результатов деятельности организации; проконтролировать соблюдение
законодательства и нормативных документов, регулирующих правила ведения
учета и составления отчетности, методологию оценки активов, обязательств и
собственного капитала; выявить резервы лучшего использования собственных
основных и оборотных средств, финансовые резервы и возможность
использования заемных источников.
Основная цель аудита может дополняться обусловленными договором с
клиентом задачами анализа правильности начисления налогов, разработкой
мероприятий по улучшению финансового положения предприятия, оптимизации
затрат и результатов деятельности, доходов и расходов.
В ходе аудита проверяется правильность составления баланса, отчета о
прибылях и убытках, достоверность данных пояснительной записки.
Внешний аудит независим по отношению к контролируемому предприятию и
несет ответственность перед внешними потребителями его информации
(акционерами, учредителями, кредиторами, банками и др.).
Использование членами акционерного общества, учредителями, банками,
финансовыми органами, другими юридическими и физическими лицами
подтвержденной на достоверность финансовой отчетности и балансов позволяет
дать объективную оценку финансового положения и платежеспособности того или
иного предприятия.
Практически могут возникать конфликтные ситуации (приукрашивание
финансового положения предприятия) между составителями информации и ее
пользователями, что также вызывает необходимость независимого контроля
(аудита).
Потребность аудита вызывается еще и следующими факторами. Пользователи
информации (учредители, акционеры) часто не имеют доступа для
непосредственной оценки ее качества. Они заинтересованы в проведении
независимой экспертизы бухгалтерского баланса, финансовой отчетности для
получения объективной оценки реального положения дел на предприятии. Такая
оценка достоверности активов и пассивов проводится аудиторами.
Учетная информация имеет большие экономические последствия. Для
избежания риска и непроизводительных расходов нужно, чтобы информация была
реальной и объективной. Независимый аудит позволяет успешно решить и эту
задачу.
Внешний аудит проводится сотрудниками специальных аудиторских фирм или
аудиторами, занимающимися частной предпринимательской деятельностью,
имеющими лицензию на право аудиторской деятельности.
4. Органы, осуществляющие финансовый контроль.
В зависимости от времени проведения, сферы финансовой деятельности,
формы проведения и т.д. существует также классификация финансового
контроля в зависимости от органов (субъектов) осуществляющих его,
выделяется президентский контроль, контроль представительных органов
государственной власти и местного самоуправления, исполнительных и
финансово-кредитных органов власти, ведомственный и внутрихозяйственный
контроль, а также общественный и аудиторский контроль.
Основы контроля закреплены в Конституции российской Федерации, в
Конституциях республик в составе Федерации, а также в основных законах и
правовых актах представительных органов местного самоуправления и органов
исполнительной власти.
Так, для осуществления контроля за исполнением федерального
бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образует Счетную палату.
Сфера полномочий Счетной палаты – контроль за федеральной собственностью и
федеральными денежными средствами.
В целях эффективности президентского контроля в ведении Президента
Российской Федерации создан специальный контрольный орган – Контрольное
управление Президента Российской Федерации.
Важнейшее место в системе финансового контроля занимает Министерство
финансов Российской Федерации, которое не только разрабатывает финансовую
политику страны, но и контролирует ее осуществление.
Финансовый контроль осуществляют все структурные подразделения МФ РФ
соответственно их компетенции. Например, органы казначейства призваны
осуществлять государственную бюджетную политику; управлять процессом
исполнения федерального бюджета, осуществляя при этом жесткий контроль за
поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств. В
связи с повышением роли налогов в доходах государства стало необходимо
выделение органов налоговой службы в особую систему. Деятельность налоговой
службы направлена на обеспечение единой системы контроля за соблюдением
российского налогового законодательства, правомерности исчисления, полноты
и своевременности внесения налогов в бюджет и внебюджетные фонды. Органы
ГНС наделены широким кругом контрольных полномочий и прав по применению
мер принудительного воздействия к нарушителям налогового законодательства.
Функции органов Государственного страхового надзора также ограничены
особой сферой – страховой деятельностью. Они осуществляются в целях
обеспечения соблюдения требований законодательства РФ о страховании,
развития страховых услуг, защиты прав и интересов участников страховых
отношений.
Перестройка банковской системы и возникновение коммерческих банков в
значительной мере изменили функции банков (кредитных органов) в области
финансового контроля. Особая роль в его осуществлении принадлежит
Центральному Банку России. Он организует и контролирует денежно-кредитные
отношения в стране, осуществляет надзор за деятельностью коммерческих
банков.
Наряду со всеми перечисленными структурными подразделениями МФРФ
существует специальное контрольное подразделение, предназначенное именно
для проведения финансового контроля – это Контрольно-ревизионное
управление. С его территориальными органами на местах. В своей деятельности
территориальные контрольно-ревизионные органы руководствуются Конституцией
РФ, Федеральными конституционными законами, указами и распоряжениями
Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ,
Положением о Министерстве финансов РФ, приказами и инструкциями
Министерства финансов РФ, нормативно-правовыми актами субъектов РФ и
органов местного управления.
Документом, регламентирующим деятельность непосредственно органов КРУ
является «Положение о контрольно-ревизионном управлении Министерства
финансов РФ в субъекте Российской Федерации», утвержденное постановлением
Правительства РФ от 06.08.98г. №888. Согласно данного постановления органы
КРУ подверглись реорганизации.
