Административное право и внешнеэкономическая деятельность
35 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА I. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ: ПРИНЦИПЫ И НОРМЫ 1.1. Механизм административно-правового регулирования 1.2. Административно-правовые отношения, их классификация ГЛАВА II. АДМИНИСТАРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНОСТРАННЫМИ ДЕЛАМИ И ВНЕШНЕ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ СВЯЗЯМИ 2.1. Управление внешне экономической деятельностью 2.2. Административно-правовое управление иностранными делами ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ВВЕДЕНИЕ Тема курсовой работы посвящена проблемам административно-правового управления иностранными делами и внешними экономическими связями. Актуальность темы исследования определяется тем, что механизмом административно-правового регулирования является совокупность административно-правовых средств, при помощи которых осуществляется регулирование общественных отношений, которые возникают по поводу правоотношений реализации исполнительной власти. Проблема исследования заключается в анализе основ административно-правового управления иностранными делами и внешними экономическими связями в Российской Федерации. Объект исследования - административно-правового управления иностранными делами и внешними экономическими связями в Российской Федерации. Предмет исследования - особенности административно-правового управления иностранными делами и внешними экономическими связями в Российской Федерации. Цель исследования - выявить механизм административно-правового регулирования, проанализировать административно-правовые основы управления иностранными делами и внешними экономическими связями. Для решения данной цели входе исследования ставились следующие задачи: 1. Изучить специфику административно-правовые отношения 2. Охарактеризовать механизм административно-правового регулирования; 3. Рассмотреть основные принципы административно-правового управления иностранными делами и внешними экономическими связями; Методы исследования: 1. анализ литературы по данной проблематике; 2. наблюдение; 3. сравнительно-правовой анализ. Новизна данного исследования выражается в попытке всестороннего анализа основных принципов административно-правового управления иностранными делами и внешними экономическими связями Структура курсовой работы: исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка источников и литературы. В первой главе отражен механизм административно-правового регулирования, понятие, структура и виды административно-правовых норм. Вторая глава посвящена анализу административно-правовых основ управления иностранными делами и внешними экономическими связями в Российской Федерации. ГЛАВА I. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ: ПРИНЦИПЫ И НОРМЫ 1.1. Механизм административно-правового регулирования Механизмом административно-правового регулирования является совокупность административно-правовых средств, при помощи которых осуществляется регулирование общественных отношений, которые возникают по поводу правоотношений реализации исполнительной власти. К элементам административно-правового регулирования относятся: 1. принципы административного права; 2. нормы административного права; 3. акты официального толкования норм административного права; 4. акты применения норм административного права административно-правовые отношения.[2,348] Принципами административного права являются его основополагающие идеи, требования, лежащие в основе административного права и выражающие его сущность. К числу основных принципов относятся: Принцип демократизма нормотворчества и реализации права. В правотворчестве этот принцип проявляется в широком участии населения и общественных объединений в непосредственном (референдум) и опосредованном (через избранные ими органы власти) формировании норм административного права. В реализации административного права он проявляется в степени подконтрольности, открытости правоприменительных органов гражданам, а также наличии общественного контроля.[2,132] Принцип равенства граждан перед законом и правоприменителем. Все граждане независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств равны перед законом и субъектами правоприменительной деятельности. Принцип взаимной ответственности государства и личности. Данный принцип говорит о том, что юридическую ответственность должна вести не только личность за нарушение норм административного права, но и государство в лице его органов и должностных лиц за нарушение (невадлежащее исполнение) обязанностей перед личностью.[2,133] Принцип федерализма - это определение компетенции федеральных органов власти, органов власти субъектов федерации в установлении совместного ведения. Принцип гуманизма - юридическое признание приоритета ценностей человека, его прав и свобод как критерия оценки общественных отношений. Принцип законности - точная, строгая реализация требований законности, обращенных к специальным субъектам в правотворческой и правоприменительной деятельности. Принцип справедливости - требование соответствия между поведением субъекта и юридическими последствиями за его результат. В законодательстве существует два способа закрепления принципов административного права: 1. во-первых, текстуальный, когда принцип непосредственно закреплен в конкретной статье закона; 2. во-вторых, смысловой, когда принцип вытекает из анализа содержания нормативного акта. Понятие, структура и виды административно-правовых норм. Любая отрасль права состоит из определенных правовых норм. Административно-правовые нормы это нормы права, которые регулируют отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, которые возникают в процессе осуществления государственной деятельности.