реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Реферат: Расширение ЕС и взаимоотношение с Россией

реферат

едут в страну процветающую и бла­гополучную. А их поездки — следствие мировой

системы разделения труда, а не изъянов во вну­тренней политике союза.

Во-вторых, и это, пожалуй, главное, нали­чие среди соседей "процветающих и

хорошо управляемых государств" позволит Европе вы­путаться из паутины

миграционных проблем, в которой она оказалась в результате последнего

расширения Евросоюза. Раньше, как известно, все незаконные мигранты, попавшие

на терри­торию ЕС, переправлялись в соседнюю Польшу, страну, по оценкам

европейцев, "безопасную". Европу это вполне устраивало: во-первых, Польша

рядом, во-вторых, такая практика не противоречила Женевской конвенции,

запре­щающей возврат просителей убежища в стра­ны, где их жизнь и

безопасность могут быть под угрозой. Польша же смирилась с отведенной ей

ролью "отстойника" беженцев в обмен на обещание быть принятой в Евросоюз.

Однако теперь вся эта конструкция рухнула. Польша сама пала членом ЕС.

Получив, скажем, от соседней Германии незаконных мигрантов, она не может

переправить их в соседнюю Бело­руссию или Россию, так как, по оценкам

европей­цев, они не считаются "безопасными" Вполне очевидно, что эта проблема

является одним из мотивов появления новой "европейской полити­ки соседства".

Чтобы как-то справиться с пробле­мой беженцев, ЕС готов помочь вчерашним

про­сто "соседям" стать и процветающими, и хорошо управляемыми государствами.

Их могут даже признать "безопасными". Не всех, конечно, а вы­борочно. Нет

сомнений, что руководству Евросо­юза без особого труда (с такими-то деньгами)

удастся найти среди соседей "новую Польшу",

Но Европа понимает и то, что Россия все-таки не Польша. Просто так превратить

ее в отстойник

незаконных мигрантов не получится. Поэтому эти намерения скрываются под

разного рода рассуждениями об исключительной ее роли в мировой политике в

треугольнике Евросоюз -США - Россия. В последнее время заговорили о

подписании неких документов, смягчающих визовый режим между странами

Евросоюза и Рос­сией. А там, глядишь, у европейцев отпадут и со­мнения в

отношении ее "безопасности".

Прискорбно, но предпосылки для реализа­ции своего "миграционного" проекта

европей­цам создали сами участники российско-бело­русского союза. Какой-либо

принципиальной консолидированной точки зрения по этой проб­леме у государств-

союзников нет. Уровень со­гласованных действий России и Белоруссии на

внешнеполитическом направлении является од­ним из самых слабых мест в союзном

строитель­стве. Москва и Минск, как известно, оказались бессильны против

инициатив Евросоюза по вве­дению своих стандартов в отношения новых чле­нов

союза с восточными соседями. Свидетельст­вом тому является калининградская

проблема. Россия, вопреки здравому смыслу и какой либо логике, пыталась

решить ее без участия своего союзника, Белоруссии, хотя именно она должна

была сыграть там ключевую роль. Что из этого получилось, известно. Мило

улыбаясь и согла­шаясь, что Европа без России не Европа, Брюссель в главном

ни шагу не сделал ей навстречу, ни в чем не поступился своими интересами. По

нашему глубокому убеждению, без согласован­ных действий с Минском Москва

вполне может потерять "Калининградский анклав".

Кроме того, никакие проблемы миграцион­ных связей на западном направлении не

могут быть решены без участия Белоруссии.

Россия, в отличие от своего союзника, Бело­руссии, уже сегодня задыхается от

миграцион­ных проблем, вызванных перемещением лю­дей на постсоветском

пространстве. Очевидно, что проблемы этого рода, исходящие от бесце­ремонного

западного соседа, коснутся прежде всего нас, россиян. Весьма вероятно, что

этот новый сосед, Европейский союз, который пока еще в новом составе не

проявил себя, указан­ное выше единое экономическое пространство со свободным

перемещением товаров, услуг, капиталов и людей понимает по-своему. Как и

ранее, европейцы будут приветствовать пере­движение на Запад российских

природных ре­сурсов, новейших разработок и их авторов. А в поток на Восток

(теперь уже в Союзное государ­ство) к товарам сомнительного качества и

обе­щаниям добавят нелегальных мигрантов.

