Бухгалтерский учет на малых предприятиях
Сибирская аэрокосмическая академия
имени академика М.Ф.Решетнева.
Институт финансов и бизнеса.
Кафедра экономики.
Курсовая работа.
Бухгалтерский учет на малых предприятиях.
Выполнил:
студент гр.М-91
Жданов С.А.
Проверила:
преподаватель
Барановская Д.Я.
Красноярск 2001.
Содержание.
Вступление. 3
Задачи бухгалтерского учета
деятельности субъектов малого
предпринимательства. 4
Методология и постановка учета деятельности субъектов малого
предпринимательства. 9
Бухгалтерский учет малых предприятий, применяющих журнально-ордерную
форму учета. 9
Методология бухгалтерского учета в малых предприятиях, применяющих
упрощенные формы учетных регистров. 12
Простая форма бухгалтерского учета. 12
Форма бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского
учета имущества малого предприятия. 13
Учет в субъектах малого предпринимательства при других вариантах
упрощенной системы. 15
Бухгалтерская отчетность малых предприятий. 23
Выводы. 27
Вступление.
Бухгалтерский учет, представляя собой упорядоченную систему сбора,
регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе,
обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и
документального отражения всех хозяйственных операций, выступает важнейшей
функцией управления всех хозяйствующих субъектов, функционирующих в
промышленности. В этой связи организация бухгалтерского учета в
промышленности основывается на использовании общих научно обоснованных
принципов управления —системного подхода, программно-целевого метода,
экономико-математического моделирования и других.
В законодательном порядке закреплены и задачи бухгалтерского учета,
которые выражаются в:
формировании полной и достоверной информации о деятельности организации
и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям
бухгалтерской отчетности —руководителям, учредителям, участникам и
собственникам имущества организации, а также внешним — инвесторам,
кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;
обеспечении информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям
бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства
Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций
и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств,
использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии
с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
предотвращении отрицательных результатов хозяйственной деятельности
организации и выявлении внутрихозяйственных резервов обеспечения ее
финансовой устойчивости.
Поставленные перед бухгалтерским учетом задачи по обеспечению
информацией внутренних и внешних пользователей о показателях деятельности
организации в целях достоверной оценки ее финансового и имущественного
положения свидетельствуют о повышении роли бухгалтерского учета как
уникального источника для принятия обоснованных управленческих решений. В
свою очередь возникновение новых экономических и правовых отношений между
хозяйствующими субъектами различных организационно-правовых форм
собственности, происходящие интеграционные процессы во всех сферах их
деятельности с зарубежными партнерами предполагают формацию бухгалтерского
учета, ориентированного на использование общепринятых в мировой практике
принципов и правил ведения бухгалтерского учета.
В процессе перехода к рыночной экономике общество переживает системные
преобразования во всех сферах своей жизнедеятельности - политической,
правовой, экономической, социальной и т.д. Характер рыночных реформ требует
переосмысления многих казавшихся ранее незыблемыми воззрений. К числу
проблем экономического характера следует отнести вопросы развития и
поддержки малого и среднего бизнеса, который может и должен стать важным
фактором подъема российской экономики.
Принятые в последние годы законодательные и нормативные документы по
малому бизнесу и практическая их реализация требуют серьезного осмысления
уже сделанного и пристального внимания к перспективам развития этой сферы
деятельности (бизнеса). Поэтому важным является определение роли и значения
малого предпринимательства в современной экономике, определение динамики
его развития в нашей стране и за рубежом, сравнение тенденций становления
малого бизнеса в разных странах с целью внесения полезного в нашу
специфику. При этом важен анализ его преимуществ и недостатков.
Задачи бухгалтерского учета
деятельности субъектов малого
предпринимательства.
Субъектами малого предпринимательства являются предприятия с
численностью занятых до 250 человек. Законодательная и нормативная базы
развития и совершенствования малого предпринимательства являются
основополагающими для решения политических, экономических (в том числе и
финансовых), социальных и других вопросов становления малого бизнеса в
нашей стране. К числу финансовых вопросов наряду с другими можно отнести
вопросы учета и налогообложения субъектов малого предпринимательства.
Известно, что вопросы методологии учета на малых предприятиях решались и до
1995 года. Например, Минфином СССР 2 июля 1991 г. письмом № 40 были
распространены Рекомендации по ведению бухгалтерского учета и применению
учетных регистров на малых предприятиях. На протяжении многих лет ведущим
специалистом в области бухгалтерского учета на предприятиях малого и
среднего бизнеса является Волков Н.Г. (бывший заместитель нач. Управления
методологии бух.учета и отчетности Минфина РФ). Поэтому, как один из
главных методологов в области бухгалтерского учета, он является автором
многих публикаций в этой области.
