Внутренний финансовый контроль отраслей, предприятий, организаций, общественных объединений, союзов, партий и движений
Содержание
Содержание 1
Введение 2
Понятие внутреннего финансового контроля 3
Формы финансового контроля 5
Способы проведения финансового контроля 7
Внутренний финансовый контроль на предприятии 9
Контроль планирования 9
Контроль структуры капитала 10
Контроль инвестиций предприятия 11
Внутренний контроль общественных объединений 14
Необходимость внутреннего финансового контроля. 14
Особенности внутреннего контроля 15
Формирование контрольно–ревизионного органа 15
Контроль расходования средств организации и соблюдения бюджета
общественного объединения 16
Заключение 17
Список использованной литературы 19
Введение
Стремление работать с максимальной экономической отдачей заставляет
сегодня многие предприятия реформировать как свою внутреннюю
организационную структуру, так и методы управления бизнесом. Однако даже
самые убежденные и последовательные «реформаторы» нередко упускают из вида
такой важный элемент, как внутренний финансовый контроль.
Главная задача такого контроля заключается в том, чтобы обеспечить
предприятию стабильное положение и аккумулировать его ресурсы для
выполнения стратегических планов. Еще одна его цель — в том, чтобы избежать
нарушений и злоупотреблений, которые почти неизбежно возникают там, где
отсутствует систематический подход к работе с финансами.
В общих чертах эта разновидность внутреннего контроля представляет
собой инструмент для анализа практики работы предприятия в финансовой
сфере. И при его внедрении удается не только обнаружить всевозможные
просчеты и ошибки, но и наметить пути для оптимизации деятельности
компании.
Ключевой показатель, свидетельствующий о стабильном положении
предприятия, — это уровень и динамика его финансовых результатов. Хорошие
результаты в данной области в частности позволяют «за глаза» предполагать,
что деятельность компании оптимизирована, капитализация высока, а
получаемая прибыль позволяет фирме развиваться дальше и рассчитывать на
положительные финансовые результаты в будущем.
Об оптимальной динамике финансовых результатов можно судить
на основании роста ряда показателей: доходности капитала, рентабельности,
собственного капитала, скорости оборота капитала.
Однако, чтобы более детально оценить финансовое состояние
и имущественное положение предприятия, требуется детальный контроль
за целым рядом дополнительных параметров. В частности в сфере внимания
контролеров должны быть технико-организационный уровень функционирования
предприятия, показатели эффективности использования производственных
ресурсов, результаты основной и финансовой деятельности, рентабельность
продукции, оборачиваемость и доходность капитала, платежеспособность.
Впрочем, для углубленного анализа этих параметров, как правило,
не хватает. Детальный финансовый контроль предусматривает дополнительные
блоки оценки: контроль финансовых результатов деятельности предприятия,
контроль имущественного и финансового состояния предприятия, контроль
деловой активности и эффективности деятельности предприятия.
Понятие внутреннего финансового контроля
Для повышения эффективности управления руководители хозяйствующих
субъектов и других структур (в том числе и государственных) могут посчитать
целесообразным, создание в своем подчинении специализированных
подразделений для проведения финансового контроля на управляемых ими
объектах. Это так называемый внутренний финансовый контроль — независимая
от внешнего влияния деятельность хозяйствующего субъекта или органа
управления по проверке и оценке своей работы, проводимая им в собственных
интересах. Внутренний контроль подчиняется создавшему его руководителю, но
он должен быть по возможности функционально и организационно независим.
Цель внутреннего контроля — помочь руководству хозяйствующего субъекта
или органа управления (в том числе и органа государственного управления)
эффективно выполнять свои функции. Внутренние контролеры представляют
руководству данные анализа и оценки, рекомендации и другую необходимую
информацию, получаемую в результате проверок. Используя эту информацию,
руководство решает, какие меры необходимо принять для устранения выявленных
недостатков (если такие обнаружены) и на каких участках имеются резервы для
повышения эффективности.
Таким образом, внутренний контроль:
. проводится внутри организации (или структуры управления)
ее служащими (контролерами);
. организуется по решению руководства организации (или
органа управления);
. информация внутреннего контроля, как правило, предназначена для
управленческого персонала организации;
внутренний контроль содержится на средства организации.
В перечень обязанностей внутренних контролеров могут быть также включены:
. проверка эффективности систем контроля;
. оценка экономичности и эффективности действий организации;
. определение уровня достижения программных целей.
На внутренних контролеров могут возлагаться и функции управленческого
аудита.
Управленческий аудит — это изучение деловых операций с целью выработки
рекомендаций по экономичному и эффективному использованию ресурсов,
оптимальному достижению конечного результата и выработке политики
организации. Он должен помогать руководителям в выполнении их функций и
приводить к повышению прибыльности организации.
Еще раз обратим внимание, что организация служб внутреннего контроля
необязательна для субъектов хозяйствования или управления. Работая в
условиях жесткой конкуренции, руководство субъекта хозяйствования или
органа управления обычно заинтересовано иметь эффективный внутренний
контроль, но постоянно сопоставляет пользу от деятельности внутренних
контролеров и затраты на их содержание. Если «баланс» будет не в пользу
внутреннего контроля, то предпринимаются меры к его улучшению либо к
ликвидации.