Задача России состоит в том, чтобы вместе с союзной Белоруссией поломать этот

устраивающий только Европу "порядок" и заявить, что на европейском

интеграционном поле появил­ся новый игрок (в недалеком будущем – новый

субъект международных отношений) - Союз­ное российско-белорусское

государство. При этом европейцам надо сразу же дать понять, что этого нового

игрока можно не любить, но считаться с ним надо.

5. Взаимоотношение России и ЕС на фоне вступления новых стран

Как известно, 1 мая 2004 г. в свою активную фазу вступил процесс присоединения к

Европейскому сообществу и Европейскому союзу 10 новых госу­дарств: Венгрии,

Кипра, Латвии, Литвы, Мальты, Польши, Словакии, Словении, Чехии, Эстонии.

Вскоре в ЕС войдут Румыния и Болгария. Хорватия и Турция начнут с ЕС переговоры

о вступлении1.

Каким образом это может повлиять на отно­шения России с ЕС?

Важность правильного ответа на этот вопрос подчеркивается тем

обстоятельством, что уже се­годня почти половина торгового оборота РФ

при­ходится на Европейское сообщество. «Его терри­тория, включавшая 15 стран,

составляла более 3.2 млн. кв. км, а число граждан Евросоюза пре­вышало 375

млн. С заранее запланированным на май 2004 г. вступлением в Союз еще 10 стран

этот экономический, политический и финансовый ин­теграционный гигант

становится самым мощным экономическим интеграционным объединением на планете.

Его население с учетом новых членов составит около 500

___________

1См: Попова Оксана Евросоюз – это наше завтра?// Дело. - № 46. –

27.12.04. – С. 3.

млн.»1 По своему совокупному ВНП расширенный Европейский союз

опередит США и при дальнейшем укреплении своей полити­ческой и военной

составляющей может стать одним из основных полюсов силы на новой

геополитичес­кой карте мира.

У нас с 1995 г. существует общая граница с Евросоюзом. Имеется в виду граница

с членом ЕС - Фин­ляндией. Со вступлением в Союз новых членов про­тяженность

общей границы и ее значение для России существенно увеличиваются. Торговля РФ

с тради­ционными партнерами из Центральной и Восточной Европы, странами

Балтии скоро будет подчинена но­вым европейским стандартам, нормам и

правилам. Наша жизнь и экономическая действительность, а также общая

расстановка сил в мире все больше бу­дут зависеть от "европейского фактора".

Отношения между Россией и Европейским со­обществом в юридическом плане

регулируются так называемым "большим" Соглашением о партнерстве и

сотрудничестве (СПС)2 и рядом сек­торальных соглашений о торговле

изделиями из стали, текстильными товарами, ядерными мате­риалами и т.д.

Ограниченные рамки статьи вынуждают скон­центрироваться на вызванных

расширением ЕС важнейших правовых проблемах, прежде всего связанных с

Соглашением о партнерстве и со­трудничестве.

_________

1См: Бирюков М.М. О некоторых правовых проблемах, возникающих для

России в связи с расширением ЕС\\ Государство и право. - № 7. – 2004. – С.27.

2См: Там же.

Вначале несколько слов об истории создания Соглашения о партнерстве и

сотрудничестве.

Вопреки тому, что пишут в отдельных отече­ственных научных изданиях,

инициатива подписа­ния СПС родилась не в руководстве ЕС, а в МИД России в

начале 1992 г. Толчком к этому послу­жило то, что 16 декабря 1991 г. в

Брюсселе были подписаны так называемые европейские согла­шения Венгрии,

Польши и Чехословакии с Евро­пейскими сообществами. Эти соглашения называ­ют

еще соглашениями об ассоциации, поскольку в них говорилось об ассоциированном

членстве вы­шеуказанных государств в Европейских сообще­ствах. Целью

ассоциирования была подготовка к присоединению к ЕС в качестве полноправных

членов. Для этого в соглашениях устанавливался переходный период (10 лет),

необходимый стра­нам-кандидатам для проведения реформ и при­способления

национальных экономик к требова­ниям, нормам и стандартам "Общего рынка".

Следует вспомнить то время - конец 1991 - на­чало 1992 г. В МИД РФ

разрабатываются страте­гические направления, в которых следует разви­ваться

сотрудничеству России со всем миром, в том числе с Западной Европой.

Готовится заявка о вступлении РФ в Совет Европы. Обсуждается подобная

возможность в отношении Европейских сообществ и НАТО.

