Бухучет. Учет материалов и расчетов с поставщиками и подрядчиками
УЧЕТ МАТЕРИАЛОВ.
Порядок ведения учета материалов определяется положением о БУ
«Учет материально-производственных запасов» ПБУ-5/98 (утв. приказом МФ РФ
от 15.06.98 г. № 25-4).
Все материалы в зависимости от их назначения и способа
применения в процессе производства делятся на несколько групп. Такой способ
группировки материалов нашел отражение в инструкции по применению плана
счетов, которое предусматривает открытие к 10 счету соответствующих
субсчетов:
10/1 «Сырье и материалы» - отражает наличие и движение:
а) сырья и основных материалов, входящих в состав
вырабатываемой продукции;
б) вспомогательных материалов, которые участвуют в производстве
продукции, или потребляются для хозяйственных нужд, технических целей,
содействия производственному процессу.
10/2 «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия» - отражается
наличие и движение покупных полуфабрикатов, которые требуют затрат по их
обработке или сборке.
10/3 «Топливо» - отражает наличие и движение нефтепродуктов и смазочных
материалов, предназначенных для эксплуатации транспортных средств и на
технологические нужды производства.
10/4 «Тара и тарные материалы» – отражает наличие и движение всех видов
тары, а также материалов и деталей, предназначенных для изготовления тары и
ее ремонта.
10/5 «Запасные части» - отражает наличие и движение запчастей,
предназначенных для ремонта или замены изношенных частей машин и
оборудования.
10/6 «Прочие материалы» – отражает наличие и движение:
а) отходов производства;
б) неисправленного брака;
в) материальных ценностей, полученных при выбытии основных
средств и МБП.
10/7 «Материалы, предназначенные в переработку на сторону» - отражает
движение материалов, предназначенных в переработку на сторону и в
последующем включаемых в себестоимость полученных из них изделий.
10/8 «Строительные материалы» – применяется предприятиями-застройщиками
для учета материалов, используемых непосредственно в процессе строительных
и монтажных работ.
Согласно ПБУ-5/98 МПЗ принимаются к БУ по фактической
себестоимости. В зависимости от способа поступления материалов на
предприятие различают их фактическую себестоимость:
1. Фактической себестоимостью материалов, приобретенных за
плату, признается сумма фактических затрат на приобретение за исключением
НДС.
К фактическим затратам относятся:
- суммы, уплаченные поставщику или физическому лицу по договору;
- стоимость информации и консультационных услуг, связанных с
приобретением материалов;
- таможенные пошлины;
- вознаграждение посреднических организаций;
- затраты на содержание заготовительно-складского аппарата;
- на услуги транспорта за доставку материалов;
- по оплате процентов по кредитам поставщика.
2. ФСМ при их изготовлении самими предприятиями определяется
исходя из фактических затрат, связанных с их производством.
3. ФСМ, внесенных в счет взноса в уставный капитал предприятия
определяется исходя из их денежной оценки.
4. ФСМ, полученных безвозмездно, определяется исходя из рыночной
стоимости на дату оприходования.
5. ФСМ, приобретенных в обмен на другое имущество определяется исходя
из стоимости обмениваемого имущества, по которой оно было отражено в ББ-се
у этого предприятия.
Фактическую себестоимость можно рассчитать только в конце отчетного
периода, когда известны все ее слагаемые, по этому в текущем учете
используют твердые или расчетные цены, называемые учетными. При отпуске
материалов в производство, и ином выбытии их оценка производится одним из
методов:
1. По себестоимости каждой единицы.
2. По средней себестоимости, которая определяется как частное от
деления общей себестоимости запасов на их количество:
Сред.себест. = (Сумма Н.С. + Сумма постав.мат) / (Кол-во нс + Кол-во
пост. за м-ц).
3. По себестоимости первых по времени приобретения МПЗ (ФИФО). Данный
метод предполагает списание материалов в строго хронологическом порядке
поступления партия, т.е. сначала списывается 1 партия, затем 2 и т.д.
4. По себестоимости последних по времени МПЗ. Данный метод предполагает
списание в производство сначала последних партий (ЛИФО).
Пример: Расчет стоимости израсходованных материалов и оценка их запасов на
конец месяца
|Показатели |Количество (шт.) |Цена (руб.) |Сумма (руб.) |
|1. Остаток на начло месяца |100 |6 |600 |
|2. Поступило за месяц: | | | |
|1 партия |50 |7 |350 |
|2 партия |50 |5 |250 |
|3 партия |50 |9 |450 |
|3. Отпущено в производство |200 | | |
|4. Остаток на конец месяца | | | |
1 вариант. По средней стоимости Ср.ст. = 600+350+250+450 = 6,6
100+ 50+ 50 + 50
Стоимость отпущенных материалов = 200 х 6,6 = 1 320 руб.
Остаток на конец месяца = 50 х 6,6 = 330
2 вариант. ФИФО
Ср. стоимость отпущенных материалов = (100 х 6) + (50
х 7) + (50 х 5) = 1 200 руб.
Остаток на конец месяца = 50 х 9 = 450
3 вариант. ЛИФО
Ср. стоимость отпущенных материалов = (50 х 9) + (50 х
5) + (50 х 7) + (50 х 6) = 1 35 руб.
Остаток на конец месяца = 50 х 6 = 300
Документальное оформление движения материалов.
Требования, предъявляемые к первичным учетным документам,
изложены в постановлении Госкомстата РФ от 30.10.98 г. № 71-А «Об
утверждении унифицированных форм первичных документов».
