реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Административное право и управление социально-культурной сферой

реферат
p align="left">Служба имеет право организовывать проведение необходимых расследований, экспертиз, анализов и оценок, необходимых для реализации возложенных на нее функций; пресекать нарушения законодательства РФ; применять предусмотренные законодательством РФ меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в сфере образовательной деятельности.

Служба вправе направить аккредитованному образовательному учреждению рекламацию на качество образования и (или) несоответствие образования требованиям государственного образовательного стандарта5 ФЗ от 23 августа 1996 г. “О науке и государственной научно-технической политике” // СЗ РФ, 1996, № 35, ст. 4137; 1997, № 42, ст. 4780; 1998, № 30, ст. 3607; №51,ст.6271;2000, № 2, ст. 162; 2001, № 1, ст. 20.

Повторная в течение двух лет рекламация автоматически влечет за собой лишение образова-тельного учреждения его государственной аккредитации.

В случае лишения вуза государственной аккредитации по результатам аттестации ректор и отвечающие в пределах своей компетенции за качество подготовки выпускников проректоры освобождаются от должности органом управления образованием, в ведении которого находится вуз. Выборы ректора в этом случае не допускаются. Он принимается указанным органом по трудовому договору (контракту) на срок не более чем пять лет. Учредителями вуза, уполномоченным ими органом по представлению ректора утверждается новый состав ученого совета.

После повторной аттестации, но не ранее чем через один год со дня лишения государственной аккредитации и возобновления государственной аккредитации в вузе вновь избирается ученый совет в обычном порядке.

Контроль за соблюдением вузом условий образовательной деятельности, предусмотренных лицензией, обеспечивает Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. В случае нарушения этих условий лицензия изымается. Возобновление лицензии осуществляется в том же порядке, что и ее получение.

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки осуществляет также контроль и надзор за исполнением законодательства в области науки, научно-технической деятельности, аттестации научных и научно-педагогических кадров; деятельностью советов по защите докторских и кандидатских диссертаций (диссертационных советов), ученых (научно-технических) советов научных учреждений и организаций по вопросам присвоения ученых званий работникам научных учреждений и организаций.

В пределах своей компетенции Служба осуществляет лицензирование, аттестацию и государственную аттестацию научных организаций (в сфере послевузовского и дополнительного профессионального образования); рассматривает вопросы присвоения ученых званий профессора по специальности и профессора по кафедре, доцента по специальности и доцента по кафедре, присуждения ученых степеней доктора и кандидата наук, выдавая соответствующие аттестаты и дипломы.

В ее компетенцию входит выдача разрешения на создание диссертационных советов; подтверждение, признание и установление эквивалентности (нострификация) документов об ученых степенях и званиях, полученных за рубежом и в РФ и выдача соответствующих документов. Ей предоставлено право осуществлять проверку деятельности научных организаций; пресекать факты нарушения законодательства в рассматриваемой сфере деятельности и применять меры ограничительного, предупредительного, профилактического характера, направленных на недопущение и пресечение нарушений в подведомственной сфере деятельности.

Рособрнадзор осуществляет организационное и техническое обеспечение работы Высшей аттестационной комиссии, правовой статус которой закреплен в Положении о ней, утвержденном Приказом Минобразования России от 11 апреля 2002 г. Ее основными задачами являются: обеспечение единой государственной политики, осуществление контроля и координации деятельности в области аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации; содействие улучшению качественного состава научных и научно-педагогических кадров, повышению эффективности их подготовки и использования.

ВАК России вправе принимать решения о прекращении или приостановлении работы диссертационных советов, об отмене решений диссертационных советов о присуждении ученой степени кандидата наук в случае нарушения порядка защиты диссертации; лишать ученых степеней и ученых званий и т.д.

Ученые степени и ученые звания присуждаются (присваиваются) в соответствии с утвержденным Правительством РФ от 30 января 2002 г. Положением о порядке присуждения ученых степеней и от 29 марта 2002 г. Положением о порядке присвоения ученых званий.

