|
Меню
|
|
|
|
|
|
|
Административная ответственность
|
|
|
Административная ответственность
9 ВАРИАНТ № 7 Тема: Административная ответственность СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕ 3- 1. ПОНЯТИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ 5
- 2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ 10
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
- СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 23
- ЗАДАЧА 24
ВВЕДЕНИЕАнализ основных положений теории права позволяет утверждать, что право Республики Беларусь образует определенную систему, структурными звеньями которой являются норма, отрасль, подотрасль, институт и субинститут права. Наиболее крупным звеном этой системы являются отрасли права. Одним из дифференцирующих признаков отраслей являются их предметы. Как и любая другая отрасль, административное право состоит из правовых норм, регулирующих соответствующие общественные отношения, которые и составляют ее предмет. Административное право обслуживает наиболее важную и динамично развивающуюся сферу общественных отношений, связан-ных с осуществлением государством своих основных функций, цель которых - обеспечение общественного блага. Следует, однако, отметить, что достижение этой социально важной в условиях построения правового, демократического общества задачи невозможно без наличия определенного государственно-правового механизма, отражающего объективно складывающуюся в конкретном государстве систему общественных отношений. Предмет административного права составляют общественные отношения властного, организационного харак-тера, возникающие между органами публичной администрации, их должностными лицами и гражданами (их объединениями) в процессе осуществления ими функций государственного управления. Граждане, предприятия, организации, различные общественные формирования в процессе повседневной деятельности постоянно вступают между собой в общественные отношения, регулируемые нормами административного права. Административно-правовые отношения воз-никают, например, между гражданами и органами милиции в случае нарушения первыми норм поведения в общественных местах. Нормы административного права распространяются и на отношения, возникающие в процессе реализации гражданами и организациями ряда своих прав, например, при обращении их в соответствующие государственные органы. Посредством административно-правовых норм определяется правовой статус граждан в сфере управления, правовое положение государственных органов исполнительной власти (сотрудников) и их взаимоотношения с гражданами. Нормы административного права определяют административно-правовой статус органов местного самоуправления, общественных и иных негосударственных объединений, а также административно-правовой статус служащих государственных и негосударственных объединений. Административное законодательство содержит нормы, посредством которых обеспечивается охрана (защита) административно-правовых отношений от возможных нарушений. Гуманизация всех институтов государства и общества, перенос центра вни-мания на обеспечение прав и свобод человека, которые рассматриваются как высшая ценность, привели к пересмотру концепции взаимоотношений государства и гражданина. 1. Понятие административной ответственностиАдминистративная ответственность - это форма реагирования государства на правонарушения, которая проявляется в применении полномочными органами (должностными лицами) конкретных административно-правовых санкций (административных взысканий) в пределах и порядке, установленных государством, по отношению к виновным лицам, совершившим правонарушения. Структуру административной ответственности составляют следующие элементы: основания; субъекты; условия; меры ответственности (административные взыскания); процедура, порядок привлечения к ответственности; административный процесс [2, c.213]. Административная ответственность - ключевой институт административного права, она охватывает большой массив административно-правовых норм, характеризующих и регулирующих данный вид ответственности. Административным законодательством Республики Беларусь установлены следующие виды ответственности: административная ответственность граждан; административная ответственность организаций; дисциплинарная ответственность военнослужащих, работников милиции, студентов, учащихся и лиц, свобода которых ограничена по приговору суда; материальная ответственность военнослужащих и работников МВД. Административная ответственность обладает признаками, свойственными юридической ответственности вообще, но в то же время и специфическими, характерными только для данного вида ответственности. Среди последних можно выделить следующие: 1) основанием для наступления административной ответственности является административное правонарушение, а иногда неправомерное деяние вообще; 2) она менее сурова, чем уголовная, и не влечет судимости лица и увольнения с работы; 3) она состоит в применении к субъектам административных взысканий, т.е. является карательной ответственностью, ибо в ст.4.1. КоАП Республики Беларусь сказано: «Административная ответственность выражается в применении административного взыскания к физическому лицу, совершившему административное правонарушение, а также юридическому лицу, признанному виновным и подлежащему административной ответственности в соответствии с КоАП Республики Беларусь; 4) к административной ответственности привлекают органы, которым такое право предоставлено законом. Все они являются субъектами функциональной власти, реализуя которую, они налагают административные взыскания. В настоящее время субъектами административной юрисдикции являются суды, судьи, многие органы исполнительной власти полный их перечень содержится в разделе 3 КоАП Республики Беларусь; 5) субъектами административной ответственности являются физические лица (граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели). Вопрос о привлечении к административной ответственности юридических лиц является дискуссионным; 6) административная ответственность имеет всеобщий характер, так как правила (например, дорожного движения, поведения в общественных местах и т.