бухгалтерской отчетности, могут служить исходными данными для налоговых
расчетов. Вместе с тем законодательные и иные нормативные акты,
регулирующие порядок налогообложения, не могут содержать положения,
регламентирующие порядок ведения бухгалтерского учета.
3 Метод бухгалтерского учета
Методологическую основу организации бухгалтерского учета составляет
система способов и определенных приемов, которые осуществляются посредством
документации, инвентаризации, бухгалтерского баланса, системы синтетических
и аналитических счетов с применением метода двойной записи, оценки
имущества и обязательств, других статей баланса, калькуляции и отчетности
предприятия.
Документация – это первичная регистрация хозяйственных операций с помощью
документов в момент и в местах их совершения.
Документация является одной из основных отличительных особенностей
бухгалтерского учета, так как позволяет осуществлять сплошное наблюдение за
хозяйственными процессами.
Обязательным условием отражения хозяйственных операций в системном
бухгалтерском учете является оформление их первичными документами,
обладающими определенными характеристиками и отвечающими соответствующим
предъявляемым к ним требованиям (они должны быть достоверными, ясными,
объективными и др.). От качества первичных документов в значительной мере
зависит качество всего бухгалтерского учета.
Инвентаризация – способ проверки соответствия фактического наличия
имущества в натуре данным бухгалтерского учета. Инвентаризация проводится с
целью обеспечения достоверности показателей бухгалтерского учета и
сохранности имущества предприятия.
Инвентаризации подлежат основные средства, товарно-материальные
ценности, денежные средства, расчеты, незавершенное производство,
незавершенное строительство, товары торговых предприятий и др.
Инвентаризация проводится в установленные сроки, при смене материально
ответственных лиц, по требованию аудиторов, следственных органов и т.п.
Бухгалтерский баланс – способ экономической группировки и обобщения
информации об имуществе и обязательствах предприятия, организации по
составу и размещению и источникам их образования в денежной оценке на
определенную дату, как правило, на 1-ое число месяца.
Средства предприятия отражаются в бухгалтерском балансе в денежном
выражении в двух группировках: одна показывает, какими средствами
предприятие располагает, другая – из каких источников они возникли.
Обе части бухгалтерского баланса равны между собой, так как в них
отражается одно и то же имущество, но, с одной стороны, по составу и
размещению, с другой – по источникам его образования.
Таким образом, баланс позволяет осуществлять наблюдение за состоянием
хозяйственных средств и их использованием на предприятии.
Система счетов и двойная запись – прием, который означает, что группировка
имущества, источников его образования, хозяйственных операций в
бухгалтерском учете осуществляется также и с помощью счетов (синтетических
и аналитических) с применением метода двойной записи.
Счет – это экономическая группировка (в виде таблицы), в которой
систематизируется, накапливается текущая информация о состоянии имущества,
источниках его образования, хозяйственных операциях. Являясь элементом
метода бухгалтерского учета, счета имеют важное значение для систематизации
и группировки хозяйственных операций по однородным экономическим признакам.
Двойная запись – способ регистрации хозяйственных операций на счетах
бухгалтерского учета. Этот способ заключается в том, что каждая
хозяйственная операция записывается в двух счетах бухгалтерского учета в
равных суммах.
Оценка представляет собой способ выражения в денежном измерении имущества
предприятия и его источников. Реальность и правильность оценки имущества
предприятия и его источников имеют важное значение для построения всей
системы бухгалтерского учета. В основе оценки имущества лежат реальные
затраты, выраженные в денежном измерении.
В целях сопоставимости оценка имущества и его источников для отражения
в балансе должна производиться единообразно на всех предприятиях, что
достигается соблюдением установленных положений и правил оценки. Например,
действующими нормативными документами установлено, что в бухгалтерском
балансе основные средства, так же как и нематериальные активы, показываются
по остаточной стоимости; производственные запасы оцениваются по фактической
стоимости их приобретения и заготовления; готовая продукция – по
фактической производственной стоимости и т.д.
Калькуляция – способ группировки затрат и определения себестоимости.
Исчисление себестоимости продукции (работ, услуг) – способ определения
фактических затрат предприятия в денежной форме на единицу продукции
(работ, услуг).
Отчетность предприятия (организации) представляет собой систему
показателей, характеризующих производственно-хозяйственную и финансовую
деятельность предприятия (организации) за определенный период (месяц,
квартал).
В соответствии с Федеральным законом “О бухгалтерском учете”
бухгалтерская отчетность – единая система данных об имущественном и
финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной
деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по
установленным формам.
Показатели отчетности используются для анализа финансового состояния
предприятия, подготовки, обоснования и принятия соответствующих
управленческих решений, для оценки положения предприятия на рынке.
Способы и приемы бухгалтерского учета, составляющие его методологию,
взаимосвязаны и взаимообусловлены. В результате их применения
обеспечивается непрерывное, сплошное и документально обоснованное отражение
в системном бухгалтерском учете учитываемых объектов в денежном, трудовом и
натуральном измерителях (показателях), однородная группировка имущества,
источников его образования, хозяйственных операций на счетах бухгалтерского
учета. Взаимосвязанное отражение этого имущества, источников его
формирования и хозяйственных операций при помощи метода двойной записи на
счетах, периодическое сопоставление фактического наличия имущества и
обязательств с учетными данными позволяют получить достоверные итоговые
систематизированные отчетные показатели.
