реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Контрольная: Финансовый механизм внешнеэкономической деятельности

реферат

Контрольная: Финансовый механизм внешнеэкономической деятельности

Министерство образования и науки Украины

Министерство промышленной политики Украины

Учебно – научный комплекс “Национальная металлургическая академия Украины –

Государственный институт последипломного образования руководителей и

специалистов металлургического комплекса Украины / ГИПОмет/”

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Финансовый механизм

внешнеэкономической деятельности»

Выполнила студентка гр. ЭП – 03-11

Н.А.Переверзева

Проверила преподаватель

Р.В.Ильина

Днепропетровск

2004

1. Понятие «цена»

Особое место в системе рыночной экономики занимают цены, ценообразование,

ценовая политика. Цена представляет собой экономическую

категорию, означающую сумму денег, за которую продавец хочет продать, а

покупатель готов купить товар.

Цена — экономическое понятие, существование и важность которого никому не

надо объяснять и доказывать. С детских лет, как только человеку приходится

наблю­дать или самому участвовать в покупке, он на бытовом уровне

воспринимает, что та­кое цена и какую роль она играет в его жизни и в жизни

других людей.

Высокая цена означает, что вещь дорогая, и ее покупка требует больших денеж­ных

затрат, низкая цена означает дешевизну и меньшую нагрузку на карман

покупа­теля. Однако цена, а точнее, цены, вся их совокупность представляют

собой не толь­ко индивидуальную, личную, но и общественную, социальную

категорию. Они регулируют как отдельные покупки и продажи товаров потребителям,

так и эконо­мические процессы в целом, включая производство, распределение

товаров, обмен или потребление благ, оказание услуг. Здесь уже все цены, вместе

взятые, с учетом их формирования и изменения действуют как общий, единый,

целостный ценовой ме­ханизм.

Эта функция цен и их воздействие на экономику в масштабах не только личности

и семьи, но и предприятия, отрасли, территории, страны гораздо меньше

известны обывателю.

Далеко не все знают, что в экономике применяются десятки миллионов цен, что под

единым понятием «цена» понимается множество разновидностей цен, включая

оптовые, розничные, регулируемые, договорные, свободные рыночные,

государст­венные, контрактные, прогнозные, проектные, лимитные, мировые и

ряд других.

Будучи широко употребительными в экономике любого типа (централизованной,

рыночной, смешанной), цены формируются и действуют в разных экономиках по-

разному. В соответствии с коммунистической чисто распределительной доктриной

экономика вообще может обойтись без денег, а следовательно, и без цен, тогда

как рыночная экономика без цен становится бессмысленной.

Цены, несомненно, представляют собой тонкий, гибкий инструмент и в то же

время довольно мощный рычаг управления экономикой, хотя их реальные

возмож­ности воздействия на экономику вообще и на уровень жизни в частности

намного меньше надежд, возлагаемых на цены, на ценовой механизм людьми. В

директивно управляемой экономике цены используются как внешний регулятор,

инструмент воздействия со стороны правительства, тогда как в рыночной они

образуют часть системы саморегулирования.

В ценовом механизме следует различать и выделять две взаимодействующие час­ти.

Это, с одной стороны, сами цены, их виды, структура, величина, динамика

изме­нения и, с другой — ценообразование как способ, правила

установления, формирова­ния новых цен и изменения действующих. Ценообразование,

с которым люди знакомы гораздо меньше, чем с ценами, выступает активной,

задающей частью всего ценового механизма. Оно, собственно, и предопределяет

величину цены. Но чаще всего ценообразование от нас скрыто, а цены мы видим

наяву. Цены и ценообразова­ние составляют в своем единстве ценовой механизм.

Итак, цена - многофункциональное экономическое явление, ведущая

рыночная категория. Изменение цены часто влечет за собой серьезнейшие

социальные, экономические, а также политические последствия. Поэтому во

всесторонней и объективной информации о ценах, в глубоком анализе

закономерностей и тенденций их изменения заинтересовано все общество, а не

только властные структуры и маркетинговые службы.

