|
Меню
|
|
|
|
|
|
|
Административное принуждение
|
|
|
Административное принуждение
2008 АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО ПРАВА № 2 19 70 Содержание - Введение
- 1. Административное принуждение
- 1.1 Понятие административного принуждения
- 1.2 Особенности административного принуждения
- 2. Меры административного принуждения
- 2.1 Понятие мер административного принуждения
- 2.2 Признаки мер административного принуждения
- Заключение
- Список литературы
ВведениеАдминистративные правонарушения связаны с функционированием многих сотен тысяч людей - граждан, физических и юридических лиц, непосредственно затрагивают их жизненные интересы и потребности, поскольку проникают во все сферы и области жизни, управленияВ настоящее время, когда наше государство находится на пути глобальных преобразований в сфере системы государственного управления и административного реформирования, все большую значимость приобретает вопрос правильного и целесообразного применения административно-принудительных мер, так как они непосредственно связаны с привлечением физических и юридических лиц к административной ответственности, сопряжены с ограничением прав и свобод человека и подчас не имеют строго установленной процессуальной формы применения.Целью данного исследования является анализ особенностей административного принуждения.Объектом исследования является сущность административного принуждения.Предметом исследования меры и особенности административного принуждения.В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач, основные из которых следующие:изучение понятия административного принуждения;анализ мер административного принуждения.Теоретическую основу исследования составили труды современных российских и зарубежных авторов.Работа строго структурирована и состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.1. Административное принуждение1.1 Понятие административного принужденияАдминистративное принуждение - один из видов государственно-правового принуждения. Поэтому ему присуши все признаки последнего (это правоприменительная деятельность; она устанавливается государством, применение мер принуждения соответствующими органами и должностными минами является результатом осуществления ими государственно-властных полномочий: призвана обеспечить защиту правопорядка; реализуется в рамках охранительных правоотношений и др.). Вместе с тем административное принуждение имеет присущие ему особенности Макарейко Н.В, Никифоров М.В, Скляров И.А. Административное принуждение в России. Н. Новгород, 2002, С. 55.Административное принуждение имеет своим назначением охрану управленческих отношений административно-принудительными средствами, то есть выполняет карательную функцию.Одновременно в целях правоохраны административно-принудительные меры выполняют и функции иного рода - предупреждения и пресечения правонарушений. В самом широком смысле административное принуждение призвано обеспечивать исполнение правил поведения, выраженных в административно-правовых нормах.Меры административного принуждения применяются в целях обеспечения соблюдения не всех административно-правовых норм, а только тех. которые формулируют общеобязательные правила поведения в сфере государственного управления, не имеющие ведомственных границ (например, правила безопасности дорожного движения, санитарные правила, правила пожарной безопасности, природоохранные правила и др.).Административное принуждение применяется, как правило, во внесудебном порядке непосредственно органами государственного управления (должностными лицами). В специально предусмотренных законом случаях отдельные административно-принудительные меры применяются судами, судьями.Административно-принудительные меры применяются не всеми без исключения исполнительными органами (должностными лицами), а лишь теми, которые наделены специальными полномочиями по осуществлению административной власти, уполномоченными на выполнение правоохранительных функций органами внутренних дел (милицией), контрольно-надзорными органами, специальными инспекциями и т.д.Административному принуждению (воздействию) подвергаются не только отдельные лица, но и организации (приостановление работы, изъятие незаконно полученного, штраф и др.)Меры административного принуждения применяются к третьим лицам, то есть к тем, кто не находится в непосредственном подчинении (ведении) у полномочных исполнительных органов (должностных лиц).Административное принуждение охраняет не только административно-правовые нормы, но и нормы гражданского, трудового, земельного, экологического, таможенного, налогового права, реализация которых возложена на органы исполнительной власти.