Правовое регулирование аудиторской деятельности в РФ (ФЗ № 119)
ВВЕДЕНИЕ
Поскольку результаты аудиторской проверки являются основой множества
экономических решений, аудит во всех странах достаточно жестко
регулируется. В некоторых из них, например во Франции,в этот процесс
вмешивается государство, устанавливая нормы, нормативы аудита, осуществляя
регистрацию аудиторов и аудиторских фирм и контроль за их деятельностью.
В других странах(США,Великобритания) этот процесс регулируется
общественными профессиональными аудиторскими организациями.
олее семи с половиной лет,регулирование аудиторской деятельности в РФ
осуществлялось в соответствии с Временными правилами аудиторской
деятельности. С принятием Федерального Закона №119 «Об аудиторской
деятельности» в РФ начался новый этап развития аудита. Указом Президента
Российской Федерации от 22 декабря 1993 года № 2263, пункт 2 данного указа
было установлено, что Временные
правила вступают в силу на всей территории Российской Федерации с момента
опубликования настоящего Указа и действуют до принятия Федеральным
собранием Российской Федерации закона Российской Федерации, регулирующего
аудиторскую деятельность.
Необходимость совершенствования законодательного обеспечения аудиторской
деятельности в Российской Федерации была вызвана тем, что Временные
правила, сыграв важную и своевременную роль в становлении аудита в стране,
уже не отражали в полной мере сложившиеся условия на рынке аудиторских
услуг, отставали по ряду существенных позиций от реальности.
В данной курсовой работе будут рассмотрены положения Федерального закона
«Об аудиторской деятельности» (далее - Закон) и уточнены новые нормы
правовых основ регулирования аудиторской деятельности в Российской
Федерации, введенные данным Законом.
Глава1.Аудиторская деятельность, аудит, аудитор, аудиторская организация.
Права и обязанности аудиторских организаций.
Согласно Ст.1 Закона,«аудиторская деятельность, аудит»-это
предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского
учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных
предпринимателей. Определение не имеет принципиальных отличий от
применявшегося во Временных правилах, где было указано, что аудиторская
деятельность - аудит представляет собой предпринимательскую деятельность
аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных
проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной
документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и
требований экономических субъектов, а также оказанию иных аудиторских
услуг.
Однако, присутствует существенное различие в определении цели аудита во
Временных правилах и в данной статье Закона. Так, во Временных правилах
было установлено, что основной целью аудиторской деятельности является
установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности
экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и
хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской
Федерации. Законом же предусмотрено, что целью аудита является выражение
мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц
и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству
Российской Федерации. Такое понятие, сформулированное на основе
международного опыта, и,скорее всего, точнее отражает цель аудита.
Положительное значение имеет установленный в первой статье Закона
детализированный перечень сопутствующих аудиту услуг, что позволит более
конкретно, с законодательным обоснованием оценивать возможность
осуществления подобных услуг аудиторскими организациями и индивидуальными
аудиторами. С учетом того, что оказание сопутствующих аудиту услуг, как
правило, занимает лидирующее место в количественном и стоимостном выражении
в общем объеме работ и услуг, данная норма (отсутствовавшая ранее в таком
виде во Временных правилах) имеет чрезвычайно важное значение. Так, для
целей Закона под сопутствующими аудиту услугами понимается оказание
аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами следующих услуг :
1)постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление
финансовой (бухгалтерской) отчетности, бухгалтерское консультирование;
2) налоговое консультирование;
3) анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и
индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое
консультирование;
4) управленческое консультирование, в том числе связанное с
реструктуризацией организаций;
5) правовое консультирование, а также представительство в судебных и
налоговых органах по налоговым и таможенным спорам;
6) автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных
технологий;
7) оценка стоимости имущества, оценка предприятий как имущественных
комплексов, а также предпринимательских рисков;
8) разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес -
планов;
9) проведение маркетинговых исследований;
10) проведение научно - исследовательских и экспериментальных работ в
области, связанной с аудиторской деятельностью, и распространение их
результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;
11) обучение в установленном законодательством Российской Федерации
порядке специалистов в областях, связанных с аудиторской деятельностью;
12) оказание других услуг, связанных с аудиторской деятельностью.
При этом Законом предусмотрено, что аудиторским организациям и
индивидуальным аудиторам запрещается заниматься какой-либо иной
предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания
сопутствующих ему услуг, что соответствует норме, действовавшей ранее во
Временных правилах.
Закон обозначает правовое пространство аудита: Ст. 2 «Законодательство
Российской Федерации и иные акты об аудиторской деятельности» определяет,
что аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с настоящим
Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными федеральными
законами, регулирующими отношения, возникающие при осуществлении
аудиторской деятельности. Нормы законодательства Российской Федерации об
аудиторской деятельности, содержащиеся в других федеральных законах, должны
соответствовать настоящему Закону.
