Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность
СОДЕРЖАНИЕ Введение Глава 1. Административная ответственность как средство регулирования общественного порядка и общественной безопасности 1.1. Роль государства в регулировании сферы общественного порядка и общественной безопасности 1.2. Общая характеристика административной ответственности за правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность 1.3. Система административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность Глава 2. Составы административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность 2.1 Общие сведения о составе административного правонарушения, посягающего на общественный порядок и общественную безопасность 2.2 Составы административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, предусмотренные Кодексом об административных правонарушениях РФ Глава 3. Особенности производства по делам об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность 3.1 Общие вопросы производства по делам об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность 3.2 Особенности производства по делам об административных правонарушениях в области общественного порядка и общественной безопасности Заключение Список использованной литературы Введение Проблема административных правонарушений в области общественного порядка и общественной безопасности и административной ответственности за их совершение на протяжении длительного времени разрабатывается в отечественной юридической науке. Данная тема продолжает оставаться актуальной и сегодня. Важность данной темы заключается в том, что административная деликтность представляет собой серьезную угрозу правопорядку в Российской Федерации. Административные правонарушения были и остаются наиболее массовыми видами противоправных деяний (по экспертным оценкам - не менее 100 млн. ежегодно) Мышляев Н.П. Предпосылки разработки концепции административной политики в Российской Федерации // Российский следователь. 2003. №3. - с. 40.. Значительная часть из них, около 76 млн., выявляется органами внутренних дел (далее ОВД), в том числе более 15 млн. - посягающие на общественный порядок и общественную безопасность. Изучение практики деятельности милиции показывает, что в большинстве случаев совершение таких правонарушений, как мелкое хулиганство, появление в общественных местах в состоянии опьянения, вызывает существенный общественный резонанс, обусловливая необходимость оперативной и адекватной реакции со стороны сотрудников ОВД Гапонов О. Н. Реализация мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок // Интернет ресурс: http://law.edu.ru/book/book.asp?bookID=1287186. Тем самым происходит легитимация вмешательства государства в сферу общественного порядка и общественной безопасности. Конституция РФ закрепила демократический и правовой характер государства, признав в качестве высшей ценности права и свободы человека и гражданина и закрепив обязанность государства признавать, соблюдать и защищать их. Таким образом, необходимость регулирования сферы общественного порядка и общественной безопасности очевидна: данная область требует повышенной стабильности и защиты со стороны государства. Кроме того, такое регулирование, как правило, осуществляется в форме охраны от посягательств различного рода правонарушений. Именно поэтому, законодатель в Кодексе об административных правонарушениях РФ (далее КоАП РФ) в ст. 2.1, где перечислил задачи законодательства об административных правонарушениях, закрепив тем самым объекты административно-правовой охраны, на одном из приоритетных мест указал защиту общественного порядка и общественной безопасности. В законодательстве не конкретизируются термины «общественная безопасность» и «общественный порядок». Однако понятие безопасности определено в ст. 1 Закона РФ от 5 марта 1992 г. N 2446-1 "О безопасности" Закон РФ от 05.03.1992 N 2446-1 "О безопасности" (ред. от 26.06.2008) // Ведомости СНД и ВС РФ. - 1992. - N 15. - ст. 769: «Безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз». Там же определено, что жизненно важные интересы - это совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. Согласно ст. 1 этого же закона к основным объектам безопасности относятся: личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность. Таким образом, регулируя область общественной безопасности и общественного порядка, государство реализует указанный выше конституционный принцип посредством закрепления норм в КоАП РФ, направленных на его проведение в жизнь. Целью данной работы является осуществление правового анализа положений об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность. При написании данной работы автор стремится разрешить следующие задачи: - определить место и роль уполномоченных государственных органов в регулировании сферы общественного порядка и общественной безопасности; - охарактеризовать административную ответственность за правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность; - рассмотреть конкретные составы правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность; - проанализировать общие вопросы и некоторые особенности производства по делам об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность. Глава 1. Административная ответственность как средство регулирования общественного порядка и общественной безопасности 1.1. Роль государства в регулировании сферы общественного порядка и общественной безопасности Основным субъектом обеспечения общественного порядка и общественной безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей, которое обязуется обеспечивать безопасность каждого гражданина на территории Российской Федерации. Гражданам РФ, находящимся за ее пределами, государством гарантируется защита и покровительство. Кроме того, граждане, общественные и иные организации и объединения являются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством. Общественный порядок и общественная безопасность достигаются проведением единой государственной политики