Бухгалтерский учет на МП
Содержание
стр
Введение…………………………………………………….……………….3
Глава 1. Основы бухгалтерского учета…………………….…………...4
1. Сущность и основные задачи…………..………………………..4
2. Предмет и методологическая основа бухгалтерского
учета………………………………………………………………….5
Глава 2. Учет на малых предприятиях
1. Критерии отнесения предприятий к категории малых предприятий
(МП)……………………………………………………11
2. Особенности ведения учета на МП………………………………13
3. Учетная политика МП……………………………………………….16
4. Техника и формы бухгалтерского учета
малого предприятия………………………………………………..18
1. Упрощенная форма бухгалтерского учета………………….22
2. Упрощенная система налогообложения,
учета и отчетности………………………………………………29
Заключение……………………………………………………………..33
Список литературы……………………………………………………34
Приложение…………………………………………………………….36
Введение
В современных условиях становления рыночной экономики и
совершенствования управления, выработки новой стратегии развития
предприятий, усиливается роль и значение бухгалтерского учета. Основным
становится не обеспечение контроля со стороны государства, а сбор полной и
достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах деятельности
предприятий, как для внутренних нужд его собственников, так и для внешних
пользователей (инвесторов, поставщиков, налоговых, финансовых и банковских
органов).
Бухгалтерский учет постоянно совершенствуется, становится важным
звеном формирования рыночной экономики, языком бизнеса и
предпринимательства.
Бухгалтерский учет на малых предприятиях заслуживает особого внимания,
т.к. он имеет некоторые особенности.
В данной работе будут рассмотрены условия ведения, требования,
содержание бухгалтерского учета в малом бизнесе. В зависимости от объема и
вида деятельности будет показано несколько вариантов ведения бухгалтерского
учета на МП.
Глава1. Основы бухгалтерского учета.
1. Сущность и основные задачи.
Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора,
регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе,
обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и
документального учета всех хозяйственных операций.
Основными задачами бухгалтерского учета являются:
формирование полной и достоверной информации о деятельности
организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним
пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям,
участникам и собственникам имущества организации, а также внешним -
инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;
обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним
пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением
законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией
хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением
имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и
финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и
сметами;
предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности
организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее
финансовой устойчивости.
Ведение бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с
нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к
применению (Закон «О бухгалтерском учете», положения по бухгалтерскому
учету), другие носят рекомендательный характер (План счетов, методические
указания, комментарии).
Закон по бухгалтерскому учету и отчетности определяет правовые основы
бухгалтерского учета, его содержание, принципы, организацию, основные
направления бухгалтерской деятельности и составления отчетности, состав
хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и представлять
финансовую отчетность.
2. Предмет и методология бухгалтерского учета
Предметом бухгалтерского учета являются имущество предприятия,
находящееся в виде средств и обязательств, движение этого имущества
посредством хозяйственных операций, происходящих в сферах снабжения,
производства и реализации продукции, а также результаты деятельности
предприятия.
Имущество предприятия, его обязательства, источники формирования этого
имущества (собственные, заемные и др.), хозяйственные операции составляют
объекты бухгалтерского учета.
Хозяйственная операция характеризует отдельные хозяйственные действия
(факты), вызывающие изменения в составе, размещении имущества и источниках
его образования.
Методологическую основу организации бухгалтерского учета составляет
система способов и определенных приемов, которые осуществляются посредством
документации, инвентаризации, бухгалтерского баланса, системы синтетических
и аналитических счетов с применением метода двойной записи, оценки
имущества и обязательств, других статей баланса, калькуляции и отчетности
предприятия.
1. Документация - это первичная регистрация хозяйственных операций с
помощью документов в момент и в местах их совершения.
Обязательным условием отражения хозяйственных операций в системном
бухгалтерском учете является оформление их первичными документами,
обладающими определенными характеристиками и отвечающими соответствующим
требованиям (они должны быть достоверными, ясными, объективными и др.). При
организации учета с помощью вычислительных машин роль первичных документов
выполняют машинные носители информации (магнитные ленты, диски и др.),
удостоверяющие факт выполнения хозяйственной операции.
2. Инвентаризация - способ проверки соответствия фактического наличия
имущества в натуре данным бухгалтерского учета. Инвентаризация проводится с
целью обеспечения достоверности показателей бухгалтерского учета и
сохранности имущества предприятия.
3. Бухгалтерский баланс - способ экономической группировки и обобщения
информации об имуществе и обязательствах предприятия, организации по
составу и размещению и источникам их образования в денежной оценке на
определенную дату.
