p align="left">Фактическое основание административной ответственности - совершение лицом деяния, содержащего признаки состава административного правонарушения. Процессуальное основание административной ответственности - вынесение в установленном порядке уполномоченным субъектом постановления (решения) о привлечении к административной ответственности. 3. Законодательство об административной ответственности В соответствии со статьей 1.1 КоАП РФ законодательство об административных правонарушениях состоит из данного кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Законодательство об административной ответственности - система норм права, закрепленных в КоАП и законах субъектов РФ об административных правонарушениях, устанавливающих принципы и основания административной ответственности, условия и порядок привлечения лица, совершившего административное правонарушение, к административной ответственности Административное право, Н.В. Макарейко, пятое издание, Москва, 2008, ст. 141. Система законодательства об административных правонарушениях состоит: 1. КоАП; 2. законы субъектов РФ об административных правонарушениях. К ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление: 1. общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях; 2. перечня видов административных наказаний и правил их применения; 3. административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; 4. порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях; 5. порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний Статья 1.3. КоАП РФ. Задачи законодательства об административных правонарушениях: - защита личности; - охрана прав и свобод человека и гражданина; - охрана здоровья граждан; - охрана санитарно-эпидемиологического благополучия населения; - защита общественной нравственности; - охрана окружающей среды; - охрана установленного порядка осуществления государственной - власти; - защита общественного порядка и общественной безопасности; - защита собственности; - защита законных экономических интересов физических и юридических лиц; - защита общества и государства; - предупреждение административных правонарушений. Действие законодательства об административной ответственности различается: - во времени; - в пространстве; - по кругу лиц. Действие законодательства об административной ответственности во времени: 1. лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во времени совершения административного правонарушения; 2. закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, т.е.распространяется и на лицо которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено; 3. закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет. Действие законодательства об административной ответственности в пространстве. Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит административной ответственности на основании закона, действующего по месту совершения административного правонарушения. Действие законодательства об административной ответственности по кругу лиц может быть: 1. общего действия (распространяется на все субъекты); 2. специального действия. При этом выделяются виды специальных субъектов: - несовершеннолетние; - должностные лица; - военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов; - иностранные граждане и лица без гражданства; - юридические лица Российской Федерации; - индивидуальные предприниматели; - иные лица, в отношении которых предусмотрены какие-либо статутные особенности (родители, лица их замещающие, ранее при влеченные к административной ответственности). 4. Освобождение от административной ответственности и ее исключение по действующему российскому законодательству Правонарушение - это деяние всегда виновное, т.е. умышленное или неосторожное. В теории права существуют основания исключения юридической ответственности и освобождения от юридической ответственности за совершенное правонарушение. Принципиальное отличие между ними в том, что если в первом случае при совершении правонарушения (точнее даже - объективно противоправного поступка) ответственности нет вообще и быть не может в силу ряда юридически оговоренных и имеющих место в реальности условий или состояний физического лица, то во втором случае ответственность уже имеет место быть, но в силу опять же ряда оговоренных в законе и имеющих место в реальности условий (оснований) возможно освобождение от нее. Обстоятельства, исключающие административную ответственность, - установленные законодательством юридические факты, схожие с административными правонарушениями, но при которых отношения ответственности не возникают. Условиями, исключающими противоправность деяния и тем самым исключающими и саму административную ответственность, являются: 1. Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность, - 16 лет на момент совершения административного правонарушения. 2. Крайняя необходимость - противоправное деяние, совершенное для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред. 3. Невменяемость - состояние, при котором лицо не могло сознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики. Так, если нет хотя бы одного из элементов состава правонарушения, то нет и самого правонарушения, а без правонарушения не может быть и ответственности за него. Вменяемость же лица, привлекаемого к административной ответственности, равно как и его возраст, является характеристикой субъекта правонарушения, который в совокупности с другими элементами образует состав правонарушения. Согласно ст. 2.8 КоАП РФ, не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики. Юридический критерий невменяемости заключается в отсутствии улица способности осознавать фактический характер и противоправность своих действий или бездействия (это интеллектуальный аспект), а также руководить ими (это волевой аспект). Несколько сложнее дело обстоит при наличии некоторых обстоятельств, исключающих общественную опасность совершенного