| |ое явление, |каналов денежного |уровня цен, |
| |порождаемое |обращения |возникающая в связи |
| |диспропорциями |избыточной |с длительным |
| |воспроизводства. |денежной массой. |неравновесием на |
| | |Не всякий рост цен|рынке в пользу |
| | |– инфляция. |спроса. |
| | | |Всякий рост цен – |
| | | |инфляция. |
|2.Причины |Социально-экономическ|Более быстрый рост|Более быстрый рост |
|инфляции |ие противоречия |национальной |доходов предприятий |
|. |капиталистического |денежной массы по |и населения по |
| |производства. |сравнению с ростом|сравнению с ростом |
| | |продукта. |издержек. |
|3.Антиинфляционная|Смена |Поддержание |Поддержание темпов |
| |социально-экономическ|ценовой |экономического |
|политика. |ой формации |стабильности |роста, жертвуя |
| | |любой ценой и |определенным |
| | |искоренении |повышением темпов |
| | |инфляционных |инфляции |
| | |ожиданий. | |
|4.Недостатки |Субъективизм |Представление |Установление жесткой|
| |,ограниченное |инфляции |связи между |
| |понимание инфляции |однофакторным |инфляцией и |
| |лишь как порождения |явлением ,чисто |безработицей ,не |
| |несовершенной |денежным феноменом|имеющей место в |
| |бумажно-денежной | |реальной жизни. |
| |системы. | | |
Наиболее общее, традиционное определение инфляции – переполнение
каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота,
что вызывает обесценивание денежной единицы и, соответственно, рост
товарных цен1. Есть и другие определения инфляции. Инфляция – это
повышение общего уровня цен в стране, возникающее в связи с
длительным неравновесием на большинстве рынков в пользу спроса.2
Следует отметить, сколько бы ни было определений инфляции, ни одно
из них не может охватить все содержание инфляции как явления
экономической жизни. Они лишь отражают ее черты. Инфляция – это
повышение общего уровня цен на товары и факторы производства. Это,
конечно, не означает, что повышаются обязательно все цены. Даже в
периоды довольно быстрого роста инфляции некоторые цены могут
оставаться относительно стабильными, а другие падать. Однако из
главных черт инфляции – это то, что цены имеют тенденцию
подниматься очень неравномерно. Одни подскакивают, другие
поднимаются более умеренными темпами, а третьи вовсе не поднимаются.
Что же можно отнести действительно к инфляционным причинам роста
цен? Во-первых, это диспропорциональность, или несбалансированность
государственных расходов и доходов, выражающаяся в дефиците
госбюджета. Во-вторых, инфляционный рост цен может происходить, если
финансирование инвестиций осуществляется аналогичными методами.
Особенно инфляционно опасными являются инвестиции, связанные с
милитаризацией экономики. В-третьих, общее повышение уровня цен
связывается различными школами в современной экономической теории с
изменением структуры рынка в XX веке. Эта структура все меньше
напоминает условия современной конкуренции, когда на рынке действует
большое число производителей, продукция характеризуется
однородностью, перелив капитала не затруднен. Современный рынок –
это в значительной степени – олигополистический рынок. А олигополист
(несовершенный конкурент) обладает известной степенью власти над
ценой. И если даже олигополии не первыми начинают “гонку цен”, они
заинтересованы в ее поддержании и усилении. В-четвертых, с ростом
“открытости” экономики той или иной страны увеличивается опасность
импортируемой инфляции. В условиях неизменного курса валюты страна
каждый раз испытывает воздействие внешнего повышения цен на ввозимые
товары. Возможности борьбы с импортируемой инфляцией достаточно
ограничены. В-пятых, инфляция приобретает самосдерживающий характер
в результате так называемых инфляционных ожиданий. Преодоление
инфляционных ожиданий населения и производителей – важнейшая (если
вообще не главная) задача антиинфляционной политики.
Рассмотрев различные точки зрения на сущность инфляции,
можно сделать вывод , что инфляция – это многофакторное явление
,обусловленное действием ряда причин ,ведущих к росту диспропорций
общественного производства и оказывающих влияние на цены в сторону
их повышения .
2.Типы инфляции и способы ее измерения
Не смотря на разнообразие трактовок сущности инфляции,
различные экономические школы выделяют следующие критерии инфляции,
как многофакторного , макроэкономического явления.
К критериям инфляции относятся :
1.Сбалансированность.
Сбалансированность расхождения роста цен по различным
товарным группам. По степени выделяют два вида : сбалансированная
инфляция и несбалансированная . При первой цены различных товаров
относительно друг друга остаются неизменными , а при второй – цены
различных товаров постоянно изменяются относительно друг к другу в
различных пропорциях. Несбалансированная инфляция встречается
гораздо чаще и представляет большую беду для экономики , так как
хаос с ростом цен затрудняет ориентировку и оценку экономической
ситуации для граждан, предприятий и инвесторов.
2.Предсказуемость .
По данному критерию инфляция разделяется на ожидаемую и
неожидаемую. Первая предсказывается и прогнозируется заранее , а
вторая – нет. Этим она опасней ожидаемой , так как индивиды и
хозяйственные агенты не успевают к ней подготовится , что может
быть чревато частичной или полной потерей сбережений . неожиданная
инфляция дезорганизует экономику , может привести к панике ,
отпугивает иностранных инвесторов нестабильностью , поэтому ее
допущение считается крупным просчетом правительства.
