сельскохозяйственных машин и орудий, строительного механизированного
инструмента, рабочего и продуктивного скота) или служащие менее одного года
независимо от стоимости. Они учитываются на отдельном счете "Малоценные и
быстроизнашивающиеся предметы ".
Кроме того, материалы, не принадлежащие данному предприятию,
выделяются в отдельные группы и учитываются на забалансовых счетах: 002
"Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение"; 003
"Материалы, принятые в переработку".
В целях рациональной организации учета и контроля за использованием
материалов в производстве и в связи с их широким ассортиментом промышленные
предприятия помимо приведенной выше классификации материальных ценностей
используют более детальную их группировку по техническим признакам и
свойствам. Например, сырье и материалы подразделяются на черные и цветные
металлы; химикаты и т.д. Внутри групп и подгрупп ценности показываются в
разрезе отдельных видов, марок, сортов и типоразмеров. С этой целью на
предприятиях разрабатываются номенклатуры (перечни) потребляемых в
производстве материалов по их однородным признакам. На отдельных
предприятиях количество групп и подгрупп зависит от характера производства
и видов выпускаемой продукции. При этом каждому наименованию, типоразмеру и
сорту материалов присваивается условное цифровое обозначение –
номенклатурный номер (код), который затем проставляется во всех документах
по наличию и движению товарно-материальных ценностей.
Номенклатура материалов, в которой указаны цены за единицу учитываемых
материалов, называется номенклатурой-ценником. Он представляет собой
систематизированный перечень материалов, применяемых на предприятии, и
используется в качестве справочника почти всеми отделами предприятия
(отдел материально-технического снабжения, бухгалтерия, плановый,
финансовый и т.д.).
В соответствии с производственной программой и нормами расхода
предприятия определяют потребность в материальных ресурсах. Они
приобретаются за счет централизованного обеспечения (при наличии
госзаказа), в порядке оптовой и биржевой торговли, путем поставок
непосредственно предприятиями-производителями и др. предприятия-получатели
заключают прямые договора с предприятиями-поставщиками на поставку
ценностей. Договоры обеспечивают взаимную ответственность поставщиков и
покупателей за выполнение обязательств. В договорах обусловливаются
наименование материалов, количество, цены, сроки поставки, порядок
расчетов, способы транспортировки, санкции за несоблюдение условий
договора, порядок приемки и т.п.
В отделе материально-технического снабжения предприятия ведется
оперативный учет и контроль реализации фондов и выполнения договоров
поставок материалов по ассортименту, количеству, качеству и срокам.
Отгрузив материальные ценности покупателям, предприятия-поставщики
одновременно высылают им платежные требования-поручения вместе с
отгрузочными и другими сопроводительными документами (спецификации,
сертификаты, качественные удостоверения, счета-фактуры, товарно-
транспортные накладные, железнодорожные квитанции и др.).
Счет-фактура (Приложение 11) представляет собой дополнение к
платежному требованию-поручению. В нем указываются: поставщик,
грузоотправитель, грузополучатель, плательщик, станции назначения и
отправления, дата отгрузки, способ отправления, наименование ТМЦ,
количество, цена, сумма.
Полученные материалы предприятием своевременно приходуются.
Оприходование материалов оформляется приходным ордером (Приложение 12) на
фактически принятое количество материальных ценностей. В ордере отмечается
наименование, номенклатурный номер, единицы измерения, цена, количество -
фактическое и плановое, сумма, роспись материально ответственного лица.
Также движение и внутреннее перемещение оформляются накладной (Приложение
13). При получении материалов на склад составляется акт приёмки материалов.
На каждый номенклатурный номер открывается отдельная карточка -
карточка складского учёта материалов (Приложение 14). В ней отображается
приход и расход по отдельным видам материалам. На отдельных складах учёт
ведётся в специальной книге, которая представляет собой сброшюрованные
карточки. Записи в карточки производятся на основании оформленных в
установленном порядке документов по расходу и приходу материальных
ценностей в день совершения операций. После каждой записи выводится новый
остаток.
Отпуск материалов со склада оформляется требованием, накладной и
лимитно-заборной картой.
По первичному документу требование (Приложение 15) запрашивается
количество определённого вида наименования материалов, которое надо
отпустить со склада. Также здесь указывается их цена и сумма. Накладная на
внутреннее перемещение материалов указывает какое количество и какие
материалы отпущены - по какой цене и на какую сумму. Независимо от способа
документального оформления материалы отпускаются по лимиту. Для этого
существует лимитно-заборная карта (Приложение 16). Она предназначена для
последовательного оформления отпуска материалов, потребляемых
систематически при производстве продукции в данном цехе. В верхней части
карты указывается лимит расхода материала на месяц, поэтому она служит
средством контроля за лимитом отпуска материалов на производственные нужды.
Существуют индивидуальные лимитные карты и групповые.
Для списания материальных ценностей может составляться акт-расчет
расхода материалов (Приложение 17) и акт на списание материальных ценностей
(Приложение 18). Также информацию о расходе ценностей можно получить в
заказе-калькуляции (Приложение 19).
Вся первичная документация, поступающая в бухгалтерию, подвергается
сплошной проверке как по существу операций и правильности их оформления,
так и по точности арифметических подсчётов. Затем документы таксируются -
указанное количество материалов в первичных документах умножается на
учётные цены. Следующим этапом обработки документов является их
группировка, цель которой - получение итоговых данных для записей в
регистры бухгалтерского учёта.
