Административная ответственность
5 Содержание Введение……………………………………………………………………..........3 1. Законодательство об административной ответственности………….............5 2. Административная ответственность…………………………………………8 2.1 Понятие и признаки административной ответственности……………..…..8 2.2 Основания административной ответственности…………………….…..…10 2.3 Цели, функции и стадии административной ответственности……….…13 2.4 Принципы ад-министративной ответственности ……………………….…16 3. Обстоятельства, исключающие административную ответственность. Презумпция невиновности……………………………………………………..20 Заключение……………………………………………………………………...26 Список источников и литературы……………………………………………...28 Введение В современных условиях начала ХХI века административное право как совокупность правовых норм, регулирующих важнейшие общественные отношения во всех сферах государственного управления жизнедеятельностью общества, приобретает все большее значение. Это связано, во-первых, с теми изменениями, которые происходят в России в последние десятилетия, той ролью, которую призвана играть исполнительная власть как одна из трех ветвей государственной власти. Во-вторых, с решением конструктивных задач, возникающих в ходе реализации концепции административной реформы, цель которой - создание эффективного механизма (организационного, правового, кадрового, информационного и т.д.) управления государством, реализации в жизнь его политики и законов. Административно-правовые нормы касаются жизни каждого человека, ибо направлены на охрану и защиту их прав и свобод, обеспечение благоприятной среды обитания. Предметом административного права является и целенаправленное воздействие на деятельность предприятий, учреждений, организаций. Пределы и методы такого воздействия - важнейший фактор строительства правового государства, которое поощряет расширение сферы рыночных экономических регуляторов применительно к организации деятельности хозяйствующих субъектов. Эффективность правового регулирования общественных от-ношений во многом зависит от того, насколько содержание права адекватно потребностям развития общественных отно-шений. И в зависимости от изменений этих потребностей ме-няются роли, объемы и соотношение основных составляющих права -- его институтов и отраслей. В связи с введением с 1 июля 2002 г. нового Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) резко обостри-лась актуальная проблема изучения в юридических вузах и на факультетах страны уже признанного необходимым и изучаемого почти по-всеместно специализированного курса -- «Административная от-ветственность» (хотя именоваться он может и иначе, например, «Административная деликтология», «Административная юрис-дикция», «Административное принуждение» и т. п.). Административная ответственность как учебная дисциплина, изучаемая в настоящее время во многих юридических вузах и факультетах страны, представляет собой комплекс знаний, уме-ний и навыков, необходимых будущим специалистам для веде-ния профессиональной деятельности во всех отраслях и сферах, так или иначе связанных с обеспечением законности и право-порядка в области административно-правового регулирования общественных отношений, предусмотренных действующим конституционным, административным, налоговым, таможен-ным, финансовым, экологическим, природоохранным и дру-гим законодательством. Целью данной работы стоит раскрытие понятия и основания административной ответственности, путем изучения существующей нормативной базы об административной ответственности, признаков административной ответственности, принципов и стадий административной ответственности. Данная работа базируется как на современном российском законодательстве об административной ответственности, так и на анализе трудов таких ученых, как Е.В. Додин, Н.Г. Салищева, Л.Л. Попов, А.П. Шергин. 1. Законодательство об административной ответственности В соответствии со ст. 1.1 КоАП РФ законодательство об ад-министративных правонарушениях состоит из данного кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Россий-ской Федерации об административных правонарушениях. Задачами законодательства об административных правонару-шениях являются: защита личности, охрана прав и свобод чело-века и гражданина, охрана здоровья граждан и санитарно-эпиде-миологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного по-рядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонару-шений, а также предупреждение административных правона-рушений. Что касается Кодекса РФ об административных правонару-шениях как единственного на сегодняшний день федерального законодательного акта, аккумулирующего в себе все основопо-лагающие правовые нормы, составляющие в совокупности ин-ститут административной ответственности, то он основывается, прежде всего, на положениях Конституции РФ, а также на об-щепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации. Причем на этот счет в ч. 2 ст. 1.1 КоАП РФ прямо сказано: «Если междуна-родным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством об админи-стративных правонарушениях, то применяются правила между-народного договора». Структурно КоАП РФ состоит из пяти разделов: «Общие по-ложения», «Особенная часть», «Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административ-ных правонарушениях», «Производство по делам об административных правонарушениях» и «Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях», аккумулируя в себе как материальные нормы, так и нормы процессуального права. При-чем содержащиеся в нем материально-правовые нормы выходят далеко за границы охраны чисто управленческих отношений, о чем явно свидетельствуют положения Особенной части КоАП РФ, предусматривающей составы административных правонару-шений, посягающих на права граждан, на здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, на собственность, на институты государственной власти и пр. Объединение же всех материальных и процессуальных норм об административной ответственности воедино (чего не было в предыдущем кодексе -- КоАП РСФСР, поскольку кроме него эту сферу частично затрагивали Таможенный кодекс РФ, Налого-вый кодекс РФ и иные законодательные акты) дает возможность правоприменителям лучше ориентироваться в соответствующих правилах, поскольку число лиц, управомоченных применять ад-министративно-правовые