[5,65] Нормы административного права определяют границы должного, допустимого или рекомендуемого поведения участников управленческих отношений, устанавливают правовое положение и компетенцию органов исполнительной власти, а также регулируют ее деятельность, регламентируют формы и методы осуществления исполнительной власти, и определяют порядок взаимоотношений между субъектами управления. Административно-правовые нормы имеют ряд особенностей: - они определяют должное поведение всех лиц и организаций, действующих в сфере государственного управления; - определяя границы должного поведения в сфере государственного управления, административно-правовые нормы устанавливают и обеспечивают режим законности и государственной дисциплины в общественных отношениях, возникающих в процессе государственно-управленческой деятельности; - административная ответственность является юридическим средством защиты от посягательств на административно-правовые нормы; - с помощью административно-правовых норм обеспечивается регулирование таких общественных отношений, как финансовые, земельные, трудовые и другие; - административно-правовые нормы часто устанавливаются в процессе реализации исполнительной власти.[5,67] Что касается структуры административно-правовых норм, то она традиционна и состоит из гипотезы, диспозиции и санкции. Гипотеза, как часть административно-правовой нормы содержит указание на фактические условия реализации норм, т. е. на те общественные отношения, на которые она призвана воздействовать и которые в свою очередь порождают конкретные правовые отношения. Следовательно, обстоятельства, предусматриваемые гипотезой нормы, являются юридическими фактами, порождающими административно-правовые отношения. Диспозиция - правило поведения, предписываемое нормой. Диспозиция в административно-правовых нормах излагается преимущественно как права, правомочия, дозволения или в виде предписаний, обязанностей, а также запрета или ограничений. Санкция, как элемент административно-правовой нормы, содержит указание на меры административного воздействия, применяемые к правонарушителю. 1.2. Административно-правовые отношения, их классификация Реализация административно-правовых норм - это практическое их использование в соответствии с целями административно-правового регулирования управленческих общественных отношений. Различают два основных способа реализации административно-правовых норм: исполнение и применение. Иногда к ним добавляются соблюдение и использование. Исполнение, заключается в совершении субъектами действий, предписанных административно-правовой нормой. Иначе говоря, исполнение административно-правовых норм заключается в точном следовании субъекта управленческих отношений тем юридическим предписаниям, запретам или дозволениям, которые в них содержатся.[5,69] Применение административно-правовых норм заключается в издании уполномоченными органами (должностными лицами) индивидуальных юридических актов, основанных на требованиях материальных или процессуальных норм. Эти акты издаются в процессе решения конкретного дела. Использование состоит в добровольном совершении субъектами административного права правомерных действий, которые связаны с осуществлением субъективных прав в сфере управления. Соблюдение административно-правовых норм состоит в воздержании субъекта от совершения действий, запрещенных нормами. Таким образом, соблюдение может осуществляться без вступления субъекта в конкретные административно-правовые отношения.[3,146] Основными требованиями правильного применения норм административного права являются: законность, обоснованность, целесообразность, научная организация правоприменительной деятельности. Административно-правовые отношения - это урегулированные нормами административного права общественные отношения, где их участники выступают носителями прав и обязанностей в сфере государственного управления. А так как административно-правовые отношения являются разновидностью правовых отношений вообще, то они обладают всеми общими признаками, которые присущи любым правовым отношениям.[3,150] Учитывая то, что административно-правовые отношения по своей сути не однородны, это дает нам возможность их классифицировать по различным основаниям: По юридическому характеру, административно-правовые отношения делятся на материальные и процессуальные. Материальным административно-правовым отношениям относятся общественные отношения, возникающие в сфере управления, регулируемые материальными нормами административного права. Административно-процессуальные правоотношения - это отношения, которые складываются в сфере управления в связи с разрешением индивидуально-конкретных дел и регулируются административно-процессуальными нормами.[3,151] По соотношению прав и обязанностей участников административно-правовые отношения делятся на две группы: отношения, в которых один из участников подчинен другому - вертикальные правоотношения. Характерным для вертикальных административно-правовых отношений является то, что они возникают на основе одностороннего волеизъявления, исходящего от наделенного полномочиями органа или должностного лица. Вертикальное административно-правовое отношение может возникнуть помимо или даже вопреки воле другого субъекта правоотношения; отношения, участники которых не находятся в подчинении друг у друга - горизонтальные правоотношения. Такие отношения складываются между не соподчиненными органами государственного управления, предприятиями, учреждениями, объединениями, служащими, а также между гражданами. Горизонтальные административно-правовые отношения могут возникать также между органами государственного управления и их должностными лицами и гражданами. Такие отношения возникают в связи с реализацией гражданами прав в сфере управления.[3,152] По характеру юридических фактов, порождающих административно-правовые отношения, эти правоотношения делятся на отношения, порожденные правомерными и неправомерными фактами. Последние именуются деликтами. По способу защиты административно-правовые отношения предполагают такое поведение их субъектов, которое соответствует выраженным в административно-правовых нормах требованиям. В случае нарушения этих требований возникает необходимость их защиты, которая осуществляется в административном или судебном порядке. Существует ряд особенностей, которые свойственны рассматриваемым нами отношениям, именно, как административно-правовым: - они урегулированы именно нормами административного права, а не какой либо иной отрасли права; - они возникают, изменяются и прекращаются в специфической сфере общественной жизни - в сфере государственного управления; - в административно-правовых отношениях одной из сторон всегда выступает орган исполнительной власти. От сюда распространено мнение, что административно-правовые отношения в отличие от иных (прежде всего - гражданско-правовых) являются властеотношениями, построенными на началах «власть - подчинение».
Страницы: 1, 2, 3, 4
|