|
Меню
|
|
|
|
|
|
|
Реферат: Россия-Япония: состояние и перспективы взаимоотношений
|
|
|
Реферат: Россия-Япония: состояние и перспективы взаимоотношений
Волго-Вятская Академия Государственной Службы Кафедра истории и политологииРЕФЕРАТРоссия и Япония: состояние и перспективы взаимоотношений. Выполнила: студентка 2 курса, гр. 201 Каткова Ирина Проверил: доцент, к.и.н. Давыдова Р.И. Н. Новгород, 2001 |
|
Волго-Вятская Академия Государственной Службы
Кафедра социологии РЕФЕРАТ
Имидж государственного служащего.
Выполнила: студентка 2 курса, гр. 201
Каткова Ирина
Проверил:
Н. Новгород, 2001
Содержание:
Введение.
1. Современная Япония.
2. История российско-японских отношений.
3. РФ и Япония в 90-е годы:
3.1. Тенденции развития российско-японских отношений.
3.2. Экономическое сотрудничество стран.
3.3. Проблема Южных Курил.
4. Перспективы партнерства России и Японии.
Заключение.
Список использованной литературы.
Введение.
Современная Япония – одна из наиболее развитых стран мира. Несомненно, что
сотрудничество с Японией является важным фактором экономической, социальной,
культурной и политической жизни России.
В Концепции внешней политики России, утвержденной 28 июня 2000 года Президентом
В. В. Путиным, говорится, что «РФ выступает за устойчивое развитие отношений с
Японией, за достижение подлинного добрососедства, отвечающего национальным
интересам обеих стран».[1] В настоящее
время между странами существует целый ряд проблем, решение которых –
необходимое условие развития сотрудничества.
Цель данной работы – осветить наиболее актуальные проблемы взаимоотношений и
проследить тенденции развития сотрудничества стран.
1. Современная Япония.
После второй мировой войны экономика Японии находилась в крайне плачевном
состоянии. Однако умело проведенная экономическая политика уже к концу 60-х
годов позволила стране встать на ноги. Сегодня Япония – одна из наиболее
развитых стран. По существующим данным, Япония с населением 120 млн. может
производить товаров и услуг всего лишь на 15 % меньше, чем США. Показательно
также то, что заграничные капиталы Японии превышают 1 трлн. долларов.
[2] Япония сейчас является не только второй по экономической мощи державой
мира, но и крупнейшим кредитором, а также одним из основных доноров
международных организаций и программ. В последние годы Япония обеспечивает
около 15 % годового бюджета ООН. Немаловажным фактом является также то, что
Япония занимает третье место среди развитых стран по размерам национального
дохода на душу населения, составившего в 1995 году 31, 9 тыс. долларов
[3]. Хотя в настоящее время исследователи приводят множество доводов,
указывающих на то, что уже прослеживаются признаки грядущего отставания Японии
в своем экономическом развитии, но, тем не менее, позитивные тенденции
преобладают над негативными.
Большинство геополитиков относят Японию к государствам-центрам силы. Здесь
следует учесть следующий факт. Япония – асимметричная великая держава,
поскольку ее экономическая мощь не соответствует ее военному и политическому
весу и влиянию. Но она располагает возможностями для существенного увеличения
военных расходов, а о растущих политических амбициях Страны восходящего солнца
свидетельствуют ее претензии на место в Совете Безопасности ООН в качестве
постоянного члена. И если существующая асимметричность будет преодолена, то это
может вызвать революционные изменения во всем мире.
[4]
2. История российско-японских отношений.
Русско-японские отношения имеют более чем трехсотлетнюю историю. Первые
сведения о Курильских островах сообщил в 1697 году русский землепроходец В.
В. Атласов. В 1854 году Япония, бывшая до этого «закрытой страной», была
«открыта» М. Перри для европейцев. Уже в 1855 году был заключен первый
русско-японский договор – «о мире и дружбе». Этот договор определял морскую
границу, а японское правительство открыло для русских судов порты Симода,
Хакодате, Нагасаки. В 1895 году был заключен договор о «взаимной свободе
торговли и мореплавания» и режиме наибольшего благоприятствования для
подданных одной страны на территории другой.
