|
Меню
|
|
|
|
|
|
|
Административная деятельность ОВД
|
|
|
ринуждение, применяемое в административной деятельности милиции, не имеет цели причинить личности физические страдания или унизить ее достоинство. Вместе с тем оно не лишено устрашающего и карательного свойств.Исходя из применения, способов обеспечения правопорядка и общественной безопасности, специфики возникающих при этом правоотношений и особенностей применяемых мер административного предупреждения, последние подразделяются на четыре группы: меры административного предупреждения(административно- предупредительные меры); меры административного пресечения; меры административно-процессуального обеспечения; административные взыскания.Меры административного предупреждения, применяемые милициейПонятие и сущность мер административного предупреждения, применяемых милицией. Меры административного предупреждения (административно-предупредительные меры), являясь одним из видов административного принуждения, применяются работниками милиции в целях предупреждения правонарушений и обстоятельств, угрожающих общественной и личной безопасности граждан. Они выступают в качестве ограничений административно-правового характера, административно-принудительных действий в отношении того или иного гражданина, должностного лица.Основанием применения мер административного предупреждения могут быть реальное предположение о намерении лица совершить правонарушение, антиобщественное, противоправное действие, возникновение обстоятельств, угрожающих общественной и личной безопасности граждан.Следовательно, под мерами административного предупреждения понимаются применяемые работниками милиции способы и средства, направленные на предупреждение правонарушений и недопущение их отрицательных, вредных последствий, а также на предотвращение наступления обстоятельств, угрожающих общественной и личной безопасности граждан.Классификация мер административного предупреждения. Рассматриваемые меры весьма многообразны. Они могут быть классифицированы по различным критериям (по сходным признакам, по разным основаниям и целям применения). Практическое значение имеет классификация мер по целям применения. В результате классификации по этому критерию выделяются две группы мер административного предупреждения.7 . Положение и структура ОПЦ. Исх. № 1.760 от 5.03. 2008гК одной из групп относятся меры, которые применяются целях предотвращения случаев наступления угрозы общественной и личной безопасности граждан, предотвращения наступления возможных нежелательных или вредных последствий. В состав этой группы, в частности, входят: закрытие определенных участков дороги или улицы для движения транспорта и пешеходов при возникновении угрозы безопасности движения при авариях, обвалах, обрывах линий электропередач; технический надзор за автомототранспортными средствами и запрещение ввода в эксплуатацию автомототранспортных и иных транспортных средств, если конструкция или техническое состояние их не отвечает предъявляемым требованиям; досмотр ручной клади, багажа и личный досмотр пассажиров гражданских воздушных судов и др.Характерным для указанных мер административного предупреждения является то, что они могут применяться при отсутствии факта противоправных действий. Дело в том, что угроза общественной и личной безопасности граждан, их законным интересам может возникнуть не только в связи с правонарушением, но и вследствие стихийных бедствий, эпидемий, эпизоотии, действий психически больных лиц и т.п. В таких случаях государство вынуждено прибегать к применению принудительных мер к лицам, которые не являются правонарушителями. Эти меры лишены характера административной кары. Так, например, в целях обеспечения безопасности пассажиров и членов экипажа воздушного судна обязательному предполетному досмотру, а также послеполетному досмотру в случае его проведения в соответствии с Законом Российской Федерации «О милиции» подлежат воздушное судно, его бортовые запасы, члены экипажа, пассажиры, багаж, в том числе вещи, находящиеся при пассажирах, а также грузы и почта.Весьма важное предупредительное значение имеет рассматриваемая мера при стихийных бедствиях (пожарах, наводнениях, землетрясениях и т.п.). В этих случаях прекращение (ограничение) движения - действенное средство обеспечения личной и имущественной безопасности граждан. Например, получив сообщение о пожаре, сотрудники милиции, спасая людей и имущество, выявляя причины загорания, при необходимости выставляют оцепление, прекращают или ограничивают на прилегающих улицах (участках) движение транспорта и пешеходов, не допускают в район пожара посторонних лиц.Меры административного пресечения, применяемые милициейМеры административного пресечения представляют собой оперативные действия органа или должностного лица по прекращению правонарушения. Их применение связано с непосредственным вмешательством в действия нарушителя с целью их прекращения и недопущения вредных последствий. Посредством психологического или физического воздействия, связанного с личным, организационным или имущественным ограничением, правонарушитель лишается фактической возможности продолжить неправомерные действия, побуждается к исполнению определенных обязанностей.Меры административного пресечения наиболее часто применяются органами внутренних дел в связи с совершением административных проступков. В ряде случаев они являются действенным, а иногда - и единственно возможным средством пресечения преступлений (например, применение оружия).Эти меры применяются не только для пресечения правонарушений, но и для прекращения общественно опасных действий душевнобольных и малолетних лиц.