в области обеспечения общественного порядка и общественной безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства. В соответствии со ст. 11 Закона РФ от 05.03.1992 N 2446-1 "О безопасности" Закон РФ от 05.03.1992 N 2446-1 "О безопасности" (ред. от 26.06.2008) // Ведомости СНД и ВС РФ. - 1992. - N 15. - ст. 769 субъектами безопасности, наделенными властными полномочиями в сфере общественной безопасности являются: Президент РФ, Совет безопасности РФ, Правительство РФ, Министерства и государственные комитеты РФ. Каждый из названных акторов, наделяется определенными полномочиями в регулировании рассматриваемой сферы. Однако следует отметить, что особую роль здесь занимают ОВД. ОВД - часть исполнительной ветви государственной власти, выполняющая наибольший объем работы в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасности, связанной с предупреждением, выявлением и пресечением правонарушений Савюк Л. К. Правоохранительные органы: Учебник. - М.: Юристъ, 2004. - с. 356. Их деятельность определяется Конституцией РФ, ФКЗ, ФЗ, ведомственными актами и другими нормативными правовыми актами, действующими на территории РФ. Система ОВД является централизованной, каждый из элементов которой осуществляет возложенные на него полномочия в соответствии с законодательством РФ. Нельзя также забывать, что возглавляет эту иерархию Министерство внутренних дел РФ (далее МВД РФ). Составной частью МВД РФ является милиция, которая занимает ведущее место в общегосударственной системе обеспечения общественного порядка и общественной безопасности Мелехин А. В. Административное право Российской Федерации. - М.: МФПА, 2009. - с. 594. Милиция в РФ - система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных Законом РФ «О милиции» и другими федеральными законами Закон РФ от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции" (ред. от 22.07.2010) // Ведомости СНД и ВС РСФСР. - 1991. - N 16. - ст. 503. Милиция подразделяется на криминальную и милицию общественной безопасности. Основной задачей криминальной милиции является осуществление уголовного преследования и предварительного следствия. Криминальная милиция оказывает содействие милиции общественной безопасности в исполнении возложенных на нее обязанностей. Милиции общественной безопасности призвана обеспечивать безопасность личности, общественную безопасность, охрану собственности, общественного порядка, выявление, предупреждение и пресечение административных правонарушений, и ряд других полномочий. Правовой основой деятельности милиции является Конституция РФ, Закон РФ «О милиции», ФЗ и иные нормативные правовые акты РФ, международные договоры РФ, конституции, уставы, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, изданные в пределах их полномочий. В процессе административной, т.е. исполнительно-распорядительной, деятельности милиции охраняются от противоправных посягательств определенные виды общественных отношений, которые характеризуются единством, общностью и однородностью Аврутин Ю.Е. Полиция и милиция в механизме обеспечения государственной власти в России: теория, история, перспективы. -- СПб.: Юридический центр Пресс, 2003. -- с. 176. Отнесение их охраны к компетенции милиции не является произвольным, а обусловливается самой природой общественных отношений, объективно нуждающихся в особом регулировании и охране. Административная деятельность милиции регулируется нормами административного права, ее содержанием является: 1) охрана порядка в общественных местах; 2) обеспечение безопасности дорожного движения транспорта и пешеходов; 3) обеспечение правил пребывания в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства; 4) осуществление лицензионно-разрешительной системы; 5) охрану имущества собственников по договорам. Каждый вид административной деятельности милиции отличается определенным единством правовых норм, регламентирующих деятельность данного вида, однородностью содержания правоотношений, возникающих в ходе ее осуществления, наличием специальной службы, аппарата или группы сотрудников, осуществляющих эту деятельность. Следует сказать, что в Законе РФ «О милиции» содержится достаточно широкий перечень обязанностей и прав, которыми наделяется милиция в целом, поэтому целесообразно разделить их на группы в зависимости от характера деятельности: 1) административно-предупредительные меры (проверка документов у граждан и должностных лиц; вхождение в жилые и иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, на территорию и в помещения, занимаемые организациями; производить в установленных случаях оцепление (блокирование) участков местности; запрещение (ограничение) на отдельных улицах и дорогах движение транспорта и граждан и др.); 2) меры пресечения (административное задержание, привод, личный досмотр, досмотр вещей, предметов, товаров, транспортных средств и т.д.); 3) административные наказания (предупреждение, штраф); 4) меры административно-процессуального обеспечения (доставление к месту составления протокола, изъятие документов и вещей, отстранение от управления транспортным средством, направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения и др.). Особое место среди полномочий милиции занимает право ее сотрудников применять и использовать огнестрельное оружие. Порядок и условия применения оружия сотрудниками милиции урегулирован Законом РФ «О милиции». Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ «О внутренних войсках МВД Российской Федерации» внутренние войска участвуют совместно с ОВД в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности при введении военного и чрезвычайного положения, охраняют важные государственные объекты и специальные грузы, обеспечивают территориальную оборону, оказывают содействие Пограничным войскам в охране Государственной границы Федеральный закон от 6 февраля 1997 г. N 27-ФЗ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" (ред. 25.11.2009) // СЗ РФ. - 1997. - № 6. - ст. 711.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|