Для обобщения информации о наличии и движении принадлежащих
предприятию сырья, материалов, топлива, запасных частей, тары и других
ценностей предназначен активный синтетический счет 10 "Материалы", который
имеет 8 субсчетов:
1. сырье и материалы
2. покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и
детали
3. топливо
4. тара и тарные материалы
5. запасные части
6. прочие материалы
7. материалы, переданные в переработку на сторону
8. строительные материалы.
Информация о наличии и движении принадлежащих предприятию малоценных и
быстроизнашивающихся предметов, хозяйственного инвентаря, инструментов и
приспособлений общего и специального назначения и других средств труда,
включаемых в состав средств, в обороте обобщается на активном синтетическом
счете 12 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы". Указанный счет имеет
следующие субсчета:
1. "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы в запасе"
2. "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы в эксплуатации"
3. "Временные (нетитульные) сооружения".
По дебету этих счетов отражаются остатки ценностей на начало и конец
отчетного периода и их поступление, а по кредиту – расход (выбытие).
Указанные ценности на этих счетах учитываются по фактической
себестоимости их приобретения (заготовления), которая складывается из
стоимости по покупным ценам и расходов по их заготовке и доставке на
предприятие.
Следует отметить, что на Гомельском химическом заводе применяется
следующий метод начисления износа малоценных и быстроизнашивающихся
предметов: при передаче МБП в эксплуатацию – начисляется износ в размере 50
% балансовой стоимости; при списании МБП – начисляются остальные 50 %.
Как уже известно, материальные ценности в основном поступают от
поставщиков. Для системного отражения операций приобретения материалов,
расчетов за произведенные подрядчиками работы и оказанные услуги и расчетов
с поставщиками и подрядчиками предназначен комбинированный журнал-ордер 6
(Приложение 20) этот журнал ведется по кредиту пассивного счета 60 в
корреспонденции с дебетом счетов 07,08,10,12,16,20,23,25,63,18/1,76 и др. В
нем одновременно ведется синтетический и аналитический учет. Журнал-ордер 6
ведется линейно-позиционным способом, что дает возможность судить о
состоянии расчетов с поставщиками и подрядчиками по каждому документу. Он
открывается ежемесячно. При открытии в него переносятся остатки на начало
месяца по неоплаченным и неотфактурованным поставкам, а также по оплаченным
счетам, но не поступившим на предприятие материалам. К неотфактурованным
относятся поставки, по которым счета-фактуры поставщиков не предъявлены к
оплате.
После этого на основании предъявленных поставщиками и подрядчиками и
принятых к оплате счетов-фактур (расчетных документов), а по
неотфактурованным поставкам согласно сопроводительным к грузу документам в
течение месяца последовательно производятся записи в ж/о 6 в части
стоимости материальных ценностей и сумм, причитающихся поставщикам.
Оприходование материалов, МБП, фактически поступивших на предприятие,
отражается следующей проводкой:
Дт Кт
10,12 60,20,23,71,76
При обнаружении во время приемки недостачи материалов по вине
поставщика:
Дт Кт
63 60
На основании выписок банка из счетов по учету денежных средств в
журнале-ордере 6 делаются отметки об оплате счетов поставщиков.
Таким образом, в журнале-ордере 6 ведется аналитический и
синтетический учет операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками при
расчетах требованиями-поручениями, с использованием аккредитивов и других
форм расчетов.
Приобретенные материалы предприятие расходует прежде всего на
изготовление продукции, выполнение работ и оказание услуг, а также на
другие цели: содержание и ремонт оборудования, помещений; канцелярские и
др. В связи с этим на основании первичных документов расход материалов
оформляется в зависимости от направления затрат следующими проводками:
Дт Кт
20,23,25,26,28,29,31,43 10,12
Эти записи осуществляются в течение месяца по учетной стоимости в
ведомостях 12,13,15 и журналах-ордерах 10 и 10/1. В конце месяца добавляют
(вычитают) отклонения или транспортно-заготовительные расходы, относящиеся
к израсходованным материалам. Следовательно, в конечном счете расход
материалов показывают по фактической себестоимости.
Отпуск излишних и ненужных данному предприятию материалов в порядке
реализации оформляется путем выписки накладной-требования на отпуск
(внутреннее перемещение) материалов. Информация о реализации ТМЦ обобщается
на результативном счете 48. Все записи по отгрузке и реализации
материальных ценностей отражаются в ведомости 16 (Приложение 21), которая
также ведется линейно-позиционным способом. В конце месяца находят
стоимость реализованных материальных ценностей, а также отгруженных но не
оплаченных.
Также на предприятии в разрезе складов по счету 10 и 12 ведется
ведомость движения материальных ценностей в денежном выражении (Приложение
22).
В обеспечении экономии товарно-материальных ценностей в процессе
хозяйственной деятельности предприятия большое значение имеет контроль за
их наличием и расходованием. Он зависит от особенностей используемых сырья
и материалов, технологического процесса их обработки, а также организации
снабжения и складского хозяйства, наличия весоизмерительных приборов и
мерной тары и других факторов. При этом значительное место среди всех
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|