Среди мер административного пресечения, применяемых милицией, принято выделять меры общего и специального назначения. К числу мер общего назначения относятся: помещение лиц, находящихся в состоянии сильного опьянения, в центры оказания специальной помощи; отстранение лиц от управления транспортными средствами; запрещение эксплуатации транспортных средств; приостановление работы объектов разрешительной системы.Помещению в центры оказания специальной помощи подлежат лица, находящиеся на улицах и в других общественных местах в средней или тяжелой степени опьянения. Применение этой меры направлено на пресечение правонарушения (нахождение в общественном месте в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность) и осуществляется для оказания необходимой медицинской помощи лицу, пребывающему в состоянии сильного опьянения. Лицо, помешенное в указанный центр, находится там до вытрезвления, но не более 24 часов.8.Кодекс об административной ответственности КР от 4.08.1998г №Отстранение лиц от управления транспортными средствами может производиться работниками милиции в случаях управления транспортным средством лицом, находящемся в нетрезвом состоянии или не имеющим права на управление данным видом транспорта, а также грубо нарушающим правила дорожного движения.Отстранение от управления транспортным средством лица, находящегося в нетрезвом состоянии, производится работником милиции при обнаружении у лица любых признаков алкогольного или наркотического опьянения (запах9 .Закон КР « О профилактике правонарушений в КР» № 82 от 25.06.2005г. алкоголя, возбужденное или угнетенное состояние лица, специфические особенности управления транспортным средством и т.п.). При наличии достаточных оснований полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, оно отстраняется от дальнейшего управления транспортным средством и по общему правилу подвергается освидетельствованию на состояние опьянения.Запрещение эксплуатации транспортных средств, техническое состояние которых угрожает безопасности дорожного движения, производится работниками милиции для пресечения административного правонарушения и предотвращения возможных опасных последствий управления технически неисправными транспортными средствамиПриостановление работы объектов разрешительной системы производится в целях пресечения нарушений порядка открытия и функционирования стрелковых тиров, оружейных магазинов, оружейно-ремонтных, пиротехнических баз и складов хранения оружия, боеприпасов, взрывчатых, сильнодействующих ядовитых и радиоактивных веществ. Несоблюдение установленного государством порядка их открытия и функционирования (правил разрешительной системы) может привести к хищению, утрате и использованию в преступных целях предметов и веществ, подпадающих под разрешительную систему, создать угрозу общественной безопасности.Осуществляя надзор за соблюдением правил лицензионно-разрешительной системы, при выявлении их нарушений милиция вправе закрывать указанные предприятия или их отдельные участки, запрещать приобретение, хранение, перевозку названных предметов до устранения имеющихся нарушений.(9)Применение рассматриваемой меры оформляется специальным актом и сопровождается опечатыванием помещений закрываемых объектов, а при необходимости и изъятием соответствующих предметов разрешительной системы (оружия, боеприпасов и др.).Меры административного пресеченияМеры административного пресечения специального назначения являются средствами физического воздействия на правонарушителей, применяемыми в случаях, когда иными мерами прекратить общественно опасное поведение невозможно.Применение значительной их части является использованием института необходимой обороны, в соответствии с которым действия работников милиции по пресечению правонарушений и задержанию правонарушителей признаются правомерными, общественно полезными и поэтому не влекут юридической ответственности, даже если этими действиями правонарушителю вынужденно был причинен вред.Применению специальных средств, за исключением необходимости отражения внезапного нападения, а равно задержания лиц, подозреваемых в совершении умышленных преступлений, освобождения заложников, должны предшествовать предупреждение о намерении применить такие средства и, если позволяют обстоятельства, предоставление достаточного времени для прекращения правонарушения.Вид специального средства и интенсивность его применения определяются с учетом складывающейся обстановки, характера правонарушения и личности правонарушителя. При применении специальных средств пресечения должна сводиться к минимуму возможность причинения вреда здоровью граждан. Запрещается применять специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних, кроме случаев совершения ими нападения, угрожающего жизни, группового нападения либо оказания вооруженного сопротивления.Сотрудники милиции имеют право применять огнестрельное оружие (стрелять на поражение) в следующих случаях:для защиты граждан от нападения, опасного для их жизни или здоровья;для отражения нападения на сотрудника милиции, когда его жизнь или здоровье подвергаются опасности, а также для пресечения попытки завладения его оружием;для освобождения заложников;для задержания лица, застигнутого при совершении тяжкого преступления против жизни, здоровья и собственности и пытающегося скрыться, а также лица, оказывающего вооруженное сопротивление;для отражения группового или вооруженного нападения на жилища граждан, помещения государственных органов, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций;для пресечения побега из-под стражи: лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления; лиц, в отношении которых мерой пресечения избрано заключение под стражу; лиц, осужденных к лишению свободы, а также для пресечения попыток насильственного освобождения этих лиц.