Средства предприятия отражаются в бухгалтерском балансе денежном
выражении в двух группировках: одна показывает, какими средствами
предприятие располагает, другая - из каких источников они возникли.
Обе части бухгалтерского баланса равны между собой, так как в них
отражается одно и то же имущество, но, с одной стороны по составу и
размещению, с другой - по источникам его образования.
4. Система счетов и двойная запись.
Счета бухгалтерского учета предназначены для сбора и группировки
информации (бухгалтерских данных) как о состоянии и движении хозяйственных
средств предприятия, так и об их источниках. Документы, поступающие в
бухгалтерию с мест совершения хозяйственных операций, проверяются,
обрабатываются и регистрируются на счетах бухгалтерского учета.
Счета тесно связаны с балансом, поскольку открываются на основании
баланса и в свою очередь их данные переносятся в баланс.
Деление счетов на активные и пассивные также связано с балансом.
Независимо от их вида строение счетов одинаково. Они представляют
собой двухстороннюю таблицу, левая сторона которой называется "Дебет"',
правая - "Кредит". Назначение сторон в активных и пассивных счетах
различно, что видно из приведенных схем (сх.1. сх.2)
|Схема1 |
|Активные счета |
|Дебет |Кредит |
|Сальдо (остаток) хозяйственных |Хозяйственные операции, вызывающие|
|средств на начало месяца |уменьшение (-) хозяйственных |
| |средств за отчетный месяц |
|Хозяйственные операции, вызывающие | |
|(+) увеличение хозяйственных средств| |
|за отчетный месяц | |
|Сумма хозяйственных операций |Сумма хозяйственных операций |
|составит оборот по дебету счета за |составит оборот по кредиту счета |
|отчетный месяц |за отчетный месяц |
|Сальдо (остаток) на конец месяца | |
|равно сальдо на начало месяца + | |
|оборот по дебету - оборот по кредиту| |
|Схема2 |
|Пассивные счета |
|Дебет |Кредит |
|Хозяйственные операции, вызывающие |Сальдо (остаток) источников |
|уменьшение (-) источников |хозяйственных средств на начало |
|хозяйственных средств за отчетный |месяца |
|месяц | |
| |Хозяйственные операции, вызывающие|
| |(+) увеличение источников |
| |хозяйственных средств за отчетный |
| |месяц |
|Сумма хозяйственных операций |Сумма хозяйственных операций |
|составит оборот по дебету счета за |составит оборот по кредиту счета |
|отчетный месяц |за отчетный месяц |
| |Сальдо (остаток) на конец месяца |
| |равно сальдо на начало месяца + |
| |оборот по кредиту - оборот по |
| |дебету |
Одни счета называют синтетическими, другие - аналитическими. На
синтетических счетах регистрируется обобщенная информация по состоянию и
движению хозяйственных средств и их источников в стоимостном (денежном)
выражении. Например, счет 10 «Материалы» объединяет весь ассортимент
материальных ценностей, находящихся в распоряжении предприятия. Дать
справку об их наличии, даже стоимостном, по этой информации невозможно.
Такие синтетические счета называют главными счетами, или счетами первого
порядка. Для получения более конкретных сведений в их развитие открывают
синтетические счета второго порядка - субсчета. Например, к счету 10 -
субсчет 10-1 «Сырье и материалы». Указанной информации о состоянии и
движении материалов также недостаточно для контроля за их сохранностью,
управления запасами, планирования процесса заготовления. Нужны более
детальные, частные сведения о видах и количестве материальных ценностей.
Счета такого вида и назначения называют аналитическими.
Количество синтетических счетов ограничивается планом счетов,
утверждаемым Минфином РФ.
Состав аналитических счетов устанавливает предприятие самостоятельно,
ориентируясь на потребность производственных служб, контрольных функций
бухгалтерии.
Аналитический учет осуществляется в двух измерителях: количественном и
денежном (стоимостном).
Следующий элемент метода бухгалтерского учета - двойная запись -
устанавливает правило отражения на счетах суммы каждой хозяйственной
операции. Она записывается дважды: по дебету одного и кредиту другого счета
независимо от их вида.
В результате обработки документов бухгалтер устанавливает
корреспонденцию счетов (проводку), указывая дебетуемый и кредитуемый счета.
5. Оценка представляет собой способ выражения в денежном измерении
имущества предприятия и его источников. Реальность правильность оценки
имущества предприятия и его источников имеют важнейшее значение для
Страницы: 1, 2, 3, 4
|