p align="left">Из всего вышесказанного напрашиваются следующие выводы: 1) все административные правонарушения являются общественно вредными, поскольку ими разрушаются (расстраиваются) общественные отношения, урегулированные нормами административного права; 2) противоправных деяний, не являющихся общест-венно вредными, не существует; 3) по этой причине общественная вредность не выступает в качестве отдельного признака админист-ративного правонарушения. Противоправность -- один из важнейших признаков админи-стративного правонарушения. Этот признак присущ и любому другому виду правонарушений. Специфичным для административ-ного правонарушения является то, что рассматриваемое деяние запрещено нормами административного права под угро-зой административной ответственности. Административное запрещение -- это не только не-позволение, неразрешение что-то делать, совершать какие-то поступки, действия. Такое запрещение содержит предписания обязывающего характера. Иначе говоря, одни административные нормы Особенной части КоАП РБ запрещают совер-шать определенные действия, как-то: необоснованный отказ уполномоченным должностным лицом нанимателя в приеме на работу лица, направленного государственной службой занятости в счет брони (ст. 9.16), нецензурная брань в общественном месте, оскорбительное приставание к гражданам и другие умышленные действия, нарушающие общественный порядок, деятельность организаций или спокойствие граждан и выражающиеся в явном неуважении к обществу (ст. 17.1),-- другие предписывают лицу выполнять соответствующую обязанность, совершать обозначен-ное в правовой норме действие, а невыполнение их влечет адми-нистративную ответственность -- непредставление должностным лицом или индивидуальным предпринимателем в установленные сроки документов, отчетов, сведений или иных материалов, под-лежащих представлению в соответствии с законодательством Республики Беларусь (ст. 23.16), уклонение от реализации огнест-рельного оружия или боеприпасов, совершенное лицом, у которо-го аннулировано разрешение на их хранение (ст. 23.50). Следовательно, противоправно то действие либо бездействие, которым нарушается административно-правовой запрет или осу-ществляется невыполнение правовой обязанности. За их предела-ми не может быть противоправности, а значит, и одного из признаков административного правонарушения. КоАП определяет, какие деяния являются административны-ми правонарушениями (ч. 1 ст. 1.1), и является единственным правовым актом об административных правонарушениях. Это свидетельствует о том, что ни одно деяние не может быть призна-но административным правонарушением, если это деяние не пре-дусмотрено нормами КоАП. Только в нем находится исчерпываю-щий перечень административных правонарушений. Второй не менее важный признак административного право-нарушения -- виновность, наличие вины в совершении противоп-равного деяния. На виновность деяния обращается внимание не только в части 1 статьи 2.1, в которой дается определение адми-нистративного правонарушения, но и в других статьях (ч. 1 ст. 2.3, ч. 1 ст. 2.4, ст. 3.1, ст.ст. 3.2--3.5, ст.ст. 4.1, 4.2). В статье 4.2 вина возведена в один из принципов административной ответственнос-ти. Административной ответственности подлежат лишь лица, ви-новные в совершении административного правонарушения. Вина выражается в психическом отношении физического лица к совер-шенному им противоправному деянию. Она может быть в форме умысла или неосторожности. Административным правона-рушением признается такое деяние, которое совершается виновно. Отсутствие вины свидетельствует об отсутствии правонарушения. Общественно вредное деяние без вины может быть совершено ли-цом, которое не сознавало и по обстоятельствам дела не должно было и не могло сознавать противоправность своих поступков и наступление вредных последствий. Административная ответствен-ность в подобных случаях исключается, и совершенное деяние не может выступать в качестве административного правонарушения. Понятие административного правонарушения тесно связано с наличием административного взыскания, административной от-ветственности. Невозможно представить административное пра-вонарушение без наказания. Поэтому последнее является третьим признаком административного правонарушения. КоАП РБ устанав-ливает административные взыскания, которые могут быть приме-нены к физическим лицам, совершившим административные пра-вонарушения, а также к юридическим лицам, признанным винов-ными и подлежащими административной ответственности в