реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Административное правонарушение в Республике Беларусь

реферат
p align="left">Из всего вышесказанного напрашиваются следующие выводы: 1) все административные правонарушения являются общественно вредными, поскольку ими разрушаются (расстраиваются) общественные отношения, урегулированные нормами административного права; 2) противоправных деяний, не являющихся общест-венно вредными, не существует; 3) по этой причине общественная вредность не выступает в качестве отдельного признака админист-ративного правонарушения.

Противоправность -- один из важнейших признаков админи-стративного правонарушения. Этот признак присущ и любому другому виду правонарушений. Специфичным для административ-ного правонарушения является то, что рассматриваемое деяние запрещено нормами административного права под угро-зой административной ответственности.

Административное запрещение -- это не только не-позволение, неразрешение что-то делать, совершать какие-то поступки, действия. Такое запрещение содержит предписания обязывающего характера. Иначе говоря, одни административные нормы Особенной части КоАП РБ запрещают совер-шать определенные действия, как-то: необоснованный отказ уполномоченным должностным лицом нанимателя в приеме на работу лица, направленного государственной службой занятости в счет брони (ст. 9.16), нецензурная брань в общественном месте, оскорбительное приставание к гражданам и другие умышленные действия, нарушающие общественный порядок, деятельность организаций или спокойствие граждан и выражающиеся в явном неуважении к обществу (ст. 17.1),-- другие предписывают лицу выполнять соответствующую обязанность, совершать обозначен-ное в правовой норме действие, а невыполнение их влечет адми-нистративную ответственность -- непредставление должностным лицом или индивидуальным предпринимателем в установленные сроки документов, отчетов, сведений или иных материалов, под-лежащих представлению в соответствии с законодательством Республики Беларусь (ст. 23.16), уклонение от реализации огнест-рельного оружия или боеприпасов, совершенное лицом, у которо-го аннулировано разрешение на их хранение (ст. 23.50).

Следовательно, противоправно то действие либо бездействие, которым нарушается административно-правовой запрет или осу-ществляется невыполнение правовой обязанности. За их предела-ми не может быть противоправности, а значит, и одного из признаков административного правонарушения.

КоАП определяет, какие деяния являются административны-ми правонарушениями (ч. 1 ст. 1.1), и является единственным правовым актом об административных правонарушениях. Это свидетельствует о том, что ни одно деяние не может быть призна-но административным правонарушением, если это деяние не пре-дусмотрено нормами КоАП. Только в нем находится исчерпываю-щий перечень административных правонарушений.

Второй не менее важный признак административного право-нарушения -- виновность, наличие вины в совершении противоп-равного деяния. На виновность деяния обращается внимание не только в части 1 статьи 2.1, в которой дается определение адми-нистративного правонарушения, но и в других статьях (ч. 1 ст. 2.3, ч. 1 ст. 2.4, ст. 3.1, ст.ст. 3.2--3.5, ст.ст. 4.1, 4.2). В статье 4.2 вина возведена в один из принципов административной ответственнос-ти. Административной ответственности подлежат лишь лица, ви-новные в совершении административного правонарушения. Вина выражается в психическом отношении физического лица к совер-шенному им противоправному деянию. Она может быть в форме умысла или неосторожности. Административным правона-рушением признается такое деяние, которое совершается виновно. Отсутствие вины свидетельствует об отсутствии правонарушения. Общественно вредное деяние без вины может быть совершено ли-цом, которое не сознавало и по обстоятельствам дела не должно было и не могло сознавать противоправность своих поступков и наступление вредных последствий. Административная ответствен-ность в подобных случаях исключается, и совершенное деяние не может выступать в качестве административного правонарушения.