Ученая степень доктора наук присуждается ВАКом России на основании ходатайства диссертационного совета, принятого после публичной защиты диссертации соискателем, имеющим ученую степень кандидата наук, и с учетом заключения соответствующего экспертного совета ВАКа.

Ученое звание профессора по специальности, доцента по специальности (в научно-исследовательских организациях), профессора по кафедре, доцента по кафедре (в вузах) присваивается ВАКом России по представлению соответствующих ученых (научно-технических) советов этих организаций.

Нострификация - приравнивание документов о присвоении ученых званий и присуждении ученых степеней, выданных научным и научно-педагогическим работникам - гражданам России в других государствах, с которыми Российской Федерацией заключены договоры (соглашения) о признании ученых степеней и званий и эквивалентности ученых степеней и званий. Она проводится ВАКом в соответствии с его компетенцией по ходатайству организации, где работает соискатель, или по его заявлению с представлением необходимых документов.

К компетенции органов управления образованием субъектов РФ относится: разработка и реализация республиканских, региональных программ развития образования, в том числе международных, учитывая при этом национальные и региональные социально-экономические, экологические, культурные, демографические и другие особенности; формирование государственных органов управления образованием, назначение руководителей этих органов; создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений соответствующего подчинения, лицензирование их деятельности; установление региональных (национально-региональных) компонентов государственных образовательных стандартов; организация издания учебной литературы, разработка базисных учебных планов и примерных программ курсов, дисциплин; организация подготовки, переподготовки, повышения квалификации педагогических кадров; обеспечение соблюдения законодательства в области образования, контроль за исполнением государственных образовательных стандартов и т.д.

ФЗ «Об образовании» относит к органам управления образованием также «ведомственные государственные органы управления образованием». Руководство образовательными учреждениями, подведомственными неспециализированным органам, осуществляется их структурными подразделениями. Они имеют различные формы и статус в структуре соответствующих органов. Это могут быть самостоятельные главные управления, отделы и др. либо подразделения такого рода структур.

2. Образовательные учреждения. Научные учреждения и сообщества

Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одно или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

В настоящее время образовательная деятельность осуществляется учреждениями, которые, в зависимости от форм собственности, подразделяются на государственные, муниципальные и частные, то есть негосударственные, но не относящиеся к муниципальным. Среди государственных различаются федеральные и субъектов Российской Федерации. В системе образования возможно как бесплатное, так и платное образование.

Образовательный процесс осуществляется в учреждениях нескольких типов: дошкольных; общеобразовательных (начального общего, общего основного, среднего (полного) общего образования); начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального образования; послевузовского профессионального образования; специальных (коррекционных) для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии; дополнительного образования взрослых и детей; для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и др.

Различия между видами учебных заведений данного типа определены в типовых положениях о соответствующих образовательных учреждениях. Однако часто учебное заведение необоснованно относится к данному виду, поскольку это отношение не ведет за собой каких-либо существенных изменений в его учебной деятельности. Например, в последние годы многие институты переименованы в университеты, хотя преобразования в них свелись лишь к смене названия. Поэтому в последнее время осуществлено более четкое нормативное разделение видов образовательных учреждений данного типа, которые устанавливаются при их аккредитации. Так, например, академия - это высшее учебное заведение, которое реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования; осуществляет подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников высшей квалификации для определенных областей научной и научно-педагогической деятельности; выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования.

Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» предусмотрены три ступени высшего профессионального образования - квалификации (степени) бакалавр, дипломированный специалист, магистр. Сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования составляют, соответственно, не менее чем четыре, пять и шесть лет. В связи с присоединением России к Болонской конвенции приоритет в развитии высшего образования отдается не традиционной российской системе (специалистура), а западно-европейской (бакалавриат - магистратура).

Учредителем (учредителями) государственного образовательного учреждения являются органы государственной власти РФ и ее субъектов, в том числе и государственные органы управления образованием: Министерство образования и науки РФ, государственные органы управления субъектов РФ.

Деятельность государственных, муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями о соответствующих типах и видах образовательных учреждений и разрабатываемыми на их основе уставами.