При этом особенности правового положения аудиторских организаций,
осуществляющих аудиторские проверки сельскохозяйственных кооперативов и
союзов этих кооперативов, определяются Федеральным законом «О
сельскохозяйственной кооперации».
Согласно Ст.3 , «аудитор» - физическое лицо, отвечающее квалификационным
требованиям, установленным уполномоченным федеральным органом, и имеющее
квалификационный аттестат аудитора. Это понятие не вводит каких-либо
существенных новых норм по сравнению с Временными правилами.
При этом в Ст.4 «Аудиторская организация», существует ряд отличий по
сравнению с Временными правилами. Так, данной статьей Закона предусмотрено,
что не менее 50 процентов кадрового состава аудиторской организации должны
составлять граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на
территории Российской Федерации, а в случае, если руководителем аудиторской
организации является иностранный гражданин, - не менее 75 процентов. Также
данной статьей определено, что в штате аудиторской организации должно
состоять не менее пяти аудиторов.
Ст.5 «Права и обязанности аудиторских организаций и индивидуальных
аудиторов» и Ст.6 «Права и обязанности аудируемых лиц и (или) лиц,
заключивших договор оказания аудиторских услуг». В этих статьях, применив
более чем восьмилетний имеющийся опыт действия Временных правил, более
подробно установлены права и обязанности аудиторов и аудируемых лиц.
Согласно Ст.5 «Права и обязанности аудиторских организаций и индивидуальных
аудиторов», при проведении аудиторской проверки аудиторские организации и
индивидуальные аудиторы вправе:
1) самостоятельно определять формы и методы проведения аудита;
2) проверять в полном объеме документацию, связанную с финансово -
хозяйственной деятельностью аудируемого лица, а также фактическое наличие
любого имущества, учтенного в этой документации;
3) получать у должностных лиц аудируемого лица разъяснения в устной и
письменной формах по возникшим в ходе аудиторской проверки вопросам;
4) отказаться от проведения аудиторской проверки или от выражения своего
мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности в аудиторском
заключении в случаях:
-непредставления аудируемым лицом всей необходимой документации;
-выявления в ходе аудиторской проверки обстоятельств, оказывающих либо
могущих оказать существенное влияние на мнение аудиторской организации или
индивидуального аудитора о степени достоверности финансовой (бухгалтерской)
отчетности аудируемого лица;
5) осуществлять иные права, вытекающие из существа правоотношений,
определенные договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие
законодательству Российской Федерации и настоящему Федеральному закону.
При проведении аудиторской проверки аудиторские организации и
индивидуальные аудиторы обязаны:
1) осуществлять аудиторскую проверку в соответствии с законодательством
Российской Федерации и настоящим Федеральным законом;
2) предоставлять по требованию аудируемого лица необходимую информацию о
требованиях законодательства Российской Федерации, касающихся проведения
аудиторской проверки, а также о нормативных актах Российской Федерации, на
которых основываются замечания и выводы аудиторской организации или
индивидуального аудитора;
3) в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг, передать
аудиторское заключение аудируемому лицу и (или) лицу, заключившему договор
оказания аудиторских услуг;
4) обеспечивать сохранность документов, получаемых и составляемых в ходе
аудиторской проверки, не разглашать их содержание без согласия аудируемого
лица и (или) лица, заключившего договор оказания аудиторских услуг, за
исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской
Федерации;
5) исполнять иные обязанности, вытекающие из существа правоотношений,
определенных договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие
законодательству Российской Федерации.
Согласно Ст.6, при проведении аудиторской проверки аудируемое лицо и (или)
лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, вправе:
1) получать от аудиторской организации или индивидуального аудитора
информацию о законодательных и нормативных актах Российской Федерации, на
которых основываются выводы аудиторской организации или индивидуального
аудитора;
2) получить от аудиторской организации или индивидуального аудитора
аудиторское заключение в срок, определенный договором оказания аудиторских
услуг;
3) осуществлять иные права, вытекающие из существа правоотношений,
определенных договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие
законодательству Российской Федерации.
Согласно Ст.6, при проведении аудиторской проверки аудируемое лицо и (или)
лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, обязано:
1) заключать договоры на проведение обязательного аудита с аудиторскими
организациями в сроки, установленные законодательством Российской
Федерации;
2) создавать аудиторской организации (индивидуальному аудитору) условия для
своевременного и полного проведения аудиторской проверки, осуществлять
содействие аудиторским организациям (индивидуальным аудиторам) в
своевременном и полном проведении аудиторской проверки, предоставлять им
информацию и документацию, необходимую для осуществления аудита, давать по
устному или письменному запросу аудиторов или аудиторских организаций
исчерпывающие разъяснения и подтверждения в устной и письменной формах, а
также запрашивать необходимые для проведения аудиторской проверки сведения
у третьих лиц;
3) не предпринимать каких бы то ни было действий в целях ограничения круга
Страницы: 1, 2, 3, 4
|