Понятие административного правонарушения тесно связано с наличием административного взыскания, административной от-ветственности. Невозможно представить административное пра-вонарушение без наказания. Поэтому последнее является третьим признаком административного правонарушения. КоАП РБ устанав-ливает административные взыскания, которые могут быть приме-нены к физическим лицам, совершившим административные пра-вонарушения, а также к юридическим лицам, признанным винов-ными и подлежащими административной ответственности в соответствии с КоАП РБ (ч. 1 ст. 1.1). Перечень административных взысканий дается в части 1 статьи 6.2. За конкретное правонару-шение административные взыскания предусмотрены в санкциях статей Особенной части КоАП РБ. Виды и размеры их определяются характером (отличительными свойствами, особенностями, качес-твом) административного правонарушения и устанавливаются законодателем. Следовательно, административное взыскание (нака-зание) - это характерный признак только административного правонарушения. Без него нет административного правонаруше-ния. Административное взыскание призвано обеспечить соблюде-ние определенного круга норм, правил, обозначенных в КоАП РБ, обеспечить запрет. Те нормы, которые не снабжены подобными мерами, не входят в сферу административного права. Нарушение их образует противоправность, не исключает и винов-ность, но правонарушение отсутствует, поскольку не установлены административные взыскания.

Административная наказуемость как признак правонарушения не означает, что совершение административного правонарушения всегда должно сопровождаться наложением на виновное лицо административного взыскания. В главе 8 КоАП предусматривает-ся возможность и освобождения от ответственности, т.е. от нало-жения административного взыскания. В УК Республики Беларусь кроме освобождения от уголовной ответственности установлена альтернативная наказанию система мер уголовной ответственнос-ти (см. гл. 11, ст. 173). В КоАП подобное почему-то не получило закрепления.

Определение административного правонарушения, которое дано в пункте 1 статьи 2.1, является формальным, так как включа-ет в себя только формальный признак, подчеркивающий, что дея-ние противоправно, запрещено КоАП, в отличие от УК Республики Беларусь. В части 1 статьи 11 УК обращается внимание и на ма-териальный признак, т.е. общественную опасность деяния. В части 4 статьи 11 указано, что «не являются преступлением действие или бездействие, формально содержащие признаки какого-либо деяния, предусмотренного настоящим Кодексом, но в силу малозна-чительности не обладающие общественной опасностью, присущей преступлению». В КоАП Республики Беларусь малозначитель-ность деяния не влияет на признание его в качестве администра-тивного правонарушения, поскольку оно противоправно. Малозна-чительность как особенность конкретного вида совершенного пра-вонарушения может служить основанием для освобождения ви-новного от административной ответственности (см. ст. 8.2).

Сказанное свидетельствует, что всякое административное пра-вонарушение общественно вредно, поскольку противоправно. По этой причине общественная вредность не является отдельным при-знаком конкретного противоправного деяния. Отсутствия вреднос-ти при наличии противоправности не бывает. Между тем, степень общественной вредности может быть разной. Если она значитель-на, существенна, то такое деяние общественно опасно, и за его со-вершение может быть предусмотрена уголовная ответственность. В ином случае при наличии административной противоправности деяния рассматриваются как административные правонарушения, среди которых не исключаются и малозначительные. [1, 59]

ГЛАВА 2. СОСТАВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ.

В теории административного права вопрос о составе административного правонарушения не получил надлежащей разработки, в отличие от уголовного права. Существующее поло-жение можно объяснить наличием ряда причин. Во-первых, в КоАП РБ не дается определения состава и не употребляется этот термин, во-вторых, ученые-административисты не уделяют долж-ного внимания рассматриваемому понятию. Основания для разго-вора о составе административного правонарушения имеются, и они вполне обоснованы. Дело в том, что такие признаки админист-ративного правонарушения, как противоправность и виновность деяния, не дают полного представления о конкретном административном правонарушении как основании административной от-ветственности. В определении административного правонаруше-ния (ст. 2.1) указано, что правонарушение характеризуется и ины-ми признаками, предусмотренными в КоАП. Подобные признаки называются как в Общей, так и Особенной части КоАП. Напри-мер, в Общей части они обозначены в части 2 статьи 2.1, статьях 2.2--2.4, 4.3--4.8, в Особенной описываются в каждом конкретном правонарушении.

К иным признакам относятся объективные и субъективные признаки правонарушения, характеризующие его как основание административной ответственности. Эти признаки и образуют состав административного правонарушения.