Каплунов А.И Применение огнестрельного оружия в системе мер административного принуждения. Совершенствование административно-правовой деятельности ОВД.М.:1994г.Применению оружия должно предшествовать предупреждение о намерении его применить. Без предупреждения оружие может применяться при внезапном или вооруженном нападении, нападении с использованием боевой техники, транспортных средств, летательных аппаратов, морских и речных судов, при побеге из-под стражи с оружием либо с использованием транспортных средств, побеге лиц, находящихся под стражей, из транспортных средств во время их движения, а также для освобождения заложников.Запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда возраст очевиден или известен сотруднику милиции, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения вооруженного либо группового нападения, угрожающего жизни людей, а также при значительном скоплении людей, когда от этого могут пострадать посторонние лица.Кроме того, сотрудники милиции имеют право использовать огнестрельное оружие в следующих случаях:для остановки транспортного средства путем его повреждения, если водитель создает реальную опасность жизни и здоровью людей и отказывается остановиться, несмотря на неоднократные требования сотрудника милиции;для обезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровью людей;для предупреждения о намерении применить оружие, подачи сигнала тревоги или вызова помощи.Сотрудник милиции, применивший оружие, обязан: в случае ранения правонарушителя оказать ему неотложную помощь, соблюдая при этом меры предосторожности от возможного нападения, и вызвать скорую медицинскую помощь; при смертельном исходе необходимо обеспечить охрану тела и сохранение обстановки происшествия до прибытия представителей прокуратуры или органа внутренних дел.При наличии очевидцев происшедшего следует установить и зафиксировать их данные.О применении огнестрельного оружия сотрудник милиции в течение 24 часов с момента его применения обязан представить рапорт начальнику органа милиции по месту своей службы или по месту применения огнестрельного оружия.Применение сотрудниками милиции физической силы, в том числе боевых приемов борьбы, возможно для пресечения преступлений и административных правонарушений, задержания лиц, их совершивших, преодоления противодействия законным требованиям, если ненасильственные способы не обеспечивают выполнения возложенных на милицию задач.Так как применение боевых приемов борьбы может быть сопряжено с причинением лицу различной степени тяжести телесных повреждений, то выбор приема зависит от степени опасности деяния лица, к которому он применяется. Следует стремиться к тому, чтобы любой ущерб, причиненный при этом, был минимальным. Нормативные основы деятельности ОВД КР. Учебник .-Б.,2002г.Как уже отмечалось, на вооружении милиции имеются различные специальные средства, которые могут применяться сотрудниками милиции в следующих случаях:1) для отражения нападения на граждан и сотрудников милиции - резиновые палки, слезоточивый газ («Черемуха»), светозвуковые средства, служебные собаки;2) для пресечения оказываемого сотруднику милиции сопротивления - резиновые палки, слезоточивый газ, служебные собаки, наручники (при отсутствии наручников могут применяться подручные средства связывания);3) для задержания лица, застигнутого при совершении преступления, посягающего на жизнь, здоровье или собственность, и пытающегося скрыться, - наручники, служебные собаки;4) для задержания лиц, в отношении которых имеются основания полагать, что они намерены оказать вооруженное сопротивление, - слезоточивый газ, светозвуковые средства отвлекающего воздействия, средства разрушения преград, водометы и бронемашины, служебные собаки, резиновые пули;5) для доставления задерживаемых лиц в милицию, конвоирования и охраны задержанных, а также лиц, подвергнутых административному аресту и заключенных под стражу, когда они своим поведением дают основание полагать, что могут совершить побег либо причинить вред окружающим или себе, или оказывают противодействие сотруднику милиции, - наручники, служебные собаки;6) для освобождения захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков - слезоточивый газ, светозвуковые средства, средства разрушения преград, водометы и бронемашины, служебные собаки, резиновые пули;7) для пресечения массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, связи, предприятий, учреждений и организаций, - слезоточивый газ, светозвуковые средства, водометы и бронемашины, резиновые пули;8) для остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требования сотрудника милиции остановиться, - средства принудительной остановки транспорта («Еж-Диана»);9) для выявления лиц, совершивших преступления, - специальные окрашивающие средства («химловушки»).Указанные и другие специальные средства могут применяться также при обстоятельствах, дающих основания для применения огнестрельного оружия.Запрещается применять специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью людей, а также при пресечении незаконных собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций ненасильственного характера, которые не нарушают работу транспорта, связи, предприятий, учреждений и организаций.В состоянии необходимой обороны или крайней необходимости сотрудник милиции при отсутствии специальных средств или огнестрельного оружия вправе использовать любые подручные средства.