Отношения между Россией и Японией носили позитивный характер вплоть до
русско-японской войны. В 1904 году война была развязана Японией, носила
империалистический характер и велась за господство в Северо-Восточном Китае и
Корее. В результате заключения Портсмутского мира 5 сентября 1905 года Россия
признала Корею сферой влияния Японии и уступила ей Южный Сахалин.
1 сентября 1939 года началась вторая мировая война. В течение практически
всего ее периода (сентябрь 1939 г. — август 1945 г.) Япония и Советский Союз
не находились в состоянии войны. Дело в том, что в апреле 1941 года между
обеими странами был заключен Пакт о нейтралитете со сроком действия на 5 лет.
4 – 11 февраля 1945 года в Ялте встретились главы правительств трех союзных
держав: И. В. Сталин (СССР), Ф. Д. Рузвельт (США) и У. Черчилль. В результате
Ялтинской конференции (Крымской конференции) СССР выразил согласие на
определенных условиях вступить в войну против Японии. По условию Ялтинской
конференции СССР отходили так называемые «северные территории».
9 августа 1945 года, три дня спустя после атомной бомбардировки Хиросимы и в
тот же день атомной бомбардировки Нагасаки, Советский Союз вступил в войну
против Японии, поражение которой уже не вызывало никаких сомнений. Спустя
неделю, 14 августа Япония приняла условия Потсдамской декларации и
капитулировала перед союзными державами.
После окончания войны вся территория Японии была оккупирована союзными
войсками. В результате переговоров между союзниками территория собственно
Японии подлежала оккупации войсками США, Тайвань — войсками Китая, а Сахалин
и Курильские острова — советскими войсками. Что касается Курил, то советские
войска 18 августа заняли остров Шумшу, а потом 27 августа, продвинувшись до
острова Уруп, южного конца Курильской гряды, они развернулись назад от
данного острова. Но, узнав об отсутствии американских войск на Северных
территориях, в период до 3 сентября они оккупировали и Итуруп, Кунашир,
Шикотан и гряду Хабомаи, которые являются исконными территориями Японии.
Оккупация Северных территорий была военной оккупацией, совершенно бескровной
после военных действий, и, следовательно, подлежала прекращению в результате
территориального урегулирования по мирному договору.
И. В. Сталин Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1946 года
включил районы, находящиеся под оккупацией, в состав территории своей страны.
В период 1947—49 годов Советский Союз насильственно выселил японцев,
проживавших на Итурупе, Кунашире, Шикотане и гряде Хабомаи (до войны на этих
островах проживало свыше 17 тысяч японцев) и начал заселять оккупированные
районы советскими гражданами.
В 1956 году между Советским Союзом и Японией были проведены переговоры,
которые, однако, не привели к договоренности: японская сторона заявляла, что
Итуруп, Кунашир, Шикотан и гряда Хабомаи являются территорией Японии и
требовала их возвращения, а советская сторона соглашалась вернуть лишь
Шикотан и Хабомаи.
В результате Япония и СССР вместо мирного договора подписали Совместную
декларацию, предусматривавшую прекращение состояния войны и восстановление
дипломатических отношений. Стороны обязались продолжить переговоры о
заключении мирного договора и о возвращении после заключения мирного договора
гряды Хабомаи и острова Шикотан.
Проблема Хабомаи и Шикотана в составе территориального вопроса между Японией
и СССР в принципе разрешена японо-советской Совместной декларацией.
Следовательно, остается проблема Итурупа и Кунашира, которая должна быть
решена на переговорах по мирному договору.
После заключения Совместной декларации между Японией и СССР периодически
проводились переговоры по мирному договору, но реального результата не было
получено. В частности, при тоталитаризме СССР долгое время занимал жесткую
позицию, сводившуюся к тому, что «территориального вопроса не существует».
3. РФ и Япония в 90-е годы:
3.1. Тенденции развития российско-японских отношений.
