реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Административная ответственность

реферат

Административная ответственность

5

Содержание

Введение……………………………………………………………………..........3

1. Законодательство об административной ответственности………….............5

2. Административная ответственность…………………………………………8

2.1 Понятие и признаки административной ответственности……………..…..8

2.2 Основания административной ответственности…………………….…..…10

2.3 Цели, функции и стадии административной ответственности……….…13

2.4 Принципы ад-министративной ответственности ……………………….…16

3. Обстоятельства, исключающие административную ответственность. Презумпция невиновности……………………………………………………..20

Заключение……………………………………………………………………...26

Список источников и литературы……………………………………………...28

Введение

В современных условиях начала ХХI века административное право как совокупность правовых норм, регулирующих важнейшие общественные отношения во всех сферах государственного управления жизнедеятельностью общества, приобретает все большее значение. Это связано, во-первых, с теми изменениями, которые происходят в России в последние десятилетия, той ролью, которую призвана играть исполнительная власть как одна из трех ветвей государственной власти.

Во-вторых, с решением конструктивных задач, возникающих в ходе реализации концепции административной реформы, цель которой - создание эффективного механизма (организационного, правового, кадрового, информационного и т.д.) управления государством, реализации в жизнь его политики и законов.

Административно-правовые нормы касаются жизни каждого человека, ибо направлены на охрану и защиту их прав и свобод, обеспечение благоприятной среды обитания.

Предметом административного права является и целенаправленное воздействие на деятельность предприятий, учреждений, организаций. Пределы и методы такого воздействия - важнейший фактор строительства правового государства, которое поощряет расширение сферы рыночных экономических регуляторов применительно к организации деятельности хозяйствующих субъектов.

Эффективность правового регулирования общественных от-ношений во многом зависит от того, насколько содержание права адекватно потребностям развития общественных отно-шений. И в зависимости от изменений этих потребностей ме-няются роли, объемы и соотношение основных составляющих права -- его институтов и отраслей.

В связи с введением с 1 июля 2002 г. нового Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) резко обостри-лась актуальная проблема изучения в юридических вузах и на факультетах страны уже признанного необходимым и изучаемого почти по-всеместно специализированного курса -- «Административная от-ветственность» (хотя именоваться он может и иначе, например, «Административная деликтология», «Административная юрис-дикция», «Административное принуждение» и т. п.).

Административная ответственность как учебная дисциплина, изучаемая в настоящее время во многих юридических вузах и факультетах страны, представляет собой комплекс знаний, уме-ний и навыков, необходимых будущим специалистам для веде-ния профессиональной деятельности во всех отраслях и сферах, так или иначе связанных с обеспечением законности и право-порядка в области административно-правового регулирования общественных отношений, предусмотренных действующим конституционным, административным, налоговым, таможен-ным, финансовым, экологическим, природоохранным и дру-гим законодательством.

Целью данной работы стоит раскрытие понятия и основания административной ответственности, путем изучения существующей нормативной базы об административной ответственности, признаков административной ответственности, принципов и стадий административной ответственности.

Данная работа базируется как на современном российском законодательстве об административной ответственности, так и на анализе трудов таких ученых, как Е.В. Додин, Н.Г. Салищева, Л.Л. Попов, А.П. Шергин.

1. Законодательство об административной ответственности

В соответствии со ст. 1.1 КоАП РФ законодательство об ад-министративных правонарушениях состоит из данного кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Россий-ской Федерации об административных правонарушениях.

Задачами законодательства об административных правонару-шениях являются: защита личности, охрана прав и свобод чело-века и гражданина, охрана здоровья граждан и санитарно-эпиде-миологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного по-рядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонару-шений, а также предупреждение административных правона-рушений.

Что касается Кодекса РФ об административных правонару-шениях как единственного на сегодняшний день федерального законодательного акта, аккумулирующего в себе все основопо-лагающие правовые нормы, составляющие в совокупности ин-ститут административной ответственности, то он основывается, прежде всего, на положениях Конституции РФ, а также на об-щепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации. Причем на этот счет в ч. 2 ст. 1.1 КоАП РФ прямо сказано: «Если междуна-родным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством об админи-стративных правонарушениях, то применяются правила между-народного договора».

Структурно КоАП РФ состоит из пяти разделов: «Общие по-ложения», «Особенная часть», «Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административ-ных правонарушениях», «Производство по делам об административных правонарушениях» и «Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях», аккумулируя в себе как материальные нормы, так и нормы процессуального права. При-чем содержащиеся в нем материально-правовые нормы выходят далеко за границы охраны чисто управленческих отношений, о чем явно свидетельствуют положения Особенной части КоАП РФ, предусматривающей составы административных правонару-шений, посягающих на права граждан, на здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, на собственность, на институты государственной власти и пр.

Объединение же всех материальных и процессуальных норм об административной ответственности воедино (чего не было в предыдущем кодексе -- КоАП РСФСР, поскольку кроме него эту сферу частично затрагивали Таможенный кодекс РФ, Налого-вый кодекс РФ и иные законодательные акты) дает возможность правоприменителям лучше ориентироваться в соответствующих правилах, поскольку число лиц, управомоченных применять ад-министративно-правовые санкции, достаточно велико и их кон-кретные полномочия в этой сфере во многом отличаются друг от друга. Такое положение дел непременно должно отразиться и на повышении уровня законности административно-юрисдикционной деятельности, что также немаловажно в условиях по-строения в России правового государства.