Все это создает систему бухгалтерского учета.
4 Понятие о счетах бухгалтерского учета и двойной записи
На каждом предприятии (организации) ежедневно совершается большое
количество хозяйственных операций, которые в конечном итоге отражаются в
бухгалтерском балансе. Как уже отмечалось, баланс составляется на 1-е число
месяца (квартала, года), поэтому с помощью него нельзя повседневно следить
за изменениями, происходящими в составе имущества, обязательств предприятия
(организации), источников их формирования. Для текущего учета и контроля
используется система счетов бухгалтерского учета.
В теории и методологии бухгалтерского учета системе счетов
бухгалтерского учета принадлежит особая роль, так как с их применением
реализуется проблема двойственного отражения информации, ее накапливания и
обобщения. Запись по счетам производится с использованием метода двойной
записи.
Счет бухгалтерского учета – это способ группировки, текущего контроля
и отражения хозяйственных операций, которые происходят с имуществом,
источниками его формирования, хозяйственными процессами. Счет – это также
накопитель информации, которая затем обобщается и используется для
составления различных сводных показателей и отчетности.
По внешнему виду счет представляет собой таблицу, состоящую из двух
частей. В начале таблицы дается название счета – наименование объекта
учета. Например, счет «Материалы», счет «Уставный капитал», счет «Основное
производство» и т.д.
Схема счета имеет такой вид(:
Счет
_________________________________________________________
( наименование объекта учета)
Дебет
Кредит
________________________________________________________________
| |
На счетах отражают хозяйственные операции как в количественном, так и в
стоимостном выражении.
Левая часть счета называется дебетом (сокращенно Д-т), а правая часть -
кредитом (сокращенно К-т). Следовательно, «дебет» и «кредит» счета
соответствуют его сторонам.
Для обозначения остатков на счетах бухгалтерского учета пользуются
термином «сальдо» (остаток счета). Обычно сальдо на начало проведения
операции (на начало отчетного периода) обозначается как С1, а остаток на
конец проведения операции (на конец отчетного периода) – С2.
Для отражения операций на счетах необходимо документальное
подтверждение, в качестве которого могут быть первичные бумажные документы,
машинные носители, дискеты и т.п., причем любой из них должен иметь
юридическую силу.
В соответствии с балансом все счета бухгалтерского учета делятся на
активные и пассивные, исходя из этого имеются две схемы записей на счетах.
Активные – это счета бухгалтерского учета, на которых учитываются
различные виды имущества, их наличие, состав, движение. Например, счет
«Основные средства», счет «Материалы», счет «Касса», счет «Валютный счет» и
т.д. На активных счетах остатки (сальдо) только дебетовые.
Пассивные – это счета бухгалтерского учета, на которых учитываются
источники формирования имущества, их наличие, состав, движение, а также
обязательства. Например, счет «Уставный капитал», счет «Краткосрочные
кредиты банков» и т.п. На пассивных счетах остатки только кредитовые.
Схема записей на активном счете имеет такой вид.
Активный счет
_______________________________________________________
( наименование объекта учета)
Дебет
Кредит
|С1 – остаток на начало проведения | |
|операции |Уменьшение остатка, происходящее в|
|Увеличение остатка, происходящее в |результате хозяйственных операций |
|результате хозяйственных операций | |
|Оборот по дебету счета (сумма всех |Оборот по кредиту счета (сумма |
|хозяйственных операций) |всех хозяйственных операций) |
|С2 - остаток на конец проведения | |
|операций | |
Таким образом, по активному счету отражаются:
по дебетовой стороне счета – остатки на начало и конец проведения
операций и хозяйственные операции, вызывающие увеличение остатка;
по кредитовой стороне счета – лишь хозяйственные операции, вызывающие
уменьшение остатка.
Если обозначим оборот по дебету счета – Об. Д, а оборот по кредиту
счета – Об. К, то тогда для определения остатка по активному счету на конец
проведения операции можно использовать такую формулу:
С2 = С1 + Об. Д – Об. К. (1)
При записях хозяйственных операций в активные счета могут быть только
две ситуации.
Ситуация первая: сумма начального остатка и сумма оборота по дебету
счета должны быть больше суммы, показываемой по кредиту счета. В этом
случае имеется остаток на конец проведения хозяйственных операций, который
определяется по вышеприведенной формуле (1).
Ситуация вторая: сумма начального остатка и сумма оборота по дебету
равна сумме, показываемой по кредиту счета. В этом случае сальдо на конец
отчетного периода не будет.
Схема записей на пассивном счете имеет такой вид.
Пассивный счет
________________________________________________________
( наименование объекта учета)
Дебет
Кредит
|Уменьшение происходящее в |С1 – остаток на начало проведения |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|