Появление в 1991 году на международной арене новой России как суверенного
государства, провозгласившего путь демократических и рыночных преобразований,
обусловило становление принципиально иного по сравнению с предшествующим
периодом характера отношений нашей страны с ее дальневосточным соседом -–
Японией. С распадом СССР и началом реформ в России исчезла причина военно-
политической и идеологической конфронтации с Японией как неизбежного
следствия прежнего советско-американского соперничества. Наряду с этим с
учетом тенденции к формированию многополярного мира Россия стала подходить к
Японии как к крупной самостоятельной экономической державе с растущим
потенциалом политического влияния в международных делах.
Стало очевидным, что подъем российско-японских отношений на более высокий
уровень будет способствовать решению важной для национальных интересов России
задачи вхождения в качестве полноправного партнера в мировое сообщество, его
глобальные («восьмерка», МВФ, ВТО) и региональные, азиатско-тихоокеанские
(АТЭС и др.) институты взаимодействия и сотрудничества. Кроме того, улучшение
отношений с Японией было необходимым для решения более конкретных, но не
менее значимых задач: эффективное задействование потенциала российско-
японского экономического для социально-экономического подъема районов
Дальнего Востока России; подключение дальневосточных субъектов Федерации к
взаимовыгодному сотрудничеству в субрегионе Северо-Восточной Азии;
использование опыта Японии для продвижения экономических реформ России;
укрепление безопасности России на дальневосточном направлении.
Японское правительство в декабре 1991 года одним из первых признало Российскую
Федерацию в качестве государства – продолжателя СССР и заявило о своей
поддержке российских реформ в качестве долгосрочного стратегического курса,
поскольку, как подчеркивали в Токио, успех преобразований в России отвечает
интересам всего международного сообщества, включая Японию
[5].
Однако процесс налаживания отношений между странами шел достаточно вяло,
несмотря на то, что японское руководство отошло от прежней жесткой увязки
всего и вся в российско-японских отношениях с прогрессом в решении
территориальной проблемы и стало придерживаться более гибкой, реалистичной
линии, предполагающей активное развитие отношений с Россией параллельно с
продолжением переговоров по мирному договору.
Крупным событием на пути налаживания взаимоотношений России и Японии стал
официальный визит Б. Н. Ельцина в Токио в октябре 1993 года. В результате
была подписана Токийская декларация о российско-японских отношениях – первый
комплексный документ, определивший принципиальные основы отношений между
новой Россией и Японией, а также пакет из более полутора десятков соглашений
и документов по развитию двустороннего сотрудничества в различных областях.
В Токийской декларации было зафиксировано намерение сторон взаимодействовать
в делах строительства нового международного порядка и полной нормализации
российско-японских отношений, а также углублять сотрудничество в области
разоружения, развивать диалог и взаимодействие в других сферах.
Токийские договоренности на высшем уровне открыли путь для дальнейшей
активизации российско-японских отношений по многим направлениям. В частности
были сделаны важные шаги в развитии экономического сотрудничества.
Особенно широкое, динамичное развитие, многоплановое развитие российско-
японских отношений приходится на период с 1997 года. 1 – 2 ноября 1997 года в
Красноярске состоялась первая в истории взаимоотношений России и Японии
неформальная встреча руководителей двух государств. Красноярский саммит стал
этапным событием в отношениях с нашим дальневосточным соседом, положившим
начало их продвижения в направлении партнерства.
В Красноярске Б. Н. Ельцин и Р. Хасимото сформулировали новые принципы
российско-японских отношений – взаимное доверие, взаимная выгода,
долгосрочность, тесное экономическое сотрудничество. Значительное внимание
было уделено проблеме мирного договора. Руководители стран отметили
необходимость развязывания этого узла, омрачающего отношения России и Японии
и договорились приложить все усилия, чтобы заключить мирный договор к 2000
году на основе Токийской декларации
Диалог между Президентом России и премьер-министром Японии был продолжен в
апреле 1998 года на их неформальной встрече в японском курортном местечке
Кавана. Был достигнут ряд новых договоренностей по дальнейшему продвижению
двусторонних отношений.
В июле 1998 года состоялся официальный визит в Японию председателя
правительства России С. В. Кириенко. В ходе визита был достигнут ряд
договоренностей в сфере экономики.
