14-00. Выходной день: воскресенье
• Каждый последний четверг месяца — санитарный день.
Адрес БИЦ: 720044 Кыргызстан, г. Бишкек, пр. Мира 66.
1.3. Структура
Отдел комплектования и научной обработки литературы
Основными функциями отдела являются: комплектование и формирование
книжного фонда, его учет и создание системы каталогов БИЦ. Фонд насчитывает
около 500 тысяч единиц хранения.
Ежегодно в фонд БИЦ приобретается более 3-х тысяч различных видов
изданий на традиционных и электронных носителях. В секторе научной
обработки отдела организуются и редактируются читательские и служебный
алфавитные и систематический каталоги, а также создается их электронный
вариант. Каталоги ведутся на киргизском, русском и иностранных языках.
Отдел книгохранения
Осуществляет хранение, реставрацию, организацию и использование
книжного фонда. Основной задачей отдела является удовлетворение
информационных запросов читателей БИЦ. Сектор обслуживания библиотечных
пунктов БИЦ организует фонды читальных залов, НБО, абонементов
художественной и иностранной литературы.
Сектор сохранности и реставрации книжных фондов восстанавливает
испорченные читателями книги.
В течение всего учебного года из фонда отдела книгохранения выдается
более 70000 экземпляров книг.
Отдел обслуживания
Читателем Библиотечно-информационного центра могут быть студенты всех
форм обучения, преподаватели, аспиранты и сотрудники КТУ. По единому
читательскому билету обслуживается свыше 7000 читателей в год. В БИЦ
функционируют 5 абонементов: студенческий, преподавательский,
художественной литературы, иностранной литературы, межбиблиотечный
абонемент, который выполняет требования преподавателей и студентов-
дипломников на отсутствующие издания в фондах БИЦ КТУ. Ежегодно проводится
перерегистрация всех читателей.
В БИЦ функционирует 5 читальных залов: научной литературы и периодики,
гуманитарной и экономической литературы, учебной литературы, компьютерный
читальный зал, читальный зал научно-библиографического отдела. Для более
полного, оперативного и комфортного удовлетворения спроса на учебные,
научные и справочные издания при читальных залах функционируют залоговые
абонементы.
Компьютерный читальный зал предназначен для работы с литературой на
электронных носителях, базой данных БИЦ и других структурных подразделений
КТУ, а также для информационного и патентного поиска в Internet.
Научно - библиографический отдел
Основной функцией НБО является справочно-библиографическое и
информационное обслуживание читателей.
Для оперативного обслуживания в отделе создан справочно-информационный
фонд, включающий в себя энциклопедии, словари, справочники по всем отраслям
знаний; ведутся тематические картотеки (создается их электронный вариант);
архив выполненных письменных справок.
В отделе можно получить информацию по проблематике Кыргызстана, высшей
школе, библиографическую справку по интересующей теме, с использованием
отечественных изданий необходимой ретроспекции.
В отделе НБО функционирует сектор краеведения, где собрана
многоаспектная литература о Кыргызтане на кыргызском и русском языках.
В помощь учебному процессу и самообразованию студентов регулярно
организуются «Дни информации, дипломника, специалиста, кафедры». По заявкам
кафедр составляются рекомендательные картотеки, оформляются книжные
выставки.
Для студентов – первокурсников всех специальностей проводятся 4-х
часовые занятия по основам информатики, библиотековедения и библиографии на
кыргызском и русском языках.
В структуру НБО входит патентно-лицензионный сектор, где можно с
помощью инженера-патентоведа провести патентный поиск и классификацию по
рубрикам "Международной классификации изобретений".
1.4. Планирование и отчетность
ОТЧЕТ О КОМПЛЕКТОВАНИИ БИЦ
В 2000 г. в БИЦ поступило 1860 экз. книг, 11CD дисков. Всего поступило
1871 экз. Из них: научной литературы – 1655 экз., подарочный фонд – 120
экз., Пушкинский проект – 241 экз., спонсорская помощь ИуиБ – 50 экз.,
взамен утерянных – 163 экз.