д.), нарушение которых влечет административную ответственность, являются обязательными для всех граждан. Должностные лица привлекаются к административной ответственности за административные правонарушения, связанные с несоблюдением установленных правил в сфере охраны порядка управления, государственного и общественного порядка, природы, здоровья населения и других правил, обеспечение выполнения которых входит в их служебные обязанности; 7) существует особый порядок привлечения к административной ответственности. Он отличается сравнительной простотой, что делает процедуру оперативной и экономичной, но в то же время содержит необходимые гарантии законности, осуществления права на защиту; 8) она урегулирована нормами административного права, которые содержат исчерпывающие перечни административных нарушений, административных взысканий и органов, уполномоченных их применять, детально регулируют этот вид производства и в своей совокупности составляют нормативную основу административной ответственности [2, c.214]. Итак, административная ответственность обладает рядом признаков, отличающих ее от других видов ответственности, но основная заключается в том, что основанием является административное правонарушение, а мерами - административные взыскания. Административная ответственность как правовой институт базируется на таких основополагающих принципах, как законность, ответственность за вину, целесообразность, неотвратимость наказания привлечения к ответственности, гласность. Она является эффективным средством борьбы с правонарушениями, действенным инструментом укрепления дисциплины и обеспечения организованности во всех сферах государственного управления. В соответствии со ст.4.1КоАП административная ответственность выражается в применении административного взыскания к физическому лицу, совершившему административное правонарушение, а также к юридическому лицу, признанному виновным и подлежащему административной ответственности в соответствии с КоАП [1, с.15]. Принципами административной ответственности являются: 1) Административная ответственность основывается на принципах законности, равенства перед законом, неотвратимости ответственности, виновной ответственности, справедливости и гуманизма. 2) Привлечение и освобождение от административной ответственности осуществляются не иначе как по постановлению (решению) компетентного органа (должностного лица) и на основании настоящего Кодекса. 3) Физические лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом и подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. 4) Юридические лица, привлекаемые к административной ответственности, равны перед законом и подлежат административной ответственности независимо от формы собственности, места нахождения, организационно-правовой формы и подчиненности, а также других обстоятельств. 5) Каждое физическое лицо, признанное виновным в совершении административного правонарушения, а также юридическое лицо, вина которого по отношению к совершенному административному правонарушению установлена, подлежат привлечению к административной ответственности. 6) Физическое лицо подлежит административной ответственности только за те совершенные им противоправные деяния и наступившие вредные последствия, предусмотренные Кодексом, в отношении которых установлена его вина. Административная ответственность за невиновное деяние не допускается. 7) Административная ответственность должна быть справедливой и гуманной, то есть административное взыскание должно назначаться с учетом характера и вредных последствий совершенного административного правонарушения, обстоятельств его совершения, личности физического лица, совершившего административное правонарушение. 8) Физическому лицу, совершившему административное правонарушение, должно быть назначено административное взыскание, необходимое и достаточное для его воспитания. Административное взыскание не имеет своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий. 9) Административное взыскание, налагаемое на юридическое лицо и индивидуального предпринимателя, не имеет целью причинение вреда их дело-вой репутации. Кроме того, при привлечении к административной ответственности необходимо учитывать возраст, с которого наступает административная ответственность. Административной ответственности подлежит физическое лицо, достигшее ко времени совершения правонарушения шестнадцатилетнего возраста, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Общие правила наложения административного взыскания содержатся в ст.7.1 КоАП, согласно которой административное взыскание за совершенное административное правонарушение налагается с учетом положений Общей части Кодекса в пределах, установленных санкцией статьи Особенной части Кодекса, предусматривающей ответственность за данное административное правонарушение. Специальная конфискация применяется независимо от того, указана ли она в санкции статьи Особенной части Кодекса. При наложении административного взыскания на физическое лицо учитываются характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства его совершения и личность физического лица, совершившего административное правонарушение, степень его вины, характер и размер причиненного им вреда, имущественное положение, а также обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность. При наложении административного взыскания на юридическое лицо учитываются характер административного правонарушения, характер и размер причиненного вреда, обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность должностного лица или иного работника юридического лица, совершившего административное правонарушение, а также финансово-экономическое положение юридического лица. Наложение административного взыскания не освобождает физическое или юридическое лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой было наложено указанное взыскание [1, с.31]. Административная ответственность наряду с другими формами государственного принуждения является эффективным средством борьбы с правонарушениями, действенным инструментом укрепления дисциплины и организованности во всех сферах государственного управления. 2. Законодательные основы административной ответственностиОснования административной ответственности содержит Кодекс об административных правонарушениях Республики Беларусь. В соответствии с ним, основаниями административной ответственности являются изложенные в нем деяния. Так, физическое лицо, совершившее запрещенное КоАП деяние в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, подлежит административной ответственности лишь: 1) за умышленное причинение телесного повреждения (статья 9.1); 2) за мелкое хищение (статья 10.5); 3) за умышленные уничтожение либо повреждение имущества (статья 10.9); 4) за нарушение требований пожарной безопасности в лесах или на торфяниках (статья 15.29); 5) за жестокое обращение с животными (статья 15.45); 6) за разжигание костров в запрещенных местах (статья 15.58); 7) за мелкое хулиганство (статья 17.1); 8) за нарушение правил, обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном или городском электрическом транспорте (части первая - третья, пятая статьи 18.3); 9) за нарушение правил пользования средствами железнодорожного транспорта (статья 18.4); 10) за нарушение правил пользования транспортным средством (статья 18.9); 11) за нарушение правил пользования метрополитеном (статья 18.10);
Страницы: 1, 2
|
|
|
|
НОВОСТИ
|
|
|
|
|
|