Активно развивающиеся российско-японские отношения во второй половине 90-х
годов создали предпосылки для повышения их уровня. Эта цель была поставлена в
Московской декларации об установлении созидательного партнерства, подписанной
13 ноября 1998 года Президентом России Б. Н. Ельциным и премьер-министром
Японии К. Обути в ходе визита последнего в Москву. Констатировав, что
двусторонние отношения занимают одно из важнейших мест во внешней политика
России и Японии, лидеры двух стран провозгласили в качестве главнейшей задачи
установление партнерства на базе принципов доверия, взаимной выгоды,
долгосрочной перспективы и тесного экономического сотрудничества.
1999 год для российско-японских отношений прошел под знаком последовательной
реализации поставленной на высшем уровне задачи строительства партнерских
отношений. Российско-японские отношения продвигались вперед в ключе общего
понимания, что созидательное партнерство предполагает широкое, активное
развитие всего комплекса двусторонних связей и сотрудничества в сочетании с
продолжением конструктивного решения проблемы пограничного размежевания.
В середине феврали 2000 года министр иностранных дел России И. С. Иванов
посетил Японию с официальным визитом. Состоялась встреча И. С. Иванова с
премьер-министром Японии К. Обути, которому было передано личное послание В.
В. Путина. Были проведены переговоры между И.С. Ивановым и министром
иностранных дел Японии Ё. Коно. К. Обути и Ё. Коно заявили о неизменности
курса на развитие отношений с Россией.
Визит И. С. Иванова показал устойчивый, поступательный характер развития
отношений между Россией и Японией, не подверженный конъюнктурным колебаниям,
выявил хорошие перспективы российско-японских связей по всем направлениям.
[6]
3 – 5 сентября 2000 года состоялся официальный визит Президента России В. В.
Путина в Японию. Переговоры В. Путина с И. Мори были сфокусированы на таких
ключевых аспектах, как стратегическое сотрудничество в мировых делах,
развитие двусторонних торгово-экономических связей и проблема мирного
договора, причем по каждому из этих аспектов был достигнут определенный
прогресс. Впервые в истории двусторонних отношений Президент России и
премьер-министр Японии подписали Совместное заявление о взаимодействии России
и Японии в международных делах. Здесь стороны не просто суммируют совпадающие
или близкие подходы, но идут дальше, к реальной взаимной поддержке.
Подводя итог, можно сказать, что визит В. Путина стал важным шагом в процессе
строительства партнерства между двумя странами. Это позволяет высказать
предположение о сохранении и развитии позитивных тенденции в отношениях
России и Японии.
3.2. Экономическое сотрудничество стран.
Экономическое сотрудничество России и Японии является одним из наиболее
важных аспектов выгодных взаимоотношений двух стран. История развития
экономических отношений стран развивалась параллельно подъему российско-
японских отношений на более высокий уровень.
Первый важный шаг в налаживании экономических отношений был сделан в ноябре
1994 года: стороны договорились о создании Российско-японской
межправительственной комиссии по торгово-экономическим вопросам, которую
возглавляют заместитель председателя правительства России и министр
иностранных дел Японии.
В ходе различных контактов между руководством стран был заключен ряд
договоренностей по вопросам экономики. Наиболее рациональным будет осветить
экономическую сторону переговоров В. Путина и И. Мори, так как в ходе этих
переговоров была подведена черта всем предыдущим контактам стран по
экономическим вопросам. Итак, в ходе переговоров была подписана Программа
углубления сотрудничества в торгово-экономической области между двумя странами.
Этот документ определяет основные направления российско-японского
сотрудничества в экономической сфере: поощрение взаимной торговли и японских
инвестиций в российскую экономику, взаимодействие в освоении энергоресурсов
Сибири и Дальнего Востока в целях стабилизации энергоснабжения в АТР,
транспорт, наука и технологии, атомная энергетика, освоение космоса, содействие
интеграции российской экономики в мирохозяйственные связи, поддержка
экономических реформ России, включая подготовку кадров для рыночного хозяйства,
и т. д. [Ю1] [7]
Президент России подтвердил глубокую заинтересованность российской стороны в
активизации экономического сотрудничества с Японией и предложил ряд новых
крупных идей, реализация которых давала бы большие выгоды России и Японии,
кардинально расширяла бы масштабы их экономического сотрудничества. Речь
идет, в частности, о проекте строительства энергомоста Россия – Япония, в
рамках которого можно было бы экспортировать в Японию электроэнергию с
электростанций на Сахалине и других районов Дальнего Востока, прокладке
магистральных газопроводов в Японию и другие страны АТР с месторождений в
восточной части России, строительстве тоннелей Япония – Сахалин, что
позволило бы связать Японию железнодорожным сообщением с Европой через
Транссибирскую магистраль, и о некоторых других предположениях.