В БИЦ поступила литература на сумму 236118 сом. 32 т. Из них:
Пушкинский проект – 77209 с. 93 т., спонсорская помощь ИуиБ – 11000 с.,
взамен утерянных – 9237с. 50т.
2001г. на 01.10.01. в БИЦ поступила литература:
на сумму 159915с. 55т.
книги 1411 экз., на CD дисках 1 экз.
журналы 15 экз.. на CD дисках 13 экз.
Итого: 1427 экз. Из них:
Подарочный фонд – 429 экз., Фонд Сороса – 188 экз.(13 экз. журналы на СD
дисках), взамен утерянных – 301 экз.
В БИЦ поступила литература на сумму:
Фонд Сороса – 30508с.55т., взамен утерянных – 25868с.50т.
Итого оплачено вузом 103538с.50т. Из них:
КТУ - 39465с.50.
ИуиБ – 28192с.00т.
ЦДО – 29923с. 00т.
Лицей – 1908с.00т.
В счет обучения в КТУ - 4050с.00т.
БИЦ получил книги:
По экономике – 189 экз.
По гуманитарным наукам – 350 экз., на сумму 44719с.61т.
Научной литературы 369 экз., на сумму 30347с. 41т.
Подписка
В 2001 году оплатили подписку на 2-е полугодие и подписка на некоторые
местные издания 81191с.36т. Из них:
ИуиБ – 30582с.60т., ЦДО – 29463с.00т., ТКМ – 8088с. 00т.
Годовая подписка на 2001 г. 117 назв. Из них: газеты 24 назв., 34
комплекта. Журналы – 95 назв., 95 экз.
Всего стоимость годовой подписки на 2001г. 247213с. 16.
ИННОВАЦИИ – ВЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ
Библиотечно-информационный центр КТУ, как старейшая и уникальная по
форме и содержанию работы вузовская библиотека в новых экономических
условиях на протяжении последних пяти – шести лет вырабатывает целостную
программу перестройки всей своей деятельности.
Побудило нас к этому резкое снижение новых поступлений на
традиционных носителях информации, которые теперь составляют десятую часть
от показателей прошлых лет. Мы столкнулись с проблемой огромных,
невосполнимых пробелов в комплектовании фондов учебной литературы. Кроме
того, книги очень быстро физически изнашиваются из-за значительной
обращаемости и морально устаревают, а восстановить их нет возможности, т.
к. в республике они не переиздаются, а доступ в российские издательства
дорог и почти невозможен. Потребности же в учебно-методической и научной
литературе растут день ото дня, потому что конкуренция между вузами
заставляет открывать новые специальности, которые нужно обеспечивать
учебниками и учебными пособиями. Коллектив БИЦ решил, что без инноваций,
без новых технологий в библиотечном деле работать в новых условиях
невозможно.
Одним из инструментов обновления явился маркетинг. Находясь в
постоянном поиске, сотрудники БИЦ изучали опыт вузовских библиотек,
занимались совершенствованием профессионального мастерства, проводили
маркетинговые исследования. В результате были определены приоритеты:
- Организация комфортной информационной среды;
- Планомерное и динамичное развитие библиотечных ресурсов;
- Смена технологий и организационной структуры.
Прежде всего, были внесены коррективы в организационную структуру БИЦ:
создан компьютерный читальный зал, в штате появились должности зам.
директора по новым технологиям, программиста и инженера.
Понимая, что только вузовская библиотека призвана и способна влиять на
процессы обучения, получения профессиональных знаний и формирования
научного мировоззрения через современные компьютерные средства, в БИЦ
определились цели автоматизации библиотечных процессов:
- Совершенствование библиотечной деятельности, расширение номенклатуры
услуг для пользователей, повышение точности учетных и отчетных операций,
избавление от выполнения рутинных процессов;
- Обеспечение свободного доступа пользователей к фонду через создание
электронного каталога, предоставление на его основе широкого комплекса
библиотечно-информационных услуг;
- Обмен информацией.
