Отчетность
Бухгалтерская отчетность — единая система данных об имущественном и
финансовом положении организации и о результатах его хозяйственной
деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по
установленным формам.
Отчетность делится по видам, периодичности составления и
предоставления и степени обобщения отчетных данных.
1.По экономическому содержанию отчетность бывает:
1.1. бухгалтерская
1.2. статистическая
1.3. налоговая
1.4. внутрихозяйственная
Статистическая отчетность - комплекс показателей (обобщенных) по, как
правило, отраслям или видам хозяйственных операций. Цель - предоставление
информации в органы государственной статистики для ее обобщения на
региональном и федеральном уровне.
Налоговая отчетность представляет собой комплекс показателей, необходимых
для определения величины налоговых платежей. Единственный пользователь -
налоговые органы.
Внутрихозяйственная отчетность выполняет управленческие и информационные
функции внутри организации. Состав показателей, порядок их формирования и
иные особенности могут варьироваться в зависимости от информационных
потребностей руководства организации, а также отраслевой специфики
масштабов деятельности и иных индивидуальных особенностей конкретной
организации.
Специализированная отчетность - система показателей, необходимых для
принятия решений конкретным пользователям отчетности.
По длительности охватываемого периода отчетность делится на годовую и
текущую. Для бухгалтерской отчетности текущая отчетность называется
промежуточной.
2. По степени обобщения отчетных данных:
2.1. Индивидуальная отчетность
2.2. Сводная отчетность
3. По пользователям:
3.1. Внутренняя
3.2. Внешняя.
Отчетной датой для составления бухгалтерской отчетности считается
последний календарный день отчетного периода. Отчетным годом является
календарный год с 1 января по 31 декабря включительно. Первым отчетным
годом для вновь созданных предприятий считается период с даты их
государственной регистрации по 31 декабря соответствующего года, а для
организаций, созданных после 1 октября, — по 31 декабря следующего года.
Согласно приказу Минфина РФ от 13.01.2000г. № 4н « О формах
бухгалтерской отчетности организации» при составлении отчетности следует
руководствоваться следующими нормативными актами:
1.Федеральным законом от 21.11.96г. ,,О бухгалтерском учете,,
2.ПБУ 4/99 от 6.07.99г. № 43н ,,Бухгалтерская отчетность
организации,,
3.Планом счетов бухгалтерского учета финансово – хозяйственной
деятельности организации и Инструкцией по его применению, утвержденным
31.10.2000г. № 94н.
4.Методическими рекомендациями о порядке формирования показателей
бухгалтерской отчетности организации - приказ Минфина РФ от
28.06.2000г.№ 60н
5.Иными положениями по бухгалтерскому учету и отдельными
рекомендациями и указаниями Минфина России.
Составление квартальной отчетности.
Представляется в течение года ежеквартально, состоит из бухгалтерского
баланса (форма № 1) и отчета о прибылях и убытках (форма № 2). Хотя по
желанию организация может представлять и иные отчетные формы, в том числе и
пояснительную записку.
Основные требования, предъявляемые к отчетности:
1. Достоверность — информация должна отражать реальные хозяйственные
операции, которые легко можно проверить.
2. Полнота — информация должна содержать все необходимые данные для
заинтересованных лиц и включать все необходимые комментарии. Отчетность
должна включать показатели деятельности всех филиалов представительств и
иных подразделений (включая выделенные на отдельный баланс).
3. Нейтральность — отчетность не должна отражать интересы каких-либо
лиц.
4. Преемственность — последовательность применения форм отчетности и
их содержания от одного отчетного периода к другому.
5. Существенность — все существенные показатели должны приводиться
обособленно.
Несущественные показатели могут указываться агрегатными суммами с
расшифровкой и разложением на части в пояснениях к отчетным формам.
Баланс показывает финансовый результат деятельности организации на
определенную дату. В активе показывают инвестиционные решения
организации, т.е. куда вложены средства. А в пассиве - за счет каких
источников они финансируются: заемных или собственных.
При заполнении баланса исходим из того, что сальдо активного счета
отражается в активе баланса. Сальдо пассивного счета отражается в пассиве
баланса. Сальдо активно – пассивного счета отражается в зависимости от
его вида: дебетовое сальдо в активе баланса, кредитовое сальдо в пассиве
баланса.
Состав годовая бухгалтерская отчетность включает в себя:
1. Бухгалтерский баланс (форма № 1)
2. Отчет о прибылях и убытках (форма № 2)
3. Отчет об изменениях капитала (форма № 3)
4. Отчет о движении денежных средств (форма № 4)
5. Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5)
6. Отчет о целевом использовании денежных средств (форма №6)
7. Пояснительную записку
8. Аудиторское заключение, если отчетность подлежит обязательному
аудиту.
Составление годовой отчетности требует большой подготовительной
работы.
Составление годового отчета требует проведение целого ряда
мероприятий, а именно:
1. На предприятии объявляется инвентаризация;
2. Выравниваются остатки на все счетах бухгалтерского учета;
3. Проводится аудиторская проверка при необходимости;
4. Рассчитывается соотношение фактических командировочных,
представительских расходов, расходов на рекламу, расходов на
содержание личных автомобилей для служебного пользования с
действующими нормами, которые можно относить на себестоимость;
5. Определяется налогооблагаемая база по налогу на прибыль и
уточняется схема уплаты налогов за год;
6. Реформируется баланс;
7. Готовятся расчетные показатели для заполнения форм годовой
отчетности и утверждается годовой отчет;
8. Заполняются формы годовой бухгалтерской отчетности;
9. Пишется пояснительная записка к балансу;
10. Готовится приказ об учетной политике на следующий хозяйственный
период;
11. Открываются счета, с которых начинается новый учетный цикл;
12. Годовая отчетность сдается в Государственную налоговую инспекцию.
