се муниципальные образования, городские и сельские поселения, а также иные территории местного самоуправления подразделяются (объединяются) на две группы: населенные пункты и административно-территориальные единицы( населенным пунктом является часть застроенной для проживания населения территория, получившая такой статус в установленном законом порядке и располагающая в своих границах соответствующие органы государственной власти или их представителей, органы местного самоуправления, предприятия учреждения и организации. К населенным пунктам в России относятся города, поселки, села, деревни, станицы (хутора, выселки, аулы и другие) и т. д. С момента регистрации населенного пункта гражданам предоставляется право требовать открытия в нем соответствующих учреждений и организаций или их филиалов, отделений, пунктов социальной сферы, а также образования служб органов власти и местного самоуправления.Населенный пункт, как государственно-правовой институт, может входить в состав административно-территориальной единицы, быть отдельной административно-территориальной единицей, также иметь административно-территориальные единицы в своем составе.Город -- это населенный пункт, получивший данный статут установленном законом порядке, являющийся экономический культурным центром с численностью населения, позволяющей отнести к категории городского поселения субъекта РФ или районного значения. К сельским населенным пунктам в Российской Федерации относятся следующие сельские поселения граждан: село, поселок, деревня, станица, фермерское хозяйство, урочище, хутор, аул, выселки и др. Административно-территориальная единица -- часть территории субъектов РФ в определенных границах с одним или несколькими населенными пунктами признанная в установленном законом порядке самостоятельно управляемым элементом административно -территориального устройства. Муниципальными административно - территориальными единицами в субъектах Российской Федерации являются: район, город республиканского, областного и окружного подчинения, район в городе, город с территориальным районом, город районного подчинения, сельсовет, поселок (рабочий). В составе субъектов РФ также могут находиться закрытые административно-территориальные единицы (образования), национальные районы и сельсоветы, территории со специальным режимом управления (см Приложение).Все муниципальные образования составляют два звена административно -территориального устройства: среднее и низшее (сельские населенные пункты, поселки и сельсоветы как административно-территориальные единицы). Так, среднее звено в системе административно - территориального устройства составляют районы, города, районы в городах, города с территориальным районом, закрытые административно-территориальные единицы субъектов РФ подчинения. Это звено занимает важное место в административно-территориальном устройстве, служит ей «каркасом», благодаря которой связываются в работоспособный организм органы государственной власти субъектов федерации с органами местного самоуправления населением.Все городские муниципальные поселения можно разделить на города субъектов РФ подчинения (республиканского, краевого, областного, окружного) и города муниципально - районного значения (подчинения). Правовое и организационное осуществление административно-территориальных преобразований в субъектах Российской Федерации должно осуществляться на соответствующих принципах административно -территориального устройства. В нашем исследовании под принципами административно -территориального устройства понимаются основополагающие начала, исходя из которых должна формироваться политика в отношении территориальной организации субъектов РФ.2.2 Правовые и организационные основы административно-территориальных преобразований Административно-территориальное устройство субъектов РФ и осуществление административно-территориальных преобразований основывается на следующих требованиях, которые конкретизируют ранее названные принципы административно - территориального устройства:а) соответствие исторически сложившейся системе расселения в субъектах РФ и устойчивым тенденциям ее развития;б) создание экономических, финансовых и организационных условий для формирования и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, а также участия граждан в их работе;в) содействие рациональному использованию природных и материальных ресурсов, развитию системы инженерных сетей и коммуникаций, социальной инфраструктуры;г) обеспечение населению здоровой и экологически безопасной среды обитания и жизнедеятельности;д) развитие национальных культур, обычаев и традиций, исконных видов хозяйственной деятельности всех национальных и этнических групп, малочисленных народностей, проживающих в области;е) участие населения в обсуждении и решении вопросов административно - территориального устройства. Можно выделить следующие критерии образования и преобразования административно-территориальных единиц.При образовании сельсоветов необходимо учитывать наличие относительно крупного сельского поселения или группы соседствующих небольших сельских поселений, тяготею-щих к одному из них как административному, торговому и культурно-бытовому центру, транспортную доступность такого поселения, возможность организации в границах данной территории минимально необходимых коммунально-бытовых и социально-культурных услуг местному населению.При образовании районов необходимо учитывать сло-жившееся на данной территории сочетание сельскохозяйственного и иного производства, обслуживающего нужды сельского хозяйства и населения, тяготение сельсоветов и городских поселений к определенному центру, состояние путей сообщения и средств связи между поселениями, численность населения и общий экономический потенциал, достаточный для функциониро-вания объектов производственной и социальной инфраструктуры межпоселенного значения.