Основы организации управления образовательным учреждением определены Федеральным законом «Об образовании», а высшим учебным заведением, кроме того, - Федеральным законом «О высшем и послевузовском образовании» (ст. 12). Дополнительно управление видами и конкретными образовательными учреждениями регулируется Типовыми положениями и их уставами. Дополнения диктуются особенностями типов и видов образовательных учреждений и чаще всего касаются процедур формирования органов, разграничения компетенции между управленческими структурами и других вопросов, решение которых дозволено самим образовательным учреждениям.

В соответствии с Законом «Об образовании» управление государственным, муниципальным образовательным учреждением осуществляется на принципе единоначалия и самоуправления, формами которого являются выборный представительный орган - совет образовательного учреждения, попечительский совет, педагогический совет и др. Порядок выборов этих органов определяется уставом образовательного учреждения8 ФЗ от 7 апреля 1999 г. “О статусе наукограда Российской Федерации” // СЗ РФ,1999, № 15, ст. 1750; № 40, ст. 4858; 2000, №19, ст. 2066.

Непосредственное управление указанным образовательным учреждением осуществляет прошедший аттестацию заведующий, директор, ректор или иной руководитель. Он может быть: нанят советом по контракту; избран коллективом образовательного учреждения; избран коллективом образовательного учреждения с предварительным согласованием кандидатуры (кандидатур) с учредителем; избран коллективом образовательного учреждения с последующим утверждением учредителем; назначен учредителем с предоставлением совету образовательного учреждения права вето; назначен учредителем; нанят учредителем по контракту.

Общее руководство высшим учебным заведением осуществляет ученый совет, возглавляемый ректором. Другие члены ученого совета избираются общим собранием тайным голосованием. Порядок выбора первого состава определяется общим собранием (конференцией) преподавателей, научных сотрудников и представителей других категорий работников и обучающихся. В состав ученого совета могут избираться представители всех категорий работников и обучающихся вуза, общественных организаций. Досрочные выборы ученого совета проводятся по требованию не менее половины его членов, а также в случаях, предусмотренных уставом вуза.

В вузе могут создаваться другие советы по различным направлениям. Порядок выборов, состав, полномочия и другие вопросы деятельности советов определяются уставом вуза.

В зависимости от структуры вуза в отдельных подразделениях (факультет и др.) могут создаваться выборные представительные органы - ученые советы. Порядок их избрания и полномочия определяются уставом вуза.

Факультет возглавляет декан факультета, избираемый ученым советом вуза из числа лиц, имеющих ученую степень или звание. Порядок избрания декана определяется уставом вуза.

Среди вузов Российской Федерации особое место занимает Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. Он является учебно-научным и учебно-методическим центром высшего образования страны. Он не имеет ведомственной подчиненности, организация управления им регламентируется уставом, учитывающим особый статус и структуру университета.

В соответствии с Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» гражданам РФ гарантируется получение на конкурсной основе бесплатного послевузовского профессионального образования в государственных, муниципальных вузах или научных организациях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые. Формами получения послевузовского профессионального образования являются аспирантура (для медицинских специальностей - ординатура, для военных - адъюнктура) и докторантура. В аспирантуру вузов или научных организаций, учреждений на конкурсной основе принимаются граждане, имеющие высшее профессиональное образование. Срок обучения в аспирантуре: в очной форме - не более трех лет, в заочной форме - не более четырех лет. В докторантуру вузов или научных организаций, учреждений принимаются граждане РФ, имеющие ученую степень кандидата наук. Срок пребывания в докторантуре не может превышать трех лет. Таким образом, лица, получающие послевузовское профессиональное образование, называются «аспирант» или «докторант»; также есть такое понятие, как «соискатель» - это лицо, имеющее высшее профессиональное образование, прикрепленное к организации или учреждению, которые имеют аспирантуру и (или) докторантуру, и подготавливающее диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук без обучения в аспирантуре; либо лицо, имеющее ученую степень кандидата наук и подготавливающее диссертацию на соискание ученой степени доктора наук.