санкции, достаточно велико и их кон-кретные полномочия в этой сфере во многом отличаются друг от друга. Такое положение дел непременно должно отразиться и на повышении уровня законности административно-юрисдикционной деятельности, что также немаловажно в условиях по-строения в России правового государства. Говоря о законодательстве Российской Федерации в области административной ответственности, нельзя не затронуть во-прос о разграничении предметов ведения и полномочий Рос-сийской Федерации и ее субъектов в этом вопросе, поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 72 Конституции РФ административное и административно-процессуальное законодательство отнесено к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. В соответствии с ч. 1 ст. 1.3 КоАП РФ к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление: общих положений и принципов законодательства об ад-министративных правонарушениях; перечня видов административных наказаний и правил их применения; административной ответственности по вопросам, име-ющим федеральное значение, в том числе администра-тивной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Феде-рации; порядка производства по делам об административных пра-вонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонаруше-ниях; 5) порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний. Кроме того, в соответствии с законодательством о судебной системе (а именно -- Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ Собрание законодательства РФ, 11.04.2005, N 15, ст. 1274, законодатель-ством о защите прав несовершеннолетних (а именно -- Феде-ральным законом от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнад-зорности и правонарушений несовершеннолетних» Собрание законодательства РФ. 25.04.2005 № 17. Ст. 1485, и с уста-новленной системой и структурой федеральных органов исполнительной власти, которая утверждена Указом Президента РФ от 09 марта 2004г. №314 Собрание законодательства РФ, 26.12.2005, N 52 (3 ч.), ст. 5690, КоАП РФ в разделе III определяет подсудность дел об административных правонарушениях судам, подведомственность дел об админи-стративных правонарушениях комиссиям по делам несовер-шеннолетних и защите их прав, а также подведомственность дел об административных правонарушениях, предусмотренных данным кодексом, федеральным органам исполнительной вла-сти. Обо всем этом также прямо сказано в частях 2--4 ст. 1.3 КоАП РФ. За пределами ведения Российской Федерации субъекты Рос-сийской Федерации осуществляют самостоятельное правовое регулирование в сфере борьбы с административными право-нарушениями, которое строится по двум основным направле-ниям -- это самостоятельное определение видов административ-ных правонарушений, посягающих на общественные отношения и полномочия, урегулированные региональным законодатель-ством, а также определение основ компетенции муниципаль-ных органов власти в борьбе с административными правонару-шениями. При этом принимаемые ими в данной сфере законы не должны противоречить регулирующим те же общественные отношения федеральным законам, а также вторгаться в сферы, регулируемые в рамках предметов исключительного ведения Рос-сийской Федерации и ее совместного с субъектами Российской Федерации ведения (ст.ст. 71, 72 Конституции РФ), если подан-ному вопросу был издан федеральный закон. 2. Административная ответственность 2.1 Понятие и признаки административной ответственности Административная ответственность - это вид юридической от-ветственности, которой присущи все признаки последней и ко-торая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного наказания к лицу, со-вершившему административное правонарушение (администра-тивный проступок) Тимошенко И.В. Административная ответственность. Учебное пособие - М.:ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. - С.15.. Основные признаками (характерные черты) административ-ной ответственности можно свести к следующему: - во-первых, она является составной частью администра-тивного принуждения как вида государственного принуждения и обладает всеми его качествами (в частности, осуществляется органами государственной власти и, отчасти, местного самоу-правления в рамках внеслужебного подчинения и т. п.); - во-вторых, фактическим основанием административной ответственности является административное правонарушение, тогда как уголовной -- преступление, дисциплинарной -- дис-циплинарный проступок, материальной -- причинение матери-ального вреда (ущерба), или гражданско-правовой деликт; - в-третьих, в отличие от других видов юридической от-ветственности, из которых не все имеют свою собственную отраслевую нормативно-правовую базу или имеют ее не в полном объеме (в частности, дисциплинарная ответствен-ность ее вообще не имеет, а уголовная и гражданско-право-вая реализуются через нормы уголовно-процессуального права, гражданско-процессуального права и арбитражный процесс со-ответственно), административная ответственность урегулиро-вана нормами именно административного права, которые содержат как исчер-пывающие перечни административных правонарушений, ви-дов административных наказаний и субъектов, правомочных их налагать, так и детально регулируют этот процесс и в своей совокупности составляют нормативную основу административ-ной ответственности; - в-четвертых, субъектами административной ответственности могут быть как физические, так и юридические лица, тогда как уголовной и дисциплинарной -- только физические лица; - в-пятых, процедура (процесс) привлечения к администра-тивной ответственности более проста, оперативна и экономична по сравнению с аналогичными проявлениями иных видов юри-дической ответственности (в частности, уголовной и граждан-ско-правовой), хотя и содержит при этом все необходимые га-рантии законности его проведения и осуществления права на защиту (причем защиту не только судебную, как в случае с уго-ловным и гражданским процессом); - в-шестых, административное наказание как мера адми-нистративной ответственности всегда назначается органом или должностным лицом на неподчиненных ему субъектов, что су-щественно в этом плане отличает ее от дисциплинарной ответ-ственности, которая (как и ответственность административная) регулируется в большинстве своем нормами административного права;
Страницы: 1, 2, 3
|