по действующему тех. состоянию объекта с оформлением этих сведений в соотв-
щем док-те. На осн-е ср-ва не пригодные к эксплуатации и не подлежащие
восстановлению инвент-я комиссия составляет отдельную опись с указанием
времени ввода в эксплуатацию и причин приводимых эти объекты к
непригодности. Одновременно проверяются осн-е ср-ва находящиеся на
ответственном хранении. При выявлении недостачи или излишка осн-х ср-в к
инвент-ным описям прилагают объяснения мат-но ответственных лиц. На
основании этих объяснений принимается решение о порядке регулирования
разниц м-у данными инвент-ции и бух. учёта. Заключение по рез-там инвент-
ции предложение и решение инвент-й комиссии оформляют соотв-ми протоколом,
кот-й утверждает руководитель пр-тия.
Учёт и оценка незавершенного производства (7) Пр-ция, не прошедшая всех
стадий обработки и не принятая отделом тех-го контроля, а также
незаконченные работы, не принятые заказчиками, наз-ся незавершенным пр-вом.
Для исчисления размеров незавершенного пр-ва необходим учет движения
остатков деталей, узлов и т. п. на всех стадиях обработки, следует
периодически проверять их наличие, сопоставлять данные учета с данными
инвентаризации. Оперативный количественный учет движения остатков незаверш-
го пр-ва ведут работники диспетчерских бюро цехов. Более точные данные об
остатках затрат в незавершенном пр-ве можно получить только путем
проведения инвентаризации незавершенного пр-ва. Инвентаризацию незаверш-го
пр-ва проводят цеховые инвентаризационные комиссии, в состав кот-х входят
раб-ки диспетчерского бюро, бухгалтерии и мастера участков. Рез-ты
инвентаризации оформляют актом, в кот-м остатки незаверш-го пр-ва отражают
по деталям, узлам и стадиям их обработки. Акт инвентаризации незаверш-го пр-
ва составляют на годные детали, узлы и т.п. Акты инвентаризации незаверш-го
пр-ва передают в производственную группу бухгалтерии, где составляют
сличительные ведомости на расхождение, если они имелись, оценивают
фактические остатки незаверш-го пр-ва, регулируют соотв-ми записями в
учетных регистрах выявленные излишки и недостачи незаверш-го пр-ва.
Практически эти расчеты выполняют по группам или видам изделий в
калькуляционных ведомостях или в ведомостях анал-го учета пр-ва.
Себестоимость выпущенной пр-ции определяют по следующему расчету, к
незаверш-му пр-ву на нач. мес. прибавляют затраты за мес., вычитают
возвращенные и списанные суммы, а также незаверш-е пр-во на кон. Мес. Важно
правильно определить остатки в незаверш-м пр-ве и оценить их. Всякие ошибки
в сведениях об остатках неизбежно повлекут за собой искажение себест-ти
выпущенной пр-ции. На пр-тиях с индивидуальным и мелкосерийным хар-ром пр-
ва при позаказном способе учета обычно особой оценки незаверш-го пр-ва не
делают. Ст-ть его опред-ся затратами на незаконченные заказы. В
крупносерийных и массовых пр-вах незаверш-е пр-во оценивают ежемесячно.
Различие способа проведения оценки зависит от применяемого метода учета
затрат на пр-во. Применяют и упрощенный способ оценки незаверш-го пр-ва:
сумму з/п не исчисляют по операциям, а берут среднюю — 50% полной оплаты
того цеха, в кот-м находится незаконченное изделие, а по предыдущим цехам —
полную оплату.
Расчёты чеками. Достоинства и недостатки. Синтетический учёт (11)
Расчётный чек письменное поручение чекодателя обслуживающему его банку на
перечисление указанной в этом чеке суммы с его счёта на счёт чекодержателя.
Данная форма применяет лимитированные и нелимит-е чековые книжки. Лимит-е
чек-е книжки выдаются на срок до 6 мес., нелимт-е до1-го года со дня их
выдачи. Лимит-е чековые книжки у плательщика учитываются на сч.55-2, а у
получателя ден-х ср-в чеки учитываются на сч.57. Оплата плательщиком тов-в
чеками из нелимит-х чековых книжек произв-ся со спец. счёта.
Учёт производственных потерь (12) Учет потерь пр-ва позволяет определить
их размер, выявить причины и виновников и суммы, подлежащие возмещению.