соответствии с КоАП РБ (ч. 1 ст. 1.1). Перечень административных взысканий дается в части 1 статьи 6.2. За конкретное правонару-шение административные взыскания предусмотрены в санкциях статей Особенной части КоАП РБ. Виды и размеры их определяются характером (отличительными свойствами, особенностями, качес-твом) административного правонарушения и устанавливаются законодателем. Следовательно, административное взыскание (нака-зание) - это характерный признак только административного правонарушения. Без него нет административного правонаруше-ния. Административное взыскание призвано обеспечить соблюде-ние определенного круга норм, правил, обозначенных в КоАП РБ, обеспечить запрет. Те нормы, которые не снабжены подобными мерами, не входят в сферу административного права. Нарушение их образует противоправность, не исключает и винов-ность, но правонарушение отсутствует, поскольку не установлены административные взыскания. Административная наказуемость как признак правонарушения не означает, что совершение административного правонарушения всегда должно сопровождаться наложением на виновное лицо административного взыскания. В главе 8 КоАП предусматривает-ся возможность и освобождения от ответственности, т.е. от нало-жения административного взыскания. В УК Республики Беларусь кроме освобождения от уголовной ответственности установлена альтернативная наказанию система мер уголовной ответственнос-ти (см. гл. 11, ст. 173). В КоАП подобное почему-то не получило закрепления. Определение административного правонарушения, которое дано в пункте 1 статьи 2.1, является формальным, так как включа-ет в себя только формальный признак, подчеркивающий, что дея-ние противоправно, запрещено КоАП, в отличие от УК Республики Беларусь. В части 1 статьи 11 УК обращается внимание и на ма-териальный признак, т.е. общественную опасность деяния. В части 4 статьи 11 указано, что «не являются преступлением действие или бездействие, формально содержащие признаки какого-либо деяния, предусмотренного настоящим Кодексом, но в силу малозна-чительности не обладающие общественной опасностью, присущей преступлению». В КоАП Республики Беларусь малозначитель-ность деяния не влияет на признание его в качестве администра-тивного правонарушения, поскольку оно противоправно. Малозна-чительность как особенность конкретного вида совершенного пра-вонарушения может служить основанием для освобождения ви-новного от административной ответственности (см. ст. 8.2). Сказанное свидетельствует, что всякое административное пра-вонарушение общественно вредно, поскольку противоправно. По этой причине общественная вредность не является отдельным при-знаком конкретного противоправного деяния. Отсутствия вреднос-ти при наличии противоправности не бывает. Между тем, степень общественной вредности может быть разной. Если она значитель-на, существенна, то такое деяние общественно опасно, и за его со-вершение может быть предусмотрена уголовная ответственность. В ином случае при наличии административной противоправности деяния рассматриваются как административные правонарушения, среди которых не исключаются и малозначительные. [1, 59] ГЛАВА 2. СОСТАВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ. В теории административного права вопрос о составе административного правонарушения не получил надлежащей разработки, в отличие от уголовного права. Существующее поло-жение можно объяснить наличием ряда причин. Во-первых, в КоАП РБ не дается определения состава и не употребляется этот термин, во-вторых, ученые-административисты не уделяют долж-ного внимания рассматриваемому понятию. Основания для разго-вора о составе административного правонарушения имеются, и они вполне обоснованы. Дело в том, что такие признаки админист-ративного правонарушения, как противоправность и виновность деяния, не дают полного представления о конкретном административном правонарушении как основании административной от-ветственности. В определении административного правонаруше-ния (ст. 2.1) указано, что правонарушение характеризуется и ины-ми признаками, предусмотренными в КоАП. Подобные признаки называются как в Общей, так и Особенной части КоАП. Напри-мер, в Общей части они обозначены в части 2 статьи 2.1, статьях 2.2--2.4, 4.3--4.8, в Особенной описываются в каждом конкретном правонарушении. К иным признакам относятся объективные и субъективные признаки правонарушения, характеризующие его как основание административной ответственности. Эти признаки и образуют состав административного правонарушения. Административное