реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Международные стандарты аудита

реферат

собой адаптированный к российским условиям перевод МСА 220. Второй раздел,

отсутствующий в международном аналоге,— оригинальный текст; речь в нем идет

об иерархии сотрудников в аудиторской фирме. Такой раздел необходим,

поскольку в отличие от западных аудиторских фирм во многих российских

фирмах функции и ответственность практически не распределены, что

отрицательно сказывается на качестве аудита.

К сожалению, в Правиле (стандарте) оказались опущены подробные

приложения к МСА 220, в которых рассматриваются необходимая политика

аудиторских фирм и развернутые процедуры, позволяющие проводить

внутрифирменный контроль качества. Можно выразить пожелание о том, чтобы в

дальнейшем российское Правило (стандарт) было дополнено этими приложениями,

а пока порекомендовать российским аудиторам ознакомиться с приложениями по

русскому переводу МСА и уже сейчас начать применять их.

Сопоставляя российское Правило (стандарт) аудиторской деятельности

«Документирование аудита» и соответствующий ему МСА 230, можно убедиться в

их сходстве. Российское Правило (стандарт) включает в себя всю информацию

международного аналога, но изложенную более подробно. Так, в отечественном

стандарте детализированы реквизиты, которые должны содержаться в рабочих

документах; на Западе это считается само собой разумеющимся. Достаточно

много внимания в российском стандарте уделено порядку хранения документов,

конфиденциальности имеющихся в них сведений, недопустимости для кого бы то

ни было, в том числе налоговых органов, требовать их от аудитора, а в

международном стандарте этому посвящено два небольших абзаца. Нет в МСА и

приложения с типовым перечнем рабочих документов. В российском документе

такой перечень необходим, поскольку для большинства отечественных

аудиторских организаций он может представлять значительный интерес.

В Правиле (стандарте) аудиторской деятельности «Проверка соблюдения

нормативных актов при проведении аудита» рассматривается, какие требования

должна выполнять аудиторская организация в процессе проверки соблюдения

экономическим субъектом нормативных актов, какими должны быть действия

аудитора после выявления факторов нарушения таких актов, как это должно

отразиться на аудиторском заключении и письменной информации аудитора

руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита.

Российское правило (стандарт) по содержанию достаточно близко к МСА

250. Незначительные расхождения во многом обусловлены спецификой нынешней

экономической ситуации в России и особенностями опубликованных ранее Правил

(стандартов) аудиторской деятельности. Очевидно, что МСА не мог касаться

проблем классификации российских правовых актов, которая приведена в п. 2.1

российского документа. В МСА нет таких важных для нашей практики моментов,

как неоднозначная трактовка нормативных документов (п. 2.4). Нет и

рекомендаций типа «направить письменный запрос... в орган, являющийся

источником спорного нормативного документа» (подп. «а» п. 2.4.1). В случае

расхождения точек зрения аудитора и клиента относительно вопроса о том,

соблюдались ли положения конкретного нормативного акта, международный

документ дает предписание обсудить проблему (п. 28-29 МСА 250):

* с руководством экономического субъекта;

* с юристом экономического субъекта;

* с юристом аудиторской фирмы. Отметим, что в практике многих

экономически развитых стран под юристами фирмы обычно подразумевают не

штатных ее сотрудников, а адвокатскую контору, обслуживающую данную

организацию на регулярной основе, т.е. более или менее беспристрастных

специалистов.