Цена - сумма денег, уплачиваемая за единицу товара,

эквивалент обмена товара на деньги.

Цены, процессы их образования и изменения представляют собой предмет

статистического исследования. Статистика цен - самостоятельный блок,

входящий как составная часть в статистику рынка и соответственно в

социально-экономическую статистику. Известны два основных источника

информации по ценам. Эта служба занимается сбором и обработкой данных о

розничной торговле, объеме производства, обследованием покупок, используя

данные статистики производства, налогов и торговой статистики. Вторым важным

источником информации являются бюджетные обследования как одна из форм

выборочного статистического исследования доходов, расходов и потребления

населения. На основании этих источников рассчитывается индекс

потребительских цен (ИПЦ) (который иногда называют индексом стоимости

жизни) по фиксированному набору основных потребительских товаров и услуг.

Методология расчета является единой для многих стран, что позволяет производить

международные сопоставления ИПЦ. Сложились уже и альтернативные службы

статистики цен.

Сущность цены, ее экономическая природа проявляются в двойной роли, которую

играет цена на рынке. Она выступает как:

- индикатор, отражающий политику и конъюнктуру рынка (соотношение спроса

и предложения, торговый и экономический риск., кредитно-финансовую ситуацию,

степень конкурентности на рынке и т. д.);

- маркетинговый регулятор рынка, с помощью которого осуществляется

воздействие на спрос и предложение, структуру и емкость рынка, покупательную

способность рубля, оборачиваемость товарных запасов и т. д. В качестве

регулятора цены позволяют ограничивать потребление ресурсов и являются

мотивацией для производства.

Рыночная цена выполняет различные функции. Цена - это посредник и

соизмеритель при обмене товаров на деньги. Цена - важный показатель

конъюнктуры рынка, фактор уровня, структуры и соотношения спроса и

предложения, территориального размещения производства. Цена - инструмент

образования прибыли и управления эффективностью, фактор налогообложения. Цена

- это главная составляющая инфляционных процессов, средство влияния на

инвестиционную политику (повышение цен часто ведет к росту привлекательности

инвестиций). Цена - мощный фактор уровня жизни населения, влияющий на рынок

труда, объем и структуру потребления, уровень реальных доходов различных

социальных групп. И наконец, цена - это орудие конкурентной борьбы.

2. Функции цены

Еще один способ проникновения в суть цен состоит в изучении их функций,

ха­рактеризующих роль, которую цены играют в экономике. При этом надо иметь в

виду, что функции цен и способы их реализации различаются в зависимости от

природы той экономической среды, в которой действуют, используются цены.

Прежде всего имеется в виду различие действия ценового механизма в экономике

централизован­но-государственного и рыночного типа.

Первичной функцией цены следует считать измерительную. Благодаря цене

уда­ется измерить, определить стоимость товара, иначе говоря, определить, какое

коли­чество денег покупатель должен заплатить, а продавец получить за проданный

товар. Цены дают возможность деньгам как платежному средству обрести

количественную определенность в акте купли-продажи. Зная цену весовой,

объемной, штучной еди­ницы товара и умножая ее на количество продаваемых

продавцом и приобретаемых покупателем единиц, мы устанавливаем величину

денежного платежа за товары и услуги. Исходя из цены рабочей силы, труда,

измеряется заработная плата.

С измерительной функцией цены соседствует соизмерительная, заключающаяся

в сопоставлении ценностей разных товаров. Сравнивая цены, мы получаем

возмож­ность различать более или менее дорогие товары, дорогие и дешевые. Если

цена адек­ватно отражает полезность, то она может использоваться и при

сопоставлении не только денежной ценности, но И полезности товаров.

