетности является организация их в строгом соответствии с характером выполнения органами внутренних дел своих функций и задач в соответствии с их компетенцией. Несоблюдение данных правил ведет к учету ненужной информации и отсутствию действительно полезной информации, а также к хаотичному ее движению. Порядок движения и обмена информацией должен осуществляться в строгом соответствии с характером и объемом задач, возложенных на каждое конкретное подразделение или службу, в соответствии с ее местом в иерархической структуре управления, структурой органа и соответствующими критериями оценок их деятельности. Ф.Ф. Анюров отмечает, что "регистрационно-учетная работа" - это деятельность по своевременному сбору информации о преступлениях и иных правонарушениях, лицах, их совершивших, уголовных делах, материалах, результатах деятельности и других фактах, явлениях, событиях с регистрацией их в определенных книгах, журналах, других накопителях и носителях, по качественному учету этой информации и формированию на этой основе статистических отчетов. Иными словами, эта деятельность всех подразделений органов внутренних дел по сбору регистрации, учету, обработке, хранению, выдаче информации, предоставляющая интерес для правоохранительных органов с целью выявления, предупреждения, пресечения, раскрытия преступлений и правонарушений Анюров Ф.Ф. Регистрация и учет преступлений в органах внутренних дел (правовые и организационные аспекты): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. С. 9.. Информационные процедуры играют важную роль в деятельности органов внутренних дел, обусловлено это тем, что в системе МВД России создан целый ряд информационных центров, органы внутренних дел предоставляют в пределах своей компетенции информацию о состоянии правопорядка. Для осуществления своей правоохранительной деятельности органам внутренних дел необходимо получать информацию от учреждений здравоохранения, финансово-кредитных организаций, у других правоохранительных органов, в этой связи в настоящее время необходим режим соответствующих процедур получения, предоставления, обмена, использования соответствующей информации. В целях настоящего исследования можно учесть систему процедур доступа граждан к публичной информации. Так, А.Е. Помазуев выделяет: 1. Общие процедуры доступа к публичной информации. 2. Специальные процедуры доступа к публичной информации, которые, в свою очередь, подразделяются на: а) процедуры устного запроса; б) процедуру запроса информации из учетных систем; в) исключительную процедуру. 2.2. Процедуры доступа к информации с ограниченным доступом: а) процедура доступа к информации с ограниченным доступом; б) процедура доступа к персональным данным Помазуев А.Е. Административные процедуры доступа граждан к публичной информации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2007. С. 19. В настоящее время принят целый ряд законодательных актов по вопросам информатизации, однако говорить о том, что сформирован административно-правовой механизм оборота и обмена информацией, пока не приходится. Многие вопросы остаются за рамками законодательного регулирования. Информационные процедуры занимают важное место в деятельности органов внутренних дел, в этой связи необходимо совершенствовать процедуры оборота информации в системе органов внутренних дел. Необходимо четко урегулировать общественные отношения, связанные с предоставлением информации по запросам органов внутренних дел, необходимо определить режим процедур оборота информации, а также предоставления гражданам, юридическим лицам, а также иным заинтересованным субъектам информации о состоянии правопорядка на соответствующей территории. Урегулировать данные и иные отношения, связанные с оборотом информации в органах внутренних дел, возможно посредством принятия специального законодательного акта "Об обороте информации в системе МВД России". Органы внутренних дел осуществляют правопредоставительные процедуры. Органы внутренних дел принимают экзамены и выдают удостоверения на право управления автомототранспортными средствами; организуют и проводят государственный технический осмотр автомототранспортных средств и прицепов к ним. В ходе данных процедур осуществляется предоставление соответствующего специального права, в частности права на управление автотранспортом. Должностные лица органов внутренних дел осуществляют поощрительные процедуры. Так, должностные лица органов внутренних дел вправе объявлять о назначении вознаграждения за помощь в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших, и выплачивать его гражданам и организациям; поощрять граждан, оказавших помощь милиции в выполнении иных возложенных на нее обязанностей. Таким образом, органы внутренних дел в целях обеспечения безопасности личности, охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности, предупреждения, пресечения преступлений и административных правонарушений, защиты собственности реализуют следующие административные процедуры: - лицензионные процедуры; - разрешительные процедуры; - регистрационные процедуры; - контрольно-надзорные процедуры; - процедуры учета, отчетности и предоставления информации; - правопредоставительные процедуры; - поощрительные процедуры. Таковы основные выводы и предложения, которые стало возможно сформулировать по окончании рассмотрения института административных процедур в деятельности органов внутренних дел. Следует отметить, что рассмотренные нами положения, касающиеся административных процедур в деятельности органов внутренних дел, равно как и предлагаемые пути по совершенствованию механизма их реализации в деятельности органов внутренних дел, не исчерпывают всего комплекса проблем в данной сфере. Кроме того, новые проблемы, которые появятся в процессе совершенствования законодательства об административных процедурах, потребуют своего адекватного разрешения.
Страницы: 1, 2, 3
|