реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Административная ответственность: понятие, признаки, принципы

реферат
p align="left"> Конституционная ответственность -- это вид юридической ответственности, выделение которой как самостоятельного вида обусловлено спецификой конституционного статуса ряда социальных субъектов и особенностями юридической природы такого неправомерного поведения, как конституционный деликт. Отличительная черта этого вида ответственности проявляется в ее политическом характере, поэтому в качестве ее меры на первый план выступает, прежде всего, политическое порицание субъекта правонарушения (например, выражение недоверия избирателей к своему депутату, прекращение политической карьеры и т. п.), а уж потом -- ограничения личного и имущественного характера (например, освобождение от занимаемой должности высших должностных лиц, лишение почетных званий, льгот и привилегий, отставка правительства, досрочный роспуск парламента и пр.). При этом к нарушителям могут также применяться уголовно-правовые, гражданско-правовые и административные меры воздействия, но к конституционной ответственности это отношения уже иметь не будет.

Уголовная ответственность -- это вид юридической ответственности, являющийся правовым последствием совершения преступления и заключающийся в применении к виновному в этом лицу государственного принуждения в форме наказания. Уголовная ответственность наступает также за приготовление к преступлению, за покушение на совершение преступления, а также и за соучастие в нем и при этом характеризуется самыми строгими мерами государственного принуждения.

Административная ответственность -- это вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным на это органом или должностным лицом административного наказания к лицу, совершившему административное правонарушение (административный проступок). И поскольку именно институту административной ответственности целиком и посвящена эта книга, то более подробно останавливаться на ней здесь мы не будем.

Дисциплинарная ответственность -- это вид юридической ответственности, которая выражается в наложении дисциплинарного взыскания к лицу, совершившему дисциплинарный проступок, администрацией того или иного предприятия, учреждения или организации, где трудится работник, либо вышестоящим в порядке подчиненности органом.

Гражданская (гражданско-правовая ответственность) -- это вид юридической ответственности, которая устанавливается нормами гражданского права и представляет собой юридические последствия неисполнения либо ненадлежащего исполнения лицом предусмотренных нормами гражданского права обязанностей, связанного с нарушением субъективных гражданских прав другого лица.

Гражданско-правовая ответственность представляет собой применение к одной стороне (например, должнику) в интересах другой стороны (кредитора) либо государства установленных договором (законом) мер воздействия, влекущих невыгодные последствия имущественного характера (возмещение убытков, уплату неустойки, пени и т. п.). Этот вид ответственности носит некий компенсационный характер: восстановление имущественных прав по принципу полного возмещения вреда независимо от применения других видов юридической ответственности (например, уголовной).

Иногда в качестве самостоятельного вида ответственности выделяют также и материальную ответственность -- по трудовому праву обязанность работника возместить ущерб, причиненный предприятию, учреждению или организации, где он работает, в пределах и порядке, установленных действующим законодательством.

Материальная ответственность по своей правовой природе является все же особой разновидностью гражданско-правовой ответственности за вред. Специфика же ее состоит в том, что между субъектом правонарушения (работником) и потерпевшей стороной (предприятием, учреждением или организацией) существуют особого рода правовые отношения -- трудовые.

1.2 Административная ответственность как вид юридической ответственности

Административная ответственность -- это вид юридической ответственности, которой присущи все признаки последней и которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного наказания к лицу, совершившему административное правонарушение (административный проступок).

Основные признаками (характерные черты) административной ответственности можно свести к следующему:

-- во-первых, она является составной частью административного принуждения как вида государственного принуждения и обладает всеми его качествами (в частности, осуществляется органами государственной власти и, отчасти, местного самоуправления в рамках внеслужебного подчинения и т. п.);

-- во-вторых, фактическим основанием административной ответственности является административное правонарушение, тогда как уголовной -- преступление, дисциплинарной -- дисциплинарный проступок, материальной -- причинение материального вреда (ущерба), или гражданско-правовой деликт;

-- в-третьих, в отличие от других видов юридической ответственности, из которых не все имеют свою собственную отраслевую нормативно-правовую базу или имеют ее не в полном объеме (в частности, дисциплинарная ответственность ее вообще не имеет, а уголовная и гражданско-правовая реализуются через нормы уголовно-процессуального права, гражданско-процессуального права и арбитражный процесс соответственно), административная ответственность урегулирована нормами именно административного права, которые содержат как исчерпывающие перечни административных правонарушений, видов административных наказаний и субъектов, правомочных их налагать, так и детально регулируют этот процесс и в своей совокупности составляют нормативную основу административной ответственности;

-- в-четвертых, субъектами административной ответственности могут быть как физические, так и юридические лица, тогда как уголовной и дисциплинарной -- только физические лица (хотя в ученых кругах и идет дискуссия о дисциплинарной ответственности коллективных образований -- таких ее проявлений, как, например, отставка правительства, прекращение незаконной деятельности общественных объединений и т. п.);

-- в-пятых, процедура (процесс) привлечения к административной ответственности более проста, оперативна и экономична по сравнению с аналогичными проявлениями иных видов юридической ответственности (в частности, уголовной и гражданско-правовой), хотя и содержит при этом все необходимые гарантии законности его проведения и осуществления права на защиту (причем защиту не только судебную, как в случае с уголовным и гражданским процессом);

-- в-шестых, административное наказание как мера административной ответственности всегда назначается органом или должностным лицом на неподчиненных ему субъектов, что существенно в этом плане отличает ее от дисциплинарной ответственности, которая (как и ответственность административная) регулируется в большинстве своем нормами административного права;