В соответствии с Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике» научная организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, общественное объединение научных работников, осуществляющее в качестве основной научную или научно-техническую деятельность и подготовку научных работников. Выделяются следующие их виды: научно-исследовательские организации, научные организации учреждений высшего профессионального образования, опытно-конструкторские, проектно-конструкторские, проектно-технологические организации.

Правительство РФ и органы исполнительной власти субъектов РФ организуют государственную аккредитацию научных организаций и выдают им свидетельства о ней. Органы государственной власти, учреждающие научные организации, утверждают их уставы и осуществляют контроль за эффективным использованием ими государственного имущества.

Центральное место в системе организации науки занимает Российская Академия наук (РАН). В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 ноября 1991 года «Об организации Российской Академии наук» Российская Академия Наук - высшее научное учреждение России, представляет собой общероссийскую самоуправляющуюся организацию, действующую на основе законодательства России и собственного устава; объединяет действительных членов (академиков) и членов-корреспондентов академии, а также других научных сотрудников учреждений академии. В ее составе институты (например, Институт государства и права), лаборатории, предприятия и организации, обеспечивающие исследования по основным направлениям фундаментальной науки. Все имущество (здания, сооружения, приборы, техника и т.п.) переданы в собственность РАН.

В стране действуют и отраслевые академии наук. Например, Российская Академия архитектуры и строительных наук, Академия медицинских наук и т.п. Их уставы утверждает, как правило, Правительство РФ. Действуют они в системе соответствующих министерств и иных федеральных органов исполнительной власти по принадлежности, тесно взаимодействуя с Российской Академией наук.

В качестве примера ведомственных научных учреждений можно назвать Всероссийский научно-исследовательский институт глазных болезней Минздравсоцразвития России, Всероссийский научно-исследовательский институт МВД России9 Положение о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. // СЗРФ, 2004, № 26, ст. 2670.

Вопросы организации и деятельности наукоградов Российской Федерации закреплены в Указе Президента РФ от 7 ноября 1997 г. «О мерах по развитию наукоградов как городов науки и высоких технологий», а также в Федеральном законе от 7 апреля 1999 г. «О статусе наукограда Российской Федерации».

Заключение

ФЗ «Об образовании» установил полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в области образования. К их полномочиям в данной области относится организация общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ; организация предоставления дополнительного образования детям и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района; создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. На них возложен учет детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих программы основного общего образования; опека и попечительство1 Положение о Федеральном агентстве по образованию. Утверждено Постановлением Прави-тельства РФ от 17 июня 2004 г. // СЗ РФ, 2004, № 25, ст. 2570.

Указанные органы имеют право создавать и ликвидировать муниципальные органы управления образованием, контролировать их работу и т.д.

В Москве и Санкт-Петербурге полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в области образования устанавливаются законами этих субъектов.

Им предоставлено право создавать и ликвидировать муниципальные органы управления образованием, осуществлять контроль за их деятельностью и т.д.

Список использованных источников

1 Положение о Федеральном агентстве по образованию. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. // СЗ РФ, 2004, №25, ст. 2570

2. Положение о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. // СЗРФ, 2004, №26, ст. 2670

3. Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 5 апреля 2001 г. // СЗРФ, 2001, №16, ст. 1595; №39, ст. 3771

4. Положение о лицензировании образовательной деятельности. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 18 октября 2000 г. // СЗ РФ, 2000, №43, ст. 4229

5. Положение о Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки РФ. Утверждено Приказом Минобразования России от 11 апреля 2002 г. // «Российская газета» 2002. 1 июня.

6. Положение о государственной аккредитации высшего учебного заведения. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 2 декабря 1999 г. // СЗ РФ, 1999, №49, ст. 6006

7. ФЗ от 23 августа 1996 г. «О науке и государственной научно-технической политике» // СЗ РФ, 1996, №35, ст. 4137; 1997, №42, ст. 4780; 1998, №30, ст. 3607; №51, ст. 6271; 2000, №2, ст. 162; 2001, №1, ст. 20

8. ФЗ от 7 апреля 1999 г. «О статусе наукограда Российской Федерации» // СЗ РФ, 1999, №15, ст. 1750; №40, ст. 4858; 2000, №19, ст. 2066

Страницы: 1, 2


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.