Решение о применении специальных средств принимает должностное лицо, ответственное за обеспечение общественного порядка и безопасности, руководитель конкретной операции. Сотрудник милиции, действующий индивидуально, принимает такое решение самостоятельно.О всех случаях смерти или ранения в результате применения физической силы, специальных средств или оружия уведомляется прокурор.Меры административно-процессуального обеспечения, применяемые милициейМеры процессуального обеспечения, являясь разновидностью мер административного принуждения, применяются милицией в целях обнаружения правонарушений, установления личности нарушителей, обнаружения доказательств и создания иных условий для объективного, всестороннего и полного рассмотрен дел о правонарушениях. Шерипов Н.Т Административное право КР. Учебник.-Б.: «Нур-Ас», 2009В конечном счете назначение этих мер состоит в том, чтоб создать необходимые условия для реализации норм материального права, устанавливающих ответственность за правонарушения. Их применение служит целям реализации преимущественно административных взысканий. В отдельных случаях мерами административно-процессуального обеспечения создаются необходимые условия для реализации уголовно-правовых санкций.Таким образом, применение названных мер обусловлено необходимостью реализации различных мер государственного правового (преимущественно административного) принуждения. По отношению к последним они имеют вспомогательное, обеспечительное значение, что и нашло отражение в их названии.Достижение названных целей административно-процессуального принуждения осуществляется посредством реализации мерами процессуального обеспечения различных функций. С учетом характера этих функций все рассматриваемые меры могут быть сведены в три основные группы: меры административно-процессуального пресечения; меры, направленные на получение доказательств; процессуальные меры исполнения административных взысканий.Меры административно-процессуального пресечения заключаются в принудительном ограничении свободы передвижения лица, совершившего правонарушение (или подозреваемого в его совершении), в целях пресечения нарушения и обеспечения выполнения им своих процессуальных обязанностей. К этим мерам относятся: доставление правонарушителя, административное задержание и привод.Под «доставлением» понимается принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным.Помимо доставления лиц, совершивших административные правонарушения, сотрудники милиции вправе доставить в орган внутренних дел лицо, подозреваемое в совершении преступления.О доставлении правонарушителя сотрудником милиции составляется рапорт. Все лица, доставленные в орган внутренних дел (милицию), регистрируются дежурным по органу внутренних дел в книге доставленных.Правонарушители, доставленные в органы внутренних дел (милицию), в установленных законом случаях могут быть подвергнуты административному задержанию. Административное задержание представляет собой кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушенииПо каждому факту административного задержания должен составляться протокол, в котором фиксируются следующие сведения: дата и место составления протокола; должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол; сведения о личности задержанного; время и мотивы задержания.ЗАКЛЮЧЕНИЕАдминистративная деятельность ОВД осуществляется посредством различных методов, которые дополняют друг друга, так как каждый из них характеризуется способом реализации общих целей административной деятельности.Основными методами административной деятельности ОВД являются убеждение и принуждение, При этом на первом месте выступает, убеждение, а затем - принуждение. Такое соотношение методов вытекает из общественной природы нашего государства, из соответствия его целей и задач интересом человека и гражданина, из огромной воспитательной роли убеждения.Вместе с тем административной деятельности ОВД убеждение и принуждение выражаются в разнообразных вариантах, что дает основание для выделения более конкретных видов методов этой деятельность Так, по характеру управляющего воздействия выделяют организационные методы (координация, согласование, инструктирование и др.), психологические методы(психологическое побуждение, мотивация, авторитета) административные ни экономические методы. Все методы должны соответствовать действующему законодательству по, содержанию, целенаправленности и организационной форме.Список использованной литературы1. Конституция КР от 27.06.2010г.2. Закон КР «Об ОВД КР» 11.01.1994г.3. Закон КР « О государственной службе»от 17.10.2004г.4. Закон КР « О профилактике правонарушений в КР» № 82 от 25.06.2005г.5114.Кодекс об административной ответственности КР от 4.08.1998г №.6. Закон КР «О судах аксакалов»№ 113 от 5.07.2002.7. Постановление Правительства КР «Положение о дружинах по ООП» № 231 от 15.04.1994г.8. Положение и структура ОПЦ. Исх. № 1.760 от 5.03. 2008г9. Нормативные основы деятельности ОВД КР. Учебник.-Б.,2002г.10. Шерипов Н.Т Административное право КР. Учебник. -Б.: «Нур-Ас», 200911. Административная деятельность ОВД. Уч. пособие. Под. Ред. генерал-майор милиции А.С Мавлянова,- Б.: Академия МВД КР,2008г.12. Каплунов А.И Применение огнестрельного оружия в системе мер административного принуждения. Совершенствование административно-правовой деятельности ОВД.М.: 1994г.13. Административная деятельность ОВД. Часть общая. Учебник. М.: МЮИ МВД России. Издательство «Щит-М». 1997г.Размещено на http://www.allbest.ru/
Страницы: 1, 2, 3
|
|
|
|
НОВОСТИ
|
|
|
|
|
|