Под техникой составления бухгалтерского баланса понимают совокупность
необходимых учетных процедур. Эти процедуры включают: инвентаризацию,
разграничение отдельных статей (доходов и расходов) между отдельными
отчетными периодами, списание стоимости имущества, закрытие счетов и
подведение итогов в учетных регистрах. Основой для составления баланса
являются учетные записи, подтвержденные сопроводительными документами.
При ведении журнально-ордерной форм учета бухгалтерский баланс составляется
на основании данных Главной книги. Обороты по кредиту каждого счета
записываются в Главную книгу только из журналов-ордеров. Обороты по дебету
отдельных счетов собирают в Главной книге из ряда журналов-ордеров в
разрезе корреспондирующих счетов. После подсчета оборотов и выведения
остатков по всем счетам они сверяются с регистрами аналитического и
синтетического учета и служат основанием для составления баланса.
Сведения об имуществе, обязательствах и финансовых результатах
деятельности предприятия должны отражаться в бухгалтерской отчетности в
соответствии с допущениями и требованиями, зафиксированными в учетной
политике предприятия. Статьи бухгалтерской отчетности, составляемой за
отчетный год, должны подтверждаться результатами инвентаризации активов и
обязательств. В бухгалтерской отчетности не допускается зачет между
статьями активов и пассивов, статьями прибылей и убытков, кроме случаев,
когда такой зачет предусмотрен соответствующими положениями по
бухгалтерскому учету.
Бухгалтерский баланс (ф. № 1) отражает состав имущества организации и
источники формирования на отчетную дату.
Данные бухгалтерского баланса на начало отчетного периода должны быть
сопоставлены с данными бухгалтерского баланса за период, предшествующий
отчетному Бухгалтерский баланс должен включать числовые показатели в нетто-
оценке, т. е. за вычетом регулирующих величин, которые должны раскрываться
в приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках.
Основным элементом бухгалтерского баланса является балансовая статья.
Балансовые статьи объединяются в разделы. Актив баланса состоит из двух
разделов («Внебюджетные активы» и «Оборотные активы»), пассив — из трех
разделов («Капитал и резервы», «Долгосрочные обязательства» и
«Краткосрочные обязательства»).
Первый раздел актива баланса «Внеоборотные активы» включает:
— нематериальные активы, которые отражаются по остаточной стоимости,
т. е. по фактическим затратам на приобретение, изготовление и затратам по
их доведению до состояния, в котором они пригодны к использованию в
запланированных целях, за минусом начисленной амортизации;
— основные средства, которые отражаются по остаточной стоимости, т. е.
по фактическим затратам на их приобретение, сооружение и изготовление за
вычетом суммы начисленной амортизации;
— незавершенное строительство (стоимость незаконченного строительства,
осуществляемого как хозяйственным, так и подрядным способами, суммы
авансов, выданных организацией в связи с осуществлением капитальных
вложений, а также оборудование, требующее монтажа и предназначенное для
установки) отражается по фактическим затратам для застройщика (инвестора);
— доходные вложения в материальные ценности (имущество,
предоставляемое в лизинг и по договору проката) отражаются по ;
фактическим затратам на их приобретение, сооружение и изготовление;
— долгосрочные финансовые вложения (инвестиции в дочерние, зависимые
общества и другие организации; займы, предоставленные организациям на срок
более 12 месяцев; прочие долгосрочные финансбвые вложения) отражаются по
фактическим затратам для инвестора. Вложения в акции других организаций,
котирующиеся на фондовой бирже, котировка которых регулярно публикуется,
отражаются на конец отчет ного года по рыночной стоимости, если последняя
ниже стоимости, принятой к бухгалтерскому учету. На указанную разность в
конце отчетного года производится образование резерва под обеспечение
вложений в ценные бумаги;
— прочие внебюджетные активы, по этой статье показываются другие
средства и вложения, не нашедшие отражения в разделе I.
Второй раздел актива баланса «Оборотные активы» включает:
— запасы (сырье, материалы; затраты в незавершенном производстве;
готовая продукция и товары для перепродажи; товары отгруженные; расходы
будущих периодов; прочие запасы и затраты), которые отгружаются по
фактическим затратам на приобретение или изготовление. Исключение
составляет незавершенное производство и готовая продукция (могут
оцениваться по фактической или нормативной (плановой) производственной
себестоимости);
— налог на добавленную стоимость по приобретенным материалам, по этой
статье показывается сумма НДС по приобретенным материалам, основным
средствам и другим ценностям, работам и услугам, подлежащая отнесению в
следующих отчетных периодах в уменьшение сумм налога для перечисления в
бюджет или уменьшение соответствующих их покрытий;
— дебиторская задолженность. Данные по долгосрочной (более 12 месяцев)
и краткосрочной (менее 12 месяцев) дебиторской задолженности отражаются
отдельно. Исчисление указанного срока осуществляется начиная с первого
числа календарного месяца, следующего за месяцем, в котором соответствующий
актив был принят к бухгалтерскому учету (покупатели и заказчики,
векселя к получению, задолженность дочерних и зависимых обществ, авансы
выданные и прочие дебиторы);
отражаются в суммах, вытекающих из бухгалтерских записей, признаваемых
Страницы: 1, 2
|