Диплом: Россия и Белоруссия
Министерство образования Российской Федерации
Курский государственный педагогический университет
Аналитическая записка
«Геополитические аспекты взаимоотношений России и Белоруссии»
Выполнил: студент отделения
экономики и менеджмента
2курса, 2 группы
Веденьёв В.О.
Проверил: доцент Нечаев
Владимир Дмитриевич
Курск-2002
«В XXI век наши страны вступают в новом качестве, вместе уверенно двигаясь к
союзному государству. Это полностью отвечает чаяниям народов России и
Беларуси».
Из выступления Бориса Ельцина на церемонии подписания Декларации о дальнейшем
единении России и Беларуси, 25 декабря 1998 года
Введение
Для России конца ХХ в. примечательным явлением стало выдвижение множества
геополитических концепций, по-разному рисующих положение нашей страны в
мире. Сложный переходный период после распада Советского Союза — мощной
сверхдержавы — характеризуется обилием проектов “обустройства России”, зачастую
слишком идеологизированных и даже совершенно фантастических. Опять заспорили
“западники” и “славянофилы”, громко заявили о себе евразийцы. Но при жарких
спорах о судьбе и будущем России фактически были утрачены академические
исследования современной геополитической ситуации и реальных, а не воображаемых
прожектерами и идеологами отношений с другими странами. Иными словами, пока не
сложился нормальный, объективный геополитический анализ, принятый в западной
науке. В данной связи актуальным представляется изучение географической
конфигурации современных внешних связей страны и ее внешней политики для
определения того, насколько реалии отличаются от геополитических проектов и
каковы действительные геополитические позиции России.
Восточно-славянский треугольник
Вопреки появившимся в 90-е годы внешне привлекательным концепциям "межморья",
или Балто-Черноморского пространства, и попыткам противопоставить российскую
государственность как якобы "евразийскую" "однозначно европейским" западным
странам СНГ, реальным фактом по-прежнему остается восточно-славянский
треугольник, то есть пространство интенсивных связей и особых отношений
между Россией, Украиной, Белоруссией и их народами.
Такой вывод основан, по меньшей мере, на трех серьезных аргументах.
Начать с того, что в значительной степени сохранились желание поддерживать
гуманитарные связи, равно как и притяжение объективно более мощной
российской культуры и русского языка. В свете этого понятно, что на
личностном уровне российско-украинско-белорусские отношения затрагивали десятки
миллионов человек, вырастая в особо значимую внутриполитическую проблему.
Другой центростремительный фактор - это неоспоримо выявившаяся к концу 1990-х
принадлежность России, Украины и Белоруссии к постсоветскому пространству,
успешно покинуть которое удалось странам Балтии. Уже тот факт, что расширение
НАТО остановилось на западных границах Украины, весьма показателен. Но
окончательную точку в этом вопросе поставила позиция Европейского союза,
который, несмотря на все попытки Украины продекларировать свой европейский
выбор, отказывается предоставить Киеву кандидатский статус даже в перспективе и
рассматривает Украину сквозь призму концепции "прямого соседства".
Наконец, в последнее десятилетие продолжилась своего рода
игра на ревности - демонстрация сближения с одним из партнеров, чтобы
воздействовать на позицию другого. А это говорит о реально существующем
ощущении внутреннего единства трех стран. В России такая позиция была наиболее
четко сформулирована в докладе СВОПа "Возродится ли Союз?" (1996), в котором
было, с одной стороны, заявлено, что перспективы российско-украинских отношений
зависят от того, как пойдут дела с Белоруссией (и Казахстаном), а с другой
стороны, отмечено, что рост - благодаря экономическому сотрудничеству с Россией
- благосостояния белорусов затруднит Киеву проведение "политики самоизоляции".
Символичен в этом смысле и выбор маршрута экспортного газопровода в обход
Украины, который пройдет именно через Белоруссию. В свою очередь украинское
руководство пыталось затормозить российско-белорусское сближение, заявляя, что
"Украину отталкивают" и что это ведет к подрыву СНГ. Примечательно и то, что
президент Белоруссии Александр Лукашенко часто предпринимал шаги на украинском
направлении как раз тогда, когда ему было нужно в чем-то убедить Москву.