Говоря о законодательстве Российской Федерации в области административной ответственности, нельзя не затронуть во-прос о разграничении предметов ведения и полномочий Рос-сийской Федерации и ее субъектов в этом вопросе, поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 72 Конституции РФ административное и административно-процессуальное законодательство отнесено к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

В соответствии с ч. 1 ст. 1.3 КоАП РФ к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление:

общих положений и принципов законодательства об ад-министративных правонарушениях;

перечня видов административных наказаний и правил их применения;

административной ответственности по вопросам, име-ющим федеральное значение, в том числе администра-тивной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Феде-рации;

порядка производства по делам об административных пра-вонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонаруше-ниях;

5) порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний.

Кроме того, в соответствии с законодательством о судебной системе (а именно -- Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ Собрание законодательства РФ, 11.04.2005, N 15, ст. 1274, законодатель-ством о защите прав несовершеннолетних (а именно -- Феде-ральным законом от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнад-зорности и правонарушений несовершеннолетних» Собрание законодательства РФ. 25.04.2005 № 17. Ст. 1485, и с уста-новленной системой и структурой федеральных органов исполнительной власти, которая утверждена Указом Президента РФ от 09 марта 2004г. №314 Собрание законодательства РФ, 26.12.2005, N 52 (3 ч.), ст. 5690, КоАП РФ в разделе III определяет подсудность дел об административных правонарушениях судам, подведомственность дел об админи-стративных правонарушениях комиссиям по делам несовер-шеннолетних и защите их прав, а также подведомственность дел об административных правонарушениях, предусмотренных данным кодексом, федеральным органам исполнительной вла-сти. Обо всем этом также прямо сказано в частях 2--4 ст. 1.3 КоАП РФ.

За пределами ведения Российской Федерации субъекты Рос-сийской Федерации осуществляют самостоятельное правовое регулирование в сфере борьбы с административными право-нарушениями, которое строится по двум основным направле-ниям -- это самостоятельное определение видов административ-ных правонарушений, посягающих на общественные отношения и полномочия, урегулированные региональным законодатель-ством, а также определение основ компетенции муниципаль-ных органов власти в борьбе с административными правонару-шениями. При этом принимаемые ими в данной сфере законы не должны противоречить регулирующим те же общественные отношения федеральным законам, а также вторгаться в сферы, регулируемые в рамках предметов исключительного ведения Рос-сийской Федерации и ее совместного с субъектами Российской Федерации ведения (ст.ст. 71, 72 Конституции РФ), если подан-ному вопросу был издан федеральный закон.

2. Административная ответственность

2.1 Понятие и признаки административной ответственности

Административная ответственность - это вид юридической от-ветственности, которой присущи все признаки последней и ко-торая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного наказания к лицу, со-вершившему административное правонарушение (администра-тивный проступок) Тимошенко И.В. Административная ответственность. Учебное пособие - М.:ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. - С.15..

Основные признаками (характерные черты) административ-ной ответственности можно свести к следующему:

- во-первых, она является составной частью администра-тивного принуждения как вида государственного принуждения и обладает всеми его качествами (в частности, осуществляется органами государственной власти и, отчасти, местного самоу-правления в рамках внеслужебного подчинения и т. п.);

- во-вторых, фактическим основанием административной ответственности является административное правонарушение, тогда как уголовной -- преступление, дисциплинарной -- дис-циплинарный проступок, материальной -- причинение матери-ального вреда (ущерба), или гражданско-правовой деликт;

- в-третьих, в отличие от других видов юридической от-ветственности, из которых не все имеют свою собственную отраслевую нормативно-правовую базу или имеют ее не в полном объеме (в частности, дисциплинарная ответствен-ность ее вообще не имеет, а уголовная и гражданско-право-вая реализуются через нормы уголовно-процессуального права, гражданско-процессуального права и арбитражный процесс со-ответственно), административная ответственность урегулиро-вана нормами именно административного права, которые содержат как исчер-пывающие перечни административных правонарушений, ви-дов административных наказаний и субъектов, правомочных их налагать, так и детально регулируют этот процесс и в своей совокупности составляют нормативную основу административ-ной ответственности;

- в-четвертых, субъектами административной ответственности могут быть как физические, так и юридические лица, тогда как уголовной и дисциплинарной -- только физические лица;

- в-пятых, процедура (процесс) привлечения к администра-тивной ответственности более проста, оперативна и экономична по сравнению с аналогичными проявлениями иных видов юри-дической ответственности (в частности, уголовной и граждан-ско-правовой), хотя и содержит при этом все необходимые га-рантии законности его проведения и осуществления права на защиту (причем защиту не только судебную, как в случае с уго-ловным и гражданским процессом);

- в-шестых, административное наказание как мера адми-нистративной ответственности всегда назначается органом или должностным лицом на неподчиненных ему субъектов, что су-щественно в этом плане отличает ее от дисциплинарной ответ-ственности, которая (как и ответственность административная) регулируется в большинстве своем нормами административного права;

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.