С заявлениями о намерении присоединиться к ЕС в тот период выступили ряд

других государств Центральной и Восточной Европы, а также Лат­вия, Литва,

Эстония, Украина. Позднее почти все эти страны (более 10) подписали с ЕС

соглашения об ассоциации, а Украина, Молдавия, Белоруссия и Туркмения

заключили по примеру России Соглашения о партнерстве и сотрудничестве.

Российская Федерация в параметрах заявленной приверженности верховенству

права показала свою готовность принять участие в процессах западноевропейской

интеграции. Действовавшие в 1992 г. Соглашение РФ с ЕЭС и Евратомом о

торговле, коммерчес­ком и экономическом сотрудничестве 1989 г. и Протокол от

2 августа 1991 г. по сравнению с со­глашениями об ассоциации были несравнимо

уже по предмету регулирования и рамкам сотрудниче­ства.

В России началась работа над проектом ново­го Соглашения, в подготовке

которого помимо экспертов МИД РФ приняли участие представите­ли аппарата

Правительства, МВЭС РФ и постоян­ного представительства РФ при ЕС в Брюсселе.

В ходе активной работы российских и западно­европейских экспертов в первой

половине 1992 г. были сформулированы основные идеи и оконча­тельное название

нового Соглашения о партнер­стве и сотрудничестве Россия - ЕС.

Разработка экспертами проекта Соглашения и соответствующие предварительные

переговоры с представителями Комиссии ЕС длились в тече­ние почти всего 1992 г.

Осенью того же года пе­реговоры перешли на более высокий и официаль­ный уровень

и после ряда раундов завершились подписанием Соглашения на острове Корфу 24

июня 1994 г1.

С российской стороны Соглашение подписал президент РФ Б.Н. Ельцин.

В связи с тем, что российские эксперты взяли за основу вышеупоминавшиеся

европейские со­глашения об ассоциации, СПС

___________

1См: Право Европейского Союза: Учебник для вузов/ Под ред. С.Ю.

Кашкина. – М.: Юристь, 2003. – С.888.

во многом носит их отпечаток. Тем самым российская сторона стремилась,

насколько это возможно, идти в ногу с процессами, происходившими в

Сообществах и странах - кандидатах на вступление в ЕС.

Соглашение явилось наиболее широким, со­держательным и далеко идущим

экономическим соглашением из всех, которые когда-либо подпи­сывались Советским

Союзом или Россией с за­падноевропейскими государствами или междуна­родными

организациями. Поэтому многие отече­ственные исследователи относят его к

уникальным соглашениям, договорам нового по­коления1.

Среди прочего от европейских соглашений СПС принципиально отличалось тем, что

в нем не говорилось об ассоциированном членстве Рос­сии в ЕС, и оно прямо не

предусматривало после­дующего вступления РФ в ЕС.

В то же время в Соглашение удалось вклю­чить положение о создании в будущем

между Россией и ЕС зоны свободной торговли, а впоследствии стороны

договорились также об участии РФ в едином европейском пространстве.

Во всяком случае с российской стороны делалось все возможное, чтобы развивать

с ЕС эффективное сотрудничество и отслеживать процессы приготовления

восточноевропейских госу­дарств к полноправному вступлению в это

интеграционное объединение.

Десятилетний период миновал, и в настоящее

время мы наблюдаем заранее предсказуемую ситуацию, когда сроки европейских

соглашений об ассоциации истекли, и институты ЕС, равно

________

' См.: Клемин А.В. О договорах между ЕС и Рос­сией // Московский журнал

международного права. 2002. - № 2. - С. 57.

как и государства-кандидаты, делают все необходимое, чтобы

страны-соискатели стали полноправными членами Сообществ и Союза.

Главное из всего вышесказанного - это то, что российская сторона положительно

отнеслась к интеграционным процессам в Европе, стремилась принять в них

участие и получить от них для себя максимальную выгоду.

Однако вернемся в наше время, к нашей теме и нашим проблемам.

В настоящий момент в связи со вступлением в Европейский союз 10 новых членов

Европейской комиссией (ЕК) поставлен вопрос об автоматиче­ском

распространении положений СПС на новых членов Союза .

Проанализируем, хотя бы вкратце, правомер­на ли такая постановка вопроса

Комиссией и как это может отразиться на России.

Европейская комиссия для обоснования своей позиции выдвигает ряд юридических

аргументов. Приведем некоторые из них.

Согласно ст. 110 СПС понятие территории Со­общества определяется правом

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.