снабжения в двух экземплярах на один или несколько видов материалов и, как
правило, сроком на один месяц.
Один экземпляр лимитно-заборной карты вручают цеху-получателю, другой
- складу.
Отпуск материалов со склада производят в пределах установленного
лимита. Сверхлимитный отпуск материалов и замену одного материала другим
оформляют выпиской отдельного требования-накладной на замену или
дополнительный отпуск.
Применение лимитно-заборных карт значительно сокращает количество
разовых документов.
Если материалы со склада отпускаются нечасто, то их отпуск оформляют
одно- или многострочными требованиями-накладными на отпуск материалов,
которые выписываются цехом-получателем в двух экземплярах: первый, с
распиской кладовщика, остается в цехе, второй, с распиской получателя - у
кладовщика (форма накладной приведена в приложении 6).
Отпуск материалов сторонним организациям оформляют накладными на
отпуск материалов на сторону, которые выписывает отдел снабжения в двух
экземплярах на основании нарядов, договоров и других документов: первый
экземпляр остается на складе и является основанием для аналитического и
синтетического учета материалов, второй передается получателю материалов.
При перевозке материалов автотранспортом вместо накладной применяют
товарно-транспортную накладную.
В установленные дни документы по приходу и расходу материалов сдают в
бухгалтерию предприятия по реестру приемки-сдачи документов, составленному
в двух экземплярах: первый сдается в бухгалтерию под расписку бухгалтера на
втором экземпляре, а второй остается на складе.
2.5. Инвентаризация материальных ценностей.
Положение о бухгалтерском учете и отчетности обязывает предприятия
проводить инвентаризацию товарно-материальных ценностей:
не реже одного раза в год по состоянию на 1 октября отчетного года с
целью объективного отражения состояния этих средств в годовом отчете;
при смене материально-ответственных лиц и при стихийных бедствиях;
в случае расхождений между данными бухгалтерского и складского учета.
Основная цель инвентаризации - выявление фактического наличия товарно-
материальных ценностей в натуральном и стоимостном выражении В процессе
инвентаризации проверяются:
сохранность материальных ценностей;
правильность их хранения, отпуска, состояние весового и
измерительного инструмента;
порядок ведения учета движения товарно-материальных ценностей.
Организует и руководит проведением инвентаризации руководитель
предприятия или его заместитель, или главный бухгалтер. Работу по
проведению инвентаризации осуществляет комиссия, состоящая из компетентных
лиц, назначаемая приказом руководителя предприятия.
Бухгалтер к моменту проведения инвентаризации составляет
инвентаризационную опись товарно-материальных ценностей по складам.
Складские операции в этот период не производятся; заведующий складом в
данной описи дает расписку в том, что все документы склада записаны в
карточку складского учета материалов и сданы в бухгалтерию предприятия.
Во всех случаях расхождения, выявленные в результате инвентаризации
(излишки или недостачи), оформляются составлением сличительных ведомостей и
оцениваются по фактической себестоимости. Ценности, оказавшиеся в излишке,
подлежат оприходованию с уменьшением общехозяйственных расходов (дебет
счета 10 - кредит счета 26). Недостача ценностей списывается на счет 94
«Недостачи и потери от порчи ценностей» с уменьшением стоимости и
количества их по счета материальных ценностей.
3. Совершенствование учета материалов с применением вычислительных
средств
В условиях существования АСУП и автоматизированного складского
хозяйства вместо карточек учета применяют систематически составляемые
машинограммы-ведомости движения и остатков материалов. В них на основании
первичных документов отражают те же данные, что и в карточках складского
учета, однако в отличие от них машинограммы-ведомости составляют лишь по
сладам и материально-ответственным лицам. Машинограммы используются для
контроля за движением и состоянием материалов на складе и оперативного
управления производством.
При использовании ЭВМ все необходимые регистры при сальдовом методе
учета матеиалов (групповые оборотные ведомости, ведомости остатков,
сальдово-сличительные ведомости) составляют на машинах.