В целом, можно сказать, что экономические отношения России и Японии находятся
в благоприятном положении и развиваются в сторону взаимовыгодного
сотрудничества.
3. 3. Проблема Южных Курил.
Проблема Южных Курил одна из ключевых во взаимоотношениях России и Японии.
После поражения России в войне 1904 – 1905 г. г. по Портсмутскому мирному
договору, навязанному России прежде всего США и Англией, острова Итуруп,
Кунашир, Шикотан, Хабомаи и половина острова Сахалин отошли к Японии. В 1945
году после разгрома Квантунской армии в Маньчжурии, японских гарнизонов на
Итурупе Кунашире, Шикотане и Хабомаи они вновь перешли под юрисдикцию России. В
апреле 1945 года был принят Устав ООН, который предписывал коллективные меры
против любого агрессора (ст. № 107 Устава ООН). Он допускал изъятие территорий
государств, воевавших против союзников. В случае противоречий между
действовавшими договорами и Уставом ООН преимущественную силу имел Устав ООН.
Устав был одобрен Японией в 1956 году. Отсюда можно сделать вывод, что
притязания Японии на «северные территории» не имеют под собой юридической силы.
[8]
Проблема Южных Курил или так называемых «северных территорий» неразрывно
связана с проблемой заключения мирного договора между Россией и Японией.
Первый шаг на пути решения проблемы мирного договора и территориального
размежевания стран был сделан в ходе визита Президента России б. Н. Ельцина в
Токио в октябре 1993 года. В Токийской декларации, подписанной в ходе визита,
были впервые сформулированы основные принципы дальнейших переговоров по
заключению мирного договора: «Президент Российской Федерации и премьер-министр
Японии, придерживаясь общего понимания о необходимости преодоления в
двусторонних отношениях тяжелого наследия прошлого, провели серьезные
переговоры по вопросу о принадлежности островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и
Хабомаи. Стороны соглашаются в том, что следует продолжать переговоры с целью
скорейшего заключения мирного договора путем решения указанного вопроса, исходя
из исторических и юридических фактов, а также принципов законности и
справедливости, и таким образом полностью нормализовать двусторонние отношения.
В этой связи правительство Российской Федерации и правительство Японии
подтверждают, что российская Федерация является государством – продолжателем
СССР и что все договоры и другие договоренности между Советским Союзом и
Японией продолжают применяться в отношениях между российской Федерацией и
Японией».[9]
Значительное внимание проблеме мирного договора было уделено на встрече Б. Н.
Ельцина и Р. Хасимото в Красноярске (1 – 2 ноября 1997 года). Руководители
стран отметили необходимость заключения мирного договора между странами и
договорились приложить все усилия для того, чтобы заключить мирный договор к
2000 году на основе Токийской декларации.
Новое измерение переговоры по мирному договору получили на встрече Б. Н.
Ельцина и Р. Хасимото в апреле 1998 года. Президент России и премьер-министр
Японии дали указание ускорить переговорный процесс. При этом с японской
стороны было выдвинуто конкретное предложение по пограничному размежеванию,
идущее в русле японской официальной позиции. Российская сторона
зарезервировала за собой право дать ответ на это предложение в ходе следующей
встречи на высшем уровне.
Серьезное внимание проблеме мирного договора было уделено в Московской
декларации об установлении созидательного партнерства, подписанной 13 ноября
1998 года президентом России Б. Н. Ельциным и премьер-министром Японии К.
Обути. В ходе встречи на высшем уровне в Москве Президент России передал
премьер-министру Японии ответ на каванское предложение японской стороны.