Административное принуждение осуществляется в рамках административно-процессуальных норм. Следует отметить еще одну принципиальную особенность административного принуждения. Если все иные виды государственного принуждения равнозначны по своему содержанию соответствующему виду юридической ответственности (уголовное принуждение - уголовной ответственности, дисциплинарное принуждение - дисциплинарной ответственности и т.д.), то понятия административное принуждение и административная ответственность не равнозначны Леженин А.В. Административно-предупредительные меры правового принуждения: дис. ... канд. юрид. наук. Воронеж, 2004, С. 66.Административное принуждение по своему содержанию (целям применения, фактическим основаниям применения, правовым последствиям применения и т.д.) шире административной ответственности.1.2 Особенности административного принужденияВнешние формы проявления административного принуждения весьма различны. В качестве примера можно привести личные ограничения, выражающиеся в административном аресте в результате хулиганства; организационные ограничения, примером которых служит закрытие предприятий общепита в результате нарушения санитарных норм или же имущественные ограничения, примерами которых служат штраф или конфискация.Особенностью мер административного принуждения является тот факт, что целью служит принуждение к совершению или воздержанию от определенных действий, то есть объектом принуждения является не личность, а ее поведение.Следующей особенностью исследователи выделяют тот факт, что подобное принуждение может быль применено исключительно уполномоченными должностными лицами, круг которых строго ограниченСпецифичность управленческой деятельности предопределяет необходимость быстрой и динамичной реакции на правонарушения, наносящие ущерб обществу. Нарушения правопорядка должны быть прекращены немедленно, ибо они затрагивают интересы всего общества, нередко угрожают личной и имущественной безопасности граждан Леженин А.В. Административно-предупредительные меры правового принуждения: дис. ... канд. юрид. наук. Воронеж, 2004, С. 69.В связи с этим очевидной становится особенность административного принуждения, которое должно заключаться в немедленном его применении с целью предупредить, пресечь противоправное посягательство, безотлагательном следовании за совершенным правонарушением. Именно в этом и состоит эффект административного принуждения.Административное принуждение характеризует внесудебный порядок его применения соответствующими органами исполнительной власти, должностными лицами в процессе реализации своей компетенции без обращения в суд.Административное принуждение осуществляется в рамках особых охранительных административно-правовых отношений, складывающихся в сфере государственного управления и охватывающих права и обязанности компетентных органов и лиц, к которым оно применяется. Применение мер административного принуждения в деятельности органов исполнительной власти и их должностных лиц ограничивается сферой защиты преимущественно общеобязательных правил поведения, не имеющих ведомственных границ, например правил пожарной безопасности, правил лицензионно-разрешительной системы, природоохранных правил и т.д.Административное принуждение характеризует и то обстоятельство, что компетентный государственный орган и лица, к которым оно применяется, не связаны отношениями служебной подчиненности, что отличает его от дисциплинарного принуждения.Процессуальный порядок его применения отличается оперативностью, относительной простотой и экономичностью.Одним из важнейших признаков административного принуждения является специфическая юридическая природа оснований его применения. Основанием применения административного принуждения являются: во-первых, совершение административного правонарушения, во-вторых, наступление особых условий, предусмотренных правовой нормой, например эпидемий, эпизоотий, стихийных бедствий, катастроф техногенного характера и других чрезвычайных обстоятельств, при которых меры административного принуждения используются при отсутствии правонарушения и вины человека в целях предупреждения возникновения тех или иных опасных последствий, их локализации. Необходимо подчеркнуть коренное отличие оснований административного принуждения от оснований иных видов государственного принуждения, в частности уголовного наказания, в качестве которого может выступать только совершение преступления.2. Меры административного принуждения2.1 Понятие мер административного принужденияВажность мер административного принуждения трудно переоценить, посредством их применения ежегодно выявляются и подвергаются административной ответственности миллионы правонарушителей, предупреждается и пресекается совершение десятков миллионов правонарушений и преступлений, запрещается эксплуатация устройств, механизмов, зданий, сооружений, оказание услуг, распространение товаров, представляющих общественную опасность и т.