Административные преобразования России
Содержание. 1. Реформа. Основные понятия 1.1 Понятие реформы. Основные реформы в России 1.2 Этапы реформирования 1.3 Принципы реформирования 1.4 Необходимость проведения административной реформы в России 1.5 Задачи административной реформы 1.6 Нормативная основа реформы 2. Административная реформа в регионах и за рубежом 2.1 Цели и направления административной реформы в Иркутской области 2.2 Административная реформа в Восточной Европе 2.3 Административная реформа в США 3. Реализация административной реформы в России 3.1 Административные преобразования в период 1990-1999 годы 3.2 Разработка административной реформы в период 2000-2003 годы 3.3 Первый этап реализации реформы 2003-2005 годы 3.4 Второй этап реализации реформы 2006-2008 годы 4. Результаты реформирования 5. Заключение 6. Литература 1. Реформа 1.1 Понятие реформы. Основные реформы в России Реформа- преобразование , вводимое законодательным путём. Процесс преобразования государства, начинаемый властью по необходимости. Конечная цель любой реформы- укрепление и обновление государственных основ, улучшение уровня жизни, сокращение государственных расходов и увеличение доходов. Самые известные реформы в России: - отмена крепостного права в 1861 году, - аграрная реформа Столыпина с 1906 по 1917 годы, - реформа русской орфографии 1918 года, - реформа Косыгина 1965 года, - перестройка- цикл реформ с 1986 по 1991 год, - реформа российской экономики в 1990-е годы, - введение единой валюты на территории Европейского союза, - административная реформа с 1991 года по настоящее время. 1.2 Этапы реформирования Административную реформу в Российской Федерации- реформу системы государственного управления можно условно разделить на следующие этапы: - административные преобразования 1991-1999 годы, политическим мотивом которых выступала необходимость радикальной перестройки советской системы государственного управления экономикой и формирование новой структуры и системы органов государственной власти Российской Федерации, - следующий этап административной реформы, проведённый в 2003-2005 годы, преследовал политическую цель укрепления государственной власти в стране, - с 2006 года административная реформа политически ориентирована на построение эффективного и компактного государства на основе специально разработанной Концепции административной реформы. Реформирование управления - это не только и не столько изменение структуры и штатов, сколько пересмотр полномочий органов исполнительной власти, совершенствование механизмов реализации этих полномочий и функций. С другой стороны, перераспределение полномочий, устранение дублирования, ликвидация излишних функций - не самоцель, а объективно необходимая составляющая административной реформы. В то же время эта сложная и ответственная задача должна решаться с учетом недопустимости "потери" важных и необходимых обществу функций. Проводимые преобразования должны способствовать сокращению административного давления на предпринимательские структуры, наведению должного порядка в сферах, где присутствует избыточное государственное вмешательство. Эффективность деятельности государства определяется не столько широтой охвата контролируемых им сфер, сколько реальным соблюдением общественных интересов, действенностью политических и правовых механизмов в стране. 1.3 Принципы реформ Целесообразно проанализировать принципы, которые легли в основу реформирования государственной службы в большинстве развитых стран. Таких принципов несколько: - принцип демократизации государственного Управления и государственной службы. По мнению западных специалистов, для этого необходимо поставить государственную службу в большую зависимость от интересов общества, обеспечив ее открытость, широкую информированность, коммуникабельность, - принцип распределения полномочий по вертикали, что означает установление новых, паритетных отношений между центральными, региональными и местными органами управления, создание условий общей заинтересованности в повышении эффективности государственной службы, - принцип ориентации на клиента. Интересы клиента, потребителя продукции административных служб должны стать главной заботой правительства, государственных органов, госслужащих, с этой целью планируется внедрить в систему управления рыночные механизмы , создать такую обстановку, которая заставляла бы управленцев поставить обслуживание клиентов на такой же уровень, как и в самых передовых частных компаниях, - четвертый принцип - принцип ориентации на конечный результат, прежняя система государственной службы была больше ориентирована на процесс, чем на результат, теперь в основу оценки деятельности всех государственных служб в США и других странах поставлен иной, по сравнению с затратным, критерий - конечный результат, - пятый принцип - принцип рентабельности находит свое выражение в экономном расходовании правительством государственных средств на свою собственную деятельность, это достигается разными путями, например, путем сокращения штатов, рационализации управленческих процедур, передачи части управленческих функций частным компаниям, повышения стоимости товаров и услуг, предоставляемых государственным сектором, в том числе государственной службой и т.д., - принцип простоты управления, вызван к жизни необходимостью повышения уровня оперативности управления, требует упрощения управленческих структур, процедур выработки и принятия решения, повышения самостоятельности оперативных единиц, ответственности исполнителей за реализацию принятых директив. 1.4 Необходимость проведения административной реформы в России К концу 90-х годов нарастал разрыв между потребностями российского общества и существовавшим уровнем эффективности функционирования системы исполнительной власти в стране. Среди наиболее острых проблем государственного управления в первую очередь можно было выделить следующие; - избыточное количество административных функций; - чрезмерное пересечение полномочий федеральных органов исполнительной власти по одним и тем же предметам ведения; - недостаточность государственных функций в тех сферах общественной жизни , где существует конституционная ответственность исполнительной власти, а развитие страны не предусматривает механизмы саморегулирования; - дублирование функций органами исполнительной власти одного уровня; - сочетание в одном федеральном органе исполнительной власти разных видов функций, противоречащие логике экономического и социального развития и приводящее к узковедомственным решениям. В России до начала административной реформы было искусственное разделение министерств. Например, наряду с Министерством обороны, функционировало Российское агентство по боеприпасам, Российское агентство по обычному вооружению и т.