ими), НДС по ним не уплачивается, поэтому сумма налога по счету 19 не
отражается. Таким образом, при данных операциях предприятие обязано
уплатить налог на добавленную стоимость с полной суммы товарооборота без
предъявления каких-либо сумм к зачету в бюджет.
Такие операции могут быть проведены через подотчетных лиц, что
отражается проводкой:
Дт 41 "Товары"
Кт 71 "Расчеты с подотчетными лицами".
Возвращаясь к закупкам у юридических лиц, следует отметить, что
впоследствии, после того как товар будет оплачен поставщику, покупатель
засчитывает НДС при расчетах с бюджетом независимо от факта реализации
данных товаров (при правильном оформлении счета-фактуры), что отражается
записью на сумму НДС по оплаченным и поступившим товарам:
Дт 68 "Расчеты по налогам и сборам"
Кт 19 "НДС по приобретенным ценностям".
При этом засчитывается НДС по поступившим товарам, суммы налога по
оплаченным, но неоприходованным ценностям не уменьшают причитающихся в
бюджет сумм платежей. Кроме того, стоимость оплаченных товаров, не
прибывших на конец месяца на склад, отражается по дебету счета 41 "Товары"
в корреспонденции со счетом 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" (без
оприходования этих товаров на склад). В начале следующего месяца данные
суммы сторнируются и числятся в текущем учете как дебиторская задолженность
по счету 60.
Следует отметить, что поступление товаров и тары также в бухгалтерском
учете можно отражать через счет 15 "Заготовление и приобретение
материальных ценностей", при этом отклонение учетной стоимости от
фактической фиксируется по счету 16 "Отклонения в стоимости материальных
ценностей".
В дебет счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей"
относится покупная стоимость товаров, по которым на предприятие поступили
документы поставщиков. При этом записи производятся в корреспонденции со
счетами 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 71 "Расчеты с
подотчетными лицами", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и
т.п. в зависимости от того, откуда поступили те или иные ценности, и от
характера расходов по заготовке и доставке товаров на предприятие.
В кредит счета 15 в корреспонденции со счетом 41 относится стоимость
фактически поступивших на предприятие и оприходованных товаров. Сумма
разницы в стоимости приобретенных товарно-материальных Ценностей,
исчисленной в фактической себестоимости приобретения (заготовления) и
учетных ценах, списывается со счета 15 на счет 16.
Накопленные на счете 16 разницы списываются в дебет счетов учета
издержек обращения или других соответствующих счетов пропорционально
стоимости реализованных товаров по учетным ценам (по среднему проценту
отклонений).
Погашение задолженности перед поставщиком за полученные товары в
зависимости от формы оплаты оформляется следующими записями:
Дт 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - на сумму оплаченной
задолженности поставщикам
Кт 51 "Расчетные счета" - на сумму, оплаченную с расчетного счета;
Кт 52 "Валютные счета" - на сумму, оплаченную с валютного счета;
Кт 50 "Касса" - на сумму оплаты из кассы торгового предприятия наличными
деньгами (при этом следует помнить об установленном лимите расчетов
наличными в пределах трех миллионов рублей по состоянию на 1998 год);
Кт 55 "Специальные счета в банках", субсчет "Аккредитивы" - на сумму,
оплаченную с аккредитива;
Кт 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", субсчет "Векселя
выданные" - на сумму, оплаченную векселем;
Если товары оплачиваются до их получения торговым предприятием, то
вместо счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" дебетуется счет 61
"Расчеты по авансам выданным":
Дт 61 "Расчеты по авансам выданным"
Кт 51 "Расчетные счета" - на сумму предварительных расчетов с расчетного
счета;
Кт 52 "Валютные счета" – на сумму предварительных расчетов с валютного
счета;
Кт 50 "Касса" - на сумму предварительных расчетов из кассы предприятия.
Оприходование товаров оформляется следующими проводками:
Дт 41 "Товары" - на стоимость оприходованного товара;
Дт 19 "НДС по приобретенным ценностям" - на сумму НДС, относящуюся к
полученному товару
Кт 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - на стоимость товара с
НДС, указанную в счете-фактуре.
После этого возможно учесть сумму НДС при расчетах с бюджетом, что
фиксирует проводка:
Дт 68 "Расчеты с бюджетом"
Кт 19 "НДС по приобретенным ценностям".
Если после предварительной оплаты была отменена поставка товара, то на
сумму возврата средств производятся следующие записи:
Дт 51 "Расчетный счет";
Дт 52 "Валютный счет";
Дт 50 "Касса"
Все транспортные расходы, которые производит предприятие в процессе
приобретения товаров, могут согласно учетной политике предприятия быть
отнесены на издержки обращения. Если поставщик оплатил слуги по доставке
товара, то он в соответствии с условиями договора может предъявить данные
суммы к оплате покупателю, который отражает данную операцию записью:
Дт 44 "Издержки обращения" - непосредственно на стоимость доставки;
Дт 19 "НДС по приобретенным ценностям" - на сумму НДС по транспортным
услугам
Кт 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками - на общую сумму
задолженности за услуги по доставке, включая НДС.
Поступление товара по бартерным операциям отражается в обычном порядке.
Если товары поступили в таре, то ее стоимость должна быть указана в
сопроводительных документах. Оприходование поступившей от поставщика тары в
учете отражается следующим образом:
Дт 01 "Основные средства" - на стоимость тары, относящейся к основным
средствам;
Дт 41-3 "Тара под товаром и порожняя"
Кт 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - на сумму задолженности
поставщику за тару.
Тара, не указанная в документах поставщика и не подлежащая оплате,
приходуется по цене возможной реализации на основании акта. В; этом случае
проводка имеет следующий вид:
Дт 41-3 "Тара под товаром и порожняя"
Кт 99 "Прибыли и убытки".