Пунктом 32 МСА 250 рекомендуется о замеченных нарушениях

законодательства информировать аудиторский комитет. Так в западной практике

называют состоящее из наиболее авторитетных и уважаемых акционеров

специальное подразделение крупной компании, в обязанности которого входят

переговоры с аудиторами по вопросам, связанным с их наймом, отстранением и

рассмотрением выводов о результатах их работы. Члены такого комитета

избираются акционерами (по аналогии с нашей ревизионной комиссией). Этот

комитет не подчиняется исполнительным органам компании, а, напротив, с

помощью аудитора контролирует результаты их работы. Большая часть

российских акционерных обществ пока не имеет такого органа. Пунктом 5.8

соответствующего российского Правила (стандарта) подробно регламентируются

действия аудитора в отношении аудиторского заключения после обнаружения

фактов невыполнения требований нормативных актов. При этом описывается

выбор между четырьмя возможными типами аудиторского заключения: условно-

положительным, отрицательным, с отказом от выражения своего мнения и,

безусловно-положительным (если персонал экономического субъекта устранил

все выявленные нарушения и их последствия). Три первых случая предусмотрены

и в МСА 250, а положения о том, что в случае устранения ошибок

экономическому субъекту может быть выдано положительное аудиторское

заключение, в международном документе нет. Это связано с тем, что в

западной практике аудиторское заключение обычно готовят одновременно с

бухгалтерской отчетностью, а у нас аудиторы, как правило, работают с

клиентом уже после того, как бухгалтерская отчетность подготовлена и

разослана большинству адресатов.

В приложении к МСА 250 содержится перечень признаков,

свидетельствующих о несоблюдении нормативных актов сотрудниками

экономического субъекта. В российском же Правиле (стандарте) приведен

примерный перечень нормативных актов, по которым в ходе аудита были

выявлены нарушения, оформленный в виде таблицы.

Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Планирование аудита»

создано на базе МСА 300; основные принципы этих стандартов очень близки.

Российский документ, как часто бывает, более подробен. В МСА 300 не

предусматривается этап предварительного планирования. Российское правило

(стандарт) в этой части содержит много дополнительного материала. Опыт

совместной работы с ведущими западными аудиторскими фирмами показал, что

они уделяют большое внимание предварительному знакомству с потенциальным

клиентом и внутренние правила их работы содержат обычно много требований,

близких к требованиям раздела 3 отечественного Правила (стандарта).

Некоторые особенности аудиторского задания, которые предписывается

оговаривать в общем плане аудита международным стандартом, посвященным

планированию, почему-то не нашли места в российском аналоге. Например, в

МСА рекомендуется обязательно отразить при планировании, выполняется ли для

проверяемого предприятия допущение непрерывности его деятельности,

существуют ли у клиента заслуживающие внимания аудитора родственные и

зависимые организации. В общем плане аудита требуется также указать, какие

особенности имеет данная проверка, не содержатся ли в контракте необычные

дополнительные условия (необычные требования по предоставлению заказчику

дополнительных сведений и отчетов, договоренность об оказании сопутствующих

аудиту услуг и пр.). Мы можем порекомендовать включать все перечисленные

условия в общий план аудита для приближения уровня наших аудиторских

проверок к международному. В дальнейшем следует доработать российский

документ с учетом данных пожеланий.

В отличие от МСА отечественный стандарт снабжен двумя приложениями,

содержащими примерный план аудита и программу аудита, что вызвано

стремлением оказать помощь начинающим российским аудиторам в разработке

таких материалов.

Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Понимание деятельности

экономического субъекта» в целом является аналогом МСА 310. Однако

некоторые российские аудиторы считают, что нецелесообразно тратить много

времени на понимание деятельности клиента. Поэтому авторы российского

Правила (стандарта) ввели в него отдельный раздел, посвященный

необходимости такого понимания. В МСА 310 подобного раздела нет; по-

видимому, западного аудитора в этом убеждать не надо.

Кроме того, приложение к Правилу (стандарту), как и в МСА 310,

содержит перечень основных факторов, влияющих на финансово-хозяйственную

деятельность проверяемого экономического субъекта, но российская специфика

(бартер, неплатежи, неоплачиваемые отпуска и пр.) отражена в нем довольно

слабо. Поэтому практикующим аудиторам мы могли бы предложить в каждом

конкретном случае дополнять указанный перечень, пользуясь знанием местных

особенностей, своими профессиональными суждением и опытом.

Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Существенность и

аудиторский риск» было разработано в 1995—1996 гг. на основе МСА издания

1994 г. В то время в МСА вопросы существенности рассматривались вместе с

аудиторскими рисками, а по поводу изучения систем бухгалтерского учета и

внутреннего контроля клиента существовал самостоятельный МСА. В 1994 г. в

МСА были внесены изменения, в частности, раздел, касающийся аудиторских

рисков, был перенесен из МСА по существенности в МСА по внутреннему

контролю (это положение сохранилось до настоящего времени). Российские

документы соответствуют МСА по существу, но материал в них распределен

именно так, как было до 1994 г., т.е. описание аудиторских рисков

совмещается в одном документе с рассмотрением существенности, а в Правиле

(стандарте) по внутреннему контролю рассматриваются только риски средств

контроля и этот материал дублируется.

Что касается отличий Правила (стандарта) по существенности от

международного прототипа, то они невелики и также связаны со стремлением

сделать российский документ более подробным и удобным для тех российских

аудиторов, которые недостаточно искушены в международных стандартах. Во-

первых, в отечественном документе выдвигается требование о том, чтобы в

аудиторских организациях имелся внутренний стандарт или методика по

определению уровня существенности. Это было необходимо, поскольку возникло

опасение, что российские аудиторы, не желая портить отношения с клиентом и

пытаясь дать ему положительное заключение при наличии у него серьезных

ошибок, могут, например, завысить в несколько раз уровень существенности

для определенного клиента. Во-вторых, в связи с требованием об

обязательности такого внутреннего стандарта, было решено в качестве

приложения к отечественному стандарту привести примерный порядок нахождения

уровня существенности. В-третьих, из-за сложности сочли нужным в дополнение

к примерному порядку дать еще и числовые примеры определения уровня

существенности, по аналогии с тем, как это принято в некоторых российских

налоговых инструкциях.

Другие отличия от МСА связаны со стремлением сделать российский

документ более подробным и более удобным для аудиторов. Например,

определено, что оценку аудиторских рисков можно сделать в процентах или

долях единицы, но рекомендуется использовать простую полукачественную

шкалу: высокий риск — средний риск — низкий риск.

Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Изучение и оценка систем

бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита» в основном

соответствует МСА 400. Выше мы упоминали о том, что по распределению

материала данный российский документ ближе к МСА, изданному до 1994г.,

часть информации из нынешнего МСА 400 рассматривается в российском Правиле

(стандарте), посвященном существенности. Другие имеющиеся различия связаны

с тем, что разделы, касающиеся изучения системы бухгалтерского учета

экономического субъекта, в отечественном стандарте потребовалось привести в

согласие с российскими же нормативными документами по ведению

бухгалтерского учета, отдалив тем самым текст российского документа от МСА.

Вместе с тем при подготовке Правила (стандарта) выяснилось, что в

документах, регулирующих российский бухгалтерский учет, нет таких терминов,

как «система внутреннего контроля предприятия», «средства контроля»,

«контрольная среда». Причина в том, что в административно-командной

экономике необходимые средства внутреннего контроля (взаимные сверки,

инвентаризации, подпись руководителя на расходных кассовых документах и

пр.) являлись частью ведомственных бухгалтерских инструкций, а идея о том,

что предприятия могут самостоятельно разрабатывать внутренние контрольные

процедуры, была в то время по понятным причинам неосуществима. Поэтому

соответствующие разделы Правила (стандарта) прописаны подробнее, чем в МСА,

даны необходимые определения и пояснения. Имеются и некоторые

терминологические расхождения между российским документом и международным

аналогом.

Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Аудит в условиях

компьютерной обработки данных» аналогичен МСА 401. Основные различия

связаны с тем, что российский стандарт более подробный и написан с учетом

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.