Развитие отношений
При рассмотрении вопроса о создании российско-белорусского союза следует
принимать во внимание несколько факторов, повлиявших на развитие
объединительной инициативы:
1) стремление ослабить кризис в СНГ и закрепить интеграционные тенденции
в Содружестве;
2) решить проблему «изоляции» России, в связи с расширением НАТО и
ослаблением влияния России в Европе;
3) претворить в жизнь идею «избирательного» подхода к интеграции на
постсоветском пространстве, перейти к двусторонней модели межгосударственных
отношений, как более перспективной форме интеграции;
4) хотя бы частично осуществить идею создания «славянского союза» из
стран наиболее близких России по политическому, экономическому и культурному
развитию.
Российско-белорусские отношения активно развивались еще до образования СНГ. В
декабре 1990 года впервые в истории двусторонних отношений между Россией и
Белоруссией был подписан политический договор со сроком действия десять лет.
В последующие годы, по мере того как в Содружестве стали проявляться
несовпадающие интересы объединенных в нем новых независимых государств и
разнонаправленность их геостратегических устремлений, вошедшие в СНГ страны
начали отдавать предпочтение двусторонним и региональным связям, а не
многостороннему сотрудничеству. На этом фоне российско-белорусские отношения
занимают особое место и интеграция российской и белорусской экономик не имеет
аналогов в других странах СНГ.
В то же время сходство Союза России и Белоруссии с Европейским Союзом -
не более чем внешняя аналогия, за которой стоит совсем другое содержание.
Согласно западной классификации, в региональных международных объединениях,
коим по существу и является Союз России и Белоруссии, выделяются следующие
виды экономического сотрудничества. В зонах свободной торговли между
странами-участницами ликвидируются тарифы и другие торговые барьеры. Участники
таможенного союза в дополнение к ликвидации барьеров во внутрирегиональной
торговле принимают единые таможенные правила и тарифы для торговли с третьими
странами. Общий рынок представляет особой союз, в котором осуществляется
свободное перемещение по территории региона товаров, рабочей силы и капитала.
Экономический союз обладает всеми чертами общего рынка, страны-участницы
которого при этом согласовывают и координируют свои экономические курсы.
Наконец, всеобъемлющая экономическая интеграция предполагает полную
экономическую унификацию хозяйственных институтов и экономических стратегий
развития, включая создание общей валютной системы. (Эта схема носит, прежде
всего, теоретический характер, на практике же встречаются различные комбинации
вариантов подобных отношений.) Российско-белорусское сотрудничество скорее
подпадает по этой классификации под промежуточное определение между таможенным
союзом и общим рынком, т. е. занимает весьма далекое место от собственно
экономической интеграции.
При этом данное сотрудничество - качественно иное явление, нежели современные
интеграционные процессы в западных странах. Прежде всего, это - не
интеграция двух рыночных, основанных па частной собственности экономик.
Белорусскую экономику вообще еще нельзя назвать рыночной - в ней практически не
представлена частная собственность, она контролируется и направляется
государством. Российская экономика является экономикой переходного периода со
смешанными формами собственности, в которой роль рынка и частного капитала
значительно больше. Но в своем взаимодействии с Белоруссией Россия
представлена, прежде всего, государством. Роль частного российского капитала в
российско-белорусской экономической интеграции минимальна в силу, как общего
характера белорусской экономики, так и сознательной политики белорусских
властей. Кроме того, если в западных интеграциях речь идет об установлении
новых связей, то в российско-белорусском случае - скорее о сохранении старых,
сложившихся в социалистической системе разделения труда. В условиях перехода к
рынку это можно сделать лишь целенаправленными волевыми усилиями, зачастую
ограничивающими действие рыночных механизмов.