п. Всем федеральным органам исполнительно власти были присущи вышеперечисленные проблемы. В результате проведённого анализа эти функции были классифицированы на 3 основные вида: - правоустанавливающие функции, т.е. выработка основных направлений развития и нормативное регулирование; - правоприменительные функции- регулирование и контроль; - функции по предоставлению государственных услуг и управлению государственным имуществом. 1.5 Задачи административной реформы В целях устранения всех этих проблем функционирования исполнительной власти в Российской Федерации в качестве приоритетов административной реформы было определено решение следующих задач: - завершение разграничения полномочий между федеральной исполнительной властью и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, применение, где это возможно, механизма взаимного делегирование полномочий; - отказ от некоторых функций государственного регулирования в определённых сферах экономической и общественной жизни; - передача части функций государственного регулирования саморегулируемым организациям в соответствующих профессиональных областях; - определение и законодательное закрепление за исполнительной властью ныне отсутствующих функций и полномочий, необходимых для обеспечения конституционных прав и свобод граждан; - ликвидация дублирования полномочий и функций, закреплённых за федеральными органами исполнительной власти; - разделение правоустанавливающих и правоприменительных функций в системе федеральных органов исполнительной власти; - дальнейшее совершенствование системы государственной службы в связи с принципами построения и функционирования исполнительной власти. 1.6 Нормативная основа реформы Правовой основой административной реформы в России стал Указ Президента Российской Федерации "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" от 9 марта 2004 года. В Указе была определена новая структура федеральных органов исполнительной власти с полномочиями и регламентом работы, порядком принятия решений каждого из этих органов, а так же федерального правительства в целом. Согласно Указу было создано 14 Министерств, в подчинении которых находилось 45 Федеральных агентств, служб и надзоров и 2 Федеральные службы непосредственно подчинённые Правительству. Таким образом, общее число Федеральных органов исполнительной власти вновь увеличилось до 71. Данная структура исполнительной власти была образована следующим образом: - Министерства являются правоустанавливающими органами; - Агентства - правоприменительными и оказывающие государственные услуги; - Службы и надзоры - контролирующие органы. 2. Административная реформа в регионах и за рубежом 2.1 Цели и направления реформы Иркутской области Субъекты Российской Федерации должны были провести соответствующие преобразования таким же образом. В Иркутской области были выбраны следующие направления деятельности. О мерах по обеспечению проведения административной реформы в Иркутской области. В целях реализации на территории Иркутской области административной реформы, в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 года 1789-р "О концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 годах", руководствуясь статьей 38(1) Устава Иркутской области: 1. Считать необходимым определить одним из основных направлений деятельности администрации Иркутской области в 2006 году организацию и осуществление мероприятий по проведению на территории Иркутской области административной реформы, направленной на повышение эффективности деятельности системы исполнительных органов государственной власти Иркутской области и создание благоприятных условий для реализации гражданами и субъектами предпринимательства своих прав и интересов. 2. Создать Комиссию по проведению административной реформы в Иркутской области (далее - Комиссия). 3. Утвердить прилагаемый состав Комиссии. 4. В составе Комиссии образовать рабочие группы по следующим направлениям: 1) по обеспечению внедрения в исполнительных органах государственной власти Иркутской области принципов и процедур управления по результатам; 2) по обеспечению разработки и внедрения стандартов государственных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти Иркутской области, а также административных регламентов в исполнительных органах государственной власти Иркутской области ; 3) по обеспечению введения механизмов противодействия коррупции в сферах деятельности исполнительных органов государственной власти Иркутской области; 4) по обеспечению повышения эффективности взаимодействия исполнительных органов государственной власти Иркутской области и гражданского общества, а также повышения прозрачности деятельности исполнительных органов государственной власти Иркутской области; 5) по обеспечению модернизации системы информационного обеспечения исполнительных органов государственной власти Иркутской области; 6) по обеспечению оптимизации функционирования органов исполнительной власти Иркутской области, а также формирования необходимого организационного, информационного, ресурсного и кадрового обеспечения административной реформы в Иркутской области . 5. Руководителям рабочих групп представить секретарю Комиссии: 1) в трехдневный срок предложения по составу соответствующей рабочей группы; 2) в срок до 26 февраля 2006 года предложения о содержании программы и плана мероприятий по проведению административной реформы в Иркутской области по направлению деятельности соответствующей рабочей группы. 6. Рабочей группе по обеспечению повышения эффективности взаимодействия исполнительных органов государственной власти Иркутской области и гражданского общества, а также повышения прозрачности деятельности исполнительных органов государственной власти Иркутской области обеспечить участие представителей гражданского общества при разработке программы и плана мероприятий по проведению административной реформы в Иркутской области.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|