реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Административная ответственность и виды взысканий

реферат
p align="left">Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения деяния находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло сознавать фактический характер и противоправность своего действия (бездействия) или руководить им вследствие хронического или временного психического расстройства, слабоумия или иного психического заболевания.

КоАП РБ (ст. 4.5) определен перечень деяний, содержащих признаки административных правонарушений и влекущих для правонарушителя административную ответственность лишь при наличии от потерпевшего (его законного представителя) требования об этом, выраженного в порядке, установленном Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях. В числе таких деяний:

- умышленное причинение телесного повреждения (ст. 9.1 КоАП РБ);

- клевета (ст. 9.2 КоАП РБ);

- оскорбление (ст. 9.3 КоАП РБ);

- отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 9.6 КоАП РБ);

- присвоение найденного имущества (ст. 10.6 КоАП РБ);

- причинение имущественного ущерба (ст. 10.7 КоАП РБ);

- уничтожение или повреждение посевов, собранного урожая сельскохозяйственных культур или насаждений (ст. 10.8 КоАП РБ);

- умышленные уничтожение либо повреждение имущества (ст. 10.9 КоАП РБ);

- разглашение коммерческой или иной тайны (ст. 22.13 КоАП РБ).

Особые правила установлены для привлечения к административной ответственности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Физическое лицо подлежит административной ответственности как индивидуальный предприниматель, если совершенное административное правонарушение связано с осуществляемой им предпринимательской деятельностью и прямо предусмотрено статьей Особенной части КоАП РБ. В этом случае привлечение индивидуального предпринимателя к административной ответственности исключает наложение на него административного взыскания, предусмотренного той же статьей Особенной части КоАП РБ для физического лица.

Юридическое лицо может нести ответственность только за административные правонарушения, прямо предусмотренные статьями Особенной части КоАП РБ. При слиянии нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается присоединившее юридическое лицо. При разделении юридического лица или при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается то юридическое лицо, к которому в соответствии с разделительным балансом перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение. При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо. Наложение административного взыскания на юридическое лицо не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное должностное лицо юридического лица, равно как и привлечение к административной ответственности должностного лица юридического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Административное взыскание является мерой административной ответственности.

Административное взыскание, налагаемое на физическое лицо, применяется в целях воспитания физического лица, совершившего административное правонарушение, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим физическим лицом, совершившим такое правонарушение, так и другими физическими лицами.

Административное взыскание, налагаемое на юридическое лицо, применяется в целях предупреждения совершения новых административных правонарушений.

Применение административного взыскания призвано способствовать восстановлению справедливости и является основанием для взыскания с физического или юридического лица возмещения вреда в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь. В то же время, наложение административного взыскания не освобождает физическое или юридическое лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой было наложено указанное взыскание.

Административное взыскание за совершенное административное правонарушение налагается с соблюдением условий и правил наложения административных взысканий в пределах, установленных санкцией соответствующей статьи Особенной части КоАП РБ, предусматривающей ответственность за данное административное правонарушение. Виды административных взысканий установлены в ст.6.2. КоАП РБ.

За совершение административных правонарушений к физическим лицам применяются следующие виды административных взысканий:

- предупреждение;

- штраф;

- исправительные работы;

- административный арест;

- лишение специального права;

- лишение права заниматься определенной деятельностью;

- конфискация;

- депортация;

- взыскание стоимости предмета административного правонарушения.

При наложении административного взыскания на физическое лицо учитываются характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства его совершения и личность физического лица, совершившего административное правонарушение, степень его вины, характер и размер причиненного им вреда, имущественное положение, а также обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность.

В отношении юридических лиц применяются следующие административные взыскания:

- штраф;

- лишение права заниматься определенной деятельностью;

- конфискация;

- взыскание стоимости предмета административного правонарушения.

При наложении административного взыскания на юридическое лицо учитываются характер административного правонарушения, характер и размер причиненного вреда, обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность, а также финансово-экономическое положение юридического лица.

Предупреждение представляет собой письменное предостережение физического лица о недопустимости противоправного поведения, является наиболее мягкой мерой административного наказания (ст.6.4 КоАП).

Штраф (ст. 6.5 КоАП РБ) является денежным взысканием в пользу государства, размер которого определяется исходя из базовой величины, установленной законодательством Республики Беларусь на день вынесения постановления о наложении административного взыскания, а в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РБ, - в процентном либо кратном отношении к стоимости предмета совершенного административного правонарушения, сумме ущерба, сделки либо к доходу, полученному в результате сделки, либо в эквиваленте к иностранной валюте.

Для физического лица штраф может быть установлен в размере от 0,1 до 50 базовых величин, для индивидуальных предпринимателей - от 2 до 200 базовых величин, для юридических лиц - от 10 до 1000 базовых величин при исчислении штрафа в базовых величинах.