Геополитическое значение союза
Российско-белорусская интеграция и основана на политической воле, на
сознательных целенаправленных усилиях правительств обеих стран. Чем же
обусловлена эта политическая воля, какие мотивы стоят за интеграционными
усилиями России и Белоруссии? Интеграционную политику России невозможно
объяснить чисто экономическими причинами (как, впрочем, и любую другую, все
дело, однако, в пропорциях экономики и политики). Для России интеграция имеет,
прежде всего «геополитическое» значение. Союз с Белоруссией
обеспечивает России прямой доступ к Калининградскому анклаву, сохраняет
открытыми ворота в Европу, экономит значительные средства, необходимые для
создания системы военно-стратегического сдерживания на западной границе России
, поскольку объекты ПВО на территории Белоруссии обеспечивают безопасность всего
пространства Союза РФ с РБ. Пророссийская позиция Белоруссии также «
разрывает» Балто-Черноморский коридор, который в противном случае может
отгородить Россию от основных магистралей транспортировки нефти через Латвию и
Литву в Балтийское море и через Украину - в Черное. В случае реализации этого
проекта западные постсоветские республики не только избавятся от российской
энергозависимости, но могут создать Москве реальную конкуренцию в вопросах
реэкспорта каспийской нефти в Европу. После же строительства на территории
Белоруссии газопровода «Ямал-Западная Европа» Балто-Черноморский
коридор распадется на два самостоятельных направления - южное и северное.
Белоруссия обладает целым рядом факторов, благоприятствующих динамичному
развитию экономики страны. Это и ее чрезвычайно выгодное геоэкономическое
положение, поскольку через территорию Белоруссии проходят сухопутные транзитные
пути, связывающие Россию, страны Центральной Азии и Закавказье с Европой. Кроме
того, в республике сохранилась относительно развитая коммуникационная
инфраструктура, квалифицированная и относительно дешевая рабочая сила,
достаточно высокий научно-технический потенциал, производственные мощности для
выпуска целого ряда конкурентоспособной на российском рынке и на рынке третьих
стран продукции, развитый агропромышленный сектор.
Препятствия для экономической интеграции
Наиболее радикальным, с точки зрения интеграционного процесса, представляется
переход к единой денежной единице и формирование единого эмиссионного центра.
В мае 2000 г. появились сообщения о согласии партнеров использовать в
качестве единой валюты российский рубль, но при этом белорусская сторона
настаивала на том, чтобы Россия выделила стабилизационный кредит для
поддержания ее национальной валюты в размере 150-200 млн. долл. Руководство
ЦБ РФ возражало против предоставления кредита, настаивая на изменения
кредитно-денежной политики Национального банка РБ, которые способствовали бы
оздоровлению финансового положения страны.
Тем не менее, к концу 2000 г. компромиссы были найдены, и 30 ноября В. Путин
и А. Лукашенко подписали Соглашение о введении единой денежной единицы и
формировании единого эмиссионного центра Союзного государства. Документом
предусматривается, что с 1 января 2005 г. в качестве единственного
платежного средства на территории России и Белоруссии будет функционировать
российский рубль, а с I января 2008 г. предполагается ввести новую общую
валюту уже Союзного государства.
О том, что страна начинает вступать в полосу рыночных преобразований,
свидетельствует и принятие нового закона об экономической
несостоятельности, который вступил в силу с февраля 2001 г. Процедуре
банкротства и санации подвергаются сейчас не единицы и не десятки, а сотни
предприятий-должников. Причем примерно четверть дел о банкротстве возбуждаются
против государственных предприятий, чего прежде практически не было.
Соглашение о Таможенном союзе между РФ и РБ, предусматривавшее
создание единой таможенной территории и отмену таможенного контроля на
российско-белорусской границе, было подписано еще 6 января 1995 г. Данное
намерение подтверждалось Договором о Сообществе России и Белоруссии, Уставом
Союза России и Белоруссии, наконец, Договором о создании Союзного государства.
Однако это не решило проблему. Сохранявшиеся различия в размерах таможенных
платежей позволяли коммерсантам уклоняться от их уплаты в России путем
оформления товаров из третьих стран на более благоприятных условиях в
Белоруссии с последующей переброской грузов в Россию. Бюджету нашей страны
наносился весьма существенный урон.
Кроме того, российская сторона терпела убытки и от разницы экспортных
пошлин на нефтепродукты. В конце марта 2000 г. власти РФ фактически
восстановили контроль на границе с Белоруссией, а последняя, естественно,
предприняла адекватные меры. Таможенный союз оказался под угрозой.