д.Анализ теории, нормативных источников и правоприменительной практики говорит о том, что административное принуждение является одной из важнейших частей государственного принуждения, оказывающей определяющее влияние на состояние правопорядка в стране.Административное принуждение является, прежде всего, методом государственного управления, который состоит в применении субъектами функциональной власти установленных нормами административного и административно-процессуального права принудительных мер воздействия, направленных на обеспечение неукоснительного выполнения юридических обязанностей лицами в связи с совершением ими противоправных действий или при возникновении обстоятельств, угрожающих безопасности личности или общественной безопасности Каплунов А.И. О понятии административного принуждения как отраслевого вида госу-дарственного принуждения // Правоведение. 2004. № 3. С. 118..Административное принуждение представляет собой совокупность административно-правовых мер, применяемых в отношении физических лиц и коллективных образований. В научно-правовой литературе не раз обращалось внимание на разное содержание понятий "административное принуждение" и "меры административного принуждения". По мнению А.С. Князькова, эти два понятия соотносятся как содержание и форма. Внешнее содержание административного принуждения и есть та или иная административно-принудительная мера Князьков А.С. Применение и использование огнестрельного оружия сотрудниками милиции как мера административно-правового пресечения: дис. ... канд. юрид. наук. Томск, 1998. С. 27.. Административное принуждение выражается в применении конкретных мер, которые являются его формой Коркин А.В. Институт административно-правового принуждения: меры, применяемые сотрудниками милиции: дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск. 2004..То есть формой выражения административного принуждения как метода государственного управления являются конкретные меры административного принуждения, посредством которых оно реализуется. В зависимости от того, каких целей хочет достичь субъект, уполномоченный применять административное принуждение, он избирает ту или иную меру административного принуждения. Внутренняя неоднородность административного принуждения характеризуется наличием в его составе различных по своей правовой природе, основаниям и порядку применения способов воздействия на управляемого.Научно-теоретическое изучение развития и применения мер административного принуждения в отечественной правовой науке конца XIX века отличалось от современной административно-правовой науки прежде всего объектом исследования. Главной причиной тому можно считать отсутствие на рубеже XIX-XX веков различия между преступлением и административным проступком. И, как следствие, объединение в качестве одного объекта исследования общественных отношений, которые в современном мире регулируются различными отраслями права - административным, уголовным, уголовно-процессуальным, уголовно-исполнительным.Многие российские дореволюционные ученые затрагивали в своих трудах тему административного принуждения См. напр.: Андреевский И.Е. Полицейское право: 2-е изд. Т. 1. Санкт-Петербург, 1874. С. 17--19; Ивановский В.В. Учебник административного права. Казань, 1908. С. 146; Белявский Н.Н. Поли-цейское право (Административное право). 3-е изд. Петроград, 1915. С. 36; Гессен В.М. Популярные лекции для самообразования. Административное право. Санкт-Петербург, 1903. С. 28--32.. Однако само определение административного принуждения было дано лишь в начале ХХ века А.И. Елистратовым, который понимал его как "возможность для администрации прибегать к принудительным мерам по собственному почину, без предварительного судебного постановления, устанавливающего закономерность данного требования" Елистратов А.И. Основные начала административного права. М., 1917. С. 167..Мерами административного принуждения И.Т. Тарасов и другие ученые-полицеисты называли все действия полиции по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений и административных правонарушений: личное задержание, аресты, секвестры, конфискации, запрещения, обыски, выемки освидетельствования и пр. Тарасов И.Т. Очерк науки полицейского права. М.: Печатня С.П. Яковлева, 1897. С. 67--68; Ивановский В.В. Указ. соч. С. 143--152; Гессен В.М. Лекции по полицейскому праву. Санкт-Петербург, 1907-1908. С. 64..
Страницы: 1, 2
|
|
|
|
НОВОСТИ
|
|
|
|
|
|