3.Свобода цен.
Известно ,что наличие инфляционного процесса в экономике
страны в первую очередь сказывается на ценах . Однако такой
индикатор не всегда дает правильное представление. Так происходит
в хозяйстве рыночного типа, где уровень инфляции обычно измеряют
темпом роста цен. Но экономика иногда стоит и на нерыночных
основаниях, когда инфляция сопровождается тотальным государственным
планированием цен, поддержанием их в неестественной стабильности.
История советской экономики показывает , что инфляция вполне может
сочетаться со стабильными и даже со снижающимися ценами , продолжая
оказывать свое отрицательное давление на благосостояние людей,
губительное воздействие на инвестиции и производство. Таким образом
, инфляция по свободе цен подразделяется на открытую и подавленную.
Главное отличие между этими двумя основными направлениями в степени
деформационных проявлений инфляции. При открытой инфляции
деятельность рыночного механизма хотя и затруднена , но сохраняется
, поэтому инфляционные процессы здесь протекают в их естественной
форме. Подавленная инфляция порождена неверной деятельностью
государства. Например, введение им временного замораживания доходов
и цен, установление верхних пределов их роста; стремление удержать
динамику заработной платы на уровне , не превышающем темпы роста
производительности труда, или даже тотальны административный
контроль над ценами и доходами. Такие действия , обусловленные
противоестественным монополизмом и администрированием в сфере
ценообразования ведут к глубинной деформации рыночных механизмов.
Это, конечно , не ликвидирует инфляцию но изменяет формы ее
проявления . Прежде всего это выражается в страшной нехватке людям
необходимых товаров и услуг.
4.Темп роста цен.
По темпам роста цен инфляцию разделяют на три типа :
- умеренная (ползущая) – 10 % в год.
- галопирующая – от 20 до 200 % в год
- гиперинфляция - 50 % в месяц
Первый тип инфляции ( умеренная ) – наименее опасен и
сопровождает развитие экономики практически всех стран .Темпы
умеренной инфляции обычно не превышают 10 % в год и , по мнению
многих экономистов являются просто платой за развитие
промышленности стран. При такой инфляции стоимость денег
сохраняется и отсутствует риск подписания контрактов в номинальных
ценах. Нарастающая инфляция изменятся , следуя за экономическим
циклом. Она увеличивается во время подъема и уменьшается в период
спада. Однако здесь выявлена интересная закономерность : спад
снижает темпы инфляции на меньшую величину, чем увеличивает их
следующий за ним подъем. Кроме того ,во время спада процесс
подавления инфляции идет весьма медленно , тогда как подъем
восстанавливает прежний уровень инфляции за довольно короткий срок,
а дальше превосходит его. Описанная ситуация заставила многих
экономистов задуматься над целесообразностью расширения
производства, жертвуя некоторыми темпами инфляции, а так же
возможностью перерастания устойчиво инфляции в галопирующую. За эти
свойства умеренная инфляция получила еще два названия – «ползучая»
и «нарастающая».
Второй тип (галопирующая инфляция ) – представляется ростом
цен сотнями процентов в год. Контракты составляются с учетом темпов
инфляции. Психология населения претерпевает значительные изменения.
Люди стремятся защитить свои сбережения от инфляции . наблюдается
ускоренная материализация денег. Обычно процесс галопирующей
инфляции возникает вследствие продолжающейся денежно-кредитной
политики. Процессы , происходящие при галопирующей инфляции ,по
моему мнению , хорошо выражает кейнсианская теория. Она показывает,
что, появляясь ,галопирующая инфляция сначала увеличивает спроса ,
что приводит к увеличению как цен, так и объемов производства.
Дальнейшее развитие процесса приводит к увеличению предложения, не
влияя на естественный объем производства . Это объясняется тем
,что продолжающееся повышение цен перестает стимулировать
производство к дальнейшему росту,так как цены на ресурсы уже успели
подняться, повысив издержки.
Третий тип (гиперинфляция) представляет собой период времени
,на протяжении которого нестабильность цен становится стол значимой
, что начинает доминировать в повседневной жизни, приводя к
дезорганизации производства и рынка, а так же перераспределяя
доходы и богатства в обществе. Гиперинфляцией считается такое
положение , в условиях которого годовая норма инфляции превосходит
уровень 1000 %. Она может проявляться в различных формах : в
катастрофически высоком росте цен или страшном дефиците товаров.
С теоретической точки зрения инфляцию можно определить как
дисбаланс между спросом и предложением, в связи с чем к объяснению
причин ее возникновения можно подойти с двух противоположных точек
зрения. Последователи Д.Кейнса объясняет наступление инфляции
чрезмерным спросом при полной занятости, а неоклассики – наоборот,
ростом издержек производства, т.е. предложения. Следовательно, мы
имели два вида инфляции : спроса и предложения. Начнем их
рассмотрение с инфляции спроса.
Инфляция спроса (demand-pull inflation) имеет место в том
случае когда доходы населения и предприятий растут быстрее
реального объема товаров и услуг. В общей форме инфляция может
быть объяснена чрезмерным увеличением спроса, когда экономика не в
состоянии его удовлетворить. Повышенный избыточный спрос приводит к
завышенным ценам на реальный постоянный объем продукции и вызывает
инфляцию спроса. Несмотря на то , что производство работает на
полную мощность и все ресурсы используются целиком , оно не может
Страницы: 1, 2, 3
|