представитель цеха (участка), что обеспечивает взаимный контроль за
правильностью производимых в них записей. По окончании месяца оба
экземпляра лимитно-заборных карт передают в бухгалтерию для отражения
расхода материалов на соответствующих счетах бухгалтерского учета. При
использовании квартальных, полугодовых или годовых лимитно-заборных карт в
бухгалтерию ежемесячно сдаются отрывные талоны на фактический расход
материалов. Лимитно-заборные карты способствуют усилению контроля за
отпуском материалов со склада (кладовой) в пределах предусмотренного лимита
и резко сокращают число разовых документов. Однако их применение не
позволяет контролировать использование материалов непосредственно в
производстве (там применяются иные документы и методы).
Сверхлимитный отпуск материалов и замена одних видов материалов другими
допускается только по разрешению руководителя предприятия, главного
инженера или лиц, ими на то уполномоченных. При этом выписывается акт-
требование на замену (дополнительный отпуск) материалов формы М-10
(приложение 2). Акт-требование выписывается на один вид материала к его
многократный отпуск в двух экземплярах: один из них предназначен для
получателя (цеха, участка), второй - для склада. Кладовщик отмечает в обоих
экземплярах акта-требования дату и количество отпущенного материала, после
чего выводит остаток.
В акте-требовании получателя (цеха, участка) расписывается заведующий
складом (кладовщик), а в складском экземпляре - представитель получателя
(цеха, участка).
Изменение лимита производится теми же лицами, которым предоставлено
право его установления.
По лимитно-заборной карте ведется также учет возврата материалов, не
использованных в производстве. При этом никаких дополнительных документов
не составляется.
Для оформления разового отпуска материальных ценностей внутри
предприятия и их отпуска хозяйствам своего предприятия, расположенным за
пределами его территории, а также сторонним организациям применяется
накладная-требование на отпуск (внутреннее перемещение) материалов формы М-
11 (приложение 3). Накладная-требование выписывается в двух экземплярах и
подписывается главным бухгалтером или лицом, на то уполномоченным. При
отпуске материалов хозяйствам своего предприятия один экземпляр передается
получателю (цех, участок и т. д.), второй - складу, который затем сдается в
бухгалтерию. В случае внутреннего перемещения материалов накладную-
требование составляет материально ответственное лицо склада (цеха,
участка), сдающего ценности. Один экземпляр служит сдающему складу (цеху,
участку) основанием для списания ценностей, а второй - принимающему складу
(цеху) для оприходования ценностей. Графа 9 «Инвентарный номер» заполняется
в том случае, если учет МБП ведется по инвентарным номерам. При отпуске
материалов самовывозом накладную-требование, подписанную получателем,
кладовщик сдает в бухгалтерию для выписки расчетно-платежных документов,
если материалы отпускались с последующей оплатой.
Применение накладных-требований не исключает контроля за лимитами
отпуска материалов. Для этого применяются ведомости использования лимитов.
Они являются оперативным документом, в котором делаются соответствующие
отметки разовых отпусков материалов.
В связи с развитием специализации и кооперирования все большее
применение находят комплектовочные ведомости. Комплектующие изделия, как
правило, отпускаются через комплектовочные кладовые, в которых заранее
подбирают эти изделия в количестве, соответствующем плану выпуска
продукции. На каждый ее вид выписывается отдельно комплектовочная
ведомость, по которой комплектующие изделия отпускаются на протяжении
месяца. В ведомости указываются план производства продукции, наименование и
номенклатурные номера комплектующих изделий, норма их расхода на единицу
продукции и количество отпущенных комплектов. При этом бракованные детали
заменяются этой кладовой без документального их оформления.
В заготовительных цехах машиностроительных предприятий, швейной,
обувной и некоторых других отраслей промышленности используются раскройные
карты, по которым производится и отпуск материалов в производство. В них
фиксируются результаты использования отпущенных материалов по каждой
партии. В раскройных картах указываются: номер склада, наименование и
номенклатурный номер материалов, их количество, цена и стоимость, а также
код затрат и др. По окончании раскроя в карте отмечаются: фактическое
количество полученных деталей (годных и бракованных); расход на них
материалов по норме и фактически и выводится результат раскроя (экономия,
перерасход). Эти карты также используются в качестве первичных документов
по учету выработки и выпуска новых изделий.
В целях сокращения числа первичных документов там, где это
целесообразно (например, из цеховых кладовых), можно оформлять отпуск
материалов непосредственно в карточках складского учета. В этом случае
расходные документы на отпуск материалов не оформляются, а сама операция
производится на основании лимитных карт, выписываемых в одном экземпляре и
не имеющих значения бухгалтерских документов. Лимит отпуска можно указать и
в самой карточке. Представитель цеха при получении материалов расписывается
непосредственно в карточках складского учета, а в лимитно-заборной карте
расписывается кладовщик.
При использовании вычислительной техники возможно применение карточек
складского учета в качестве единого документа для учета"' расхода
материалов в производство. По данным карточек выдается ведомость расхода
материалов за подписями цеха-получателя и материально ответственного лица
склада, отпустившего ценности.
Оформление отпуска материалов трудоемко из-за большого количества и
разнообразия первичных документов. Потому важное значение имеет упрощение
учета на этом участке. Используя вычислительные машины, можно
централизованно по данным технологических карт предварительно выписывать
расходные документы на отпуск материалов и до начала месяца передавать их
цехам (участкам). В дальнейшем эти документы будут использоваться цехами
(участками) для получения материалов со складов.