Благодаря измерительной функции цена обретает учетную функцию. Переводя

показатели количества и качества товаров в материально-вещественном выражении,

измеренные в физических единицах, в адекватные показатели, измеренные в

денеж­ных единицах, цена становится вспомогательным инструментом учета. Одно

дело, когда фиксируется наличие в имущественном комплексе предприятия 5

станков, и другое дело, когда учет свидетельствует о наличии 5 станков с ценой

каждого 3 мил­лиона денежных единиц на общую сумму 15 миллионов денежных

единиц. Учетная функция цены позволяет также учитывать затраты на производство

продукции.

Наряду с учетом цена как измеритель может быть одним из важных инструментов

анализа, прогнозирования, планирования, при которых используются показатели

в де­нежном выражении.

Из перечисленных функций цен вытекает возможность их использования в каче­стве

инструмента регулирования экономических процессов. Так, в рыночной экономи­ке

цены — это основной инструмент уравновешивания спроса и предложения,

увя­зывающий денежный запрос производителя или продавца товаров на их оплату с

ответной реакцией потребителя, покупателя. При этом характерно, что сама

регули­рующая цена рождается в процессе регулирования и является в этом смысле

регули­руемой. Поэтому точнее было бы говорить о функции саморегулирования

товарно-денежных процессов с помощью равновесных, то есть самоустанавливающихся

цен, уровень которых соответствует выравниванию спроса и предложения. В

нерыноч­ной экономике такие функции насильно навязываются ценам, которые сами

навя­зываются экономике. Такая искусственность делает назначаемые государством

цены малоэффективным средством балансирования доходов и расходов, а в более

широ­ком плане — регулирования экономики.

Цена может выполнять распределительную функцию, заключающуюся в

возмож­ности за счет перераспределения спроса на тот или иной продукт,

связанного с его ценой, влиять на предложение товара, на расширение

производства недостающего (дефицитного) товара и сокращения производства

избыточного товара. В итоге ин­вестиции направляются преимущественно в

малоразвитые отрасли и области произ­водства за счет оттока средств из

устаревших отраслей. В условиях централизованной экономики такая функция

использовалась государством для воздействия на структу­ру производства и

получаемые доходы. Повышая или понижая оптовые или рознич­ные цены, государство

тем самым перераспределяло доходы и прибыль регионов, отраслей, предприятий,

социальных групп, семей, отдельных людей. Благодаря этому советская

номенклатура приобретала блага для себя и своих семей по «своим», льготным

ценам в специальных закрытых «распределителях». Да и вообще лучший способ

искусственной государственной поддержки людей, предприятий, отраслей,

территорий состоит в том, что для них как для продавцов действуют завышенные

цены, а как для покупателей — заниженные. Тем самым, правда, создаются

переко­сы, искажаются экономические отношения между хозяйствующими субъектами,

воз­никают конфликты и на экономической, и на социальной почве.

Цена выполняет очень важную социальную функцию. С ценами и их изменением

связаны структура и объемы потребления благ и услуг, расходы, уровень жизни,

про­житочный минимум, потребительский бюджет семьи. Социальная реакция людей на

уровень цен и его изменение чувствительна и высока. В бытовом восприятии

роз­ничных цен на потребительские товары и услуги люди считают, что рост цен

снижает уровень жизни, тогда как снижение цен заведомо улучшает жизнь. При этом

обычно не принимаются во внимание другие, неценовые факторы, такие, как доходы,

нали­чие товаров на рынке, структура потребления.

Наряду с внутренними функциями, реализуемыми в пределах народного хозяй­ства

страны, цены выполняют внешнеэкономические функции, выступая в роли

инст­румента торговых сделок, внешних платежей, взаимных расчетов между

странами.

Как в рыночной, так и в нерыночной экономике цены выполняют стимулирующую

функцию, влияя на заинтересованность производителей в повышении объемов

производства и качества продукции во имя увеличения выручки от продажи.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.