Ответ открыл возможность для продолжения работы по поиску взаимоприемлемого
решения проблемы пограничного размежевания в обстановке всестороннего
сближения России и Японии, включая углубление связей и контактов в районе
Южных Курил. С учетом этого Президент России и премьер-министр Японии
зафиксировали в Московской декларации указание правительствам двух стран
активизировать переговоры о заключении мирного договора. Было поручено
создать подкомиссии по пограничному размежеванию и по совместной
хозяйственной деятельности на островах в рамках возглавляемой министрами
иностранных дел совместной комиссии по вопросам заключения мирного договора.
Переговоры по мирному договору, включая аспект пограничного размежевания,
продолжались в 1999 году (в феврале – в Токио и в мае - в Москве). Российская
сторона руководствовалась на переговорах своей принципиальной позицией,
состоящей в том, что решение проблемы пограничного размежевания с Японией
должно быть взаимоприемлемым, не наносить ущерба суверенитету и
территориальной целостности России, пользоваться пониманием и поддержкой
общественности обеих стран и быть одобренным законодательными органами России
и Японии. При этом российская сторона выразила мнение о том, что речь должна
идти не просто о мирном договоре, а о более широком, отвечающем современным
реалиям документе – Договоре о мире, дружбе и сотрудничестве. Российская
сторона предлагала обозначить в Договоре о мире, дружбе и сотрудничестве
принципиальную направленность дальнейшей совместной работы по выходу на
решение проблемы пограничного размежевания (значительная активизация
контактов в районе Южных Курил, дальнейшее всестороннее сближение двух
стран), а непосредственно саму линию границы между Россией и Японией
зафиксировать в отдельном документе в будущем, когда будет выработана
устраивающая обе стороны формула урегулирования территориальной проблемы.
Можно сказать, что в 90-х годах Южные Курильские острова постепенно
становились районом российско-японского взаимодействия и взаимовыгодного
сотрудничества. Подобное изменение можно считать одним из самых значительных
политических достижений в отношениях России и Японии последнего времени.
Визит Президента России В. Путина в сентябре 2000 года в Японию позволил
сторонам впервые за многие годы провести предметный и откровенный разговор на
высшем уровне по проблеме мирного договора. Обсуждение было исключительно
полезным, поскольку позволило значительно углубить представления сторон об их
позициях. С японской стороны было вновь разъяснено содержание ее каванского
предложения и подчеркнуто, что оно носит оптимальный характер и позволяет
решить проблему без ущерба интересов обеих стран. Президент России, в свою
очередь, изложил подход российской стороны в пользу целесообразности поиска
взаимоприемлемого решения проблемы в обстановке поступательного развития
российско-японских отношений во всем их комплексе.
Может сложиться впечатление, что поскольку по вопросу о принадлежности
островов каждая из сторон осталась на своей позиции, продвижения в вопросе о
мирном договоре нет, и переговоры зашли в тупик. И все же правильнее будет
говорить о том, что, не смотря на реально существующие различия в подходах к
вопросу о суверенитете над Южными Курилами, как раз тупиковой ситуации
удалось избежать. Дело в том, что стороны рассматривали территориальный
вопрос с широких позиций, руководствуясь пониманием стратегической и
геополитической важности российско-японских отношений. В результате было
подписано Заявление Президента России и премьер-министра Японии по проблеме
мирного договора, которое создало прочную базу для дальнейшей совместной
работы над проблемой мирного договора и Южных Курил.
Хотелось бы надеяться, что в ближайшем будущем проблема мирного договора будет
благополучно разрешена с учетом того, что: «При всей заинтересованности России
в окончательном урегулировании взаимоотношений с Японией и подписании мирного
договора недопустимо, чтобы страна, являющаяся продолжателем государства
победителя в мировой войне при заключении мирного договора с побежденной
понесла территориальные потери».[10]
4.Перспективы партнерства России и Японии.