Аналитический учет материалов в бухгалтерии с применением ЭВМ можно
осуществлять также посредством составления сортовых оборотных ведомостей по
номенклатурным номерам на основании поступающих первичных документов.
Сверка со складским учетом и в этом случае осуществляется вручную. При
передаче на вычислительное устройство карточек складского учета на их
основе разрабатывается сортовая оборотно-сличительная ведомость, в которой
сопоставляются исходящий остаток материалов (в количественном и суммовом
выражении) по первичным документам, по карточкам складского учета и
выявляются отклонения между этими данными.
Оба изложенных варианта аналитического учета материалов с применением
ЭВМ имеют существенные недостатки, поскольку при сальдовом методе
трудоемкой является разработка групповых и сальдово-сличительных ведомостей
для сверки данных бухгалтерского и складского учета непосредственно с
помощью машин. При составлении только сальдовой ведомости сверку с
карточками складского учета производят вручную, что значительно затруднят
поиск и обнаруж6ния ошибок.
При составлении сортовых оборотных ведомостей на ЭВМ ослабляется
контроль за ведением складского учета и ведением складского хозяйства.
В связи с этим целесообразно использовать комбинированный метод учета
материалов, сочетающий прогрессивность сальдового метода и меньшую
трудоемкость разработки регистров и поиска ошибок при втором варианте. При
комбинированном методе осуществляется постоянный контроль за складским
учетом, и составляются сортовые оборотные (оборотно-сличительные)
ведомости. Данные о начальных остатках и оборотах по каждому
номенклатурному номеру облегчают поиск ошибок и расхождений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Производственные запасы составляют значительную часть стоимости
имущества предприятия, затраты материальных ресурсов в некоторых отраслях
доходят до 90% и более в себестоимости продукции. Именно поэтому усиление
контроля за состоянием производственных запасов и рациональным их
использованием оказывает существенное влияние на рентабельность
производства и финансовое состояние предприятия.
Основным направлением повышения эффективности использования
производственных запасов является внедрение ресурсосберегающих,
малоотходных и безотходных технологий.
Рациональное использование запасов зависит также от полноты сбора и
использования отходов и их обоснованной оценки.
Существенное значение для сохранности производственных запасов имеет
наличие технически оснащенных складских помещений с современными
весоизмерительными приборами и устройствами, позволяющими механизировать и
автоматизировать складские операции и складской учет.
Важное условие повышения эффективности использования материальных
ресурсов - усиление личной и коллективной ответственности и материальной
заинтересованности рабочих, руководителей и специалистов структурных
подразделений в рациональном использовании указанных ресурсов.
Одно из условий рационального использования производственных ресурсов
- нормирование складских запасов и материальных затрат.
Предприятия должны стремиться к соблюдению норм производственных
запасов каждого вида материалов, поскольку их излишек приводит к замедлению
оборачиваемости оборотных средств, а недостача - к срыву производственного
процесса.
Существенно улучшить учет производственных запасов можно,
совершенствуя применяемые документы и учетные регистры, т.е. более широко
используя накопительные документы (лимитно-заборные и комплектовочные
карты, ведомости и др.), предварительную выписку документов по движению
материалов и оперативных документов на вычислительных машинах, карточки
складского учета в качестве расходного документа по отпущенным материалам
(бездокументальной системы оформления расхода материалов) и др.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. №
129-ФЗ.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть I и II.
3. Положение о бухгалтерском учете и отчетности в РФ. Утверждено
приказом Министерства финансов РФ от 26 декабря 1994 г. № 170.
4. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной
деятельности предприятия и инструкция по его применению. Утверждены
приказом Министерства финансов РФ от 31 декабря 2000 г. № 94н.
5. Положение о составе затрат по производству и реализации продукции
(работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о
порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при
налогообложении прибыли. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 5
августа 1992 г. № 552 с изменениями и дополнениями, утвержденными
Правительством РФ 1 июля 1995 г. № 661.