Для получения материалов от поставщика предприятие выдает
доверенности лицам, состоящим с ним в трудовых отношениях. Доверенности
подписываются руководителем и гл.бух. и заверяются печатью. Выдачу
доверенности регистрируют в журнале учета выдачи доверенностей и выдают по
расписку получателю. Доверенность должна быть полностью заполнена, и иметь
образец подписи лица на имя, которого она выдана. Представитель
предприятия, получивший материалы, передает их должностному лицу,
ответственному за их хранение и отчитывается перед бухгалтерией.
Срок действия доверенности, как правило, 15 дней.
Не использованные доверенности возвращаются в бухгалтерию, где
хранятся до конца отчетного года, а затем списываются по акту. Выдача
доверенностей лицам, не работающим в организации, не допускается.
Поступившие материалы на склад оформляются следующими
документами:
1. Приходный ордер (Форма М-4) - применяется для учета материалов,
поступивших от поставщика или из переработки при полном соответствии
количества, фактически поступивших материалов количеству указанному
в документах.
2. Акт приемки материалов (Форма М-7) – применяется в двух случаях:
- для оформления приемки материалов, имеющих количественное или
качественное расхождение с данными сопроводительных документов;
- применяется при оформлении приемки неотфактурованной поставки.
Акт в 2-х экземплярах составляется членами комиссии с
обязательным присутствии мат-отв. лица и представителя поставщика. Один
экз. передается в бухгалтерию, а другой – отделу снабжения или юридическому
отделу для направления претензионного письма поставщику. В случае выявления
излишек они приходуются, а затем оплачиваются.
3. Договор купли-продажи – применяется в случае приобретения
материалов у физического лица. Должны содержать сведения о продавце
и о закупленном материале.
Документы на отпуск со склада:
1. Лимитно-заборная карта (Форма М-8) - применяется для оформления
отпуска материалов (при наличии лимита), систематически
потребляемых при изготовлении продукции, а также для текущего
контроля за соблюдением установленных лимитов отпуска материалов на
производственные нужды. Выписывается в 2-х экз. на одно
наименование материала, после чего выводится остаток свободного
лимита.
2. Требование-накладная (Форма М-11) – применяется для учета движения
материала внутри организации между структурными подразделениями и
мат-отв. лицами.
Этим же документом оформляется операция по сдаче на склад из
производства неиспользованных материалов, а также сдача отходов и
брака.
3. Накладная на отпуск материалов на сторону (Форма М-15) –
применяется для учета отпуска материалов хозяйствам своей
организации, расположенным за пределами ее территории или сторонним
организациям на основании договоров или иных документов.
Выписывается в 2-х экз. Один - после письменного разрешения
руководителя на отпуск и подписи гл.бух., передается складу как
основание для отпуска, второй – получателю материалов.
Подписывается лицами отпустившими, и получившими материальные
ценности.
Синтетический учет материалов.
Для синтетического учета материалов предназначен 10 счет,
который имеет 8-м субсчетов. Счет активный, инвентарный.
Материалы, принятые на ответственное хранение и в переработку,
учитываются на забалансовом 002 счете «Товарно-материальные ценности,
принятые на ответственное хранение». План счетов предусматривает
возможность использования одного из двух вариантов учета заготовления
материалов:
1 вариант:
Движение материалов на 10 счете отражается по фактической
себестоимости. В течение месяца отпуск материалов производится по учетным
ценам, а по окончании месяца определяется сумма транспортно-заготовительных
расходов (ТЗР), относящихся к израсходованным материалам. Данные,
образующие фактическую себестоимость полученных материалов, отражаются в
разных Ж-О: № 6 (К 60); № 7 (К 71); № 8 (К76); № 10 (К20); № 13 (К 47,
80), а суммируются в главной книге по Д-ту 10 счета. Фактическая стоимость
израсходованных материалов определяется по ведомости № 10 и записывается в
Ж-О № 10 с К-та 10 счета в дебет разных счетов.
10 счет - «Материалы»:
НС - показывает фактическую себестоимость материалов на складе.
Обороты по дебету – поступление материалов:
1. От поставщика - К 60
2. За счет подотчетных сумм - К 71
3. Изготовленные цехами вспомогательного производства - К 23
4. Отходы и сэкономленные материалы из производства - К 20
5. Стоимость лома и отходов от окончательно забракованной продукции -
К 28
6. В счет вкладов в уставный капитал - К 75/1
7. Излишки материалов, выявленные при инвентаризации - К 80
8. ТЗР:
- стоимость перевозки собственным транспортом - К 23
- стоимость услуг сторонних организаций - К 60
- з/плата отдела снабжения и складских работников с отчислениями – К
70; 69 – 30% отчисления
Обороты по кредиту – фактическая себестоимость израсходованных материалов:
1. На изготовление продукции основного производства - Д 20
2. На изготовление продукции вспомогательного производства - Д 23
3. На общехозяйственные нужды - Д 26
4. На общепроизводственные нужды – Д 25
5. На исправление брака - Д 28
6. На освоение новых видов продукции – Д 31
7. На упаковку готовой продукции – Д 43; 46
8. Стоимость материалов, реализованных на стороны - Д 62; 48
9. Недостача материалов, выявленная при инвентаризации - Д 84.
2 вариант.
Предполагает использование 15 «Заготовление и приобретение материалов»
Страницы: 1, 2
|