Если физическое лицо признало себя виновным в совершении административного правонарушения и выразило согласие на уплату штрафа и возмещение причиненного им вреда в порядке, предусмотренном Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях, то штраф, налагаемый на физическое лицо, устанавливается в размере нижнего предела штрафа, предусмотренного в санкции статьи Особенной части КоАП РБ, но не ниже 0,5 базовой величины.

Исправительные работы заключаются в удержании из заработка физического лица 20% в доход государства и устанавливаются на срок от 1 до 2 месяцев с отбыванием их по месту работы физического лица, совершившего административное правонарушение (ст. 6.6 КоАП РБ). Исправительные работы не могут быть назначены беременным женщинам, инвалидам І и ІІ группы, лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком, женщинам в возрасте старше пятидесяти пяти лет и мужчинам в возрасте старше шестидесяти лет, а также иным лицам, указанным в КоАП РБ.

Административный арест состоит в содержании физического лица в условиях изоляции в местах, определяемых органом, ведающим исполнением административных взысканий, и устанавливается на срок до 15 суток (ст. 6.7 КоАП РБ). Административный арест не может применяться к беременным женщинам, инвалидам І и ІІ группы, женщинам и одиноким мужчинам, имеющим на иждивении несовершеннолетних детей или детей-инвалидов, к лицам, имеющим на иждивении инвалидов І группы, к лицам, осуществляющим уход за престарелыми, достигшими восьмидесятилетнего возраста, а также к иным лицам, указанным в КоАП РБ.

Лишение специального права, предоставленного физическому лицу (напр., права управления транспортными средствами), применяется за грубое нарушение порядка пользования этим правом. Устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет. (ст. 6.8 КоАП РБ).

Лишение права управления транспортным средством не может назначаться физическому лицу, которое пользуется этим средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев:

- управления транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения либо состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ,

- отказа от прохождения в установленном порядке проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния алкогольного опьянения либо состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ,

- или оставления в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия.

Лишение права заниматься определенной деятельностью применяется с учетом характера совершенного административного правонарушения, связанного с занятием видом деятельности, на осуществление которой требуется специальное разрешение (лицензия), если будет признано невозможным сохранение за физическим или юридическим лицом права заниматься таким видом деятельности. Лишение права заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от 6 месяцев до 1 года (ст. 6.9 КоАП РБ).

Конфискация состоит в принудительном безвозмездном обращении в собственность государства дохода, полученного в результате противоправной деятельности, предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения административного правонарушения, принадлежащих лицу, совершившему административное правонарушение, либо находящихся в собственности, на праве хозяйственного ведения или оперативного управления юридического лица, подлежащего административной ответственности, независимо от того, в чьей собственности они находятся, только в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части КоАП РБ.

Независимо от назначенного административного взыскания применяется специальная конфискация, которая состоит в принудительном безвозмездном изъятии в собственность государства вещей, изъятых из оборота, незаконных орудий охоты и добычи рыб и других водных животных, изъятых в качестве орудий или средств совершения административного правонарушения (ст. 6.10 КоАП РБ).

Депортация означает административное выдворение за пределы Республики Беларусь, которое может быть применено исключительно в отношении иностранных гражданин и лиц без гражданства (ст. 6.11 КоАП РБ).

Взыскание стоимости предмета административного правонарушения состоит в принудительном изъятии и обращении в собственность государства денежной суммы, составляющей стоимость предметов, товаров и (или) транспортных средств.

Решение о таком взыскании с лица, совершившего административное правонарушение, может быть принято при отсутствии предметов, товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметом административного правонарушения в области предпринимательской деятельности, против порядка управления или в области таможенного регулирования, если в санкции статьи Особенной части КоАП РБ предусмотрена их конфискация (ст. 6.12 КоАП РБ).

Административные взыскания разделяют на основные и дополнительные. Предупреждение, штраф, исправительные работы и административный арест применяются в качестве основного административного взыскания. Лишение специального права, лишение права заниматься определенной деятельностью, а также депортация могут применяться как в качестве основного, так и дополнительного административного взыскания. Конфискация, взыскание стоимости предмета административного правонарушения применяются в качестве дополнительного административного взыскания.

За одно административное правонарушение могут быть наложены основное либо основное и дополнительные административные взыскания из числа указанных в санкции соответствующей статьи Особенной части КоАП РБ. Дополнительные административные взыскания применяются в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РБ.

Установлены ограничения на применение отдельных видов административных взысканий. Так, на несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет не может налагаться административное взыскание в виде административного ареста, а на несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет не могут налагаться также административные взыскания в виде штрафа (за исключением случаев, когда они имеют свои заработок, стипендию и (или) иной собственный доход) или исправительных работ. В то же время, на несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет может налагаться административное взыскание в виде предупреждения независимо от того, предусмотрено ли оно в санкции соответствующей статьи Особенной части КоАП РБ.