Анализируя и обобщая документы Минфина и публикации методологов в
области бухгалтерского учета малого бизнеса, можно сформулировать задачи
субъектов малого предпринимательства. К ним можно отнести:
- совершенствование законодательной и нормативной базы
- унификация и упрощение учетных регистров
- упрощение рабочего плана счетов
-совершенствование документооборота и минимизация количества
бухгалтерских документов (форм учета)
- сокращение форм отчетности
-упрощение баланса за счет укрупнения статей и исключения статей, не
являющихся значительно информативными для государственных органов.
- значительно упростить налогообложение, что позволит устранить
рутинную работу бухгалтеров по бесконечным расчетам и перерасчетам налогов.
Это есть основные задачи, которые являются наиболее актуальными в
настоящее время.
Разумеется, задач значительно больше и они глубже, так как необходимо,
прежде всего, исходить из общих задач реформирования бухгалтерского учета в
нашей стране. Как известно, ведущими специалистами в области учета и
налогообложения такая работа в настоящее время проводится. Например, с 1998
года Минфином РФ готовятся документы системы нормативного регулирования
бухгалтерского учета в связи с переходом отечественной практики организации
и ведения бухгалтерского учета на принципы, заложенные в международных
стандартах финансовой отчетности. Эти документы вводятся, начиная с 1
января 1999 г., и имеют 3 уровня:
I уровень документов - это законодательный. К ним относятся Федеральные
Законы, Указы Президента, постановления Правительства, Гражданский Кодекс
РФ. Основополагающим является Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от
21.11.96 № 129-ФЗ
II уровень документов - положения Минфина РФ, которые являются
нормативными стандартами (ПБУ)
III уровень документов - это методические указания, приказы, письма
Минфина и других органов исполнительной власти, занимающихся вопросами
бухгалтерского учета.
На особый уровень выделен IV уровень документов - это рабочие документы
предприятия, определяющие его учетную политику в методическом,
организационном и технических направлениях.
Важной проблемой является не только формулировка задачи бухгалтерского
учета деятельности субъектов малого предпринимательства, а и проблема их
решения, реализация задач.
В настоящее время эти проблемы нельзя называть решенными, но они в той
или иной мере решаются. Рассмотрим их решение по отдельным позициям:
1. Согласно п. 2 Типовых рекомендаций единые методологические основы и
правила, которыми следует руководствоваться малым предприятиям при
организации и ведении бухгалтерского учета, установлены Федеральным законом
№ 129-ФЗ, согласно которому (п.3 Типовых рекомендаций) руководитель МП, на
которого возложена ответственность за организацию бухучета и соблюдение
законодательства, может в зависимости от объема учетной работы вести
бухгалтерский учет лично. Данная норма отсутствует в прежнем Положении о
бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденная.
Приказом Минфина РФ 01 26 12 94 № 170, и в прежних Указаниях. Кроме того,
руководитель, как и прежде, может:
1. Создать бухгалтерскую службу как структурное подразделение во главе с
главным бухгалтером.
2. Ввести в штат должность главного бухгалтера.
3. Передать ведение бухгалтерского учета специализированной организации или
бухгалтеру-специалисту на договорных началах.
В соответствии с типовыми рекомендациями малые предприятия могут
применять для документирования хозяйственных операций следующие формы:
а) формы, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной
учетной документации
б) ведомственные формы
в) самостоятельно разработанные формы, содержащие соответствующие
обязательные реквизиты, предусмотренные Федеральным Законом № 129-ФЗ.
Применение упрощенной формы бухгалтерского учета рекомендуется
Типовыми рекомендациями малым предприятиям с простым технологическим
процессом производства продукции, выполнения работ, оказания услуг и
имеющим не более 100 хозяйственных операций в месяц, а не 300, как ранее
(отметим, что при численности 5 человек только по начислению заработной
платы и соответствующих налогов и взносов в фонды бухгалтеру за месяц
предстоит сделать 21 проводку). При этом МП предлагается разрабатывать
собственный рабочий План счетов бухгалтерского учета хозяйственных операций
на основе типового плана счетов бухгалтерского учета финансово-
хозяйственной деятельности предприятий. Рабочий План счетов утверждается
при принятии учетной политики.
В примерный рабочий план счетов, рекомендованный типовыми
рекомендациями, введен счет 83 « Добавочный капитал», чего не было в
предыдущих Указаниях. Также переименован счет 88 «Фонды специального
назначения».
- в счет «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»
- в раздел «Капиталы и резервы».
Малым предприятиям, использующим упрощенную форму бухгалтерского
учета, Типовыми рекомендациями предложен следующий порядок отражения
основных хозяйственных операций на основе рабочего Плана счетов.
Учет основных средств и нематериальных активов ведется на счете 01
обособленно, на отдельных субсчетах Амортизационные отчисления по объектам
основных средств, а также по объектам нематериальных активов отражаются на
счете 02. Суммы амортизации основных средств определяются по годовому
расчету исходя из применяемых малым предприятием:
- способов начисления.
- норм амортизации, утвержденных в установленном порядке.
- первоначальной (восстановительной) стоимости основных средств.
Отметим, что согласно п.4.2 ПБУ 6/97 «Учет основных средств», утв.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|