Правила проведения инвентаризации и оформление ее результатов
СОВРЕМЕННЫЙ
ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА "БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И ФИНАНСЫ"
КУРСОВАЯ РАБОТА
по курсу “Бухгалтерский учет”
Тема: “Правила проведения инвентаризации и оформления ее результатов”.
Москва 1999г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
| |ВВЕДЕНИЕ | 3 |
|1. |Общие правила проведения инвентаризации и оформление ее | |
| |результатов |5 |
|2. |Правила проведения инвентаризации отдельных видов имущества и | |
| |финансовых обязательств, оформление результатов | |
| |инвентаризации |9 |
|2.1 |Инвентаризация основных средств | 9 |
|2.2 |Инвентаризация нематериальных активов |11 |
|2.3 |Инвентаризация финансовых вложений |11 |
|2.4 |Инвентаризация товарно-материальных ценностей |12 |
|2.5 |Инвентаризация незавершенного производства |15 |
|2.6 |Инвентаризация резервов предстоящих расходов и платежей |16 |
|2.7 |Инвентаризация денежных средств, денежных документов и бланков| |
| |строгой отчетности |18 |
|2.8 |Инвентаризация расчетов |19 |
|2.9 |Инвентаризация животных и молодняка животных |20 |
| |ЗАКЛЮЧЕНИЕ |21 |
| |Литература | |
ВВЕДЕНИЕ
В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и
отчетности предприятия и организации обязаны проводить инвентаризацию
имущества и финансовых обязательств.
Инвентаризация – установление на определенный момент фактического
наличия средств и их источников, фактически произведенных затрат путем
пересчета инвентаризируемого объекта в натуре, т.е. снятие остатков, или
путем проверки учетных записей. С помощью инвентаризации проверяют
правильность данных текущего учета и выявляют ошибки, допущенные в учете.
Инвентаризация необходима для уточнения показателей учета и последующего
контроля за сохранностью имущества предприятия.
Инвентаризации подлежат все имущество (все виды имущества,
принадлежащие предприятию независимо от его местонахождения; имущество, не
принадлежащее предприятию, но числящееся в бухгалтерском учете; имущество,
не учтенное по какой-либо причине) и все виды финансовых обязательств.
Различают полную и частичную инвентаризацию: полная инвентаризация
охватывает все без исключения виды имущества и финансовых обязательств
организации, частичная инвентаризация – один или несколько видов имуществ и
обязательств (например, только денежные средства, материалы на одном складе
и т.д.). По объему проверки инвентаризации делятся на сплошные и
выборочные.
Инвентаризации могут быть плановыми, которые производятся в заранее
установленные сроки, и внеплановыми (внезапными), которые проводятся
неожиданно для материально ответственного лица, чтобы установить наличие
ценностей. Их осуществляют по распоряжению вышестоящих органов,
руководителей организаций, по требованию ревизоров, следственных и
контрольных органов.
Количество инвентаризаций в отчетном году, порядок и сроки их
проведения и перечень проверяемого имущества и обязательств устанавливается
руководителем предприятия, кроме случаев, когда в соответствии с Положением
о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации проведение
инвентаризации обязательно, а именно:
- при выкупе, продаже имущества организации, передаче его в аренду, а
также при преобразовании государственного или муниципального
предприятия;
- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме
имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября
отчетного года. Инвентаризация зданий, сооружений и других
неподвижных объектов основных средств может проводиться один раз в
3 года, а библиотечных фондов – один раз в 5 лет. В районах на
Крайнем Севере и приравненных к ним местностях, инвентаризация
товаров, сырья и материалов может проводиться в период их
наименьших остатков;
- при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи
дел);
- при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи
имущества;
- в случае аварии, стихийного бедствия, пожара и других чрезвычайных
ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
- при реорганизации или ликвидации предприятия перед составлением
ликвидационного баланса;
- в других случаях, предусмотренных законодательством РФ.
1. Общие правила проведения инвентаризации и оформление ее результатов
На предприятии в период инвентаризации имущества и финансовых
обязательств создается центральная постоянно действующая инвентаризационная
комиссия, которая разрабатывает план инвентаризации. Персональный состав
комиссии, в который включаются представители администрации предприятия,
работники бухгалтерской службы и другие специалисты (техники, экономисты и
т.д.), утверждается руководителем предприятия. Документ о составе
инвентаризационной комиссии (приказ, постановление, распоряжение)
регистрируются в книге контроля за выполнением приказов о проведении
инвентаризации.
Перед началом инвентаризации осуществляют подготовительные
мероприятия: материальные ценности рассортировываются и укладываются по
наименованиям, сортам размерам; в местах хранения вывешиваются ярлыки с
указанием количества, массы или меры проверяемых ценностей. Все документы
по приходу и расходу ценностей должны быть обработаны и записаны в регистры
аналитического учета. От материально ответственных лиц необходимо получить
расписку об отсутствии неоприходованных и не списанных в расход ценностей.
Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и
расходные документы, приложения к отчетам и указывает "До инвентаризации на
(дата)". Такая запись служит основанием для определения бухгалтерией
остатков имущества к началу инвентаризации по учтенным данным.
Наличие средств в натуре проверяют при обязательном участии
материально ответственных лиц. Результаты подсчета, обмера и взвешивания
заносят в инвентаризационные описи или акты инвентаризации не менее чем в
двух экземплярах, которые подписывают все члены комиссии. Материально
ответственные лица подтверждают на каждой описи, что у них нет претензий к
комиссии и что проверенные ценности приняты ими на хранение.
На каждой странице описи прописью указывается число порядковых номеров
материальных ценностей и общий итог количества в натуральных измерителях
(вне зависимости от того, в каких единицах измерения эти ценности – штуках,
метрах, килограммах и т.д.). Незаполненные строки на последней странице
прочеркиваются. Исправление ошибок производится во всех экземплярах описей
путем зачеркивания неправильных записей и проставления над ними правильных
записей. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами
инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами.
Оформленные инвентаризационные описи и акты сдают в бухгалтерию, где
их проверяют, затем сравнивают фактическое наличие средств с данными
бухгалтерского учета. Результаты сравнения записывают в сличительную
ведомость. В ней указывают фактическое наличие средств по данным
инвентаризации (количество и сумма), наличие средств по данным учета и
результаты сравнения – излишек или недостача. В сличительную ведомость
записывают только те ценности, по которым выявлены излишки и недостачи, а
стальные показывают в ведомости общей суммой. Суммы излишков и недостач
товарно-материальных ценностей в сличительных ведомостях указывают в
соответствии с их оценкой в бухгалтерском учете.
Инвентаризационная комиссия обязана выявить причины недостач или
излишков, обнаруженных при инвентаризации. Выводы и решения комиссии
оформляют протоколом, утвержденным руководителем предприятия, после чего
результаты инвентаризации отражают в учете.
Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия
имущества с данными бухгалтерского учета регулируют в соответствии с
Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации в
следующем порядке:
основные средства, материальные ценности, денежные средства и другое
имущество, оказавшееся в излишке, подлежит оприходованию по дебету
соответствующих счетов (01, 11, 12 и др.) с отнесением его на финансовые
результаты (счет 80) у организаций или увеличение финансирования (фондов) у
бюджетной организации с последующим установлением причин возникновения
излишка и виновных лиц;
все недостачи материальных ценностей, денежных средств и другого
имущества, независимо от причин возникновения, списывают с кредита
соответствующих счетов (01, 11, 12 и др.) в дебет счета 84 "Недостачи и
потери от порчи ценностей".
Недостачи ценностей в пределах норм естественной убыли, утвержденных в
установленном законодательством порядке, списываются с кредита счета 84
"Недостачи и потери от порчи ценностей" на издержки производства и
обращения у организаций или уменьшение финансирования (фондов) у бюджетных
организаций. Нормы убыли могут применяться лишь в случаях выявления
фактических недостач. При отсутствии норм убыли рассматривается как
недостача сверх норм.
Недостачи материальных ценностей, денежных средств и другого
имущества, порчу сверх норм естественной убыли, а также превышение
стоимости недостающих ценностей над оказавшимися в излишке, возникающее при
пересортице, относят на виновных лиц и оформляют бухгалтерской записью:
дебет счета 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", субсчет 3
"Расчеты по возмещению материального ущерба";
кредит счета 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей".
В тех случаях, когда виновники не установлены или во взыскании с
виновных лиц отказано судом, убытки от недостач и порчи списывают на
издержки производства и обращения у организации или уменьшения
финансирования у бюджетной организации.
Вскрытые инвентаризацией недостачи в кассе предъявляются взиманию с
кассира. При этом составляются две бухгалтерские проводки:
1. дебет счета 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей",
кредит счета 50 "Касса";
2. дебет счета 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", субсчет
3 "Расчеты по возмещению материального ущерба";
кредит счета 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей".
Весь вышеизложенный общий порядок инвентаризации можно представить
схематически (Рис. 1)
|ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ |
|Подготовительные работы |
|Приказ | |Проверка | |Письменное | |Завершение |
|руководителя | |технических | |подтверждение | |разноски |
|о составе | |паспортов, | |материально | |документов по |
|комиссии, | |инвентарных | |ответственных | |счетам, |
|сроках, | |карточек и | |лиц о передаче | |выведение в них|
|объектах | |т.д. по всем | |всех документов | |остатка |
| | |объектам | |в бухгалтерию | | |
|Пересчет, обмер, взвешивание, оценка всех объектов |
|Инвентаризационные описи (подписи членов комиссии и материально |
|ответственных лиц) |
|Сличительные ведомости, сверка фактического наличия с данными учета по |
Страницы: 1, 2
|