6. Основные положения по учету материалов на предприятиях и стройках.
приложение к письму Минфина СССР от 30 апреля 1974 г. « 103.
7. основные положения по учету тары на предприятиях, производственных
объединениях и организациях. Утверждены Минфином СССР 30 сентября 1985 г. №
166.
8. О годовой бухгалтерской отчетности организации. Приказ Минфина РФ
от 12 ноября 1996 г. № 97. Приложения 1,2 к приказу Минфина РФ от 12 ноября
1996 г. № 97.
9. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых
обязательств. Утверждены приказом Минфина РФ от 13 июня 1995 г. № 49.
10. О квартальной бухгалтерской отчетности. приказ Минфина РФ от 3
февраля 1997 г. № 8.
11. О порядке начисления и уплаты налога на добавленную стоимость.
Инструкция Государственной налоговой службы РФ от 13 октября 1995 г. № 39.
12. О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль
предприятий и организаций. Инструкция Государственной налоговой службы РФ
от 10 августа 1995 г. № 37.
13. Власова В.М. Бухгалтерские документы: как их заполнять.М.:
Финансы и статистика, 1997 г.
14. Джаарбеков С.М., Старостин С.Н. и др. Комментарий к новому плану
счетов. М.: Книжный мир, 2001 г.
15. Козлова Е.П. и др. Бухгалтерский учет. М.: Финансы и статистика,
1996 г.
16. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. М.: ИНФРА-М, 2000 г.
17. Палий В.Ф. Финансовый учет: Учебное пособие: В 2 ч. - М.:
ФБК_ПРЕСС, 1998 г.
Приложение 4
Таблица
1
Накопительная ведомость по приходу за декабрь
|Дата и номер реестра |Склад № 1 |Склад № 2 |Итого по|
| | | |реестру |
| |Счет 10 – 1 |Счет 10 – 3 | |
| |01 |02 |12 |13 | |
|Остатки на начало месяца по | | | | | |
|плановым ценам. |80 000 |20 000 |6 000 |7 000 |113 000 |
|Приходный ордер 300 – 320 |45 000 | | | |45 000 |
|Приходный ордер 321 – 340 | |18 000 | | |18 000 |
|Приходный ордер 800 – 815 | | |4 000 | |4 000 |
|Приходный ордер 816 – 820 | | | |1 800 |1 800 |
|Приходный ордер 341 – 360 |30 000 | | | |30 000 |
|Приходный ордер 361 – 366 | |7 000 | | |7 000 |
|Приходный ордер 821 – 830 | | |3 000 | |3 000 |
|Приходный ордер 831 – 832 | | | |700 |700 |
|Приходный ордер 367 – 380 |25.000 | | | |25.000 |
|Приходный ордер 381 – 390 | |5.000 | | |5.000 |
|Приходный ордер 833 – 840 | | |2 000 | |2 000 |
|Приходный ордер 841 – 842 | | | |500 |500 |
|Итого: |180 000|50 000 |15 000 |10 000 |255 000 |
|Остаток на конец месяца | | | | |118 000 |
Таблица 2
Накопительная ведомость синтетического учета материалов по расходу за
декабрь
|Дата и номер реестра |Склад № 1 |Склад № 2 |Итого по|
| | | |реестру |
| |Счет 10 – 1 |Счет 10 – 3 | |
| |01 |02 |12 |13 | |
|Расходные документы |98 000 | | | |98 000 |
| | |25 000 | | |25 000 |
| | | |8 000 | |8 000 |
| | | | |6 000 |6 000 |
|Итого: |98 000 |25 000 |8 000 |6 000 |137 000 |
-----------------------
[1] Нидлз Б., Андерсон Х., Колдуэлл Д. Принципы бухгалтерского учета.:
Пер. с англ./Под ред. Я.В. Соколова. - М.: Финансы и статистика, 1993. - С.
170.
[2] Сумма оборота по дебету 15 счета минус сумма оборота по кредиту 15
счета.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|