Административное правонарушение и состав правонарушения не идентичные понятия. Правонарушение - явление реальной действительности, представляет собой конкретное деяние, совер-шаемое в объективном мире. Состав правонарушения -- логичес-кая модель (конструкция), нормативное понятие о нем, отражающее типичные признаки, наиболее существенные свойства реального деяния.

Под составом административного правонарушения понимает-ся совокупность объективных и субъективных признаков, ха-рактеризующих конкретное деяние как административное пра-вонарушение.

Определение состава правонарушения дает возможность квалифицировать деяние, отнести его к конкретному виду правона-рушения, предусмотренного Особенной частью КоАП РБ.

Состав правонарушения закреплен в нормах права, поэтому он является правовым понятием. Конкретное деяние считается пра-вонарушением только тогда, когда содержит все признаки состава. Никто, кроме законодателя, не вправе ни расширять, ни умень-шать количество признаков состава. Закрепленный перечень их является достаточным для того, чтобы квалифицировать деяние как административное правонарушение.

Состав правонарушения представляет собой внутренне при-сущую систему установленных в КоАП признаков. Все они не-обходимы и одинаково важны, взаимосвязаны. Вне совокупности, каждый сам по себе, тот или иной признак может ничего антиоб-щественного (общественно вредного) не представлять.

Интегрированность признаков состава подчеркивает, что если отсутствует хотя бы один из признаков, названных в правовой норме для конкретного состава, то отсутствует и состав и невоз-можно квалифицировать деяние в качестве правонарушения по статье КоАП РБ, которая закрепляет данный состав. Из этого вытека-ет следующее: или нет никакого состава административного пра-вонарушения, или имеется иной состав.

Из сказанного следует, что административное правонаруше-ние состоит из объективных и субъективных признаков. В поня-тие объективных признаков включаются объект и объективная сторона, субъективных -- субъект, субъективная сторона. Общеп-ризнанно, что в любом практически полезном действии или бездействии имеются названные элементы, ибо они образуют единство внешней деятельности человека и его сознания. Элемен-ты правонарушения получают правовое закрепление, а следова-тельно, образуют юридическое понятие о правонарушении.

В науке административного права выделяют и об-щие признаки, присущие всем составам административного пра-вонарушения. Они в единстве дают общее понятие состава адми-нистративного правонарушения.

Таким образом, общее понятие состава административного правонарушения указывает в интегрированном виде признаки, свойственные всем видам административных правонарушений. Как научная абстракция (научный инструмент) общее понятие является теоретической основой для раскрытия признаков конк-ретных составов правонарушений.

Общее понятие состава административного правонарушения изучается в Общей части административного права с целью дать теоретическую основу для более основательного раскрытия содержания признаков составов конкретных правона-рушений, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РБ. Последнее является условием правильной квалификации деяния и соблюдения законности при разрешении дела об администра-тивном правонарушении.[1, 80]

Субъектом правонарушения, как уже говорилось ранее, выступают деликтоспособные граждане, должностные лица, а также коллективные образования. Хозяйственные организации, учреждения и общественные объединения могут быть субъектами гражданско-правовых нарушений, но в отдельных случаях несут ответственность за совершенные административные проступки. В Республике Беларусь названные субъекты не признаются субъектами преступлений, хотя в других странах, и в частности, в США, могут выступать и в этом качестве.[11, c.234]

Все признаки субъекта можно поделить на две группы: общие (их два - достижение 16-летнего возраста и вменяемость), специальные (особенности труда, служебное положение, прошлое противоправное поведение, иные признаки - военнообязанный, иностранец и др.).[9, 102]

Немало составов предусматри-вает наличие специального или отдельного субъекта. Последние наряду с общими признаками субъекта правонарушения (дости-жение определенного возраста, вменяемость) обладают дополни-тельными (специальными) признаками -- это должностное лицо, работник банка, кассир, медицинский работник, плательщик нало-гов, налоговый агент, руководитель юридического лица, экспор-тер, эмитент и др.[1, 85]

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.