В настоящее время созданы благоприятные условия для дальнейшего развития
российско-японские отношений. По сути дела, сейчас между Москвой и Токио
остался один действительно трудный нерешенный вопрос – территориальный. Но и
он благодаря усилиям обеих сторон переведен из источника противостояния в
русло спокойных, взвешенных, конструктивных переговоров с целью нахождения
взаимоприемлемого решения. Важно при этом не торопить события, не создавать
завышенных ожиданий, после которых, как показывает практика, наступает период
разочарований. Жизнь уже показала, что тактика давления и увязок абсолютно
контрпродуктивна и возвращает ситуацию в тупик. Очевидно, что решение столь
сложной проблемы может быть найдено только в процессе действительно активного
развития двусторонних отношений, осуществления контактов между широкими
слоями общественности обеих стран, интенсивного взаимодействия России и
Японии в решении актуальных проблем современности, то есть в условиях
партнерства. Строить его – приоритетная задача сторон. Также очень важно,
чтобы политический диалог был постоянным и доверительным, без этого
невозможно рассчитывать на решение политически сложных и тяжелых проблем.
Немаловажное значение для решения геополитических отношений России и Японии
имеет расширение гуманитарных и культурных обменов: между парламентариями,
предпринимателями, учеными, журналистами, деятелями культуры, представителями
отдельных регионов. Культурные обмены могут легче всего повысить интерес
стран друг к другу.
В целом можно сказать, что для строительства новых российско-японских
отношений двадцать первого века необходимо делать взаимные шаги навстречу
друг другу с учетом взаимных интересов народов двух стран.
Заключение
В последние годы отношения между Россией и Японией движутся в сторону поиска
взаимовыгодных и взаимоприемлемых решений. Очень важно, что основной
нерешенный вопрос между странами из разряда извечной конфронтации сторон
перешел в ранг конструктивных переговоров.
В целом можно говорить о том, что на рубеже столетий Россия и Япония создали
прочные предпосылки для установления партнерских отношений. Это можно считать
серьезным достижением обеих стран, с учетом того обстоятельства, что в
течение весьма длительного периода после второй мировой войны отношения между
ними характеризовались высокой степенью отчужденности, подозрительности,
недоверия и конфронтации.
Хотелось бы надеяться, что в будущем российско-японские отношения будут
двигаться в позитивном направлении, в сторону взаимного сотрудничества,
взаимовыгоды и поддержания крепких партнерских отношений.
Список использованной литературы:
1. Барциц И. Границы территории РФ: актуальные вопросы. // Власть, № 11,
2000 г.
2. Всемирная история: Учебник для вузов / Под ред. – Г. Б. Поляка, А. Н.
Марковой. – М., 1997 г., стр. 369 – 378.
3. Гаджиев К. С. Введение в геополитику, М., 1998 г.
4. Галузин М. Наши дела с Японией // Международная жизнь, № 3, 2000 г.
5. Галузин М. Размеренная поступь в отношениях с Японией // Международная
жизнь, №10, 2000 г.
6. Концепция внешней политики Российской Федерации // Международная
жизнь, № 8 – 9, 2000 г.
7. Нартов Н. А. Геополитика, М., 1999 г.
[1] Международная жизнь, № 8-9, 2000 г., стр. 13.
[2] Гаджиев К. С. Введение в геополитику, М., 1998 г., стр.282.
[3] Лебедева И. П. Экономические достижения
и уровень жизни японцев// Япония: мифы и реальность. М., 1999 г., стр. 30.
[4]Гаджиев К. С. Введение в геополитику, М., 1998 г., стр.282, стр. 284.
[5] Галузин М. Наши дела с Японией // Международная жизнь, № 3, 2000 г., стр.90.
[6] Галузин М. Наши дела с Японией //
Международная жизнь, № 3, 2000 г., стр. 89.
[7] Галузин М. Размеренная поступь в отношениях с Японией// Международная
жизнь, № 10, 2000 г., стр. 75.
[8] Нартов Н. А. Геополитика, М., 1999 г., стр. 253
[9]Галузин М. Наши дела с Японией //
Международная жизнь, № 3, 2000 г., стр. 91 – 92.
[10] Барциц И. Границы территории РФ:
актуальные вопросы. // Власть, № 11, 2000 г., стр. 32
[Ю1]
|
|
|
|
НОВОСТИ
|
|
|
|
|
|