Основной задачей деятельности управления является осуществление в
пределах своей компетенции последующего государственного финансового
контроля на территории соответствующего объекта РФ или региона РФ, что
включает в себя:
- усиление контроля за целевым использованием средств федерального бюджета,
выделяемых объектами РФ;
- осуществление контроля за целевым и рациональным использованием
государственных внебюджетных фондов и других федеральных средств;
- проведение ревизий и проверок поступления и расходования средств
федерального бюджета, использование внебюджетных средств, доходов от
имущества (в том числе от ценных бумаг), находящихся в федеральной
собственности;
- проведение документальных ревизий и проверок финансово-хозяйственной
деятельности организаций любых форм собственности по мотивированным
постановлениям правоохранительных органов.
КРУ Министерства финансов России в субъектах РФ, помимо перечисленных
задач, должны также проводить по обращениям органов государственной власти
субъектов РФ и органов местного самоуправления ревизии и финансовые
проверки поступлений и расходования средств соответствующих бюджетов и
доходов от имущества, находящихся в их собственности.
Отказ от административно-командных методов управления экономикой
повысили роль тех видов финансового контроля, которые проводятся без
участия государственных органов, но в соответствии с государственными
законами и нормативными актами. К негосударственным видам финансового
контроля относится аудиторский контроль.
В соответствии с законодательством РФ подавляющее большинство
экономических субъектов России подлежит обязательной ежегодной аудиторской
проверке. К таким субъектам относятся: банки и другие кредитные учреждения;
открытые акционерные общества; организации, в уставном капитале которых
имеется доля, принадлежащая иностранным инвесторам; страховые организации и
общества взаимного страхования; товарные и фондовые биржи; инвестиционные
институты; внебюджетные фонды; благотворительные и другие неинвестиционные
фонды с добровольными отчислениями юридических и физических лиц; другие
экономические субъекты, за исключением полностью находящихся на
государственной или муниципальной собственности, при определенных критериях
(объем выручки от реализации продукции за год, превышающей в 500 тыс. раз
МРОТ, или суммы активов баланса, превышающей на конец года в 200 тыс. раз
МРОТ).
Следует также иметь в виду, что в соответствии и Законом РФ «О
несостоятельности (банкротстве) предприятий от 19.11.92 г. на аудиторов
возложена проверка и составление бухгалтерского баланса должника в случае
возбуждения судебного дела о его несостоятельности.
Ревизия денежных средств и ценных бумаг
на коммерческом предприятии.
Расход и приход денежных средств – «соблазнительная операция для
нечестных предпринимателей. В связи с этим движение наличности
целесообразно контролировать сплошным порядком.
Аудитор должен тщательным образом проверить соблюдение в организации
порядка ведения кассовых операций, утвержденного Центральным банком РФ
01.10.93 г. № 18. В соответствии с этим документом каждой организации
необходимо иметь кассу, т.е. специально оборудованное и изолированное
помещение, предназначенное для приема, выдачи и временного хранения
наличных денег.
До начала проверки наличия денежных средств и других ценностей в кассе
кассир должен составить кассовый отчет. В отчет включаются все приходные и
расходные документы, имеющиеся в кассе. Все частные расписки и другие
неустановленные документы во внимание не принимаются и в отчет кассира не
включаются. Если в кассе имеются не закрытые платежные ведомости (по
которым начата выплата заработной платы), выплаченные суммы по таким
ведомостям включаются в акт инвентаризации и приравниваются к наличным
деньгам. Кассир подсчитывает выплаченные суммы по каждой ведомости и в
конце ведомости делает запись о выплаченной сумме. Ревизор проверяет
правильность подсчета выплаченных сумм, для чего записывает красным
карандашом «учтено» после каждой выплаченной суммы. До инвентаризации
кассовой наличности кассиру предлагается подписать расписку в том, что к
началу инвентаризации все приходные и расходные документы на денежные
средства, поступившие в кассу, оприходованы, а выбывшие списаны в расход.
Это необходимо для предотвращения заявлений кассира после проверки кассы о
наличии у него документов, не включенных в последний кассовый отчет.
Ревизор должен тщательно проверить правильность кассового отчета и
выведения остатков наличных денег в кассе на момент инвентаризации. Остаток
денег проверяется с учетом остатка по балансу на первое число месяца. При
проверке кассового отчета и приложенных к нему приходных и расходных
документов ревизор должен сопоставить номера последних приходных и
расходных кассовых ордеров, приложенных к отчету, с записями в журнале
регистрации, чтобы убедиться в полноте учета последних кассовых операций.
Если будут обнаружены расхождения в сумме или нумерации ордеров, необходимо
выяснить причины. После проверки кассового отчета ревизор визирует отчет и
все приложенные к нему расходные и приходные кассовые документы с
указанием: «до инвентаризации, на ... (дата)». Это необходимо для того,
чтобы не допустить в дальнейшем никаких исправлений в кассовом отчете.
Проверенный и завизированный ревизором отчет передается в бухгалтерию для
выделения сальдо по счету 50 «Касса» на момент инвентаризации кассовой
Страницы: 1, 2, 3, 4
|