Однако, благодаря политической воле союзников, противоречия удалось
устранить. 29 января 2001 г. было подписано Соглашение между Правительством
Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о завершении
унификации и создании единой системы тарифного и нетарифного регулирования в
Союзном государстве. В соответствии с этим соглашением, и Россия, и
Белоруссия будут теперь применять в торговле с третьими странами единые
таможенные тарифы.
Важным и трудно решаемым вопросом представляется и выработка единой
ценовой политики. Проще говоря, нефть, металл, зерно или мясо должны
стоить одинаково в обоих государствах (речь, разумеется, не идет о розничных
ценах). Белорусские промышленные предприятия оплачивают природный газ по ценам
в 3.5-4.3 раза выше, а электроэнергию - в 5.5-6 раз выше, чем в соседних
регионах России. Однако на прошедшем 12 апреля 2002 г. в Москве заседании ВГС
Союзного государства стороны договорились, что с 1 мая будут введены единые
цены на энергоносители, а с 1 июля - единые транспортные тарифы.
Одной из важнейших проблем интеграции является унификация налогового
законодательства и проведение единой налоговой политики. Серьезным камнем
преткновения является принятие единообразных нормативно-правовых актов,
определяющих принцип и порядок установления государственных тарифов на
продукцию (услуги) предприятий естественных монополий. Есть и некоторые
подвижки. Так, практически унифицированы законодательные нормы двух стран по
вопросам косвенного налогообложения. С 2000 г. Белоруссия перешла на зачетный
метод при исчислении НДС, который применяется в России. В целом же белорусская
правовая база в налоговой сфере в значительно большей степени, чем российская,
отстает от потребностей рыночной экономики.
Заключение
Важнейшими выводами, которые можно сделать из анализа дискуссий,
связанных с обсуждением белорусско-российского союза, являются следующие:
1) для успешного решения внешнеполитических задач России требуется
урегулирование внутренних проблем, иначе они станут серьезным препятствием на
пути реализации ее геополитических планов;
2) несмотря на окончание биполярной эпохи, сохраняются старые стереотипы
во взглядах на межгосударственные отношения, на Россию и ее политику;
продолжают существовать опасения возрождения сильной России, страх перед
«российской угрозой», пришедшей на смену «советской угрозе»;
3) в случае сохранения Россией независимого внешнеполитического курса,
она будет неизменно встречать препятствия в реализации своих геополитических
планов, в том числе на постсоветском пространстве, со стороны не только США, но
и других региональных держав, которые могут получать американскую поддержку;
4) существует серьезное противодействие закреплению двустороннего союза в
ряде стран ЦВЕ, которое находит сочувствие у США и будет оказывать влияние не
только на внутриполитическую ситуацию в Беларуси, но и на российско-белорусские
отношения;
5) в Беларуси нет консенсуса среди представителей интеллектуальной и
правящей элиты, и весьма распространено мнение о том, что республике следует
иметь более «европоцентричный» курс и разновекторную политику, в которой Россия
будет одним из векторов.
Список использованной литературы: - Н.Федулова. Перспективы
российско-белорусского объединения//МЭИМО, 06.2002, №7, с.93-102. -
В.А.Колосов, Р.Ф.Туровский. Геополитическое положение России на пороге ХХI
в.: реалии и перспективы.// www.politstudies.ru/ 02.2000 -
А.Розанов .Внешняя политика Белоруссии: представления и реальности // pro
et contra, 1998, т.3 - Шаклеина Т.А. Белоруссия во
внешнеполитической стратегии РФ. М.:МОНФ,2000 - А.Машес. Внешняя
политика России:1991-2000. // www.pubs.cornegie.ru, зима-весна т.6,
2001. - Поссорит ли Лукашенко Россию с Западом? // www.sewing.ru,
4.12.2000 - Россия и Белоруссия объединяют военную мощь. //
www.ng.ru, 17.04.2001 - Т.Корнейко. Россия и Лукашенко. //
www.gazeta.sng.ru. 09.09.2001 - Морозов П. Политические грабли. //
АИФ, 41(866), 1997, с.10
|