Порядок отражения в учете недостач или потерь от порчи товаров,
вследствие естественной убыли товаров при их перевозке, от боя товаров в
стеклянной посуде, изделий из хрупких материалов, хищений в пути рассмотрен
ниже.
Аналитический учет поступления товаров ведется на складах и в
бухгалтерии. Документами первичного учета, на основании которых принимаются
на склад товары, являются товар-транспортные накладные, счета-фактуры и
другие сопроводительные документы. Эти документы материально ответственные
лица вместе с товарным отчетом сдают в бухгалтерию.
В бухгалтерии по каждому документу, включенному в товарный отчет,
составляют бухгалтерские проводки, отражающие поступление товаров, которые
затем фиксируют в учетных регистрах по счету 41 «Товары».
Учет поступивших товаров ведется в карточках (или книгах) складского
учета по их количеству, наименованию, сортности и другим пока" заселяй.
Данные о количественном учете обобщаются бухгалтером в ведомостях движения
товаров, которые являются документами их аналитическою учета. Синтетический
же учет движения товаров ведется в сводной ведомости, составляемой на
основании данных аналитического учета.
При журнально-ордерной форме учета поступление товаров и тары отражают в
ведомости по дебету счета 41. Оборот по дебету счета 41 по каждой строке
учетного регистра должен быть равен общей сумме прихода товаров в
соответствующем товарном отчете. Остатки товаров на начало и конец
отчетного периода в учетном регистре также должны совпадать с показателями
в товарном отчете.
По окончании месяца в учетном регистре по счету 41 "Товары" подсчитывают
итоги, которые сверяют с соответствующими показателями учетных регистров по
другим счетам. Например, сумму товаров, полученных от поставщиков, сверяют
с данными учетного регистра по счету 60 «Расчеты с поставщиками и
подрядчиками» (по графе дебетования счета 41). Итоги дебетовой ведомости
переносят в журналы-ордера по кредиту соответствующих счетов. Контроль за
своевременностью и полнотой оприходования товаров и их сохранностью
осуществляется также сопоставлением данных по поступившим товарам от
поставщиков в учетном регистре по счету 41 с данными журнала-ордера по
учету расчетов с поставщиками и подрядчиками.
Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками удобно вести в регистре, где
совмещены операции по кредиту счета 60 (журнал-ордер) и по его дебету
(ведомость). Данные в этот учетный регистр вносятся по строкам, так
называемым линейно-позиционным способом, то есть записи по каждому
платежному документу поставщика как в журнале-ордере, так и в ведомости
производят по одной и той же строке. Такой способ позволяет вести контроль
за поступлением товаров, а также обеспечить синтетический и аналитический
учет расчетов с поставщиками. Для этого в журнал-ордер и ведомость введены
графы для отражения сальдо на начало месяца, оборотов, а также остатка на
конец месяца по счету 60. Если сальдо кредитовое, то товар получен, но
оплата не произведена (имеется задолженность поставщикам); дебетовое сальдо
означает наличие оплаты за непоступивший товар (товар находится в пути).
Учет поступления товаров на склад может быть организован разными
способами в зависимости от способа хранения товаров (партионный или
сортовой). Под партией понимается количество товаров, поступивших
одновременно по одному транспортному документу. При сортовом способе
хранения каждый вновь приобретенный товар определенного сорта присоединяют
к ранее поступившему товару того же наименования и сорта, то есть товары
хранят по сортам.
2.2 Учёт отгруженной продукции
Получение товара в СП «Донэкспресс» оформляется по-разному в зависимости
от близости офиса к месту нахождения склада. Если склад фирмы-поставщика
расположен в одном помещении с местом оформления документов на отпуск
товара, то оформление документов и выдача товара происходит фактически
одновременно. Документом на отпуск в данном случае является накладная.
Накладная выписывается в четырех экземплярах, первый и второй из которых
остаются у предприятия-поставщика (в бухгалтерии предприятия и на складе),
а третий и четвертый передаются вместе с товаром покупателю (в бухгалтерию
предприятия-покупателя и лицу, отвечающему за хранение товара). Данный
документ подписывается материально ответственными лицами, один из которых
отпустил товар, а тугой - принял, и заверяется печатями поставщика и
получателя.
Представитель СП «Донэкспресс» проверяет товар, наличие полной
документации к нему, сертификатов качества и т. п., комплектацию в
соответствии с данными сопроводительных документов и расписывается в
получении ценностей на накладной. Если товар принимается в закрытой таре,
то необходимо сделать запись: "Товар принят по массе нетто (количеству
мест) без фактической проверки". После этого Материально ответственное лицо
доставляет товар на территорию склада СП «Донэкспресс» и передает его
кладовщику.
Товар от организаций железной дороги, должно получать специально
подготовленное материально ответственное лицо. Предъявив доверенность и
паспорт, этот работник получает товаросопроводительные документы, к которым
относятся железнодорожная накладная, счет-фактура и др.
Железнодорожная накладная содержит следующие реквизиты:
- номер и дату оформления накладной;
- полное наименование, адрес, банковские реквизиты поставщика,
- плательщика;
- наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя;
- основание отпуска товара (номер, дату договора, наряда, заказа).
Товарный раздел накладной заполняется грузоотправителем, в нем
указывается наименование товара, артикул, количество, цена, сумма, сумма
оптовой надбавки, общая сумма к оплате (с выделением суммы НДС).
Транспортный раздел данного документа заполняется при перевозке и
осуществлении погрузочно-разгрузочных работ.
К железнодорожной накладной могут быть приложены спецификации и
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|