-- в-седьмых, административное наказание как мера административной ответственности может назначаться широким кругом уполномоченных на это субъектов. Глава 23 КоАП РФ предусматривает в качестве таковых 58 видов несудебных органов, а также судей -- и это только федеральный уровень, тогда как дисциплинарные взыскания могут назначаться только органами и должностными лицами, наделенными дисциплинарной властью (в пределах их компетенции), уголовные наказания -- только судом, меры гражданско-правовой и материальной ответственности -- в большинстве своем также только в судебном порядке (за исключением ряда случаев решения вопроса о материальной ответственности в административном порядке);

-- в-восьмых, практическая реализация административной ответственности не влечет за собой судимости, что существенно отличает ее в этом плане от ответственности уголовной и сближает с ответственностью дисциплинарной, где так же, как и при административной ответственности, лицо считается подвергнутым наказанию в течение установленного срока (один год).

Несмотря на имеющиеся отличия административной ответственности от других видов юридической ответственности, следует отметить, что общим для всех для них является то, что основанием возникновения любого вида юридической ответственности всегда является тот или иной вид правонарушения (административного, дисциплинарного, уголовного и пр.). Но это не только правонарушение, перечень таких оснований более широк.

Так, основаниями административной ответственности следует считать совокупность факторов, наличие которых может повлечь за собой данный вид юридической ответственности. Среди таковых факторов принято выделять следующие:

1) нормативное основание, т. е. наличие норм права, устанавливающих административную ответственность и регулирующих ее;

2) фактическое основание, каковым является деяние (действие или бездействие) конкретного лица, нарушающее правовые предписания, охраняемые административными санкциями (т.е. наличия административного правонарушения);

3) процессуальное основание, каковым является правоприменительный акт компетентного субъекта о назначении административного наказания на конкретное лицо за конкретное административное правонарушение.

По мнению отечественного ученого Е.В. Додина: «Административный проступок служит фактическим основанием административной ответственности. Административный проступок -- это конкретный жизненный случай, требующий применения административно-правовой санкции. Поэтому вполне естественно, для того, чтобы применить санкцию, необходима норма права, которая должна определить юридическую значимость этого жизненного случая. Эта правовая норма, а с ней и акт, содержащий ее, выступает в качестве юридического основания административной ответственности». Додин Е.В. Основания административной ответственности // Ученые записки Выпуск 1 (18). М., 1964. С. 79

Что же касается процессуального основания административной ответственности, то оно так же неотъемлемо, как нормативное и фактическое. Любые нормы права, устанавливающие юридическую (в том числе и административную) ответственность, на практике реализуются посредством принятия (издания) полномочным на то органом или должностным лицом индивидуальных юридических актов, основанных на требованиях соответствующих материальных и процессуальных норм. Таким образом, нормативное и фактическое основания административной ответственности (т. е. конкретное противоправное деяние и норма права, устанавливающая административную ответственность за него) могут иметь место быть, но до издания (т. е. до наличия) соответствующего акта государства в лице его органа или должностного лица о привлечении виновного субъекта к административной ответственности за совершение им деяния в нарушение требований данной нормы самой административной ответственности как таковой не будет.

Непосредственное применение уполномоченными органами исполнительной власти соответствующих установленных нормами административного права принудительных мер без обращения в суд называется административным принуждением.

Административное принуждение является разновидностью государственного принуждения со всеми свойственными ему общими признаками (это, прежде всего, деятельность, причем деятельность правоприменительная, направленная на защиту правопорядка, реализуемая в рамках охранительных отношений, и пр.), но имеющее некоторые только ему свойственные особенности.

Особенности административного принуждения следующие:

- осуществляется в рамках внеслужебного подчинения, являясь при этом одним из способов реализации функциональной власти;

-распространяется не только на отдельных лиц (как в случае с уголовно-правовым принуждением), но и на их коллективы;

- характеризуется множественностью субъектов его применения (а это десятки различного рода органов и категорий должностных лиц);

-регулируется административно-правовыми нормами, которые закрепляют виды мер административного принуждения, а также основания и порядок их применения.

На сегодняшний день среди ученых-административистов нет единого мнения относительно классификации мер административного принуждения.

Анализируя различные точки зрения ученых-административистов по данному вопросу, меры административного принуждения, применяемые органами исполнительной власти по их функциональному (целевому) назначению, следует подразделять на:

1) меры административного предупреждения правонарушений;

2) меры административного пресечения правонарушений (в том числе -- и меры процессуального обеспечения производства);

3)меры административного наказания (административной ответственности).

1.3 Цели, функции и стадии административной ответственности

Цель административной ответственности опосредуется через функции, которые она выполняет: превентивную (или предупредительно-воспитательную), репрессивную (именуемую еще карательной или штрафной) и сигнализационную. Все эти функции взаимосвязаны и в той или иной степени проявляются во всех видах юридической ответственности. При этом выделяют также и компенсационную (восстановительную) функцию юридической ответственности, которая характерна в основном для гражданско-правовой (материальной) ответственности.

Первая функция призвана осуществлять общее предупреждение правонарушений, то есть побуждать субъектов права к соблюдению и уважительному отношению к закону; ее неотъемлемой частью является нравственная перестройка личности, в основе которой лежит моральное воздействие на субъекта правоотношения, предотвращающее его противоправное поведение.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.