противоправного деяния (непреодолимая сила, необходимая оборона и крайняя необходимость). К обстоятельствам непреодолимой силы относятся обстоятельства, не зависящие от воли и желания лица, но которые преодолеть он просто не в силе, и они становятся на пути исполнения им взятых на себя обязательств и ведут к совершению правонарушения. К таковым относятся: стихийные бедствия, землетрясения, наводнения и иные природные явления, в ряде случаев аварии и пр. А вот крайняя необходимость - это в некотором роде оценочные характеристики, зачастую во многом зависящие от обстоятельств конкретного правонарушения. Крайняя необходимость - это причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в целях устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества и государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем вред предотвращенный. Институт крайней необходимости регламентирован в статье 2.7 КоАП РФ. Причем в данной статье КоАП РФ не конкретизируется, о каком лице (физическом или юридическом) идет речь, поэтому представляется, что наличие обстоятельств крайней необходимости может быть признано уполномоченным органом или должностным лицом и при совершении противоправного деяния юридическим лицом. Особо следует отметить Обстоятельства освобождения от административной ответственности - установленные законодательством обстоятельства, при наличии которых отношения административной ответственности возникают, но меры административного наказания не применяются: малозначительность административного правонарушения, издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания, отмена закона, устанавливающего административную ответственность, истечение сроков давности привлечения к административной ответственности, смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Заключение Ответственность - понятие классовое. В каждом конкретном случае определяется и реализуется с учетом социальных, исторических, экономических, идеологических и других объективных и субъективных условий конкретной политической системы. Поэтому ответственность представляет собой особый вид социальной связи элементов, общества и является одним из важнейших институтов организации общественной жизни.Можно выделить два аспекта понимания ответственности и ее реализации:Первый связан с осуществлением долга, с должным поведением (самоорганизацией поведения), соответствием своего поведения социальным обязанностям, как общим, так и специальным (например, быть честным, добрым, не красть, не убивать и т.п.); ее условно называют активной, перспективной ответственностью.Второй ориентирован на оценку поведения, отклоняющегося от норм и его результатов, последствий, т.е. ответственность за содеянное. По времени также ответственность является ретроспективной. Данная ответственность носит правовой характер и является предметом изучения юридических наук.Административная ответственность является одной из разновидностей юридической ответственности. Она, как и уголовная, дисциплинарная и материальная, устанавливается государством посредством издания правовых норм; нарушений (неисполнение) этих норм влечет наказание (взыскание); порядок наложения взыскания и его исполнения определяется государством.Административная ответственность в юридической литературе рассматривается как следствие правонарушения.В административном праве под административной ответственностью принято принимать ответственность граждан и должностных лиц перед органами государственного управления, а в случаях прямо предусмотренных законом народным судом (народными судьями), за нарушение общеобязательных административно-правовых норм, выраженную в применении к нарушителям установленных административных санкций.Исходя из изложенного, в качестве характерных черт (признаков) административной ответственности можно выделить следующее:1) наступает при совершении лицом правонарушения;2) устанавливается преимущественно нормами административного права;3) субъектами административной ответственности являются физические лица (граждане и должностные лица)4) поступает во внесудебном порядке;5) порядок наложения взыскания регламентируется административно-процессуальными нормами;6) не влечет последствий в виде судимости;7) играет важную роль в профилактике преступлений.Следовательно, административная ответственность - это предусмотренная нормами административного права обязанность лица отвечать за свое неприкосновенное деяние (действие или бездействие) и нести наказание в установленном законом порядке.Список литературыНормативные акты1. Конституция Российской Федерации. 2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. №195-ФЗ, в ред. Федерального закона от 08.11.2008 №197-ФЗ 3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г., Собрание законодательства РФ, 30.12.2002, №52 (ч. 2), ст. 1274. 4. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях от 20 июня 1984 г. (в редакции с учетом последующих изменений и дополнений), Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1984, №27, ст. 909. 5. Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. №1-ФКЗ, в ред. Федерального конституционного закона от 05.04.2005 №3-ФКЗ, КонсультантПлюс, ст. 1. 6. Указ Президента Российской Федерации «О структуре федеральных органов исполнительной власти» 09 марта 2004 г. №314, в ред. Указа Президента РФ от 07.10.2008 №1445, КонсультантПлюс, ст. 2. Литература 7. Административное право, Н.В. Макарейко, пятое издание, Москва, 2008, стр. 139-143. 8. Административное право: Учебник. Издание второе, Л.Л. Попов, 2005, КонсультантПлюс, стр. 133-135 (Глава 12, раздел 1) 9. Административное право: Учебник. Звоненко Д.П., Малумов А.Ю., Малумов Г.Ю., ЗАО Юстицинформ, 2007, стр. 92-94 10. Правоведение: Учебник для высших учебных заведений, М.И. Абдуллаев, Магистр-Пресс, 2004, стр. 151 11. Административная ответственность: Учебное пособие, И.В. Тимошенко, Москва, «Март», 2004, стр. 22-27.
Страницы: 1, 2
|