При отнесении поселений к категории муниципальных посел-ков должны учитываться наличие производственного или социально-культурного объекта, при котором формировался данный населенный пункт, либо его использование в качестве места для лечения или сезонного отдыха, а также численность и характер занятости населения.При отнесении поселения к районным или субъектным (рес-публиканским, окружным, областным и краевым) городам должно учитываться численность и характер занятости населения, хозяйственное социально-культурное и историческое значение данного поселения, его влияние на социально-экономическое развитие прилегающих территорий.При образовании районов в городах должны учитываться численность населения города, характер его застройки, интересы рациональной организации управления городским хозяйством и социально-культурным и коммунально-бытовым обслуживанием населения. Конкретные критерии образования и преобразования административно-территориальных единиц устанавливаются законодательством субъектов РФ.Что же касается правового положения национально-территори-ального образования -- субъекта федерации, находящегося в составе субъекта РФ, то он определяется Конституцией Российской Федерации и федеральным (конституционным) законом.По всем предлагаемым преобразованиям административно -территориального устройства в обязательном порядке должно выявляться мнение населения, которого оно непосредственно касается. Выявление мнения населе-ния соответствующих территорий может осуществляться путем проведения социологических опросов, сбора подписей под пети-циями, собраний (сходов), конференций жителей. По вопросам административно-территориальных преобразований могут также проводиться референдумы как консультативного так и обязательного характера.Изучение документов, которые прилагаются к представлениям о принятии решений по вопросам преобразований в административно-территориальном устройстве субъектов Российской Федерации, дает основания для обобщения полученной информации формулирования предложений о перечне материалов в административно- территориальном деле.Так, к представлению об образовании, изменении, упразднении административно-территориальных единиц и поселений, границ, наименовании и переименовании и др. должны в качестве приложения прилагаться следующие материалы:- развернутое обоснование необходимости предлагаемого преобразования с учетом установленных принципов и критериев изменений административно- территориального устройства, перспектив развития системы расселения, экономического и социального развития территории, улучшения среды обитания населения, рационального использования природных ресурсов, укрепления материально-финансовой базы и организации местного самоуправления;- схематическая карта или описание предлагаемых преобразований;- смета расходов, необходимых для проведения предлагаемого преобразования, с указанием источников их покрытия;- сведения о результатах выявления мнения населения о предлагаемом преобразовании;- заключения специалистов, учреждений и организаций, а также выборных органов местного самоуправления, территория которых затрагивается предлагаемыми преобразованиями, и др. Всякое рассмотрение административно-территориальных дел в законодательном (представительном) органе власти субъектов РФ и в выборном органе местного самоуправления осуществляется в порядке, определяемом соответствующим законодательством субъектов Российской Федерации.По инициативе граждан право внесения на рассмотрение законодательным (представительным) органом власти субъекта РФ и выборного органа местного самоуправления проектов правовых и актов и предложений по вопросам административно-территориальных преобразований принадлежит соответствующим комиссиям (постоянным, специальным и т. д.) этих органов, к ведению которых отнесено решение вопросов административно- территориального устройства, руководителям исполнительного органа власти субъекта РФ и органов местного самоуправления.При рассмотрении дел административно - территориального устройства подлежат выяснению следующие обстоятельства: соответствует ли административно-территориальное преобразование историческим, национальным, культурным, бытовым тенденциям развития территории; относится ли дело к компетенции данного органа; имеются ли экономические, финансовые и организацион-ные условия для осуществления внесенного предложения; соблю-дена ли процедура рассмотрения данного предложения в соответ-ствии с законодательством; учитывается ли мнение граждан соот-ветствующей территории по административно -территориальному преобразованию; разрешаются ли в этом случае экономические социальные, управленческие проблемы в конкретной территории; удовлетворяются ли интересы и потребности населения. Сам порядок и процедура рассмотрения обстоятельств, подле-жащих выяснению при рассмотрении дел административно-терри-ториальных преобразований, а также порядок принятия по ним соответствующего решения определяются Регламентом законодательного (представительного) органа власти субъектов РФ или выборного органа местного самоуправления. Как показывает практика, в субъектах Российской Федерации законодательный (представительный) орган власти субъекта РФ по вопросам административно -территориального устройства принимает законы и постановления. Выборный орган местного самоуправления по вопросам административно -территориального устройства принимает решения (постановления). Содержание правовых актов и требования, предъявляемые к ним, устанавливаются законодательством субъекта РФ. Необходимо отметить, что правовые акты законодательного (представительного) органа власти субъекта РФ, органов местной самоуправления по административно-территориальным преобразованиям, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми находящимися на территории субъекта РФ органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами.Все административно-территориальные единицы и все насе-ленные пункты, имеющие закрепленную за ними территорию и по-стоянно проживающее на них население, подлежат учету и регистрации. Регистрации подлежат все производимые изменения административно- территориального устройства.ЗаключениеЦель курсового исследования достигнута путём реализации поставленных задач. В результате проведённого исследования по теме "Административно-территориальное устройство субъектов РФ" можно сделать ряд выводов:Существующая система государственно-территориального и административно - территориального устройства РФ жестко не связа-на с многонациональным составом населения страны. Напротив, опыт многонациональных и федеративных государств свидетель-ствует, что множественность критериев территориального разме-жевания между субъектами федерации, их внутренняя неодно-родность и взаимозаполняемость -- важнейшие условия полити-ческой стабильности. Средство снижения напряженности -- уп-реждающие реформы, направленные на передачу существенных полномочий на более высокие или низкие уровни, чем уровень субъектов федерации, то есть местного самоуправления, но без передела границ; гибкость форм обеспечения интересов этничес-ких групп без институализации административно - территориально-го образования, их расселения. Как показывает анализ террито-риальных этнокультурных конфликтов в разных странах, эти принципы применимы и к России.Административно-территориальное устройство рассматривается в основном в двух аспектах: во-первых, это одна из сторон территориальной организации государства, то есть той объективной социальной структуры, ко-торая подразделяется на территориальные подсистемы и компо-ненты, элементы и части; во-вторых, это деление территории государства на части, соот-ветствующие исторической природе, задачам и функциям феде-рального государства, а также соответствующая этому делению организация системы органов государственной власти и органов местного самоуправления.Административно-территориальное устройство (деление) вы-ступает как субъективное, но неизбежное и необходимое прояв-ление объективной стороны территориальной организации госу-дарства.Административно-территориальное устройство субъектов РФ во многом имеет субъективный характер и может быть «пра-вильным» и «неправильным». Однажды возникнув, это административно-территориальное устройство субъ-ектов РФ становится фактором территориальной организация российского государства, в том числе процессов социально-эко-номического развития, этнического и национально-политического размежевания, разграничения режимов природопользования и т.п. В наиболее общем виде влияние административно-территориальное устройство можно определить следую-щим образом: если административно-территориальное устройство в основном соответствует территориаль-ному разделению труда, тенденциям его развития и сложившимся на этой основе новым экономическим институтам, то административно-территориальные единицы способ-ствуют дальнейшему развитию территориальной организации го-сударства в реализующейся политике. Если названного соответ-ствия нет, то административно-территориальное устройство спо-собствует изменению территориальной организации государства в новом направлении ее развития. Думается, что такое влияние ста-новится тем значительнее, чем существеннее несоответствие и чем дольше административно-территориальное устройство остается неизменным. Административно-территориальное устройство может быть в руках российского государства и его субъектов мощным рычагом целенаправленного воздействия на все стороны социально-эконо-мического развития. Мощь этого рычага обусловлена многочис-ленностью, разветвленностью и повсеместностью аппарата адми-нистративно-территориальных органов государственной власти и органов местного самоуправления. И эта мощь оказывается тем большей, чем более дробным является само административно-территориальное устройство, с одной стороны, и чем дольше остают-ся «выключенными» рыночные экономические механизмы, способ-ные по-новому воздействовать на все развитие общества.Библиографический список литературы1. Конституция РФ. - М., 1993.2. Федеральный закон Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ (в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 97-ФЗ).3. Фeдepaльный Koнcтитyциoнный Зaкoн «O peфepeндyмe в PФ» oт 10 oктябpя 1995 г. N 2-ФКЗ, (в ред. Федерального конституционного закона от 27.09.2002 N 5-ФКЗ) 4. Алаев Э. Б. Социально-экономическая география: Понятийно-терминологи-ческий словарь. - М., 1983. - 345с. 5. Абдулатипов Р. Г., Болтенкова Л. Ф. Опыты федерализма. М., 1998.- 560с. 6. Хорев Б. С. Территориальная организация общества.- М., 1981.- 124с. 7. Баглай М.В. Конституционное право РФ. - М.: Норма 2001.-767с. 8. Иванов В.В. Новые подходы к теории государственного устройства и федеративная система России // Юридическая мысль. - 2002.- № 3. - С.63-85. 9. Козлова Е.И., Кутафин О. Конституционное право России.- М.,2002. - 678 с. 10. Конституция Российской Федерации. Проблемный комментарий. / Ответственный редактор В. А. Четвернин. - М.: Центр конституционных исследований Московского Общественного Научного Фонда, 1997. - 689с. 11. Постатейный комментарий к Федеральному закону от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". / Под общей ред. В.И. Шкатулла. -М. ЗАО Юстицинформ, 2005. 12. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации. / Под общ. ред. Кудрявцева Ю.В. - М.: Фонд "Правовая культура", 1996.- 546с. 13. Саломаткин А.С. Административно-территориальное устройство Российской Федерации (вопросы теории и практики). - М.: Манускрипт, 1995. -342с. Приложение территории со специальным режимом управления Административно-территориальное устройство субъекта РФ
Страницы: 1, 2, 3
|