Потери от брака в пр-ве. В зависимости от места обнаружения брак
подразделяется на внутренний (выявленный на пр-ии до отправки пр-ции
покупателю) и внешний (выявленный покупателем). Учет затрат и потерь от
брака ведут на калькуляционном сч. 28 в ведомости затрат по цеху (№ 12). По
Д счета отражаются себестоимость неисправимого брака и затраты по
исправлению. По К счета в журнале-ордере (Ж-О)№ 10/1 отражаются суммы
возмещения потерь от брака, взысканные с виновников; суммы, полученные от
поставщиков в связи с некондиционным кач-вом поставленного ими сырья; ст-ть
неисправимого брака по ценам возможного использования (лом). Счет закрывают
путем переноса сальдо в себестоимость пр-ции: Д-20 К-28. Учет потерь от
внутреннего исправимого брака заключается в группировке затрат, связанных с
испр-ем забракованной пр-ции, а именно ст-ти мат-лов, сырья и
полуфабрикатов, израсходованных на исправление брака, начисленной основной
и дополнительной з/п с начислениями, доли общепр-ных расходов и расходов по
содержанию и эксплуатации машин и оборудования. Все эти затраты относят в Д
сч. 28. Себестоимость исправляемого изделия остается на сч. 20. С рабочих и
служащих, виновных в браке, по исправимому браку взыскивают ст-ть
исправления, а по неисправимому — ст-ть мат-лов за вычетом отходов, сумму
основной з/п, за исключением ст-ти брака по цене лома. Внешний брак,
обнаруженный покупателем, обычно отражают в док-тах не за тот месяц, в кот-
м были изготовлены забракованные изделия, а позднее. Ст-ть изделия уже
списана со счета 20. Поэтому внешний неисправимый брак оценивают по произв-
ной себестоимости, т.е. включая и общехоз-ные расходы. Кроме того, к
потерям от брака относят транспортные расходы, кот-е были включены в счет
покупателю, и транспортные расходы по возврату забракованного изделия.
Потери от простоев по причинам возникновения различают внешние и внутренние
простои. К простоям по внешним причинам относят простои, вызванные
неподачей энергии со стороны, не поступлением материалов или топлива и т.п.
Такие простои оформляют актом, утверждаемым директором пр-тия. Расходы по
простоям из-за внешних причин складываются из осн-й з/п рабочих за время
простоя, дополнительной з/п и отчислений на соц-е страх-е, а также ст-ти
топлива и энергии, непроизводительно затраченных во время простоя. Все эти
затраты отражаются на Д сч. 26 по статье «Потери от простоев». Нa
израсходованные за время простоя суммы предъявляют претензию виновной орг-
ции. При получении сумм их отражают по К сч. 26 по той же статье и Д сч.
51. В расходы по простоям по внутренним причинам относят осн-ю з/п рабочих,
ст-ть израсходованного топлива и энергии. Эти расходы отражают на Д сч. 25.
по статье «Потери от простоев»
Организация работы по составлению бухгалтерской отчётности (15) Для
обеспечения своевременного составления квартального или годового отчетов
вводят сводный график работ всех подразделений бухгалтерии с указанием
сроков выполнения работ. Последовательность учетных работ при переносе сумм
и закрытии учетных регистров журнально-ордерной формы по окончании месяца
следующая: из листков-расшифровок вносят дебетовые и кредитовые обороты в
журналы-ордера (Ж-О) и ведомости, при этом делают соответствующие отметки в
листках-расшифровках и Ж-О; из ведомости № 1 по Д сч. 50 и ведомости № 2 по
Д сч. 51 переносятся итоги в Ж-О № 3, 10/1, 13; подсчитывают итоги в
ведомостях аналитического учета № 7, 12, 14, 15, 16, 17 и др., после чего
итоговые данные отражают в соответствующих Ж-О; подсчитывают итоги оборотов
по К счетов в Ж-О. Если Ж-О содержат аналитические данные по счетам, делают
подсчеты и определяют остаток на следующий мес., сверяют итоги различных
регистров, имеющих взаимосвязь по корреспондирующим счетам. Такая сверка
показателей применяется по всем Ж-О. Затем производят записи из журналов-
ордеров в Главную книгу. После этого подсчитывают обороты по Д и определяют
остатки на 1-е число следующего месяца по каждому синтетическому счету.