И, наконец, мы ставим перед собой главную цель – через глобальные
информационные сети предоставить в пользование читателям информационные
ресурсы самых разных библиотек мира.
Общими усилиями программистов и сотрудников БИЦ разработана программа
автоматизации, которая предусматривает поэтапную автоматизацию всех
выполняемых библиотечно-библиографических процессов и повышения
квалификации сотрудников, обучение их работе в новых условиях.
Разработанная в БИЦ программа автоматизации нашла одобрение и
поддержку со стороны ректората и администрации КТУ. В результате были
выделены ассигнования на ремонт читальных залов, на приобретение техники и
литературы на традиционных и электронных носителях. Фирма – спонсор «Кока-
кола» подарила библиотеке компьютер новой модификации. Теперь в БИЦ
расширена сфера обслуживания наряду с учебным читальным залом восстановлен
и функционирует красиво оформленный читальный зал гуманитарных и
экономических наук; создан компьютерный читальный зал с пятью компьютерами,
оснащенными CD-ROMами, лазерным принтером и ксероксом CONEN. Планируется
подключение к интернет и интранет с тем, чтобы наши читатели могли получить
более полную и оперативную информацию для успешного приобретения
профессиональных знаний. Подключение БИЦ к локальной сети позволит каждому
преподавателю, студенту, сотруднику вуза, не заходя в библиотеку, получить
сведения о необходимых изданиях, находясь на своем рабочем месте, в
аудитории и т. д., интернет даст возможность выхода к морю уникальной
информации мирового пространства.
Коллектив БИЦ, в основном, состоит из высококвалифицированных
профессионалов, не одно десятилетие проработавших в вузе, которые
досконально знают специфику учебного процесса, прекрасно ориентируются в
океане учебной литературы, постоянно изучают запросы читателей. Кому, как
не им, точно определить, какие процессы библиотечной деятельности
необходимо усовершенствовать с тем, чтобы максимально удовлетворить все
требования студентов, профессорско-преподавательского состава и сотрудников
вуза. Вот почему в библиотеке приступили в первую очередь к созданию
электронного каталога.
В БИЦ апробировалось несколько программ, но по разным причинам они не
подходили к условиям КТУ. В настоящее время программистом В. И.
Шестопаловым при активном участии заведующей и главного библиотекаря отдела
комплектования и научной обработки разработана и внедрена программа
«Библио», которая максимально приближена к условиям КТУ. Согласно программе
будут введены следующие базы данных:
- Сведения о книгах, CD дисках и дискетах и их корректировка;
- Карточки алфавитного каталога;
- Инвентарная книга;
- Печать формуляров;
- Бюллетень новых поступлений;
- Картотека книгообеспеченности.
При освоении программы сразу же возникли проблемы, которые приходилось
решать в рабочем порядке. Так, в связи с тем, что в БИЦ систематизация
ведется по трем классификациям, а программа соответствует только одной –
УДК, принято решение на первом этапе создания электронного каталога вводить
ограниченный круг литературы, изданной после 1990-го года.
Приступая к работе на копьютерах, мы были уверены в том, что каждый
сотрудник, прошедший обучение на курсах по изучению новых библиотечных
технологиях сможет быть оператором. Однако и эту проблему пришлось решать
по ходу действия. Теперь в этом деле участвуют только пять самых
квалифицированных работников БИЦ.
Программа “Библио” постоянно корректируется, разрабатываются новые блоки.
Теперь очередь за программным обеспечением ввода библиографических
картотек: “Рыночная экономика”, “Труды КТУ”, “Высшая школа” и т. д.,
которые остро необходимы в учебном процессе, особенно в настоящее время при
всеобщем дефиците учебной и научной литературы.
Эти начальные, можно сказать, пробные эксперименты по применению в
работе программного обеспечения отдельных библиотечных процессов на деле
показали нам на сколько эффективнее, оперативнее и качественнее мы можем
выдавать читателям необходимую информацию. Ведь теперь мы намного быстрее
Страницы: 1, 2, 3
|