Для правомерности административных взысканий должны быть соблюдены сроки их наложения. Сроки наложения административных взысканий установлены в ст. 7.6 КоАП РБ.

Административное взыскание может быть наложено:

1) за совершение административного правонарушения - не позднее двух месяцев со дня его совершения;

2) за совершение длящегося административного правонарушения - не позднее двух месяцев со дня его обнаружения;

3) за совершение административного правонарушения против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования - не позднее шести месяцев со дня его совершения;

4) за совершение административного правонарушения в области финансов, рынка ценных бумаг, банковской и предпринимательской деятельности, против порядка налогообложения и таможенного регулирования, а также иных административных правонарушений, выразившихся в неисполнении или ненадлежащем исполнении актов законодательства, регулирующих экономические отношения, - не позднее трех лет со дня его совершения и шести месяцев со дня его обнаружения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных статьями 11.61, 11.62, 13.1, 13.3, 13.8-13.11 КоАП РБ, совершенных физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, административное взыскание за которые может быть наложено не позднее одного года со дня их совершения, статьей 13.14 КоАП РБ, административное взыскание за которые может быть наложено не позднее двух лет со дня их совершения и двух месяцев со дня их обнаружения);

5) за совершение административного правонарушения, заключающегося в нарушении авторских, смежных и патентных прав (ст. 9.21 КоАП РБ), - не позднее одного года со дня его совершения.

При совершении административного правонарушения группой лиц для административная ответственность для соучастников наступает по определенным правилам. Так, за деяние, совершенное исполнителем и не охватывавшееся умыслом соучастников, другие соучастники административной ответственности не несут. Пособник несет административную ответственность только за соучастие в административных правонарушениях, предусмотренных статьями:

- мелкое хищение (ст. 10.5 КоАП РБ);

- умышленные уничтожение либо повреждение имущества (ст. 10.9 КоАП РБ);

- незаконное использование деловой репутации конкурента (ст. 11.26 КоАП РБ);

- подделка проездных документов (ст. 11.33 КоАП РБ);

- нарушение правил торговли и оказания услуг населению (ст. 12.17 КоАП РБ);

- незаконное перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Беларусь (ст. 14.4 КоАП РБ);

- недекларирование товаров и (или) транспортных средств (ст. 14.5 КоАП РБ);

- приобретение, транспортировка, хранение, пользование или распоряжение товарами и транспортными средствами, ввезенными на таможенную территорию Республики Беларусь с нарушением таможенных правил (ст. 14.7 КоАП РБ);

- незаконное уничтожение или повреждение древесно-кустарниковой или иной растительности (ст. 15.22 КоАП РБ);

- нарушение правил ведения рыболовного хозяйства и рыболовства (ст. 15.35 КоАП РБ);

- нарушение правил ведения охотничьего хозяйства и охоты (ст. 15.37 КоАП РБ);

- незаконное проникновение на специально охраняемые территории и объекты (ст. 23.14 КоАП РБ);

- незаконное пересечение Государственной границы Республики Беларусь (ст. 23.29 КоАП РБ);

- нарушение режима Государственной границы Республики Беларусь (ст. 23.31 КоАП РБ);

- самовольное занятие земельного участка (ст. 23.41 КоАП РБ).

Ответственность организатора и пособника наступает по той же статье КоАП РБ, что и ответственность исполнителя, со ссылкой на статью 2.4. КоАП РБ «Соучастие в административном правонарушении».

Физическое или юридическое лицо считается не подвергавшимся административному взысканию, если в течение одного года со дня окончания исполнения административного взыскания не совершит нового административного правонарушения.

Список использованных источников

1. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 г. с изм. доп. от от 15 июля 2010 г. № 166-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.

2. Процессуально-исполнительный кодекс об административных правонарушениях от 20 декабря 2006 г. № 194-З с изм. и доп. от 15 июля 2010 г. № 166-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.

3. Административное право: Учеб. Пособие / Л.М. Рябцев, Г.А. Василевич, А.Г. Тиковенко, Г.Б. Шишко и др.; Под общ. ред. Л.М. Рябцева. - Минск: Книжный Дом, 2007.

4. Крамник А.Н. Административно-деликтное право. Общая часть: Пособие для студентов вузов / А.Н. Крамник. - Минск: Тесей, 2004.

5. Ростоцкий Г. Порядок исполнения постановления о наложении административного взыскания // Главный бухгалтер. - 2007. - № 36. - С. 101-104.

6. Рябцев Л.М. Административное право: курс лекций / Л.М.Рябцев, Т.В. Телятицкая, А.Н. Шкляревский; под ред. Л.М. Рябцева. - Минск: БГЭУ, 2006. - 437 с.

Страницы: 1, 2


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.