Кроме того, значительно улучшает снабжение цехов, участков, бригад и
отдельных рабочих мест материалами их централизованная доставка. При такой
доставке материалов составляется специальный оперативный документ на отпуск
(план-карта), в котором отражаются лимит отпуска и сроки подачи материалов
в производство. По этому документу склад сам выписывает расходные документы
на отпуск материалов в пределах месячного лимита и доставляет их
производству в утвержденные сроки (через экспедитора). Это значительно
сокращает расходы на транспортировку и освобождает производственников от
заботы о материальном обеспечении.
1.1 Учет отпуска материалов.
Приобретенные материалы предприятие расходует прежде всего на
изготовление продукции, выполнение работ и оказание услуг, а также на
другие цели: содержание и ремонт оборудования, помещений; канцелярские и
др. В связи с этим на основании первичных документов расход материалов
оформляется в зависимости от направления затрат следующими проводками:
Д-т сч. 20 «Основное производство» - при расходе на выработку продукции
(работ, услуг) цехами основного производства
Д-т сч. 23 «Вспомогательные производства» - при расходе на выработку
продукции, работ, услуг во вспомогательных производствах, в том числе на
выполнение научно-исследовательских и опытных работ, заказов по освоению
новых видов изделий, изготовление экспериментальных образцов
технологической оснастки
Д-т сч. 25 «Общепроизводственные расходы» - при расходе на содержание и
эксплуатацию машин и оборудования, производственных цехов и хозяйств, их
хозяйственные и другие нужды
Д-т сч. 26 «Общехозяйственные расходы» - при расходе на
общехозяйственные нужды
Д-т сч. 28 «брак в производстве» - при расходе на исправление
производственного брака.
Д-т сч. 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» - при расходе
непромышленными хозяйствами (ЖКХ, детские учреждения, подсобное сельское
хозяйство и т. п.)
Д-т сч. 31 «Расходы будущих периодов» - при расходе на горно-
подготовительные работы, подготовку производства в сезонных отраслях,
освоение новых предприятий, производств, установок и агрегатов;
неравномерно производиладй в течение года ремонт или на непредвиденные
ремонты основных средств (если не создается ремонтный фонд), когда работы
выполнялись неремонтными цехамиД-т сч. 43 «Коммерческие расходы» - на
расход, связанный с упаковкой готовой продукции за счет поставщика и др.
К-т сч. 10 «Материалы», 12 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы:
(стоимостью до одной минимальной зарплаты за единицу) и др.
Эти записи осуществляются в течение месяца по учетной стоимости в
ведомостях 12, 13, 15 и журналах-ордерах 10 и 10/1. В конце месяца
добавляют (вычитают) отклонения или транспортно-заготовительные расходы
относящиеся к израсходованным материалам. Следовательно, в конечном счете
расход материалов показывают по фактической себестоимости. Аналогично
отражается расход малоценных и быстроизнашивающихся предметов стоимостью до
одной минимальной зарплаты за единицу.
Отпуск излишних и ненужных данному предприятию материалов в порядке
реализации, как уже известно, оформляется путем выписки накладной-
требования на отпуск (внутреннее перемещение) материалов (формы М-11).
Информация о реализации товарно-материальных ценностей обобщается на
результатном счете 48 «Реализация прочих активов». На нем отражаются, в
частности, балансовая стоимость и продажная пеня товарно-материальных
ценностей и др. По дебету счета 48 отражается балансовая стоимость выбывших
ценностей и понесенные в связи с этим расходы, а по кредиту - выручка от
реализации материалов.
При этом на фактическую себестоимость (балансовую стоимость)
отгруженных или отпущенных материалов (МБП), а также понесенные расходы
составляются следующие проводки:
Д-т сч. 48 «Реализация прочих активов»
К-т сч. 10 «Материалы»- на балансовую стоимость ценностей
К-т сч. 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» (69, 89 и др.) - на
расходы, связанные с реализацией материальных ценностей. Одновременно
делается запись:
Д-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
К-т сч. 48 «Реализация прочих активов» - на стоимость ценностей по
продажным ценам.
Поступившая выручка в учете отражается проводкой:
Д-т сч. 51 «Расчетный счет» (52, 50, 90)
К-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
При использовании товарно-материальных ценностей на осуществление
мероприятий назначения в учете составляется проводка:
Д-т сч. 48 «Реализация прочих активов»
К-т сч. 10 «Материалы» (12 «МБП» - до одной минимальной зарплаты за
единицу) и др.
Одновременно делается запись:
Д-т сч. 96 «Целевые финансирование и поступления» К-т сч. 48
«Реализация прочих активов».
При возврате ценностей поставщикам по причинам баака, некомплектности и
других нарушений условий договора после их оплаты и оприходования
составляется проводка:
Д-т сч. 63 «Расчеты по претензиям»
К-т сч. 10 «Материалы» (07, 12 и др.).
II. ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА МАЛОЦЕННЫХ И БЫСТРОИЗНАШИВАЮЩИХСЯ ПРЕДМЕТОВ
2.1 Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы и их роль в процессе
производства.
МБП представляют собой группу средств, участвующих в производственном
процессе предприятий в качестве орудий труда (инструменты и
приспособления), хозяйственного инвентаря (столы, стулья и т. д.), средств
защиты работающих от вредных воздействий производственной среды
(спецодежда, спецобувь и др.). Чтобы понять принципы и задачи учета
малоценных и быстроизнашивающихся предметов, необходимо прежде всего
уяснить сущность н особенности их использования, а также рассмотреть
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|