В отечественной литературе внутренний контроль в рамках отдельного
хозяйствующего субъекта часто называют внутрихозяйственным, внутренний
контроль в рамках отдельного министерства или ведомства —
внутриведомственным.
Таким образом, внутренний контроль — это контроль, который организует
орган управления с целью повысить эффективность проводимой им финансово-
хозяйственной деятельности. Информация, полученная в результате внутреннего
контроля, предназначена в первую очередь для удовлетворения потребностей
органа управления, организовавшего этот контроль. Отметим также, что
внутренний контроль — понятие относительное: он внутренний для органа
управления, его организовавшего, но для контролируемой им подструктуры он
фактически является внешним контролем.
Формы финансового контроля
Под формой финансового контроля понимают конкретное выражение
и организацию контрольных действий. Формы финансового контроля можно
классифицировать по различным критериям.
В зависимости от соотношения времени проведения контроля и времени
совершения проверяемых финансово-хозяйственных операций выделяют три
основные формы финансового контроля — предварительный, текущий и
последующий.
Предварительный контроль предшествует совершению проверяемых операций.
Обычно он проводится на стадии составления, рассмотрения и утверждения
проектов бюджетов, финансовых планов хозяйствующих субъектов, смет доходов
и расходов учреждений и организаций, проектов законодательных актов,
договорных соглашений, учредительных документов и т.д. Предшествуя
совершению хозяйственных и финансовых операций, предварительный контроль
позволяет еще на стадии прогнозов и планов пресечь попытки нарушения
действующего финансового законодательства и нецелевого или нерационального
использования средств, выявить источники дополнительных финансовых
ресурсов.
Текущий контроль, который также называют оперативным, проводится в
процессе совершения хозяйственных и финансовых
операций, исполнения финансовых планов, бюджетов. Опираясь на данные
первичных документов, оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризаций и
визуального наблюдения, текущий контроль позволяет отслеживать и
регулировать быстро изменяющиеся хозяйственные ситуации, предупреждать
потери и убытки, предотвращать совершение финансовых правонарушений,
нецелевое использование финансовых средств.
Последующему контролю подлежат итоги формирования и использования
финансовых средств. Проверяется полнота формирования финансовых ресурсов,
законность и целесообразность их расходования при исполнении бюджетов,
выполнении финансовых планов субъектов хозяйствования, смет бюджетных
учреждений. В результате анализа использования материальных, трудовых и
финансовых ресурсов, законности совершенных финансово-хозяйственных
операций, достигнутых финансовых результатов проводится оценка финансово-
хозяйственной деятельности контролируемого субъекта. Последующий контроль
отличается углубленным изучением хозяйственной и финансовой деятельности
хозяйствующего субъекта за определенный период. Его результаты тесно
связаны с результатами предварительного или текущего контроля, что
позволяет вскрыть недостатки их проведения.
По характеру материала, на основе которого проводится, контроль
подразделяется на документальный (формальный) и фактический.
Источниками информации для документального (формального) контроля
служат первичные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская,
статистическая и оперативно-техническая отчетность, нормативная, проектно-
конструкторская, технологическая и другая документация.
Фактический контроль базируется на изучении фактического состояния
проверяемых объектов по данным их осмотра (пересчета, взвешивания,
лабораторного анализа и т.п.), а поэтому он не может быть всеобъемлющим из-
за непрерывности хозяйственных ситуаций. Полноценность и неопровержимая
доказательность первичных документов и учетных записей при необходимости
устанавливаются с помощью специальных приемов фактического контроля.
Поэтому оба вида контроля существуют не изолированно, а дополняют друг
друга.
Способы проведения финансового контроля
Различают следующие способы проведения финансового контроля: проверка,
ревизия, обследование, анализ.
Проверка — это единичное контрольное действие или исследование
состояния на определенном участке деятельности проверяемого субъекта. С
точки зрения права финансовая проверка предстает как процессуальное
действие по контролю финансово-хозяйственной деятельности. Оно выражается в
сопоставлении фактических данных контроля с данными, отраженными в
документах (налоговых, отчетных, балансовых, расходных). В процессе
проверки определяются законность и, если необходимо, эффективность
использования финансовых ресурсов, выявляются нарушения финансовой
дисциплины. Как правило, проверкам подвергаются отдельные вопросы финансово-
хозяйственной деятельности. По их результатам обычно намечаются мероприятия
для устранения выявленных недостатков.
В зависимости от места проведения проверки делятся на камеральные и
выездные, это имеет отношение скорей к налоговой внешней проверке, но в
рамках классификации следует указать и их.
Камеральная проверка — это проверка органом финансового контроля
представленной ему отчетности и документов без выезда на объект. В случае
установления нарушений результаты проверки оформляются актом. Данные
результатов камеральной проверки могут быть использованы при проведении
проверок иных видов.
В отличие от камеральной, выездная проверка проводится по месту
нахождения проверяемого объекта.
Страницы: 1, 2
|