правонарушение и состав правонарушения не идентичные понятия. Правонарушение - явление реальной действительности, представляет собой конкретное деяние, совер-шаемое в объективном мире. Состав правонарушения -- логичес-кая модель (конструкция), нормативное понятие о нем, отражающее типичные признаки, наиболее существенные свойства реального деяния. Под составом административного правонарушения понимает-ся совокупность объективных и субъективных признаков, ха-рактеризующих конкретное деяние как административное пра-вонарушение. Определение состава правонарушения дает возможность квалифицировать деяние, отнести его к конкретному виду правона-рушения, предусмотренного Особенной частью КоАП РБ. Состав правонарушения закреплен в нормах права, поэтому он является правовым понятием. Конкретное деяние считается пра-вонарушением только тогда, когда содержит все признаки состава. Никто, кроме законодателя, не вправе ни расширять, ни умень-шать количество признаков состава. Закрепленный перечень их является достаточным для того, чтобы квалифицировать деяние как административное правонарушение. Состав правонарушения представляет собой внутренне при-сущую систему установленных в КоАП признаков. Все они не-обходимы и одинаково важны, взаимосвязаны. Вне совокупности, каждый сам по себе, тот или иной признак может ничего антиоб-щественного (общественно вредного) не представлять. Интегрированность признаков состава подчеркивает, что если отсутствует хотя бы один из признаков, названных в правовой норме для конкретного состава, то отсутствует и состав и невоз-можно квалифицировать деяние в качестве правонарушения по статье КоАП РБ, которая закрепляет данный состав. Из этого вытека-ет следующее: или нет никакого состава административного пра-вонарушения, или имеется иной состав. Из сказанного следует, что административное правонаруше-ние состоит из объективных и субъективных признаков. В поня-тие объективных признаков включаются объект и объективная сторона, субъективных -- субъект, субъективная сторона. Общеп-ризнанно, что в любом практически полезном действии или бездействии имеются названные элементы, ибо они образуют единство внешней деятельности человека и его сознания. Элемен-ты правонарушения получают правовое закрепление, а следова-тельно, образуют юридическое понятие о правонарушении. В науке административного права выделяют и об-щие признаки, присущие всем составам административного пра-вонарушения. Они в единстве дают общее понятие состава адми-нистративного правонарушения. Таким образом, общее понятие состава административного правонарушения указывает в интегрированном виде признаки, свойственные всем видам административных правонарушений. Как научная абстракция (научный инструмент) общее понятие является теоретической основой для раскрытия признаков конк-ретных составов правонарушений. Общее понятие состава административного правонарушения изучается в Общей части административного права с целью дать теоретическую основу для более основательного раскрытия содержания признаков составов конкретных правона-рушений, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РБ. Последнее является условием правильной квалификации деяния и соблюдения законности при разрешении дела об администра-тивном правонарушении.[1, 80] Субъектом правонарушения, как уже говорилось ранее, выступают деликтоспособные граждане, должностные лица, а также коллективные образования. Хозяйственные организации, учреждения и общественные объединения могут быть субъектами гражданско-правовых нарушений, но в отдельных случаях несут ответственность за совершенные административные проступки. В Республике Беларусь названные субъекты не признаются субъектами преступлений, хотя в других странах, и в частности, в США, могут выступать и в этом качестве.[11, c.234] Все признаки субъекта можно поделить на две группы: общие (их два - достижение 16-летнего возраста и вменяемость), специальные (особенности труда, служебное положение, прошлое противоправное поведение, иные признаки - военнообязанный, иностранец и др.).[9, 102] Немало составов предусматри-вает наличие специального или отдельного субъекта. Последние наряду с общими признаками субъекта правонарушения (дости-жение определенного возраста, вменяемость) обладают дополни-тельными (специальными) признаками -- это должностное лицо, работник банка, кассир, медицинский работник, плательщик нало-гов, налоговый агент, руководитель юридического лица, экспор-тер, эмитент и др.[1, 85]
Страницы: 1, 2, 3, 4
|