После определения в Главной книге остатков по счетам их сверяют с
аналитическими данными, составляют баланс и др. отчетные таблицы по данным
регистров журнально-ордерной формы.
Учёт коммерческих (внепроизводственных) расходов (28) Расходы, связанные
со сбытом пр-ции, называются коммерческими (внепроизводственными). Эти
расходы учитываются на сч. 43. Это активный счет; сальдо равно сумме
произведенных расходов, приходящихся на отгруженную, но не оплаченную на
начало месяца пр-цию; оборот по дебету — затраты отчетного месяца,
связанные с отгрузкой пр-ции; оборот по кредиту — суммы, списанные в
отчетном месяце на реализованную пр-цию. Внепроизводственные расходы не
имеют в балансе отдельной статьи, и поэтому при его заполнении остаток по
счету 43 на конец месяца присоединяется к остатку по сч. 45. Анал-й учет по
сч. 43 организуется в ведомости № 15 по статьям расходов оборотами по
дебету и кредиту как за отчетный месяц, так и с начала года, что и
обеспечивает условия для анализа коммерческих расходов и составления
отчетности. Суммы оборота по Д сч. 43 отражаются в журналах-ордерах № 1, 2,
7, 10/1, а оборота по кредиту — в журнале-ордере № 11.
Учёт выбытия основных средств. Документальное оформление и аналитический
учёт (22) Выбытие осн-х ср-в (реализация, ликвидация по ветхости,
моральному износу, стихийным бедствиям, безвозмездная передача и др.)
оформляется актами. В них фиксируется первоначальная ст-ть объекта и сумма
износа. Инвентарная карточка из картотеки изымается (прилагается к акту), о
чем делается отметка в инвентарном списке осн-х ср-в по местам их
нахождения. Для обобщения информации о выбытии осн-х ср-в и определения
финансового результата от данных операций используется сч. 47. По Д счета
отражается первоначальная ст-ть выбывших объектов и расходы, связанные с их
выбытием; по К — суммы износа, выручка от реализации имущ-ва, ст-ть мат-х
ценностей, поступивших в связи со списанием имущ-ва по цене возможного
использования. Выбытие осн-х ср-в оформляют актом и отражают в инвентарной
карточке, а затем ее изымают из картотеки. Переоцененные объекты осн-х ср-в
записываются по восстановительной ст-ти в разделе карточки «Реконструкция,
модернизация». Сумма износа, установленная при переоценке, указывается в
соответствующем разделе карточки. В местах исп-ния осн-х ср-в ведут
инвентарные списки осн-х ср-в, в кот-х приводятся краткие сведения об
объектах осн-х ср-в, находящихся в эксплуатации. Инвентарные карточки на
выбывшие осн-е ср-ва после соотв-щих записей до конца месяца не
раскладываются, а хранятся отдельно. Это необходимо потому, что на их
основе ежемесячно составляется расчет амортизации осн-х ср-в. Кроме того,
по окончании месяца карточки с записями за данный месяц группируются по
классификационным видам осн-х ср-в, суммируются обороты по выбытию по
каждому виду и записываются в карточку учета движения осн-х ср-в. Карточки
учета движения осн-х ср-в открывают в начале января на текущий год. Сначала
в них указывают наличие осн-х ср-в по видам на 1 января. Затем ежемесячно
после записи оборотов за месяц определяют и записывают наличие осн-х ср-в
на 1-е число следующего месяца.
Учёт нематериальных активов (29) К нематериальным активам относятся
объекты, кот-е не имеют материальной формы, не обладают физическими
свойствами, но обеспечивают предприятию возможность получения дохода в
течение длительного времени или постоянно. Все нематериальные активы
оцениваются в бух. учете по первоначальной ст-ти, т.е. в сумме фактических
затрат, вкл-щих расходы на их приобретение, на получение консультаций,
связанных с защитой прав, затраты на маркетинговые исследования. Анал-й
учет нематериальных активов ведется по их видам в карточках анал-го учета и
в ведомости №17. Учет состояния и движения нематериальных активов
осуществляется на счете 04. Счет активный, инвентарный, сальдо дебетовое
отражает первоначальную ст-ть находящихся в распоряжении предприятия
объектов нематериальных активов; оборот по дебету — первоначальная
Страницы: 1, 2, 3, 4
|